Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 9 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва, 2016 год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14
  15. Задание 15
  16. Задание 16
  17. Задание 17

 

Задание 1

Содержание ↑

Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения; «нет» – ложные суждения. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

1.1. Лица, не достигшие 16-летнего возраста, а также пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

1.2. Повышение спроса на какой-либо товар не всегда приводит к росту его предложения на рынке.

1.3. Спрос на рынке труда формируют работодатели.

1.4. Любая объективная истина может быть проверена на практике.

1.5. Информация о том, что в стране N проводятся всенародные выборы главы государства и членов парламента, позволяет утверждать, что в этом государстве установлен демократический политический режим.

1.6. Министров Российской Федерации назначает утверждённый Государственной Думой Председатель Правительства РФ.

1.7. Призыв граждан на военную службу в РФ осуществляется на основании постановления Правительства РФ.

1.8. В РФ заработная плата работников на основном месте работы должна выплачиваться два раза в месяц.

Ответ:

1.1.1.2.1.3.1.4.1.5.1.6.1.7.1.8.
нетдаданетнетнетнетда

 

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ и запишите на бланке работы.

Стиляги, байкеры, футбольные фанаты, хиппи.

Ответ: Субкультуры/социальные группы, выделенные на основе субкультур.

1 балл за верный ответ.

Задание 3

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ и запишите на бланке работы.

Изготовление, клад, находка, приобретательская давность, сделка об отчуждении.

Ответ: Основания приобретения права собственности в соответствии с ГК РФ.

1 балл за верный ответ.

Задание 4

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование рядов (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Ответы запишите на бланке работы.

Количество потребителей на рынке, доходы потребителей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, вкусы потребителей, налог на прибыль.

Ответ:

Общее: неценовые факторы спроса.

Лишнее: налог на прибыль.

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 5

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование рядов (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Ответы запишите на бланке работы.

Возмещение морального вреда, возмещение упущенной выгоды, неустойка, потеря задатка, увольнение.

Ответ:

Общее: меры гражданско-правовой ответственности.

Лишнее: увольнение.

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 6

Содержание ↑

Соотнесите фрагменты сочинений учёных – экономистов и экономические учения, к которым они относятся. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

ФРАГМЕНТЫ СОЧИНЕНИЙЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
А) Система рыночных экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой, она внутренне нестабильна, и её нормальным состоянием является вынужденная безработица. Поэтому максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в функционирование рыночного хозяйства. Снизить уровень безработицы можно лишь путём расширения объёма совокупного спроса, для чего нужно поддержание устойчивого общего уровня денежной заработной платы. Ведь именно спрос на товары и услуги имеет определяющее значение для объёма производства в экономике.1) марксизм

2) меркантилизм

3) кейнсианство

4) монетаризм

5) физиократия

Б) Рынки по своей сути стабильны при отсутствии значительных непредвиденных колебаний де нежной массы. Государственное вмешательство во многих случаях может скорее дестабилизировать экономику, чем способствовать её развитию. Рыночная экономика – саморегулирующая система, диспропорции и другие отрицательные её проявления связаны с избы точным присутствием государства в экономике. Поэтому регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением. Увеличение де нежной массы в конечном итоге ведёт к росту цен и инфляции. Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ. Естественный уровень безработицы позитивно влияет на экономику страны, удерживает в стабильном состоянии реальную заработную плату и уровень цен.
В) В создании новой стоимости участвует только один фактор ‒ рабочий, владелец рабочей силы. Наёмный рабочий получает за свой труд заработную плату. Заработная плата оплачивает не труд, она служит формой оплаты специфического товара «рабочая сила». Особенность рабочей силы заключается в том, что она имеет свойство создавать продукт (товар), стоимость которого выше стоимости самой рабочей силы, т. е. того, что необходимо для поддержания жизни рабочего и членов его семьи. Рабочий обязан отработать большее количество часов, чем необходимо для создания товаров, эквивалентных количеству потребных жизненных средств. Владелец предприятия, нанимая рабочего, оплачивает его способность к труду и приобретает право заставить его трудиться сверх того времени, которое необходимо рабочему для покупки некоторого минимума жизненных средств. В результате образуется разница между стоимостью произведённого трудом рабочего товара и стоимостью рабочей силы ‒ заработной платой. Эта разница и представляет собой прибавочную стоимость ‒ часть материализованного в товаре труда рабочего, безвозмездно присваиваемого владельцем предприятия.

