Содержание
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 10
- Задание 11
- Задание 12
- Задание 13 (кроссворд)
Задание 1
Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.
1.1. Выберите из приведённого списка ситуации, регулируемые нормами административного права.
- а) Пешеход перешёл дорогу в неположенном месте, в результате чего двигающаяся ему навстречу машина в попытке избежать столкновения врезалась в фонарный столб.
- б) Арендаторы квартиры не проводят в течение срока аренды оговорённый в договоре косметический ремонт квартиры.
- в) На предприятии обнаружены нарушения правил пожарной безопасности со стороны главного инженера, приведшие, как выяснилось, к возгоранию складских помещений.
- г) Работник Р. регулярно забывает выключать станок на производстве после окончания смены, что ведёт к ежемесячной переплате фабрики за потребление электричества.
- д) Родители предоставили сыну компьютер для домашнего пользования, который он сломал на второй день использования.
- е) Гражданин П. не оплатил проезд в метро.
1.2. К функциям прокуратуры относятся
- а) надзор за исполнением законов
- б) надзор за соблюдением прав человека и гражданина
- в) контроль за судами
- г) привлечение к ответственности виновных в совершении преступлений лиц
- д) проведение следствия и дознания
- е) допрос свидетелей
1.3. Назовите представителей теории общественного договора.
- а) Дж. Локк
- б) К. Маркс
- в) Т. Гоббс
- г) В. Ленин
- д) Ж.-Ж. Руссо
- е) Конфуций
1.4. К формам рационального познания относятся
- а) представление
- б) восприятие
- в) суждение
- г) умозаключение
- д) понятие
- е) мышление
1.5. Выберите «правильные» формы правления по Аристотелю из приведённого ниже списка.
- а) полития
- б) демократия
- в) монархия
- г) аристократия
- д) олигархия
Ответ:
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. |
аве | аб | авд | вгд | авг |
По 2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. Ответы запишите на бланке работы.
2.1. Княжество, герцогство, королевство, султанат.
Ответ: Государства с монархической формой правления.
2.2. Трудовая деятельность, мышление, язык, психика, наследственность и отбор.
Ответ: Факторы социогенеза.
По 2 балла за каждый верный ответ.
Максимум за задание 4 балла.
Задание 3
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы).
Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Ответы запишите на бланке работы.
3.1. Кино, театр, литература, живопись, музыка.
Ответ: Живопись не является динамическим видом искусства
3.2. Государство, профсоюз, фирмы, домохозяйства.
Ответ: Профсоюз не является разновидностью субъектов экономической деятельности.
По 2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Максимум за задание 4 балла.
Задание 4
Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения; «нет» – ложные суждения. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.
4.1.
Правила посещения ресторана «Школа»
«В ресторан допускаются лица старше 18 лет. Лица младше 18 лет допускаются только в сопровождении взрослых (ближайших родственников). В зал ресторана запрещается проходить в верхней одежде! В ресторане запрещается находиться в спортивной одежде и обуви, уличной, повседневной одежде и обуви (свитера, джинсы, майки, шорты, рваная одежда, одежда «кислотных» цветов). Для приятного и комфортного времяпрепровождения просим Вас заранее продумать Ваш вечерний образ».
В данном фрагменте отражены нормы этикета.
4.2. Мировыми религиями являются те, число последователей которых выше 1 млрд человек.
4.3. На сегодняшний день вестернизация является неотъемлемым элементом развития любого общества.
4.4. «В Испании прошёл исторический референдум о восстановлении монархии, от исхода которого во многом зависела судьба самой страны». Данный пример характеризует социальную сферу жизни общества.
4.5.
«Весь мир ‒ театр.
В нём женщины, мужчины ‒ все актеры.
У них свои есть выходы, уходы».
В данном отрывке речь идёт о социальных ролях.
Ответ:
4.1. | 4.2. | 4.3. | 4.4. | 4.5. |
да | нет | нет | нет | да |
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 5
Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам. Ответы запишите на бланке работы.
