Содержание
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 10
- Задание 11 (кроссворд)
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Задание 1
Выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.
1.1. Укажите примеры негативных социальных санкций.
- а) осуждение
- б) повышение в должности
- в) вручение Нобелевской премии
- г) похвала
- д) вынесение обвинительного приговора судом
- е) бойкот
1.2. Выберите из приведённого списка мировые религии.
- а) ислам
- б) католицизм
- в) православие
- г) христианство
- д) индуизм
- е) буддизм
1.3. Какие из предложенных ниже ситуаций иллюстрируют формы социального контроля?
- а) Артист выступил на бис на сольном концерте.
- б) Николай был осуждён на 2 года лишения свободы в колонии общего
- режима за незаконную рубку леса.
- в) Василий получил золотую медаль за успехи в учении.
- г) Друзья объявили Марии бойкот, после того как узнали, что она
- нагрубила своему учителю.
- д) Михаил без билета проехал на метро.
Ответ:
1.1. | 1.2. | 1.3. |
аде | аге | абвг |
По 2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. Ответы запишите на бланке работы.
2.1. Миф, искусство, религия, наука.
Ответ: формы познания (формы культуры).
2 балла за верный ответ.
2.2. Доход, образование, доступ к власти, престиж профессии.
Ответ: критерии стратификации.
2 балла за верный ответ.
Максимум за задание 4 балла.
Задание 3
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Ответы запишите на бланке работы.
3.1. Былина, предание, повесть, пословица, обрядовые песни.
Ответ: Повесть – литературное произведение, остальное – устное народное творчество.
3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
3.2. Право на защиту чести и доброго имени, право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право избирать и быть избранным.
Ответ: Право избирать и быть избранным – это политическое право, остальные – это гражданские (личные) права.
3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 4
Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения; «нет» – ложные суждения. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.
4.1. Описание и порядок официального использования государственных символов РФ устанавливается федеральным конституционным законом.
4.2. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного отклоняющегося поведения.
4.3. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю.
4.4. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и природных явлений.
4.5. Образование остаётся одним из важнейших каналов социализации личности.
Ответ:
4.1. | 4.2. | 4.3. | 4.4. | 4.5. |
да | нет | да | да | да |
1 балл за каждую верную позицию.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 5
Заполните пропуски в тексте с помощью слов из списка, представленного ниже. Ответы запишите на бланк работы.
Важнейшей функцией денег является облегчение процесса __________. До появления привычных для нас монет и __________, в роли денег выступали другие __________. Кроме этого, деньги позволяют измерить рыночную __________ товара, позволяя сравнивать его с другими товарами.
Слова: бартер, полезность, обмен, стоимость, банкнота, предмет, прибыль.
Ответ: Обмен, банкнота, предмет, стоимость.
1 балл за каждое верно указанное слово.
Максимум за задание 4 балла.
Задание 6
Из перечисленного ниже перечня выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных Вами позиций в таблицу на бланке работы. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.
1. Эмоциональная неуравновешенность 2. Упорство в достижении цели 3. Решительность 4. Соблюдение диеты 5. Конфликтность 6. Совершение ежедневной утренней пробежки | 7. Бережливость 8. Мимика 9. Посещение симфонического концерта 10. Соблюдение режима дня 11. Самонадеянность 12. Трудолюбие |
Ответ:
Черты характера человека | Волевые действия человека |
1, 3, 5, 7, 11,12 | 2, 4, 6, 9, 10 |
10–11 верных элементов – 6 баллов.
8–9 верных элементов – 5 баллов.
6–7 верных элементов – 4 балла.
4–5 верных элементов – 3 балла.
2–3 верных элементов – 2 балла.
1 верный элемент – 1 балл.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 7
Перед Вами репродукции известных полотен, которые иллюстрируют определённый социальный институт. Назовите его и заполните третий и четвертый столбцы таблицы на бланке работы.
Ответ:
Институт брака. 2 балла.
А | Предложение о заключении брака/пред свадебный этап. 2 балла. | Жених/невеста 1 балл за верную пару. |
Б | Супружество/семейный этап. 2 балла. | Муж/жена, супруг/супруга 1 балл за верную пару. |
В | Разложение брака/вдовство. 2 балла. | Вдовец/вдова 1 балл за верную пару. |
Максимум за задание 11 баллов.
Задание 8
Установите соответствие между чертами общества и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.
ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА | ТИПЫ |
А) превращение науки в ведущую производитель ную силу общества Б) массовая вера в сверхъестественное происхо ждение В) высокая рождаемость и высокая смертность, в том числе младенческая Г) массовое развитие железнодорожного транспорта Д) доминирование сферы услуг в структуре | 1) индустриальное 2) традиционное 3) постиндустриальное |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
3 | 2 | 2 | 1 | 3 |
1 балл за каждую верную позицию.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 9
Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в мужском роде. Обратите внимание: в списке есть слова, которые в тексте встречаться не должны! Одно слово может быть использовано только один раз. Ответы внесите в таблицу на бланке работы. В регулировании общественных отношений (А) взаимодействует с (Б). При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учётом требований идей (В) общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с (Г) сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, (Д) по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих (Е) и уголовных дел. Как форма общественного сознания, система отношений и норм, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. (Ж), мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. В морали выражены (З) людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали ‒ продукт (И) развития человечества. Они сформировались в (К) со злом за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей.
Список терминов:
1. Право 2. Норма 3. Идеологический 4. Наука 5. Обычай 6. Исторический 7. Закон 8. Мораль | 9. Восприятие 10. Правосознание 11. Нравственный 12. Обстоятельство 13. Гражданский 14. Представления 15. Борьба 16. Административный |
Ответ:
1 балл за каждую верную позицию.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 10
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Ответы запишите на бланке работы.
Дуэль как институт корпоративной чести встречала оппозицию с двух сторон. С одной стороны, правительство относилось к поединкам неизменно отрицательно. В «Патенте о поединках и начинании ссор», составлявшем 49-ю главу петровского «Устава воинского» (1716), предписывалось: «Ежели случится, что двое на назначенное место выдут, и один против другаго шпаги обнажат, то Мы повелеваем таковых, хотя никто из оных уязвлён или умерщвлён не будет, без всякой милости, такожде и секундантов или свидетелей, на которых докажут, смертию казнить и оных пожитки отписать. Ежели же биться начнут, и в том бою убиты и ранены будут, то как живые, так и мертвые повешаны да будут». […] На причины отрицательного отношения самодержавной власти к обычаю дуэли указал еще Монтескьё: «Честь не может быть принципом деспотических государств: там все люди равны и потому не могут превозноситься друг над другом; там все люди рабы и потому не могут превозноситься ни над чем… Может ли деспот потерпеть её в своём государстве? Она полагает свою славу в презрении к жизни, а вся сила деспота только в том, что он может лишать жизни. Как она сама могла бы стерпеть деспота?».
Естественно, что в официальной литературе дуэли преследовались как проявление свободолюбия, «возродившееся зло самонадеянности и вольнодумства века сего». С другой стороны, дуэль подвергалась критике со стороны мыслителейдемократов, видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства и противопоставлявших дворянскую честь человеческой, основанной на Разуме и Природе. С этой позиции дуэль делалась объектом просветительской сатиры или критики. В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев писал: «…вы твёрдой имеете дух, и обидою не сочтёте, если осёл вас улягнёт или свинья смрадным до вас коснется рылом». «Бывало хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагою или шляпою, повредит ли на голове один волосочик, погнёт ли на плече сукно, так милости просим в поле… Хворающий зубами даст ли ответ вполголоса, насморк имеющий скажет ли что-нибудь в нос… ни на что не смотрят!.. Того и гляди, что по эфес шпага!.. Также глух ли кто, близорук ли, но когда, Боже сохрани, он не ответствовал или недовидел поклона… статошное ли дело! Тотчас шпаги в руки, шляпы на голову, да и пошла трескотня да рубка!».
(Ю. Лотман, «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (конец XVIII – начало XIX века)»)
- К какому типу социальных норм можно отнести дуэль?
Ответ: Обычай. 2 балла.
- Приведите три примера аналогичных дуэли социальных норм.
Ответ: Могут быть приведены следующие примеры: рукопожатие при приветствии, поднятие руки в классе для ответа, вставание при исполнении гимна Российской Федерации (возможны иные ответы). По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 6 баллов.
- Почему, по мнению автора, российское государство выступало против дуэлей?
Ответ: «…дуэли преследовались как проявление свободолюбия, «возродившееся зло самонадеянности и вольнодумства века сего». 2 балла за верный ответ.
- Почему, по мнению автора, дуэли подвергались критике со стороны либерально настроенных мыслителей?
Ответ: «С другой стороны, дуэль подвергалась критике со стороны мыслителейдемократов, видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства и противопоставлявших дворянскую честь человеческой, основанной на Разуме и Природе». 2 балла за верный ответ.
- Объясните, почему дуэль как социальная норма не сохранилась до наших дней.
Ответ: Дуэль – это социальная норма конкретной социальной группы, а именно дворянства. Дворянство исчезло как таковое, вместе с ним исчезла и дуэль.
2 балла за верный ответ.
Максимум за задание 14 баллов.
Задание 11
Решите обществоведческий кроссворд (на бланке работы).
По горизонтали:
4. Нравственный принцип, связанный с бескорыстной помощью другим людям.
5. Государственный орган для надзора за соблюдением законов и законности и привлечения к суду нарушителей.
7. Большая этническая группа, объединение нескольких родов во главе с вождём и старейшинами.
8. Наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в определённой области.
11. Чувство неполноценности и ненадёжности, которое может стать стимулом к самореализации.
12. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах и социальных группах.
По вертикали:
1. Всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса.
2. Социальный институт (учреждение), позволяющее осуществляться социальной мобильности (образование, армия, церковь).
3. Становление человека современного вида Homo Sapiens. (Подсказка – греческое слово «генезис» означает происхождение, возникновение.)
6. Противоречие между социальными группами в социуме, возникающее по поводу социальных благ и условий существования.
9. Форма правления, при которой источником власти является верховый правитель и власть передаётся по наследству.
10. Уменье, созданное упражнениями, привычкой.
По 1 баллу за верный ответ.
Максимум за задание 12 баллов.
Максимум за работу 83 балла.