 

Ответ:

АБВ
341

 

2 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

Установите правильное соответствие между нормативными актами и их видами. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

НОРМАТИВНЫЙ АКТВИД НОРМАТИВНОГО АКТА
А) закон «Об образовании в РФ»

Б) приказ Министерства образования и науки РФ «О присуждении в 2016 году премий для поддержки талантливой молодёжи»

В) закон «Об общем образовании в городе Москве»

Г) приказ Департамента образования города Москвы «Об организации и проведении отдыха, оздоровления детей и занятости подростков в рамках школь ных каникул»

Д) закон «О референдуме РФ»

1) подзаконный акт

2) федеральный конституционный закон

3) федеральный закон

4) закон субъекта федерации

 

Ответ:

АБВГД
31412

 

1 балл за каждое верное соотнесение.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

Решите экономическую задачу. Ответы запишите на бланке работы. Господин Т. имеет гражданство государств N и М. В стране N существует прогрессивная система налогообложения доходов физических лиц. Доходы до 10 000 у. е. в год налогом не облагаются. Доходы от 10 001 до 30 001 у. е. в год облагаются налогом по ставке 15 %, доходы от 30 001 до 100 000 у.е.,а по ставке 25 %.

Доходы свыше 100 000 у. е. в год – по ставке 35 %. В стране М плоская шкала налогообложения и все доходы независимо от суммы облагаются налогом по ставке 20 %.

В какой стране для Т. выгоднее быть налоговым резидентом, если он получает доход в размере 60 000 у. е. в год?

Ответ:

Расчёт суммы подоходного налога господина T. в стране N:

1) 10 000×0% = 0

2) 30 000 – 10 000 = 20 000×15% = 3000 у.е.

3) 60 000 – 30 000 = 30 000×20% = 6000 у.е.

Общая сумма налога в стране N: 3000 + 6000 = 9000 y. e.

4) Расчёт суммы подоходного налога господина T. в стране M:

60 000×20 % = 12 000 у. е.

Следовательно, для господина T. выгоднее быть налоговым резидентом в стране N

По 1 баллу за каждый приведённый верный расчёт.

1 балл за верный ответ.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 9

Содержание ↑

Решите правовую задачу. Ответы запишите на бланке работы. Придя на работу утром в понедельник 14 апреля, работник К. узнал, что он уволен в связи с завершением срока трудового договора (который был заключён ровно 3 года назад на три года), а также должен оплатить штраф за опоздание на работу на 2 часа в прошлую пятницу. Работник К. счёл это незаконным и провёл собрание трудового коллектива, предложив устроить забастовку, за которую высказалось большинство собрания. На следующий день половина трудового коллектива устроила забастовку. Будет ли забастовка признана законной? Ответ обоснуйте.

Ответ:

Забастовка не может быть признана законной. Могут быть приведены следующие обоснования:

  • забастовка может быть объявлена только в случае коллективного трудового спора;
  • решению о забастовке должны предшествовать примирительные процедуры;
  • работодатель не был письменно предупреждён о ней не менее чем за 5 рабочих дней до её начала.

По 2 балла за каждое приведенное обоснование.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 10

Содержание ↑

Решите политологическую задачу. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

Учащийся 9 класса после изучения на уроке обществознания темы «Формы государства» решил провести исследование, посвящённое форме государственного устройства в государстве К., имеющем республиканскую форму правления. Приступая к работе, ученик выписал возникшие у него вопросы, на которые он хотел бы получить ответы в ходе изучения информации о государственном устройстве государства К. Всего вопросов получилось восемь.

  1. Каким образом формируется правительство в государстве К.?
  2. Имеют ли территории, составляющие государство К., статус государственных образований?
  3. Принимает ли центральное правительство прямое участие в формировании органов власти территорий, входящих в состав государства К.?
  4. На какой срок избирается парламент государства К.?
  5. Существует ли деление на палаты в парламенте государства К.?
  6. Имеет ли право глава государства распускать парламент?
  7. Разрешена ли в государстве К. деятельность оппозиционных политических партий?
  8. Имеют ли территории, составляющие государство К., собственное законодательство?

