Задание 1
На листе бумаги построили параболу – график функции y=ax2+bx+c при a>0, b>0 и c>0, – а оси координат стёрли. Как они могли располагаться? (Изобразите любой пример, соответствующий указанным знакам коэффициентов, не изменяя положения самой параболы.)
Ответ: см. рис. 10.1.
Решение
Так как a>0, то ветви параболы “раскрыты” вдоль положительного направления оси ординат. Так как c>0, то точка пересечения графика с осью ординат имеет отрицательную ординату. Так как –b/2a<0, то вершина параболы находится в полуплоскости x<0.
Критерии проверки
- “+” – приведен верный рисунок без пояснений, либо верный рисунок с верными пояснениями
- “±” – приведен верный рисунок, к которому даны пояснения, содержащие ошибки
- “±” – приведен верный рисунок без пояснений, либо верный рисунок с верными пояснениями, но на нем изменена ориентация системы координат (поворот от луча OX к лучу OY осуществляется по часовой стрелке)
- “ ” – приведен верный рисунок, но изменено положение параболы (она перевернута)
- “ ” – рисунок неверен, но правильно направлена ось ординат
- “–” – задача не решена или решена неверно
Задание 2
Сумма двух целых чисел равна S . Маша умножила левое число на целое число a , правое – на целое число b , сложила эти произведения и обнаружила, что полученная сумма делится на S . Алёша, наоборот, левое число умножил на b , а правое – на a . Докажите, что и у него аналогичная сумма разделится на S .
Решение
Пусть x – левое число, а y – правое; по условию: x+y=S. Тогда у Маши получилось число ax+by, а у Алёши – число bx+ay. Сумма этих чисел равна ax+by+bx+ay=(a+b)(x+y)=(a+b)S, то есть она делится на S . Так как одно из двух слагаемых (число Маши) делится на S, то и другое (число Алеши) делится на S , что и требовалось.
Критерии проверки
- “+” – приведено полное обоснованное решение
- “±” – приведено верное в целом рассуждение, содержащее незначительные пробелы или неточности
- “–” – рассмотрены только частные случаи или конкретные примеры
- “–” – задача не решена или решена неверно
Задание 3
В зоопарке есть 10 слонов и огромные чашечные весы. Известно, что если любые четыре слона встанут на левую чашу и любые три на правую, левая чаша перевесит. Три слона встали на левую чашу и два – на правую. Обязательно ли левая чаша перевесит?
Ответ: обязательно.
Решение
Первый способ
Пусть три слона встали на левую чашу весов, а два – на правую, и при этом левая чаша не перевесила правую. Попросим тогда самого лёгкого из пяти слонов, не стоящих на весах, встать на левую чашу, а самого тяжёлого – на правую. В этом случае левая чаша по-прежнему не сможет перевешивать правую, что противоречит условию. Следовательно, левая чаша обязательно перевесит.
Второй способ
Запишем массы слонов в порядке возрастания: m1 ≤ m2 ≤ … ≤ m10. По условию: m1 + m2 + m3 + m4 > m8 + m9 + m10. Так как m4 ≤ m8, то m1 + m2 + m3 > m9 + m10. Таким образом, три самых лёгких слона тяжелее двух самых тяжёлых, следовательно, любые три слона тяжелее любых двух из оставшихся.
Критерии проверки
- “+” – приведено полное обоснованное решение (любым способом)
- “±” – приведено верное в целом рассуждение, содержащее незначительные пробелы или неточности
- “–” – рассмотрены только частные случаи или конкретные примеры
- “–” – задача не решена или решена неверно
Задание 4
Из вершины тупого угла А треугольника АВС опущена высота AD. Проведена окружность с центром D и радиусом DA, которая вторично пересекает стороны AB и AC в точках M и N соответственно. Найдите AC, если AB = c, AM = m и AN = n.
∙Ответ: mc/n.
Решение
Докажем, что АМ∙АВ = AN∙AC. Это можно сделать по-разному.
Первый способ
В прямоугольных треугольниках ADB и ADC проведём высоты DP и DQ соответственно (см. рис. 10.4а). Тогда АР∙АВ = AD2 = AQ∙AC. Так как треугольники ADM и ADN – равнобедренные, то АР = 12AM и АQ = 12AN.
Заменив АР и АQ в равенстве АР∙АВ = AQ∙AC, получим требуемое.
Второй способ
Докажем, что четырёхугольник BMNC – вписанный, тогда требуемое равенство будет следовать из теоремы об отрезках секущих, применённой к точке А и окружности, описанной вокруг четырёхугольника BMNC (см. рис. 10.4б).
