Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 11 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

Задание 1.1.

Сторонники договорной теории называли среди причин возникновения государства

  1. необходимость защиты естественных прав
  2. необходимость обеспечения безопасности
  3. необходимость подавлять сопротивление завоёванных народов
  4. разделение труда
  5. необходимость строительства крупных ирригационных сооружений
  6. необходимость организации управления при укрупнении семьи

Задание 1.2.

Выберите общие признаки между рыночной и плановой экономикой.

  1. поиск способов эффективного использования сырья и материалов
  2. обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей
  3. установление цен на товары посредством колебаний спроса и предложения
  4. разрешение проблемы ограниченности ресурсов
  5. специализация отраслей хозяйства и предприятий
  6. директивное планирование выпуска товаров

Задание 1.3.

К обстоятельствам смягчающим уголовное наказание, относятся:

  1. отсутствие умысла на совершение преступления
  2. несовершеннолетие виновного
  3. состояние инвалидности у виновного
  4. наличие малолетних детей у виновного
  5. наличие ребёнка-инвалида на попечении виновного
  6. совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств

Задание 1.4.

К ранним формам религии относятся:

  1. деизм
  2. анимизм
  3. фетишизм
  4. материализм
  5. тотемизм
  6. монотеизм

Задание 1.5.

К методам теоретического познания относятся:

  1. гипотеза
  2. эксперимент
  3. наблюдение
  4. описание
  5. диспозиция
  6. идеализация

Ответ:

1.1.1.2.1.3.1.4.1.5.
1214524623516

 

2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 2

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте наиболее точный ответ.Уровень технологий, цены ресурсов, величина налогов, количество производителей.

Ответ: неценовые факторы предложения.

3 балла за верный ответ.

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте наиболее точный ответ.

Многочисленность, фиксированное членство, существование за счёт членских взносов, сложная внутренняя структура.

Ответ: признаки массовых партий.

3 балла за верный ответ.

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Повышение в должности, смена партийной принадлежности, разжалование из офицера в рядового, получение учёной степени.

Ответ: примеры вертикальной социальной мобильности. Лишнее ‒ смена партийной принадлежности.

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм.

Ответ: общее – кармические религии. Лишнее – иудаизм (авраамическая религия).

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 6

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

  • 6.1. Для наступления гражданско-правовой ответственности обязательно наличие вины.
  • 6.2. Три основных закона диалектики были предложены представителем направления объективного идеализма Г. Гегелем.
  • 6.3. Эффект Веблена описывает повышение спроса на товар, вызванное повышением цены на него.
  • 6.4. В большинстве федеративных государств конституционно закреплено право субъекта на выход из состава государства.
  • 6.5. В характеристиках типологии семьи термины «нуклеарная» и «многопоколенная» антонимичны.
  • 6.6. Компенсаторная функция религии заключается в общении между верующими по поводу отправления религиозных обрядов.

Ответ:

6.1.6.2.6.3.6.4.6.5.6.6.
нетдаданетданет

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

На экзамене студенту задали вопрос об уровнях познания. Переволновавшись, он допустил ошибки в ответе. Выпишите номера неверных суждений и исправьте их.

1. Познание ‒ совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. 2. Познание является основным предметом онтологии (теории познания). 3. В качестве основных источников, ступеней познания выделяются чувства (чувственное познание), разум (рациональное познание), интуиция (интуитивное познание). 4. Интуитивное познание как отдельная ступень познания рассматривается в религиозно-философских концепциях. 5. К основным формам чувственного познания относятся умозаключение, ощущение, восприятие. 6. Формами рационального познания являются гипотеза (т. е. стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности) и теория. 7. Точка зрения, согласно которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом, называется рационализмом.

Ответ: 2. Теория познания ‒ гносеология 5. Умозаключение ‒ форма рационального познания. 6. Стройная система понятий ‒ теория; гипотеза ‒ это предположение.

По 2 балла за каждый тезис.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 8

Решите задачу.

На момент смерти гражданина Фёдорова в живых находились: его сестра 62 лет, падчерица 26 лет, дочь от первого брака покойной жены Фёдорова, два племянника 17 и 19 лет, сыновья умершего брата Фёдорова, а также двоюродный племянник 16 лет, проживавший последние два года на иждивении Фёдорова. Завещания Фёдоров не оставил. Как должно быть распределено наследство Фёдорова в сумме 600 000 рублей? Укажите точную сумму наследства, которую должен получить каждый из наследников.

Ответ:

Так как Фёдоров не оставил завещания и у него нет наследников первой очереди, то к наследованию будут призваны наследники второй очереди – сестра, племянники (по представлению), а также двоюродный племянник как нетрудоспособный иждивенец, проживший на иждивении наследодателя более 1 года.

Наследство будет распределено следующим образом:

  1. Сестра: 600 000 : 3 = 200 000.
  2. Племянники: 600 000 : 3 : 2 = 100 000.
  3. Двоюродный племянник: 600 000 : 3 = 200 000.

3 балла за верное определение круга наследников, 1 балл, если в определении наследников допущена одна ошибка.

1 балл за верный расчёт суммы наследства для каждого из наследников.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 9

Прочитайте отрывок из конституции одного из государств.

  • 9.1. На основании отрывка определите точную форму правления. Свой ответ обоснуйте. Приведите четыре обоснования.
  • 9.2. Определите точную форму государственного устройства страны. Свой ответ обоснуйте. Приведите два обоснования.

Статья 42. Король является руководителем государства, его высшим представителем, символом единства нации, гарантом постоянства и постоянного развития и главным арбитром при спорах между государственными организациями. Также король контролирует уважение конституции, надлежащую работу конституционных организаций, защиту демократического выбора, прав и свобод граждан, территориальных единиц и соблюдение международных обязательств королевства.

Статья 48. Король выступает председателем Совета Министров, который состоит из руководителя и членов правительства. Совет министров собирается по инициативе короля или руководителя правительства. Король имеет право на основании определенной повестки дня назначить руководителя правительства председателем Совета Министров.

Статья 51. Король имеет право на основании дахира (декрета) распустить две палаты парламента или одну из них на условиях, указанных в статьях 96‒98.

Статья 53. Король является Верховным главнокомандующим Вооружённых Сил королевства. Он назначает людей на военные должности и имеет право делегировать эту обязанность.

Статья 56. Король выступает председателем Верховного Суда.

Статья 70. Парламент выполняет законодательную функцию.

Статья 135. К территориальным единицам королевства относятся регионы, префектуры, провинции и коммуны. Совет регионов и коммун избирается посредством всеобщего и прямого голосования. Любая территориальная единица создаётся на основании закона.

Статья 145. Центральной властью в территориальных коллективах являются вали в регионах, гувернёры в префектурах и провинциях. От имени правительства они гарантируют выполнение законов, внедряют правительственные постановления и решения и обеспечивают админис тративный контроль.

Вали и гувернёры помогают председателям территориальных единиц, в особенности председателям советов регионов, во внедрении планов и программ развития.

Под руководством соответствующих министерств они координируют деятельность децентрализованных ветвей центральной администрации и контролируют их работу.

Ответ: форма государственного правления – дуалистическая монархия. Могут быть приведены следующие обоснования: король выступает председателем Совета министров; король является арбитром при спорах между государственными организациями; король является Верховным главнокомандующим; король может распускать парламент; король является председателем Верховного Суда. Могут быть приведены иные обоснования.

4 балла за правильный ответ и 4 приведённых обоснования. 3 балла за правильный ответ и 3 приведённых обоснования. 2 балла за правильный ответ и 2 приведённых обоснования. 1 балл за правильный ответ и одно приведённое обоснование.

Форма государственного устройства – унитарное государство.

Могут быть приведены следующие обоснования: вали и гувернеры внедряют правительственные постановления и решения и обеспечивают административный контроль; координируют деятельность децентрализованных ветвей центральной администрации и контролируют их работу.