В результате исследования ученик пришёл к выводу, что государство К. является федеративным. Какие из перечисленных вопросов помогли ему прийти к такому выводу? Какие ответы он мог получить на эти вопросы, чтобы прийти к такому выводу?

Ответ оформите в виде таблицы на бланке работы, выписав в неё только те номера вопросов и ответы на них, которые позволяют сделать вывод о форме государственного устройства страны К. Укажите номера вопросов и дайте на каждый из них по одному точному и ёмкому ответу.

Ответ:

НОМЕР ВОПРОСАОТВЕТ
2Территории, составляющие государство К, имеют статус государственных образований.
3Центральное правительство не принимает прямого участия в формировании органов власти территорий.
5Парламент государства К разделён на две палаты.
8Территории, составляющие государство К, имеют собственное законодательство.

 

По 1 баллу за каждый верно выделенный вопрос и правильно приведённый ответ на него.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 11

Содержание ↑

Решите логическую задачу. Приведите необходимую цепочку рассуждений. Ответы запишите на бланке работы.

Анастасия Ивановна, Фаина Сергеевна, Виктория Павловна и Галина Анатольевна дружат семьями. Они решили прокатиться со своими дочерьми на колесе обозрения. Вместе оказались в кабинках: Лена с Анастасией Ивановной, Аня с матерью Ксении, Тамара с матерью Ани, Фаина Сергеевна с дочерью Виктории Павловны, а Виктория Павловна с дочерью Анастасии Ивановны.

Назовите, кто чья дочь, если ни одна из девочек не каталась со своей матерью.

Ответ: По условию задачи ни одна из девочек не каталась со своей матерью. Так как Анастасия Ивановна каталась с Леной, она не может быть её матерью. Дочерью Анастасии Ивановны не может быть Ксения, так как с матерью Ксении каталась Аня, а с Анастасией Ивановной каталась Лена, Анастасия Ивановна не может быть и матерью Ани, так как с матерью Ани каталась Тамара, а не Лена.

Таким образом, Анастасия Ивановна – мать Тамары.

С Тамарой каталась Виктория Павловна, а по условию задачи Тамара каталась с матерью Ани, значит, Виктория Павловна – мать Ани.

Фаина Сергеевна каталась с дочерью, Виктории Павловны, значит, она каталась с Аней.

По условию задачи Аня каталась с матерью Ксении, значит, Фаина Сергеевна – мать Ксении.

Таким образом, мать Лены – Галина Анатольевна.

Лена – дочь Галины Анатольевны; Аня – дочь Виктории Павловны; Тамара – дочь Анастасии Ивановны; Ксения – дочь Фаины Сергеевны.

2 балла за полностью верный ответ.

1 балл за частично верный ответ.

3 балла за полное (в котором содержатся все положения) рассуждение.

1 балл, если содержатся не все или ошибочные положения. Порядок, в котором приведены рассуждения, не оценивается.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 12

Содержание ↑

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, в именительном падеже, прилагательные – в мужском роде. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательство как _________ (А), осуществляемую на свой _________ (Б) деятельность, направленную на систематическое получение _______ (В) от использования _______ (Г), продажи _______ (Д), выполнения работ или оказания _______ (Е) лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном _______ (Ж) порядке.

Заниматься предпринимательством могут как физические, так и юридические лица. Чтобы заниматься законным предпринимательством, гражданам нужно зарегистрироваться в форме _______ (З). Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет несколько форм коммерческих юридических лиц. Так, _______ (И) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Одной из самых популярных форм предпринимательства в России является _______ (К), уставный капитал которого разделён на доли, а его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, только в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Список терминов:

1.      Активный

2.      Деятельность

3.      Закон

4.      Имуществ

5.      Индивидуальный предпринимать

6.      Наёмный рабочий

7.      Общество с ограниченной ответственностью

8.      Ответственность

9.      Прибыль

10.  Производственный кооператив

11.  Риск

12.  Самостоятельный

13.  Суд

14.  Товар

15.  Услуга

16.  Хозяйственное товарищество

 

Ответ:

АБВГДЕЖЗИК
121194141535107

 

9–10 верных вставок – 5 баллов.