Пусть ∠ANM = α, тогда ∠AОM = 2α (вписанный и центральный углы, опирающиеся на одну и ту же дугу). Кроме того, из равнобедренного треугольника ADM: ∠MAD = 90° – α, поэтому ∠АВС = α. Из равенства ∠АВС = ∠ANM следует, что BMNC – вписанный.
После того, как доказано указанное равенство, достаточно подставить в него данные из условия задачи и получить ответ.
Третий способ
Пусть данная окружность пересекает отрезки BD и СD в точках K и L соответственно, а ее радиус равен R (см. рис. 10.4в). Тогда по теореме об отрезках секущих: ВА∙ВМ = BL∙BK, то есть c(c – m) = BK(BK + 2R). Из треугольника ABD по теореме Пифагора: с2 = (BK + R)2 + R2 = 2R2 + BK2 +2BK∙R. Следовательно, c(c – m) = с2 – 2R2, откуда c∙m = 2R2.
Проведя аналогичное рассуждение для стороны AC,получим, что АС∙n = 2R2. Тогда АС = mcn.
Критерии проверки
- “+” – приведено полное обоснованное решение
- “±” – приведено верное в целом рассуждение, содержащее незначительные пробелы или неточности (например, перепутаны m и n)
- “±”– план решения верный и получен верный ответ, но не доказаны какие-то из используемых фактов (например, использовано, но не доказано, что четырехугольник BMNC – вписанный)
- “±” – план решения верный, но само решение содержит ошибки, либо не доведено до конца
- “±” – нет четкого плана решения, но обоснованы какие-то существенные факты, из которых можно получить решение
- “–” – приведен только ответ
- “–” – задача не решена или решена неверно
Задание 5
Вася разобрал каркас треугольной пирамиды в кабинете математики и хочет из её шести рёбер составить два треугольника так, чтобы каждое ребро являлось стороной ровно одного треугольника. Всегда ли Вася сможет это сделать?
Ответ: всегда.
Решение
Заметим, что если Вася сумеет сложить треугольник из рёбер, выходящих из одной вершины тетраэдра, то второй треугольник уже сложен, и задача решена.
Пусть АВ – самое длинное ребро тетраэдра DABC (см. рис. 10.5).
Предположим, что ни из тройки рёбер с общей вершиной А, ни из тройки рёбер с общей вершиной В, Вася не может сложить треугольник. Это означает, что АВ ≥ AC + AD и АВ ≥ BC + BD. Тогда 2АВ ≥ AC + AD + BC + BD.
C другой стороны, по неравенству треугольника для граней ABD и ABC, получим: АВ < AD + BD и АВ < AC + BC. Тогда 2АВ < AC + AD + BC + BD – противоречие.
Критерии проверки
- “+” – приведено полное обоснованное решение
- “ ” – присутствует верная идея решения, но оно не доведено до конца или допущена ошибка
- “–” – разобраны только какие-то частные случаи (например, рассмотрен правильный тетраэдр)
- “–” – задача не решена или решена неверно
Задание 6
100 включённых и 100 выключенных фонариков случайным образом разложены по двум коробкам. У каждого фонарика есть кнопка, нажатие которой выключает горящий фонарик и зажигает выключенный.
Ваши глаза завязаны, и Вы не можете видеть, горит ли фонарик. Но Вы можете перекладывать фонарики из коробки в коробку и нажимать на них кнопки. Придумайте способ добиться того, чтобы горящих фонариков в коробках было поровну.
Решение
Сначала переложим все фонарики в правую коробку, не трогая выключатели. Далее переложим из правой коробки в левую любые сто фонариков, переключая при этом каждый, и цель будет достигнута. Докажем это.
При перекладывании (с переключением) одного фонарика разность между количествами горящих фонариков справа и слева уменьшается на 1. Действительно, если мы взяли фонарик, который не горел, зажгли его и переложили налево, то справа количество горящих фонариков не изменилось, а слева оно увеличилось на 1. Если же мы взяли горящий фонарик, погасили его и переложили налево, то справа количество горящих уменьшилось на 1, а слева оно осталось прежним. В тот момент, когда все фонарики находились в правой коробке, рассматриваемая разность равна 100, значит, после ста перекладываний она станет равной нулю, что и требуется.
Существуют и другие алгоритмы действий.
Критерии проверки
- “+” – приведено полное обоснованное решение
- “±” – приведен верный алгоритм, но его обоснование неполно (например, сказано, что разность горящих фонариков будет уменьшаться на 1, но не объяснено, почему
- “±” – приведен только верный алгоритм без всяких объяснений
- “–” – задача не решена или решена неверно