Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 6 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

Выберите  один  правильный  ответ  из  предложенных.  Ответ  внесите в таблицу.

Задание 1.1

Ниже приведён ряд ситуаций. Все они, за исключением одной, относятся к политике государства. Найдите и выпишите номер ситуации, выпадающей из этого ряда.

  1. производство школьной формы
  2. внесение законопроекта в парламент
  3. выступление лидера государства на международной конференции
  4. обсуждение законопроекта на телевидении и в прессе
  5. выступление президента с ежегодным посланием

Задание 1.2

Ниже приведён ряд признаков, характеризующих труд человека. Найдите и выпишите номер признака, выпадающего из этого ряда.

  1. труд даёт человеку всё необходимое для жизни
  2. труд различается по содержанию и сложности
  3. труд может быть коллективным и индивидуальным
  4. главная цель труда – приобретение новых знаний и навыков
  5. различают физический и умственный труд

Задание 1.3

Ниже перечислены различные ступени образования. Найдите и выпишите номер, выпадающий из этого ряда.

  1. высшее образование
  2. начальная школа
  3. среднее профессиональное образование
  4. средняя (полная) школа
  5. самообразование

Ответ:

1.1.1.2.1.3.
145

По 2 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.

Задание 2.1

Выберите  в  приведённом  списке  отличительные  черты  человека  как биосоциального  существа.  Запишите  в  качестве  ответа  цифры,  под  которыми они указаны.

  1. создаёт орудия труда
  2. производит свою собственную окружающую среду
  3. способен к творческой деятельности
  4. имеет физиологические потребности
  5. обладает генетически унаследованными качествами

Задание 2.2

Выберите в приведённом списке возможные причины социальных конфликтов. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. достижение компромисса в решении сложных вопросов
  2. противоположная позиция людей по различным вопросам
  3. разлад между ожиданиями и поступками людей
  4. уважение к мнению другого человека
  5. желание занять  более  высокое  место  в  социальной  иерархии  ценой интересов других людей
  6. умение вести переговоры
  7. выявление существующих противоречий

Задание 2.3

Выберите  в  приведённом  списке  государственные  символы.  Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. герб
  2. флаг
  3. территория
  4. власть
  5. президент
  6. гимн
  7. парламент
  8. средства массовой информации

Задание 2.4

Выберите в приведённом списке конституционные права граждан.

  1. уплата налогов
  2. участие в выборах
  3. свобода и личная неприкосновенность
  4. охрана природы и окружающей среды
  5. соблюдение Конституции
  6. забота о памятниках истории и культуры
  7. защита Отечества
  8. тайна переписки

Ответ:

2.1.2.2.2.3.2.4.
123235126238

Критерии оценивания

3  балла  за  полностью  верный  ответ. 1  балл  за  ответ  с  одной  ошибкой (не указан  один  из  верных  ответов  или  наряду  с  указанными  всеми верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 12 баллов.

Задание 3

Прочитайте  фрагмент  из  романа  Ч.  Диккенса «Большие  надежды». Соотнесите  пронумерованные  фрагменты  текста  с  приведёнными  ниже понятиями. Ответы запишите в таблицу.

«Укоры  совести  (1)  тяжелы  и  для  взрослого,  и  для  ребёнка;  когда  же  у ребёнка  к  одному  тайному  бремени  прибавляется  ещё  и  другое,  спрятанное  в  штанине,  это  ‒  могу  засвидетельствовать  ‒  поистине  суровое  испытание.  От греховной мысли, что я намерен обокрасть миссис Джо (что я намерен обокрасть (2) самого Джо, мне и в голову не приходило, потому что я никогда не считал его хозяином  в  доме),  а  также  от  необходимости  и  сидя,  и  на  ходу  всё  время придерживать рукою хлеб, я едва не лишился рассудка  (3). А когда угли в очаге разгорались и вспыхивали от ветра, налетавшего с болот, мне чудился за дверью голос человека с цепью на ноге, который связал меня страшной клятвой и теперь говорил, что не может и не хочет голодать (4) до утра, а подавай ему есть сейчас же. Беспокоил меня и его приятель, так жаждавший моей крови, ‒ а вдруг у него не  хватит  терпения,  или  же  он  по  ошибке  решит,  что  может  угоститься  моим сердцем  и  печёнкой  не  завтра,  а  уже  сегодня.  Да,  если  у  кого-нибудь  волосы вставали дыбом от ужаса, так, наверно, у меня в тот вечер. Но, может, это только так говорится?

Дело было  в  сочельник, и меня  заставили  от  семи до  восьми,  по  часам, месить  скалкой рождественский пудинг  (5). Я попробовал месить  с  грузом на ноге (при  этом  лишний  раз  вспомнив  про  груз  на  ноге  того  человека),  но  от каждого  моего  движения  хлеб  неудержимо  стремился  выскочить  наружу.

К  счастью,  мне  удалось  под  каким-то  предлогом  ускользнуть  из  кухни  и спрятать его у себя в каморке под крышей.».

  • А) цель
  • Б) сознание
  • В) труд
  • Г) самооценка
  • Д) потребности

Ответ:

12345
ГАБДВ

Критерии оценивания

По 2 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 4

Соотнесите примеры экономической деятельности со стадиями экономического процесса, к которым они относятся. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.

ПРИМЕРСТАДИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
А) выращивание зерновых культур

Б) стрижка в парикмахерской

В) посещение зоопарка

Г) просмотр фильма в кинотеатре

Д) проживание в загородном доме

Е) создание телевизионной программы

Ж) работа шарикоподшипникового завода

З) посещение экскурсии в Историческом музее

1) производство

2) потребление

Ответ:

АБВГДЕЖЗ
11222112

Критерии оценивания

По 2 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 16 баллов.

Задание 5

Соотнесите  примеры  потребностей  человека  с  видами  потребностей, к которым они относятся.

ПРИМЕРВИД ПОТРЕБНОСТИ
А) самовыражение, самореализация

Б) дружба, труд, общение

В) защита от врагов, самосохранение

Г) пища, дыхание, сон

1) физиологические

2) потребность в безопасности

3) социальные

4) духовные

Ответ:

АБВГ
4321

Критерии оценивания

По 2 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 6

Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы.

  • 1. Как  называется  общественное  явление,  проявление  которого  отображено  на фотографиях?
  • 2. Назовите слои общества, которые отображены на фотографиях.
  • 3. Назовите  четыре  любых  критерия,  по  которым  происходит  деление общества на слои.
  • 4. Назовите  два  любых  пути  преодоления  существования  в  мире  крайних проявлений названного в вопросе 1 явления.

Рисунок 6.1

Рисунок 6.2

Ответ:

1. Социальное неравенство. 2 балла за ответ на вопрос.

2. Богатые. Бедные. ИЛИ Высший класс. Низший класс. По 2 балла за каждый верно названный социальный слой. Всего 4 балла.

3. Уровень образования, уровень доходов, участие в управлении государством, характер труда.

Могут быть названы иные критерии

По 2 балла за каждый верно названный критерий. Всего 8 баллов.

4.  Оказание помощи нуждающимся. Реализация государством программ по повышению уровня жизни всего населения.

Могут быть названы иные пути преодоления

По 3 балла за каждый верно названный путь решения. Всего 6 баллов.

Максимум за задание 20 баллов.

Задание 7

Решите обществоведческий кроссворд.

Обществоведческий кроссворд для 6 класса

По горизонтали:

  • 1. Оценка личностью самой себя, своих возможностей.
  • 5. Торжественная песнь.
  • 6. Процесс приобретения человеком знаний.
  • 8. Социальная группа, основанная на родственных связях.

По вертикали:

  • 2. Взаимные деловые и дружеские отношения людей.
  • 3. Высказывание, содержащее определённую мысль.
  • 4. Форма общения людей посредством языка.
  • 7. Социально и духовно развитый человек.
  • 9. Процедура избрания кого-либо путём голосования

Ответ:

Ответ на обществоведческий кроссворд для 6 класса

По 2 балла за каждое верное слово.

Максимум за задание 18 баллов.

Максимум за работу 90 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: