Содержание
Задание 1[30 баллов] «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..»
Прочитайте.
- А) Три года тому назад, однажды, в зимний вечер <…> тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошёл в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное своё действие. Гнев проезжего прошёл; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдёрнув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с чёрными усиками.
- Б) Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа её под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а [Иван Петрович] пригласил его к себе.
- Напишите имя автора и названия произведений (по отдельности и общее), откуда взяты эти отрывки. Напишите также фамилию Ивана Петровича из второго отрывка.
- Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог лошади на почтовой станции о событиях повести или монолог лошади Муромского о хозяине и его дочери. Объём – 150–200 слов.
Ответы и критерии оценивания
- А.С. Пушкин (1 балл), «Повести Белкина» (1 балл), «Станционный смотритель» (1 балл), «Барышня-крестьянка» (1 балл), Берестов (1 балл). Всего 5 баллов.
- Монолог лошади.
Занимательность содержания, точность характеристик, наличие / отсутствие фактических ошибок | 0–10 баллов |
Обращение к тексту произведения | 0–5 баллов |
Единство стиля и общая логика текста | 0–5 баллов |
Общая грамотность (наличие / отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок) | 0–5 баллов |
Итого | 25 баллов |
Задание 2. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.
Вариант 1. Прозаический текст
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 250–300 слов.
Вера Агафонова (р. 1979)
НАРИСОВАННАЯ РАДОСТЬ
Полукруглый лепесток, круглая выемка… Бумага вкусно похрустывает, разделяясь под ножницами. Марина вслушивается в этот приятный хруст и слегка даже отвлекается от своего дела. Ножницы соскальзывают, защемляя нежную кожу на пальце. Мать, всевидящая и вездесущая, тут же восклицает из-за спины:
– Мариночка, солнышко, аккуратнее! Побереги руки.
Мать права. Руки надо беречь. Они странные, эти руки: они могут небрежно, как бы случайно, бросать на белый лист диковинные ягоды – и с трудом удерживают чашку с чаем.
С ножницами они тоже особо не дружат, поэтому ножницы им мстят – вот как сегодня, несмотря на это, приходится брать эту недружелюбную вещицу и резать бумагу. Цветы – ромашки, орхидеи, маргаритки – рассыпаны по белому полю; нужно собрать их, перевернуть наизнанку и написать на них загадки и забавные задания.
Отец втискивается в дверь, жуя бутерброд, придирчиво разглядывает маргаритки и припечатывает:
– Ерундой страдаешь, Маришка! Телевизор бы лучше глядела.
Марина смотрит на него – а глаза у неё огромные, в каждом – по васильковому полю, – просто смотрит. Отец вздыхает и уходит досматривать футбол.
Марина разворачивает ромашку, слегка покалеченную ножницами, и надписывает: «Прочитай какое-нибудь стихотворение детским голосом». И сама начинает мысленно цитировать: «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу…». Бычок молодец – он качается, но пока идёт. «Сейчас я упаду…»
Раньше Марина тоже умела ходить, лет до шести. А потом какая-то невидимая и неукротимая змея, пробуравив землю у Марининых ног, проникла в её ступни и пробиралась всё выше и выше, заставляя девочку сначала ковылять неуклюже, как бычок из стихотворения, а потом сесть в кресло и больше уже не подняться. Но Марина рада, потому что у неё есть васильковые глаза, которые видят прекрасный мир – намного прекраснее, чем видят все остальные. Ещё у неё есть руки, которые не могут отпереть дверь квартиры, но могут открыть волшебную дверцу в мольберте – и мир за ней еще более удивителен. А ещё эти руки могут вынести этот огромный мир – поле в цветах, небо, пронизанное солнечным светом, – и показать его всем тем, кто не замечал такой красоты.
Сегодня Марина рисует свои цветы потому, что завтра у неё день рождения. Придут гости – человек двадцать, не меньше. Они не будут танцевать, потому что стесняются, значит, надо сделать так, чтобы им не было скучно; тогда никто не будет молчать и украдкой поглядывать на её железный капкан. «Это моя колесница!», – смеётся иногда Марина, и васильковые глаза становятся темнее.
Мать берёт из буфета большое блюдо и начинает замешивать бисквит. На стене, над её головой, висит картина – сиреневый луг, падающие звезды и женщина – светлая, одинокая, осыпанная звездопадом. Марина смотрит на нее, долго, безмолвно, а после спрашивает:
– Мама. Ты меня замуж выдашь?
Мать на секунду перестает размешивать тесто и тут же спокойно отвечает:
– Конечно, выдам. Как же?
Марина смотрит васильковыми глазами на светлую женщину, просто смотрит. Где-то, наверно, есть принц на белом коне, только её железную колымагу на этого коня явно не погрузят. Зато у неё есть хитрые руки, и волшебный ключ-кисточка, им можно отпереть заветную дверцу – только прикоснуться к мольберту. Можно позвать на сиреневый луг ослепительных бабочек, и золотистых оленей с огромными грустными глазами, и дождь, подсвеченный солнцем. И подарить всё это друзьям, которые придут завтра на её день рождения – чтобы они радовались, и удивлялись, и смеялись, – и чтобы всё это было искренне.
(2007)
- Как описана главная героиня? Как она относится к своей болезни?
- Какие детали в её портрете запомнились вам и почему?
- Каково авторское отношение к своей героине?
- Как описаны отец и мать Марины?
- Какие слова и словосочетания повторяются в рассказе? Зачем это нужно автору?
- Почему действие рассказа разворачивается накануне дня рождения героини?
- Как вы понимаете название рассказа?
Вариант 2. Поэтический текст
Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 250–300 слов.
Виктор Генрихович Гофман (1950–2015)
МЕТЕЛЬ
Бесшабашная, дикая сила,
Шумный гость из далёких широт,
Наконец-то метель закружила,
И по всем закоулкам метёт.
Но безумие снежное ближе,
Чем скучающий дождик смурной,
Надоело в исхоженной жиже
Чертыхаться и чавкать зимой.
Я люблю этот посвист широкий,
Как в степи пугачёвский набег,
Пусть слепит и царапает щёки,
Бьёт в лицо нескончаемый снег.
Но, когда, горячась, сатанея,
Я иду на неё всё быстрей,
Приближение бездны яснее,
Ощущение жизни острей.
(2011)
- Как описана метель в стихотворении?
- Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения?
- Какие произведения, описывающие метель, вам известны и в чём их можно сопоставить со стихотворением Виктора Гофмана?
- Почему метель сравнивается с «пугачёвским набегом»?
- Каково авторское отношение к метели? Как это отношение отражено в художественных приёмах?
- Как вы понимаете смысл последней строфы?
Критерии оценивания
Критерии оценивания | Баллы |
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | 15 |
Общая логика текста и композиция работы. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | 10 |
Подкрепление доказательств текстом, уместность цитирования. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Максимальный балл | 40 |
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Максимальный балл за все выполненные задания – 70.