Ответ:
По 1 баллу за каждый верный элемент ответа.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 6
Решите задачу. Ответы запишите на бланке работы. Прочитайте фрагменты одного важнейшего манифеста середины XIX века.
Ответьте на вопросы после текста.
«Призрак бродит по Европе ‒ призрак …. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские. Где та оппозиционная партия, которую её противники, стоящие у власти, не ославили бы …? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в … как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам?
Два вывода вытекают из этого факта.
… признаётся уже силой всеми европейскими силами.
Пора уже … перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке … противопоставить манифест самой партии. С этой целью в Лондоне собрались … самых различных национальностей и составили следующий «Манифест», который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках».
Какой термин (разные его формы) пропущен в тексте? Дайте определение этому термину. Назовите авторов данного документа?
Ответ:
6.1. Коммунизм, коммунистический, коммунисты. 2 балла.
6.2. Общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства, реализующий принцип «от каждого по способностям ‒ каждому по потребностям». 3 балла.
6.3. К. Маркс и Ф. Энгельс. По 2 балла. Всего 4 балла.
Максимум за задание 9 баллов.
Задание 7
Решите задачу. Ответы запишите на бланке работы.
16-летний Пётр Кропоткин, главная звезда телевизионного сериала, заключил трудовой договор с кинокомпанией. В ходе работы над сериалом он был привлечён к съёмкам в ночное время. Мама Петра, узнав об этом, решила подать в суд на телеканал, который является работодателем Петра, ссылаясь на то, что привлечение несовершеннолетнего к работе в ночное время является незаконным. Однако телеканал апеллировал к тому, что он получил письменное разрешение отца Петра. В чью пользу решение вынесет суд? Аргументируйте свой ответ. Повлияет ли на решение суда наличие разрешения отца ребёнка?
Ответ:
В пользу телеканала. 2 балла.
Согласно ст. 268 ТК запрещаются работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков. 3 балла за верный ответ с указанием статьи. 2 балла за верный ответ без указания статьи.
1 балл за верное указание, в пользу кого вынесет решение суд.
2 балла за указание, что несовершеннолетних нельзя привлекать к работе в ночное время.
2 балла за указание на несовершеннолетних «творческих работников», которым в ночное время не запрещается работать.
1 балл за указание, что для несовершеннолетних, занятых в творческих профессиях, для работы в ночное время не требуется разрешения родителей.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 8
Соотнесите формы государственного устройства с соответствующими признаками. Ответы запишите в таблицу на бланке работы.
ПРИЗНАК | ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА |
А) двухпалатный парламент Б) регионы полностью зависимы в принятии решений от центральных государствен ных учреждений В) суверенитет субъектов такого типа госу дарственного устройства не ограничи вается Г) частичная передача внешних функций государства некому наднациональному образованию Д) вся полнота государственной власти сосредоточена в едином центре Е) наличие двух уровней власти | 1) унитарное государство 2) конфедерация 3) федерация |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 |
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 9
Решите логическую задачу. Приведите необходимую цепочку рассуждений. Ответы запишите на бланке работы.
Семён, Матвей и Влад изучают различные иностранные языки: испанский, французский и немецкий. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: «Влад изучает испанский, Семён не изучает испанский, а Матвей не изучает немецкий». Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?
Ответ:
Допустим, что утверждение «Влад изучает испанский, верно, тогда два других утверждения по условиям задачи ложны.
Следовательно, Семён изучает испанский, как и Влад, что противоречит условиям задачи.
Значит, Влад не изучает испанский.
Допустим, что испанский изучает Матвей, следовательно, утверждение, что он не изучает немецкий, верно.
Значит, оба других утверждения неверны, и получается, что Семён также изучает испанский, что противоречит условиям задачи.
Следовательно, испанский изучает Семён.
В этом случае одно из двух других утверждений ложно, а второе истинно.
Так как испанский изучает Семён, утверждение, Влад изучает испанский, ложно, а утверждение «Матвей не изучает немецкий истинно.
Следовательно, Матвей изучает французский, а Влад – немецкий.
Таким образом, Семён изучает испанский язык, Матвей – французский, Влад – немецкий.
3 балла за полностью верный ответ.
3 балла за полное (в котором содержатся все положения) рассуждение.
1 балл, если содержатся не все или ошибочные положения. Порядок, в котором приведены рассуждения, не оценивается.
Максимум за задание – 6 баллов.
Задание 10
Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, в именительном падеже, прилагательные – в мужском роде. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Внесите свои ответы в таблицу на бланке работы.
Суверенитет – это первый важнейший признак _____ (А), подразумевающий наличие полной независимости во внутренних и внешних делах. В современных демократических государствах закреплён принцип _____ (Б) суверенитета, который был сформулирован ещё великим представителем философии _____ (В) – Ж.Ж. Руссо. Второй важнейший признак – это наличие выделенного из общества _____ (Г) государственного управления, осуществляющего _____ (Д) власть, обеспеченную силой _____ (Е). Третий неотъемлемый признак – это наличие определённой административной _____ (Ж). Однако сегодня, в силу процесса _____ (З), стирающего любого рода религиозные, культурные, языковые и физические границы между народами, данный перечень признаков подвергается критике со стороны учёных. Факультативными (дополнительными) признаками описываемого социальнополитического феномена является наличие у него государственных _____ (И) и _____ (К).
Список терминов:
1. Политический 2. Общественное мнение 3. Инструмент 4. Народный 5. Территория 6. Актуальность 7. Активность 8. Просвещение 9. Марксизм 10. Государственное принуждение | 11. Общество 12. Общественный 13. Столица 14. Прогресс 15. Гимн 16. Государство 17. Глобализация 18. Противоречие 19. Символы 20. Аппарат |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
16 | 4 | 8 | 20 | 1 | 10 | 5 | 17 | 19 | 13 |
9–10 верных вставок – 7 баллов.
7–8 верных вставок – 6 баллов.
5–6 верных вставок – 5 баллов.
4 верных вставки – 4 балла.
3 верные вставки – 3 балла.
2 верные вставки – 2 балла.
1 верная вставка – 1 балл.
Максимум за задание 7 баллов.
Задание 11
Объедините следующие понятия в классификационную таблицу. Внесите понятия в соответствующие графы таблицы на бланке работы.
Понятия:
- Замечание
- Отстранение опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей
- Юридическая ответственность
- Дисциплинарная
- Исправительные работы
- Уплата судебного штрафа за неуважение к суду
- Потеря задатка
- Гражданско-правовая
- Лишение родительских прав
- Уголовная
- Международная
- Репарации
- Арест
- Семейная
- Сатисфакция
- Выговор
- Уплата неустойки
- Принуждение к выполнению обязательств
Ответ:
17–18 верных элементов – 10 баллов.
15–16 верных элементов – 9 баллов.
13–14 верных элементов – 8 баллов.
11–12 верных элементов – 7 баллов.
9–10 верных элементов – 6 баллов.
7–8 верных элементов – 5 баллов.
5–6 верных элементов – 4 балла.
3–4 верных элемента – 3 балла.
2 верных элемента – 2 балла.
1 верный элемент – 1 балл.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 12
Внимательно прочитайте отрывок из «Записок о древней и новой России» Н.М. Карамзина и ответьте на вопросы. Ответы запишите на бланке работы.
«… Таким образом, история наша представляет новое доказательство двух истин: 1) для твёрдого самодержавия необходимо государственное могущество; 2) рабство политическое не совместно с гражданскою вольностью. Самодержавие есть палладиум России; целость его необходима для её счастья; из сего не следует, чтобы государь, единственный источник власти, имел причины унижать дворянство, столь же древнее, как и Россия. Оно было всегда не что иное, как братство знаменитых слуг великокняжеских или царских. Худо, ежели слуги овладеют слабым господином, но благоразумный господин уважает отборных слуг своих и красится их честью. Права благородных суть не отдел монаршей власти, но ее главное, необходимое орудие, двигающее состав государственный. Монтескье сказал: «point de Monarque ‒ point de noblesse; point de noblesse ‒ point de Monarque». Дворянство есть наследственное; порядок требует, чтобы некоторые люди воспитывались для отправления некоторых должностей и чтобы монарх знал, где ему искать деятельных слуг отечественной пользы. Народ работает, купцы торгуют, дворяне служат, награждаемые отличиями и выгодами, уважением и достатком. Личные подвижные чины не могут заменить дворянства родового, постоянного, и, хотя необходимы для означения степеней государственной службы, однако ж в благополучной монархии не должны ослаблять коренных прав его, не должны иметь выгод оного. Надлежало бы не дворянству быть по чинам, но чинам по дворянству, т. е. для приобретения некоторых чинов надлежало бы необходимо требовать благородства, чего у нас со времен Петра Великого не соблюдается: офицер уже есть дворянин. …Павел восшёл на престол в то благоприятное для самодержавия время, когда ужасы Французской революции излечили Европу от мечтаний гражданской вольности и равенства… Но что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного…».
1.. а) Как называется политическая идеология, идеи которой выражены в данном тексте Карамзина? б) Дайте ей определение.
2.. Какие признаки данной политической идеологии содержатся в тексте? Назовите четыре признака.
3.. Как называлась эпоха в истории европейской культуры, в ходе которой были высказаны политические идеи, которым противостоит политическая идеология, описанная Н.М. Карамзиным?
Ответ:
1.. а) Консерватизм (1 балл). б) Политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поступательного общественного развития поддержание морально-этических основ общества, а также сохранение стабильности (порядка) в государстве, основанного на исторических традициях и обычаях.
До 2-х баллов за полный верный ответ.
Возможна иная формулировка определения.
Всего 3 балла.
2.. Могут быть названы: признание ключевой роли традиций и обычаев в обществе; признание монархии наилучшей формой правления; признание необходимости наличия в обществе сословного строя; признание губительной роли революции как формы социальных изменений.
По 2 балла за каждый названный признак.
Всего 8 баллов.
Возможно приведение иных формулировок.
3.. Просвещение (2 балла).
Всего 2 балла.
Максимум за задание 13 баллов.
Задание 13
Решите обществоведческий кроссворд (на бланке работы).
По горизонтали:
2.. Обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.
3.. Американский социолог-теоретик, один из главных представителей структурно-функционального направления в социологии.
4.. Утрата значительной частью группы (общества) центральных для системы ценностных ориентаций.
6.. Форма правления, в которой власть передается наследственным путём.
7.. Древнегреческий философ-идеалист, создатель модели идеального государства – первой в истории человечества утопии.
9.. Национальная религия Японии.
12.. Затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.
13.. Человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их норм, ценностей и т. д., противоречащих друг другу.
14.. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли, согласно которому количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики.
15.. Итальянский социолог и политолог, автор теории круговорота элит.
По вертикали:
1.. Относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
5.. «Власть достойных» – принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.
8.. Идеология, провозглашающая исключительность и превосходство своей нации, трактующая нацию как высшую ценность и форму объединения.
10.. Средневековая философия, направленная на рациональное подкрепление религиозных догматов.
11.. Направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости.
14–15 верных слов – 10 баллов.
12–13 верных слов – 9 баллов.
11–12 верных слов – 8 баллов.
9–10 верных слов – 7 баллов.
7–8 верных слов – 6 баллов.
5–6 верных слов – 5 баллов.
4 верных слова – 4 балла.
3 верных слова – 3 балла.
2 верных слова – 2 балла.
1 верные слово – 1 балла.
Максимум за задание 10 баллов.
Максимум за работу 100 баллов.