2 балла за правильный ответ и 2 обоснования, 1 балл за правильный ответ и одно обоснование.

Ответы без обоснований не принимаются.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 10

Установите соответствие между примерами социальных норм и их видами.

ПРИМЕРВИД СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
А) Для приёма на службу в полицию необходимо поручительство действующего сотрудника.1) традиции
Б) Бывшие одноклассники собираются на ежегодные встречи в первую субботу февраля.2) этические нормы
В) В первый день съёмок нового фильма разбивается тарелка с именами участников съёмочной группы.3) корпоративные нормы
Г) К незнакомым и малознакомым людям обращаются на Вы.
Д) Депутат парламента не имеет права заниматься коммерческой деятельностью.

Ответ:

АБВГД
31123

 

По 1 баллу за каждое правильное соответствие.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Установите соответствие между произведениями и их авторами.

ПРОИЗВЕДЕНИЕАВТОР
А) «Об общественном договоре»1) Т. Мор
Б) «Капитал»2) П.Ж. Прудон
В) «Государь»3) И. Кант
Г) «Что такое собственность?»4) Ж.Ж. Руссо
Д) «Утопия»5) К. Маркс
Е) «Критика чистого разума»6) Н. Макиавелли

Ответ:

АБВГДЕ
456213

По 1 баллу за каждое правильное соответствие.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 12

Из предложенного ниже списка выберите термины и понятия, характеризующие ситуацию, описанную в приведённом отрывке. Выберите семь терминов.

К 1991 г. экономическая ситуация на территории всей страны была близка к полному краху. Дефицит продуктов и промышленных товаров вынудил правительство Б.Н. Ельцина пойти на радикальные реформы, направленные на оздоровление экономики страны. План преобразований включал в себя прежде всего либерализацию цен. 2 января 1992 г. страна перешла к свободному ценообразованию. К концу года цены выросли в среднем в 26 раз. Реальные доходы населения упали на 44 %. Всего за год промышленное производство сократилось на треть. Почти половина населения оказалась за чертой бедности, росло число безработных и бездомных. В то же время стали расти быстрыми темпами доходы немногочисленной социальной верхушки. Следующим этапом преобразований стала передача в частную собственность государственных (муниципальных) предприятий. Предполагалось, что вырученные в результате денежные средства будут вложены в те сектора экономики, которые наиболее остро нуждались в этом. Однако средств не хватало, политика их распределения была очень непродуманной и неравномерной. Для пополнения бюджета государство инициировало выпуск ГКО (государственные краткосрочные облигации), которые не были подкреплены реальными активами. В результате такой политики государство оказалось не в состоянии выплачивать проценты по облигациям, и 17 августа 1998 г. было разрешено банкам приостановить выплаты. Правительство отказалось погашать платежи по своим займам. Сразу после этого курс доллара вырос в несколько раз, а курс рубля рухнул.

Список терминов и понятий: эволюция, девальвация, конвергенция, дефляция, меркантилизм, стагнация, гиперинфляция, национализация, дефолт, приватизация, нуллификация, социальная мобильность, революция, кризис, ревальвация, пауперизация, протекционизм.

Ответ: девальвация, гиперинфляция, дефолт, приватизация, социальная мобильность, кризис, пауперизация.

По 1 баллу за каждый верно указанный термин.

Максимум за задание 7 баллов.

Задание 13

Заполните схему номерами, соответствующими приведённым ниже понятиям.

Схема

Понятия: 1. создание стрессовых ситуаций, 2. информирование о социальной напряжённости, 3. позитивные, 4. функции социальных конфликтов, 5. стимулирование социальных изменений, 6. разрушение социальной системы,__ 7. негативные, 8. снятие социальной напряжённости, 9. Дезорганизация социальной жизни.

Ответ:

Схема с ответами

По 1 баллу за каждый верный элемент. Элементы могут указываться в любой правильной логической последовательности.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 14

Рассмотрите иллюстрации, отображающие социально-политическое явление. Учёные определяют это явление как «установки, убеждения и правила, лежащие в основании политической системы». Назовите это явление. Определите его типы по классификации Г. Алмонда и С. Верба, запишите их в соответствии с представленными изображениями.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Ответ: политическая культура. 1 ‒ подданническая, 2 – активистская, 3 – патриархальная.

2 балла за верно указанное явление, по 2 балла за каждый верно названный тип политического лидерства.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 15

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Отношение общества и государства к насилию определяется тысячами причин – историей и культурными традициями данного народа, конкретной политической и экономической ситуацией, личными качествами носителей власти, степенью развитости или неразвитости структур гражданского общества. Но и абстрагируясь от этих конкретных особенностей той или иной страны, можно выделить несколько факторов, способствующих тому, что насилие становится не экстраординарным и вынужденным действием, а нормой, частью официальной политической идеологии государства. Первый из этих факторов носит не столько политический, сколько мировоззренческий характер. Речь идёт об определённых представлениях о человеческой природе. Демократические режимы исходят из презумпции изначальной разумности и конструктивности человека: люди способны договариваться между собой, им не свойственны разрушительные тенденции, они склонны подчиняться правилам, существующим в обществе, поскольку понимают их разумность и необходимость. С таким взглядом на человека связано и отношение демократических систем к насилию – оно допускается лишь как исключительная мера по отношению к меньшинству населения. Массовое же политическое насилие демократическая идеология отвергает в принципе. Обратная точка зрения на человека, т. е. неверие в то, что люди будут добровольно следовать общепринятым нормам поведения, что по природе своей они тупы и агрессивны, закономерно приводит к выводу о необходимости сдерживать разрушительные тенденции, свойственные людям, силой или угрозой применения силы. Политическим следствием такой точки зрения является оправдание политического насилия и, в целом, ориентация на диктатуру.

Вторым фактором, способствующим тому, чтобы насилие становилось системообразующим фактором, стержнем политической идеологии, является определённое представление об историческом процессе. Если этот процесс видится хаотичным, случайным, в ходе которого постоянно возрастает энтропия, то для регулирования этого процесса, для введения его в какие-то рамки нужен великий человек, который сможет этот процесс структурировать. Этот великий человек, таким образом, противостоит, с одной стороны, тупости и агрессивности каждого из своих подданных, а с другой – хаосу и разрушительности, свойственным историческому процессу вообще. При этом, если согласиться, что исторический процесс хаотичен и ведёт к разрушению и гибели, то насильственные меры, применяемые для того, чтобы противостоять этому хаосу и разрушению, будут восприниматься не только как вполне приемлемые, но и как гуманные и необходимые, а сопровождающие насилие жертвы – как неизбежные. Следующий фактор – это представление политика или политической элиты о миссии – своей, своего народа, своей партии или любой другой группы, с которой идентифицируют себя субъекты__ политического процесса. Если «мы», допустим, белые люди, или «мы», коммунисты, или «мы», патриоты, призваны осуществлять некую миссию, некие принципиальные изменения в обществе, привести его к правде, к истине, осуществить Божественное предназначение, то тогда вопрос о допустимости насилия не вызывает никаких сомнений. Его вполне можно использовать, хотя бы для того, чтобы быстрее достичь высшей цели, которая, безусловно, оправдывает средства. И, наконец, еще один фактор – ориентация в политике не столько на решение повседневных проблем, сколько на некий идеальный мир. Такая ориентация приводит к представлению о малой ценности настоящего момента. Не случайно более жестокое воспитание свойственно тем педагогическим системам, которые считают ценностью не сегодняшний день, а лишь день завтрашний. Важно не то, интересно или приятно ребенку учиться сегодня, а насколько то, чему его учат сейчас, подготовит его к взрослой жизни. То же самое происходит и на уровне идеологии. Если сегодняшний день не самоценен, а является лишь переходным периодом на пути к дню завтрашнему (или к возвращению в день вчерашний, если именно там, в прошлом, остался утерянный рай), то нет моральных преград для того, чтобы ради скорейшего достижения цели использовать в политической практике любые формы насилия.

Е. Б. Шестопал.

Вопросы:

  1. Назовите четыре причины, из-за которых, по мнению автора, насилие становится отчасти официальной политической идеологией государства.
  2. С каким направлением общественно-философской мысли связано отмечаемое автором отношение к человеку, характерное для демократических режимов?
  3. Какие задачи, по мнению автора, необходимо решать политическому лидеру? Назовите три задачи.
  4. В официальной идеологии, которая допускает применение насилия, оно считается совместимым с гуманистическими идеалами. Какими доводами будут обосновываться подобные идеи? Используя текст, приведите три довода.
  5. В странах, где утвердились демократические ценности, насилие применяется только по отношению к правонарушителям и преступникам, но даже по отношению к ним практика применения насилия претерпевает изменения по сравнению с ситуацией, когда насилие является частью официальной идеологии. Назовите три подобных изменения.

Ответ:

1. 1) неверие в то, что люди будут добровольно следовать общепринятым нормам поведения, 2) необходимость регулирования исторического процесса, введение его в какие-то рамки, 3) для того чтобы достичь высшей цели, которая оправдывает средства, 4) ориентация в политике на некий идеальный мир.

По 2 балла за каждую названную причину. Всего 8 баллов.

2. Философия Просвещения. 2 балла.

3. 1) структурировать исторический процесс, 2) противостоять тупости и агрессивности подданных, 3) противостоять хаосу и разрушительности, свойственным историческому процессу.

По 2 балла за каждую названную задачу. Всего 6 баллов.

4. 1) насилие уберегает людей от зла, которое находится в них самих, 2) насилие, применяемое сейчас, позволит сделать людей счастливыми в будущем, 3) насилие является гуманным по отношению к широким массам, не способным правильно организовать свою жизнь.

Могут быть приведены иные доводы. По 2 балла за каждый названный довод. Всего 6 баллов.

5. Отказ от пыток, отказ от смертной казни, презумпция невиновности, право на защиту. По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 6 баллов.

Максимум за задание 28 баллов.

Задание 16

Прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте термины и запишите их в именительном падеже под соответствующими номерами.

1) ______________ правовых норм означает необходимость воздерживаться от действий, запрещённых законом, в то время как 2) __________________ норм права, напротив, предполагает совершение активных правомерных действий. 3) _____________ норм права заключается в их исполнении должностными лицами, на которых законом возложена обязанность совершения определённых юридически значимых действий в конкретных случаях. Для правильного применения нормы права важно понимать, как она связана с другими юридическими нормами и какое место занимает в общей системе законодательства.

В этих случаях важную роль играет 4) ___________________права, то есть процесс уяснения и разъяснения смысла правовых норм. Выделяется несколько способов 4) _______________ права. 5) __________________ предполагает анализ юридического текста с использованием правил языкознания. В данном случае речь идёт о выяснении значения отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях.

6) ________________ помогает уяснить связь между отдельными частями нормы права, понять её общий смысл. 7) _______________ заключается в сравнении данной нормы права с другими и определении её места как__ в конкретном нормативном акте, так и в общей системе правового регулирования.

Ответ:

  1. соблюдение
  2. исполнение
  3. применение
  4. толкование
  5. грамматическое
  6. логическое
  7. систематическое

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 7 баллов.

Задание 17

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии. (Р. Даль)
  2. По степени большего или меньшего уважения к труду и по уменью оценивать труд… соответственно его истинной ценности – можно узнать степень цивилизации народа. (Н. Добролюбов)
  3. Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным. (К.М. Симонов)
  4. Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер. (О. Бауэр)
  5. Революция – варварская форма прогресса. (Ж. Жорес)
  6. Власть и право нераздельно связаны между собой и вместе с тем находятся в постоянной борьбе. (Б. Вышеславцев)

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, ‒ 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
  • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
  • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
  • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов.

Максимум за работу 140 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: