Содержание
- Задание 1[10 баллов] «ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ»
- Задание 2. [20 баллов] «ОБРАЗ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ»
- Задание 3. [40 баллов] «РАБОТА С ТЕКСТОМ»
Задание 1[10 баллов] «ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ»
В стихотворении перепутаны строки.
а) Восстановите стихотворение: перепишите строки в правильном порядке.
Подсказка 1: обратите внимание на знаки препинания в концах строк.
Подсказка 2: стихотворение содержит два четверостишия и два трёхстишия.
Гекзаметра священные напевы.
Природы он рисует идеал.
У нас ещё его не знали девы,
И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсво́рт его орудием избрал,
Суровый Дант не презирал сонета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
В нём жар любви Петрарка изливал;
Когда вдали от суетного света
Свои мечты мгновенно заключал.
Под сенью гор Тавриды отдалённой
Игру его любил творец Макбета;
Певец Литвы в размер его стеснённый
Как для него уж Дельвиг забывал
б) Если текст правильно восстановлен, то должна получиться определённаястихотворная форма. Как она называется? Подсказка содержится в самомтексте стихотворения.
в) Что Вам известно об этой стихотворной форме? Напишите об этом (не более5 предложений).
Ответ
а) Восстановленный текст:
Суровый Дант не презирал сонета;
В нём жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдалённой
Певец Литвы в размер его стеснённый
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас ещё его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.
(А.С.Пушкин. «Сонет») Указание на имя автора не требуется.
Критерии оценивания | Баллы |
Текст восстановлен верно | 5 |
Текст восстановлен верно, но имеются ошибки при переписывании | 4 |
Имеются разночтения с оригиналом, не влияющие на смысл текста | 3 |
Имеются 1–2 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста | 2 |
Имеются 3–4 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста | 1 |
Текст существенно искажён | 0 |
б) Если текст правильно восстановлен, то должна получиться определённая стихотворная форма. Как она называется? Подсказка содержится в самом тексте стихотворения.
Сонет.
1 балл за правильный ответ.
в) Что Вам известно об этой стихотворной форме? Напишите об этом (не более 5 предложений).
До 4 баллов в зависимости от полноты, точности и грамотности ответа.
Не требуется энциклопедичность, достаточно сведений о происхождении этой твёрдой формы (эпоха Возрождения в Европе), о композиционной точности сонета, о его формальных признаках (14 строк по определённым схемам рифмовки, возможны указания на разные типы сонета). Хорошо, если названы имена известных авторов сонетов (например, Шекспир, Петрарка).
Задание 2. [20 баллов] «ОБРАЗ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ»
Прочитайте отрывки стихотворных текстов, принадлежащие разным авторам.
Определите, какую роль играет в них образ георгина (н. ф. – георгин, м. р.; устар. и проф. георгина, ж. р.). Выделите общие черты этого образа в разных отрывках, назовите их, напишите об этом, опираясь на представленные тексты.
Рекомендуемый объём – 100–150 слов.
Как хорошо, как всё знакомо тут!
Сирень, и резеда, и эпомеи,
И георгины гордые цветут.
(К.Д. Бальмонт. «Памяти И.С. Тургенева», 1893)
Сад туманен. Сад мой до́нят
Белым холодом низин.
Равнодушно он уронит
Свой венец из георгин.
(И.Ф. Анненский. «Осенняя эмаль», 1880–1909)
Последний луч, и жёлтый и тяжёлый,
Застыл в букете ярких георгин,
И как во сне я слышу звук виолы
И редкие аккорды клавесин.
(А.А. Ахматова. «Вечерняя комната», 1911)
Одни георгины на стеблях стоят
И кланяются надменно:
«Спускайтесь, туманы, закройся сад,
Мы скоро уходим со сцены».
(Е.Г. Полонская. «Садовник», 1967)
Меркнет вечер томительно длинный,
В опустевший входя мезонин,
Ядовито горят георгины
Посреди отсыревших куртин.
(В.А. Рождественский. «Всё краснее и ярче рябина…», 1976)
Критерии оценивания | Баллы |
Сделано обобщение: найдены общие черты конкретного образа в при ведённых отрывках | 0–5 баллов |
Подчёркнуты связи, ассоциации, помогающие понять роль конкрет ного образа, названы его определяющие черты | 0–10 баллов |
Грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфогра фических, пунктуационных ошибок) (в пределах изученного по русскому языку материала) | 0–5 баллов |
Задание 3. [40 баллов] «РАБОТА С ТЕКСТОМ»
Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.
Вариант 1. Прозаический текст.
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом,свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 250–300 слов.
Михаил Михайлович Зощенко (1894–1958)
СТАКАН
Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдоваего, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой деньнебольшой пикничок устроила.
И меня пригласила.
– Приходите, – говорит, – помянуть дорогого покойника, чем бог послал.Курей и жареных утей у нас, – говорит, – не будет, а паштетов тоже непредвидится. Но чаю хлебайте сколько угодно, вволю и даже можете с собойдомой брать.
Я говорю:
– В чае хотя интерес небольшой, но прийти можно. Иван Антонович Блохин довольно, – говорю, – добродушно ко мне относился и даже бесплатно потолок побелил.
– Ну, – говорит, – приходите тем более.
В четверг я и пошёл.
А народу припёрлось множество. Родственники всякие. Деверь тоже, ПётрАнтонович Блохин. Ядовитый такой мужчина со стоящими кверху усиками.
Против арбуза сел. И только у него, знаете, и делов, что арбуз отрезает перочинным ножом и кушает.
А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, непринимает. Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, – шваброй малостьотзывает. И взял я стакашек и отложил к чёрту в сторону.
Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми итрещину дай.
Я думал, не заметят. Заметили, дьяволы.
Вдова отвечает:
– Никак, батюшка, стакан тюкнули?
Я говорю:
– Пустяки, Марья Васильевна Блохина. Ещё продержится.
А деверь нажрался арбуза и отвечает:
– То есть как это пустяки? Хорошие пустяки. Вдова их в гости приглашает,а они у вдовы предметы тюкают.
А Марья Васильевна осматривает стакан и всё больше расстраивается.
– Это, – говорит, – чистое разорение в хозяйстве – стаканы бить. Это, – говорит, – один – стакан тюкнет, другой – крантик у самовара начисто оторвёт, третий – салфетку в карман сунет. Это что ж и будет такое?
А деверь, паразит, отвечает:
– Об чём, – говорит, – речь. Таким, – говорит, – гостям прямо морды надо арбузом разбивать.
Ничего я на это не ответил. Только побледнел ужасно и говорю:
– Мне, – говорю, – товарищ деверь, довольно обидно про морду слушать.
Я, – говорю, – товарищ деверь, родной матери не позволю морду мне арбузом разбивать. И вообще, – говорю, – чай у вас шваброй пахнет. Тоже, – говорю, – приглашение. Вам, – говорю, – чертям, три стакана и одну кружку разбить – и то мало.
Тут шум, конечно, поднялся, грохот.
Деверь наибольше других колбасится. Съеденный арбуз ему, что ли, в голову бросился.
И вдова тоже трясётся мелко от ярости.
– У меня, – говорит, – привычки такой нету – швабры в чай ложить.
Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите. Маляр, – говорит, – Иван Антонович в гробе, наверное, повёртывается от этих тяжёлых слов… Я, говорит, щучий сын, не оставлю вас так после этого.
Ничего я на это не ответил, только говорю:
– Тьфу на всех, и на деверя, – говорю, – тьфу.
И поскорее вышел.
Через две недели после этого факта повестку в суд получаю по делу Блохиной.
Являюсь и удивляюсь.
Нарсудья дело рассматривает и говорит:
– Нынче, – говорит, – все суды такими делами закрючены, а тут ещё не угодно ли. Платите, – говорит, – этой гражданке двугривенный и очищайте воздух в камере.
Я говорю:
– Я платить не отказываюсь, а только пущай мне этот треснувший стакан отдадут из принципа.
Вдова говорит:
– Подавись этим стаканом. Бери его.
На другой день, знаете, ихний дворник Семён приносит стакан. И ещё нарочно в трёх местах треснувший.
Ничего я на это не сказал, только говорю:
– Передай, – говорю, – своим сволочам, что теперь я их по судам затаскаю.
Потому, действительно, когда характер мой задет, – я могу до трибунала дойти.
(1923)
- Почему этот текст можно считать художественным?
- Почему все персонажи говорят в одном стиле?
- Какова речь рассказчика? Опишите её морфологию, лексику, синтаксис.
- Каков внутренний мир рассказчика?
- Каков мир героев, описанный в этом рассказе?
- В каких ещё произведениях Вам встречались подобные герои?
- Что можно сказать об авторской позиции?
Вариант 2. Стихотворный текст.
Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 250–300 слов.
Ада Адамовна Якушева (1934–2012)
В РЕЧКЕ КАМЕННОЙ
В речке каменной бьются камни,
По гранитным скользя камням.
Древними каменными глазами
Смотрят горы на меня.
Смотрят горы сквозь серый вереск,
Заклиная наперебой.
Я каменею, почти поверив
В их могущество над тобой.
Я немею, поверив словно
В риск на каменном краю
И в ледяную немногословность,
Так похожую на твою.
И с протянутыми руками
В этой каменной стране
Я бы навек обратилась в камень,
Чтобы ты поклонялся мне.
(1963)
- К кому обращается лирическая героиня? Как выстроены отношения между ней и адресатом («я» и «ты»)?
- О чём думает, что чувствует лирическая героиня?
- Зачем в стихотворении так много повторов?
- Какие слова в тексте перекликаются между собой (кроме прямых повторов)? Почему?
- В каких ещё произведениях Вам встречались подобные темы и образы?
- Если бы стихотворение было лишено последней строфы, это существенно меняло бы его смысл или нет? Почему?
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Критерии оценивания | Баллы |
Наличие/отсутствие ошибок в понимании текста; последовательное и адекватное раскрытие смысла текста в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | 15 |
Композиционная стройность работы, её общая логика и стилисти ческая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | 10 |
Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Общая грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Максимальный балл | 40 |
Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 70.