7–8 верных вставок – 4 балла.

5–6 верных вставок – 3 балла.

3–4 верные вставки – 2 балла.

1–2 верные вставки – 1 балл.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 13

Содержание ↑

Объедините следующие понятия в классификационную схему. Внесите порядковые номера понятий в соответствующие графы схемы на бланке работы.

Понятия:

1.     Бездействие

2.     Вина

3.     Действие

4.     Мотив

5.     Объект

6.     Объективная сторона

7.     Неосторожность

8.     Субъективна сторона

9.     Умысел

 

Ответ:

10–11 верных элементов – 6 баллов.

9–10 верных элементов – 5 баллов.

7–8 верных элементов – 4 балла.

5–6 верных элементов – 3 балла.

3–4 верных элемента – 2 балла.

1–2 верных элемента – 1 балл.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 14

Содержание ↑

Рассмотрите картину В.Г. Перова «Охотники на привале». Укажите всехарактеристики изображённой на нём социальной группы. Результатызапишите в таблицу на бланке работы.

Картина В.Г. Перова «Охотники на привале»

Ответ:

РазмерХарактер взаимодействияФакт существованияСпособ организации
малаяпервичнаяреальнаянеформальная

 

По 2 балла за каждую верную характеристику.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 15

Содержание ↑

Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания. Ответы к каждому пункту пронумеруйте в соответствии с заданием и запишите на бланке работы.

Замена старого типа воспроизводства новым не может произойти сразу, она совершается постепенно на протяжении жизни нескольких поколений людей. Поэтому с началом демографической революции население вступает в более или менее длительный период, во время которого наблюдаются промежуточные, переходные характеристики воспроизводства населения, сочетающие в себе признаки старого и нового типов демографического воспроизводства, ‒ период демографического перехода. Демографический переход включает две основные фазы: фазу снижения смертности и фазу снижения рождаемости. Для того чтобы демографическая революция совершилась, должны произойти оба эти снижения, и в этом смысле демографическая революция происходит везде одинаково. Но скорость каждого из этих снижений, их взаимодействие между собой, последовательность их распространения на различные слои общества зависят от ряда конкретныхисторических факторов, в том числе, как будет показано ниже, во многом определяются социальным строем. Поэтому демографический переход в разных исторических условиях может протекать (и протекает) по-разному, причём конкретные особенности демографического перехода в той или иной стране имеют важное самостоятельное значение.

В большинстве случаев вторая фаза перехода (снижение рождаемости) начинается спустя более или менее длительное время после начала его первой фазы (снижения смертности). В течение же этого времени снижающейся смертности соответствует неизменно высокая рождаемость, в результате чего происходит ускорение роста численности населения. Это ускорение продолжается до тех пор, пока не начинается вторая фаза перехода, после чего ускорение роста населения прекращается, и, по мере того как снижение рождаемости «догоняет» снижение смертности (а иногда даже и обгоняет его), рост населения замедляется, возвращаясь примерно к тем темпам, которые наблюдались до начала демографической революции.

Таким образом, в процессе демографического перехода население переживает, как правило, период небывало быстрого роста, так что численность его менее чем за столетие может вырасти гораздо больше, чем за всю его предшествующую историю. Такое огромное увеличение численности населения за короткий период времени получило название «демографического взрыва». Мощность такого «взрыва» зависит от конкретной ситуации, в которой осуществляется демографический переход.

Исторический опыт позволяет выделить три типичные схемы демографического перехода. Первый тип можно проиллюстрировать примером Франции, где (почти исключительный случай) обе фазы перехода начались практически одновременно, снижение смертности и рождаемости шло почти параллельно, в силу чего Франция не знала «демографического взрыва».

