Задание 1
Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер.
Задание 1.1
Благо, предоставляемое не в виде материального объекта внешнего мира, а в форме деятельности ‒ это
- услуга
- вещь
- товар
- предмет
Задание 1.2
Руководство предприятия Z приняло решение, направленное на повышение зарплат рабочих, у которых более двух детей. К каким сферам жизни общества относится данное событие?
- политическая и экономическая
- экономическая и социальная
- политическая и социальная
- политическая и духовная
Задание 1.3
К отличающим чертам социальных наук от естественных относится
- множество различных подходов в оценке явления или факта
- получение достоверного знания
- использование определённого понятийного аппарата
- опора на определённый метод
Ответ:
1.1. | 1.2. | 1.3. |
1 | 2 | 1 |
Критерии оценивания
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 3 балла.
Задание 2
Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
Задание 2.1
Выберите из приведённого списка ситуации, регулируемые нормами гражданского права.
- Пешеход перебежал дорогу в неположенном месте.
- Ивановы сдали квартиру в аренду.
- Петров выдал доверенность Сидорову на продажу своего автомобиля.
- Наталья регулярно опаздывает на работу.
- Родители предоставили Артёму планшет для учёбы.
- Наталья не оплатила проезд в электричке.
Задание 2.2
Какие из перечисленных властных решений должны были быть приняты Государственной думой?
- осуществление помилования
- принятие законов
- руководство внешней политикой РФ
- назначение на должность председателя Центрального банка РФ
- решение вопроса о доверии Правительству РФ
- денежная эмиссия
Задание 2.3
Назовите виды неформального социального контроля права.
- Создатель финансовой пирамиды был осуждён за мошенничество.
- Доцент Петров был утверждён в звании профессора.
- Учёный был удостоен Нобелевской премии.
- Учительница похвалила Варю за рисунок.
- Врачу вручили похвальную грамоту.
- Коллеги отказались общаться с Ниной из-за того, что она распространяла сплетни в коллективе.
Задание 2.4
Выделите источники права.
- религиозная догма
- судебный прецедент
- мораль
- закон
- ритуал
- нормы этикета
Ответ:
2.1. | 2.2. | 2.3. | 2.4. |
235 | 245 | 46 | 124 |
Критерии оценивания
По 2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 3
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Задание 3.1
Собрание, демонстрация, шествие, одиночное пикетирование, митинг.
Ответ: виды публичных мероприятий.
Задание 3.2
Эпос, былины, предания, сказки.
Ответ: формы народной культуры (устное народное творчество).
Критерии оценивания
По 2 балла за каждый верный ответ.
Максимум за задание 4 балла.
Задание 4
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Задание 4.1
Законодательная, унитарная, судебная, исполнительная.
Ответ: унитарная – форма государственного устройства, остальные – ветви власти.
Задание 4.2
Социология, философия, математика, культурология.
Ответ: математика – точная наука, остальные – социально-гуманитарные науки.
Критерии оценивания
По 2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Максимум за задание 4 балла.
Задание 5 «Да» или «нет»?
Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
Задание 5.1
- «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой ‒ суббота Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай».
В данном фрагменте отражены только нормы морали.
Задание 5.2
Плановая экономика бывает более эффективна по сравнению с рыночной.
Задание 5.3
На сегодняшний день все страны мира вступили на путь формирования демократических институтов.
Задание 5.4
«В Шотландии прошёл исторический референдум об отношении к отделению от Великобритании и получении полной независимости, от исхода которого во многом зависела судьба и самой страны, и Великобритании, а в какой-то степени и всего Евросоюза».
Данный пример характеризует социальную сферу жизни общества.
Задание 5.5
«Если вы ещё не твёрдо
В жизни выбрали дорогу,
И не знаете, с чего бы
Трудовой свой путь начать,
Бейте лампочки в подъездах ‒
Люди скажут вам: «Спасибо».
Вы поможете народу
Электричество беречь».
Описанная модель поведения является примером девиации.
Ответ:
5.1. | 5.2. | 5.3. | 5.4. | 5.5. |
нет | да | нет | нет | да |
Критерии оценивания
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 6
Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.
Критерии оценивания
2 балла за обощающее понятие. По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня.
Максимум за задание 11 баллов.
Задание 7
Прочитайте фрагмент работы Э. Берка «Размышления о революции во Франции». Какие признаки консервативной идеологии отражены во фрагменте? Укажите три признака.
«Самой мысли о создании нового правительства достаточно для того, чтобы вызвать у нас ужас и отвращение. В период Революции мы хотели и осуществили наше желание сохранить всё, чем мы обладаем как наследством наших предков.
Опираясь на это наследство, мы приняли все меры предосторожности, чтобы не привить растению какой-нибудь черенок, чуждый его природе. Все сделанные до сих пор преобразования производились на основе предыдущего опыта; и я надеюсь, даже уверен, что всё, что будет сделано после нас, также будет строиться на предшествующих авторитетах и образцах… Человек ‒ наиболее немудрое и одновременно наиболее мудрое существо. Индивид глуп. Масса, в момент, когда действует необдуманно, глупа; но род мудр и, когда этому даётся время, как род он почти всегда действует правильно».
Ответ:
7.1. Признание исключительной роли традиций и обычаев в развитии государства.
7.2. Допущение преобразований в обществе исключительно эволюционным путём посредством поступательных реформ.
7.3. Отрицание ценности индивида по сравнению с традиционными общностями (родом).
Критерии оценивания
Ответы могут быть даны в иных формулировках.
По 3 балла за каждый ответ.
Максимум за задание 9 баллов.
Задание 8
Решите задачу.
Гражданин N в магазине приобрёл книгу, однако, когда пришёл домой, обнаружил, что она бракована: в ней не пропечатался ряд страниц. Когда же он пришёл в магазин, чтобы осуществить возврат, продавец-консультант показал ему правила магазина, в которых было написано, что данный товар обмену и возврату не подлежит. В связи с этим гражданин N принял решение обратиться в суд с иском о нарушении прав потребителя.
Правомерны ли действия продавца и покупателя? Обоснуйте Ваш ответ. Какой нормативный акт должен применяться в данном случае?
Ответ: действия покупателя правомерны, и он имеет право произвести обмен или возврат товара ненадлежащего качества.
Действия продавца неправомерны, он не может в данной ситуации ссылаться на правила магазина.
Данная ситуация регулируется Законом о защите прав потребителей.
Критерии оценивания
По 3 балла за указание на правомерность или неправомерность действий покупателя и продавца с обоснованием.
2 балла за указание нормативного акта.
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 9
Соотнесите признаки отраслей права с соответствующими им отраслями.
ПРИЗНАК | ОТРАСЛЬ ПРАВА |
А) автономия воли сторон Б) свобода договора В) регулирование отношений в сфере управленческой деятельности Г)равноправие субъектов правовых отношений Д) защита наиболее важных общественных интересов | 1)гражданское право 2) уголовное право 3) административное право |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 1 | 3 | 1 | 2 |
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 10
Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Под _____ (А) понимается процесс повышения роли городов в обществе, который охватывает изменения в размещении _____ (Б) сил населения, в его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре. Этот процесс особенно характерен для эпохи _____ (В) ‒ процесса перехода от _____ (Г) общества к индустриальному. Формирование городов было вызвано: возрастанием _____ (Д) сельскохозяйственного населения и _____ (Е) сельхозземель; выделением в связи с этим ремесла в самостоятельную _____ (Ж), то есть появлением слоя людей, профессионально занимавшихся ремеслом; развитием _____ (З), в первую очередь – внешней. По мнению многих историков, именно купцы первоначально составляли основное городское _____ (И), выделявшиеся в Средние века по цеховому принципу с _____ (К) закреплением своих прав и обязанностей.
Список терминов:
- законодательный
- сословие
- сфера
- слой
- традиционный
- физический
- модернизация
- труд
- торговля
- экономика
- урбанизация
- отрасль
- организация
- прогресс
- деятельность
- глобализация
- производительный
- дефицит
- потребность
- плотность
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
11 | 17 | 7 | 5 | 20 | 18 | 12 | 9 | 2 | 1 |
По 1 баллу за каждую верную вставку.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 11
Объедините следующие ситуации и понятия в классификационную схему. Ситуации и понятия: внутрипоколенная, повышение в должности, социальная мобильность, вступление Карла Бернадота на шведский престол и начало новой королевской династии в 1818 г., переезд из одного района города на постоянное место жительства в соседний район, получение младшим лейтенантом звания старшего лейтенанта, смена гражданства, переход из одного класса в другой внутри одной школы, горизонтальная, миграция, вертикальная, переезд из Москвы за город на летние каникулы, повышение зам. министра до должности министра, переход из одной религии в другую, межпоколенная, приобретение рабочим потомственного дворянства, вступление в политическую партию.
Ответ:
Виды социальной мобильности
Вертикальная
- повышение в должности
- разжалование
Горизонтальная
- переход из одного класса в другой внутри одной школы
- вступление в политическую партию
- смена гражданства
- переход из одной религии в другую
Внутрипоколенная
- получение младшим лейтенантом звания старшего лейтенанта
- повышение зам. министра до должности министра
Межпоколенная
- вступление Карла Бернадота на шведский престол в 1818 г.
- приобретение рабочим потомственного дворянства
Миграция
- переезд из Москвы загород на летние каникулы
- переезд из одного района города на постоянное место жительства в соседний район
По 1 баллу за каждый верный элемент.
Максимум за задание 18 баллов.
Задание 12
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:
«Права человека – одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится в центре внимания философской, политической, правовой, религиозной мысли. Тот перечень прав человека, который ныне зафиксирован в международно-правовых документах, – результат длительного исторического формирования эталонов и стандартов, ставших критерием демократичности современного общества…
Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить их реализацию.
Институт прав человека представляет собой совокупность принципов, присущих как международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества. Отсюда особое юридическое качество данного института: ни международный договор, ни национальное законодательство не могут ограничить права человека. Это основано на концепции естественных прав человека. Например, в Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»; «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»… Международные стандарты прав и свобод человека, сформированные исходя из всемирного опыта и воплощающие тенденции современного прогресса, определяют нормативный минимум для государственной регламентации данного института с допустимыми отступлениями от этого стандарта в направлении его превышения или конкретизации.
Выделяют следующие пять принципов института прав человека: всеобщности; неотчуждаемости прав человека; непосредственного действия; равноправия; государственной защиты прав и свобод».
по Морозовой Л.А.
- Критерием какого направления общественного развития выступают права человека?
- Почему права человека, с точки зрения автора, выступают критерием данного направления развития общества?
- Автор утверждает, что международные стандарты прав и свобод человека определяют их нормативный минимум. Используя текст и обществоведческие знания, поясните юридический смысл данного утверждения для национального законодательства.
- Л.А. Морозовой в тексте названы принципы института прав человека. Раскройте содержание любых трёх принципов института прав человека, названных автором.
Ответ:
1. Прогресс. 1 балла.
2. Права человека отражают исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества. 2 балла.
3. Национальное законодательство не может гарантировать меньший объём прав человека, чем предусмотрено международными нормативными актами, но может предоставлять дополнительные права. 3 балла.
4. Могут быть даны следующие комментарии принципов:
Принцип всеобщности предполагает общечеловеческую значимость прав человека; они принадлежат каждому независимо от гражданства, в том числе иностранцам, лицам без гражданства, беженцам и т. д.
Принцип неотчуждаемости имеет два аспекта (может быть раскрыт один из двух аспектов): с одной стороны, государство не может изъять или ограничить без законных оснований права и свободы человека, признаваемые мировым сообществом, а с другой стороны – сам человек не может отказаться от использования этих прав.
Принцип непосредственного действия означает, что права человека должны реализовываться независимо от конкретизации их в законодательстве. Органы правосудия и иные органы защиты прав и свобод человека вправе ссылаться непосредственно на конкретную конституционную норму или вступивший в силу международный договор.
Принцип равноправия имеет в виду равенство всех людей перед законом и судом; не допускается дискриминация в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, языка и т. д.
Принцип государственной защиты прав и свобод вытекает из обязанности государства создавать систему защиты прав и свобод человека, устанавливать специальные юридические процедуры этой защиты. Именно государственная защита придаёт институту прав человека особую надёжность.
Критерии оценивания
3 балла за каждый верный ответ. Всего 9 баллов.
Максимум за задание 15 баллов.
Задание 13
Решите обществоведческий кроссворд.
По горизонтали:
1 – Установленный торжественный обряд совершения чего-либо.
4 – Одна из ранних форм религии – вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
5 – Наука о наиболее общих закономерностях существования природы и человека.
7 – Социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным» или социально приемлемым в обществе либо в социальном контексте.
9 – Богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
11 – Один из основных компонентов структуры деятельности.
13 – Понятие, посредством которого выражаются принятые в обществе представления людей о добре и зле.
14 – Философское сомнение в достоверности каких-либо положений.
По вертикали:
2 – Форма правления, при которой власть передаётся выборным путём.
3 – Человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их норм, ценностей и т. д., противоречащих друг другу.
6 – Избранная часть, верхушка общества, пользующаяся наибольшими статусными привилегиями, обладающая интеллектуальным и моральным превосходством над массами.
8 – Тип темперамента, характеризующийся быстрой возбудимостью, энергичностью, склонностью к смене впечатлений, работоспособностью, ярким внешним выражением эмоций, быстрым темпом речи, общительностью.
10 – Процесс усвоения индивидом социальных ролей и культурных ценностей.
12 – Средство изменения положения индивида в структуре социальной мобильности общества.
15 – Дедуктивное умозаключение.
Ответ: