Задание 1
Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.
Задание 1.1
Ниже приведён ряд ситуаций. Все они, за исключением одной, относятся к политике государства. Найдите и выпишите номер ситуации, выпадающей из этого ряда.
- производство школьной формы
- внесение законопроекта в парламент
- выступление лидера государства на международной конференции
- обсуждение законопроекта на телевидении и в прессе
- выступление президента с ежегодным посланием
Задание 1.2
Ниже приведён ряд признаков, характеризующих труд человека. Найдите и выпишите номер признака, выпадающего из этого ряда.
- труд даёт человеку всё необходимое для жизни
- труд различается по содержанию и сложности
- труд может быть коллективным и индивидуальным
- главная цель труда – приобретение новых знаний и навыков
- различают физический и умственный труд
Задание 1.3
Ниже перечислены различные ступени образования. Найдите и выпишите номер, выпадающий из этого ряда.
- высшее образование
- начальная школа
- среднее профессиональное образование
- средняя (полная) школа
- самообразование
Ответ:
1.1. | 1.2. | 1.3. |
1 | 4 | 5 |
По 2 балла за каждый верный ответ.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 2
Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.
Задание 2.1
Выберите в приведённом списке отличительные черты человека как биосоциального существа. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.
- создаёт орудия труда
- производит свою собственную окружающую среду
- способен к творческой деятельности
- имеет физиологические потребности
- обладает генетически унаследованными качествами
Задание 2.2
Выберите в приведённом списке возможные причины социальных конфликтов. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.
- достижение компромисса в решении сложных вопросов
- противоположная позиция людей по различным вопросам
- разлад между ожиданиями и поступками людей
- уважение к мнению другого человека
- желание занять более высокое место в социальной иерархии ценой интересов других людей
- умение вести переговоры
- выявление существующих противоречий
Задание 2.3
Выберите в приведённом списке государственные символы. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.
- герб
- флаг
- территория
- власть
- президент
- гимн
- парламент
- средства массовой информации
Задание 2.4
Выберите в приведённом списке конституционные права граждан.
- уплата налогов
- участие в выборах
- свобода и личная неприкосновенность
- охрана природы и окружающей среды
- соблюдение Конституции
- забота о памятниках истории и культуры
- защита Отечества
- тайна переписки
Ответ:
2.1. | 2.2. | 2.3. | 2.4. |
123 | 235 | 126 | 238 |
Критерии оценивания
3 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 12 баллов.
Задание 3
Прочитайте фрагмент из романа Ч. Диккенса «Большие надежды». Соотнесите пронумерованные фрагменты текста с приведёнными ниже понятиями. Ответы запишите в таблицу.
«Укоры совести (1) тяжелы и для взрослого, и для ребёнка; когда же у ребёнка к одному тайному бремени прибавляется ещё и другое, спрятанное в штанине, это ‒ могу засвидетельствовать ‒ поистине суровое испытание. От греховной мысли, что я намерен обокрасть миссис Джо (что я намерен обокрасть (2) самого Джо, мне и в голову не приходило, потому что я никогда не считал его хозяином в доме), а также от необходимости и сидя, и на ходу всё время придерживать рукою хлеб, я едва не лишился рассудка (3). А когда угли в очаге разгорались и вспыхивали от ветра, налетавшего с болот, мне чудился за дверью голос человека с цепью на ноге, который связал меня страшной клятвой и теперь говорил, что не может и не хочет голодать (4) до утра, а подавай ему есть сейчас же. Беспокоил меня и его приятель, так жаждавший моей крови, ‒ а вдруг у него не хватит терпения, или же он по ошибке решит, что может угоститься моим сердцем и печёнкой не завтра, а уже сегодня. Да, если у кого-нибудь волосы вставали дыбом от ужаса, так, наверно, у меня в тот вечер. Но, может, это только так говорится?
Дело было в сочельник, и меня заставили от семи до восьми, по часам, месить скалкой рождественский пудинг (5). Я попробовал месить с грузом на ноге (при этом лишний раз вспомнив про груз на ноге того человека), но от каждого моего движения хлеб неудержимо стремился выскочить наружу.
К счастью, мне удалось под каким-то предлогом ускользнуть из кухни и спрятать его у себя в каморке под крышей.».
- А) цель
- Б) сознание
- В) труд
- Г) самооценка
- Д) потребности
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г | А | Б | Д | В |
Критерии оценивания
По 2 балла за каждый верный ответ.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 4
Соотнесите примеры экономической деятельности со стадиями экономического процесса, к которым они относятся. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.
ПРИМЕР | СТАДИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА |
А) выращивание зерновых культур Б) стрижка в парикмахерской В) посещение зоопарка Г) просмотр фильма в кинотеатре Д) проживание в загородном доме Е) создание телевизионной программы Ж) работа шарикоподшипникового завода З) посещение экскурсии в Историческом музее | 1) производство 2) потребление |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Критерии оценивания
По 2 балла за каждую верную позицию.
Максимум за задание 16 баллов.
Задание 5
Соотнесите примеры потребностей человека с видами потребностей, к которым они относятся.
ПРИМЕР | ВИД ПОТРЕБНОСТИ |
А) самовыражение, самореализация Б) дружба, труд, общение В) защита от врагов, самосохранение Г) пища, дыхание, сон | 1) физиологические 2) потребность в безопасности 3) социальные 4) духовные |
Ответ:
А | Б | В | Г |
4 | 3 | 2 | 1 |
Критерии оценивания
По 2 балла за каждую верную позицию.
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 6
Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы.
- 1. Как называется общественное явление, проявление которого отображено на фотографиях?
- 2. Назовите слои общества, которые отображены на фотографиях.
- 3. Назовите четыре любых критерия, по которым происходит деление общества на слои.
- 4. Назовите два любых пути преодоления существования в мире крайних проявлений названного в вопросе 1 явления.
Ответ:
1. Социальное неравенство. 2 балла за ответ на вопрос.
2. Богатые. Бедные. ИЛИ Высший класс. Низший класс. По 2 балла за каждый верно названный социальный слой. Всего 4 балла.
3. Уровень образования, уровень доходов, участие в управлении государством, характер труда.
Могут быть названы иные критерии.
По 2 балла за каждый верно названный критерий. Всего 8 баллов.
4. Оказание помощи нуждающимся. Реализация государством программ по повышению уровня жизни всего населения.
Могут быть названы иные пути преодоления.
По 3 балла за каждый верно названный путь решения. Всего 6 баллов.
Максимум за задание 20 баллов.
Задание 7
Решите обществоведческий кроссворд.
По горизонтали:
- 1. Оценка личностью самой себя, своих возможностей.
- 5. Торжественная песнь.
- 6. Процесс приобретения человеком знаний.
- 8. Социальная группа, основанная на родственных связях.
По вертикали:
- 2. Взаимные деловые и дружеские отношения людей.
- 3. Высказывание, содержащее определённую мысль.
- 4. Форма общения людей посредством языка.
- 7. Социально и духовно развитый человек.
- 9. Процедура избрания кого-либо путём голосования
Ответ:
По 2 балла за каждое верное слово.
Максимум за задание 18 баллов.
Максимум за работу 90 баллов.