Примеры демографического перехода второго типа дают Англия, Швеция и ряд других стран Западной Европы. Здесь снижение смертности началось тогда же, когда и во Франции, снижение рождаемости ‒ на сто лет позже. Этим объясняется европейский «демографический взрыв» XIX века, характерной иллюстрацией которого может служить демографическое развитие Англии. Численность её населения в 1800 году составляла (без Северной Ирландии) 10,9 млн человек (40 % населения Франции). За XIX век население Англии выросло почти на 26 млн человек, или в 3,4 раза (население Франции ‒ немногим более чем на 40 %), и при этом ещё несколько миллионов человек эмигрировало за океан. В Западной Европе «демографический взрыв» прекратился в начале XX века в результате резкого и очень быстрого падения рождаемости, которое в течение некоторого времени создавало даже представление о депопуляции некоторых стран.

Наконец, третий тип демографического перехода характерен для развивающихся стран в наше время. Смертность в этих странах снижается очень быстро, и во многих из них сейчас она значительно ниже, чем где бы то ни было в XIX веке; вторая же фаза перехода в лучшем случае только-только начинается, да и то, видимо, далеко не везде. Поэтому превышение рождаемости над смертностью достигает огромных размеров, а мощность «демографического взрыва» намного превосходит всё известное до сих пор. Нет сомнения, что эти ближайшие последствия демографической революции очень важны. Человечество уже сейчас столкнулось со сложными экономическими, экологическими и другими проблемами, которые приобретают большую остроту главным образом в тех районах мира, где бедность и экономическая отсталость задерживают вступление во вторую фазу демографического перехода, что, в свою очередь, тормозит социально-экономические преобразования в этих районах.

(А.Г. Вишневский. Демографическая революция)

15.1. Автор пишет о переходе к новому типу воспроизводства населения. Назовите две основные черты, характеризующие старый тип воспроизводства населения.

Ответ: Старый тип воспроизводства населения характеризуют высокая смертность и высокая рождаемость.

По 1 баллу за каждую верно названную черту старого типа воспроизводства населения. Максимум 2 балла.

15.2. Что такое демографический взрыв? Какими факторами автор объясняет европейский демографический взрыв XIX века?

Ответ: Демографический взрыв ‒ это резкое увеличение численности населения в результате устойчивого и значительного превышения рождаемости над смертностью. Автор объясняет европейский демографический взрыв XIX века тем, что в большинстве стран Европы снижение смертности началось значительно раньше, чем снижение рождаемости.

1 балл за верное определение понятия «демографический взрыв».

1 балл за верное указание причины демографического взрыва в Европе

в XIX веке. Максимум 2 балла.

15.3. Укажите не менее трёх последствий демографического взрыва в современных развивающихся странах.

Ответ: Среди последствий демографического взрыва в современных развивающихся странах могут быть указаны.

  1. Обострение проблемы снабжения населения развивающихся стран продовольствием и питьевой водой.
  2. Рост разрыва в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами (проблема Север-Юг).
  3. Увеличение миграционных потоков из развивающихся стран.
  4. Проблема молодёжной безработицы в развивающихся странах, как следствие рост, социальной и политической напряжённости.

Могут быть указаны и другие верные последствия демографического взрыва в развивающихся странах.

По 2 балла за каждое верно указанное последствие демографического взрыва в развивающихся странах. Максимум 6 баллов.

Диаграмма 1

Модели демографического перехода

Модели демографического перехода

15.4. Автор выделяет три типа демографического перехода. Основываясь на положениях текста и данных диаграммы 1, укажите, к каким типам демографического перехода относятся ситуации А и Б, ответ аргументируйте.

Ответ:

Ситуация А относится к третьему типу («демографический взрыв»), характеризующемуся быстрым снижением смертности при сохранении высокой рождаемости (современные развивающиеся страны). Ситуация Б относится к первому типу, который характеризуется одновременным синхронным снижением смертности и рождаемости, невысокими темпами прироста населения (Франция).

По 2 балла за каждый верно определённый тип с приведенным аргументом. Ответ без аргументации не оценивается. Максимум 4 балла.

Диаграмма 2

Демографический переход в России в ХХ веке

Демографический переход в России в ХХ веке

15.5. Основываясь на положениях текста и данных диаграммы 2, сделайте вывод: можно ли говорить о том, что Россия пережила в ХХ веке демографический взрыв? Свой вывод обоснуйте данными диаграммы.

Ответ: В ХХ веке в России происходило одновременное быстрое снижение рождаемости и смертности (1 балл), при этом после 1960 г. темпы прироста населения сокращались (1 балл), а после 1990 г. началась убыль населения

1 балл.

Эти данные не позволяют говорить о том, что Россия пережила в ХХ столетии демографический взрыв.

2 балла за верный ответ об отсутствии в России в ХХ веке демографического взрыва. Максимум 5 баллов.

Максимум за задание 19 баллов.

Задание 16

Содержание ↑

Прочитайте текст и выполните задание. Ответы запишите на бланке работы.

Некоторые авторы настолько смешали понятия «общество» и «правительство», что между ними не осталось никакого или почти никакого различия; между тем это вещи не только разные, но и разного происхождения. Общество создаётся нашими потребностями, а правительство ‒ нашими пороками; первое способствует нашему счастью положительно, объединяя наши благие порывы, второе же ‒ отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое порождает рознь. Первое ‒ это защитник, второе ‒ каратель.

Общество в любом своем состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае ‒ зло нестерпимое; ибо, когда мы страдаем или сносим от правительства те же невзгоды, какие можно было бы ожидать в стране без правительства, несчастья наши усугубляются сознанием того, что причины наших страданий созданы нами. Правительство, подобно одеждам, означает утраченное целомудрие: царские дворцы воздвигнуты на развалинах райских беседок. Ведь если бы веления совести были ясны, определённы и беспрекословно исполнялись, то человек не нуждался бы ни в каком ином законодателе; но раз это не так, человек вынужден отказаться от части своей собственности, чтобы обеспечить средства защиты остального, и сделать это он вынужден из того же благоразумия, которое во всех других случаях подсказывает ему выбирать из двух зол наименьшее. И так как безопасность является подлинным назначением и целью правительственной власти, то отсюда неопровержимо следует, что, какой бы ни была его форма, предпочтительнее всех та, которая всего вернее обеспечит нам эту безопасность, с наименьшими затратами и с наибольшей пользой.

Чтобы получить ясное и правильное представление о назначении и цели правительства, предположим, что небольшое число людей поселилось бы в каком-то уединённом уголке земли, не связанном с остальным миром; тогда эти люди будут представлять собой первых жителей какой-либо страны или мира. В этом состоянии естественной свободы они прежде всего помыслят об обществе. К этому их будут побуждать тысячи причин. Сила одного человека настолько не соответствует его потребностям и его сознание настолько не приспособлено к вечному одиночеству, что он вскоре будет вынужден искать помощи и облегчения у другого, который в свою очередь нуждается в том же. Вчетвером или впятером можно соорудить сносное жилище в диких местах, в одиночку же можно трудиться всю свою жизнь, так ничего и не добившись. Срубив дерево, он не смог бы один сдвинуть его или, сдвинув, поднять; голод тем временем погнал бы его от этой работы, и каждая другая потребность звала бы в другую сторону; болезнь и просто неудача означали бы для него смерть. Хотя и та, и другая может сама по себе не быть смертельной, он все-таки лишится средств к существованию и впадёт в такое состояние, когда о нём скорее можно будет сказать, что он гибнет, нежели просто умирает.

Итак, нужда подобно силе притяжения скоро сплотила бы наших новоприбывших поселенцев в общество, взаимные благодеяния которого заменили бы и сделали излишними обязательства, налагаемые законом и государством, до тех пор пока эти люди сохраняли бы полную справедливость по отношению друг к другу; но поскольку лишь небо недоступно пороку, то неизбежно по мере преодоления первых трудностей переселения, которые сплачивают их для общего дела, чувства долга и взаимной привязанности начнут ослабевать, и это ослабление укажет на необходимость установить какую-либо форму правления, дабы возместить недостаток добродетели.

Правительственным зданием послужит им какое-нибудь подходящее дерево, под ветвями которого сможет собраться для обсуждения общественных дел вся колония. Более чем вероятно, что их первые законы будут именоваться лишь правилами и выполняться единственно под страхом общественного порицания. В этом первом парламенте каждый займёт место в силу естественного права.

Задания к тексту:

  1. Укажите политическую идеологию, к которой можно отнести автора (идейную основу текста).
  2. Назовите три принципа указанной Вами политической идеологии, отраженные в тексте, и проиллюстрируйте каждый принцип соответствующим фрагментом из текста.
  3. Представьте развёрнутую критику идейной основы текста с точки зрения какой-либо альтернативной политической идеологии.
    • 3.1 Назовите альтернативную политическую идеологию, с позиций которой вы будете критиковать данный текст.
    • 3.2 Приведите антитезисы к каждому сформулированному Вами при ответе на вопрос 2 принципу политической идеологии, приверженцем которой является автор текста.

Ответ:

  1. Политическая идеология текста – либерализм или классический либерализм. 3 балла.
  2. Примеры принципов и фрагментов

а) Противопоставление общества и государства.

Фрагмент:

«Общество создаётся нашими потребностями, а правительство ‒ нашими пороками; первое способствует нашему счастью положительно, объединяя наши благие порывы, второе же ‒ отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое порождает рознь. Первое ‒ это защитник, второе ‒ каратель».

б) Минимальное государство.

Фрагмент:

«…правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло».

«…предпочтительнее всех та (форма правительственной власти), которая всего вернее обеспечит нам эту безопасность, с наименьшими затратами и с наибольшей пользой».

в) Демократическое правление.

Фрагмент:

«Правительственным зданием послужит им какое-нибудь подходящее дерево, под ветвями которого сможет собраться для обсуждения общественных дел вся колония …. В этом первом парламенте каждый займет место в силу естественного права».

г) Свобода как одна из основных ценностей.

Фрагмент:

«В этом состоянии естественной свободы они прежде всего помыслят об обществе».

«В этом и состоит назначение и цель правительства, то есть свобода…»

Могут быть использованы другие фрагменты для подтверждения выводов, а также приведены иные положения либерализма, отражённые в тексте, с подтверждением соответствующими фрагментами.

По 3 балла за каждый приведённый принцип и по 3 балла за каждый приведённый фрагмент. Всего 18 баллов.

  1. Критика текста:

Пример:

Критика с точки зрения социализма:

  • а) Минимальное государство не является оптимальной формулой, так как общество далеко не всегда способно саморегулироваться (бедные, больные, брошенные дети). Государство, обладающее большими полномочиями, способно гораздо эффективнее обеспечивать благополучие всех членов общества (бесплатное образование, медицина и проч.)
  • б) Равенство является первичной ценностью по отношению к свободе, поэтому оно и является конечной целью функционирования государства.
  • в) Сильное авторитарное государство защищает интересы общества лучше выборных представителей, поскольку представители вряд ли смогут прийти к консенсусу (радикальный социализм).

Антитезис должен быть именно возражением на критикуемый тезис, а не абстрактным положением другой политической идеологии, не связанным с критикуемым тезисом. Может быть дана критика текста с позиций иной альтернативной политической идеологии консерватизма, национализма и др.

1 балл за названную идеологию.

По 2 балла за каждый приведенный антитезис.

Всего 7 баллов.

Максимум за задание 28 баллов.

Задание 17

Содержание ↑

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы. (Необходимо сформулировать Вашу точку зрения на обществоведческую проблему, а не выразить отношение к авторскому высказыванию – согласие или несогласие с авторским высказыванием.)
  3. Уровень аргументации:
    • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
    • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
    • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
    • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

Высказывания

  1. Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора (А. Рэнд).
  2. Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее (С. Батлер).
  3. Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов – миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества (П. Сорокин).
  4. Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем (Б. Шоу).
  5. Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага (В. Соловьёв).
  6. Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний (Ж.-Ж. Руссо).
  7. Не всё, что разрешает закон, позволяет совесть (Платон).
  8. Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства. (Т. Драйзер)

Критерии оценивания сочинения-эссе.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по сформулированной обществоведческой проблеме. (Если точка зрения автора эссе сводится к пересказу выбранного высказывания или констатации согласия или несогласия с ним, то по данному критерию выставляется 0 баллов.)
  3. Уровень аргументации:
  • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
  • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
  • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов.

Содержание ↑

Максимум за работу 140 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: