Олимпиадные задания с решениями

ОБЖ 10-11 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; пишите чётко и разборчиво);
  • при ответе на тестовые задания определите верный ответ и обведите кружком букву (буквы), соответствующую(-ие) выбранному Вами ответу.

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы в двух форматах – итог Вашей работы. Максимальное количество баллов – 100.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Содержание

  1. Тестовые задания
    1. Тестовые задания с одним ответом
    2. Тестовые задания с несколькими вариантами ответов
    3. Методика оценивания выполнения тестовых заданий
    4. Таблица ответов на тестовые задания теоретического тура
  2. Методика оценивания выполнения теоретических
  3. Маршрутная карта практического этапа
    1. Неполная разборка (сборка) автомата Калашникова
    2. Оказание первой помощи пострадавшим
    3. Действия при обнаружении возгорания
    4. Условия подсчёта результата

 

Тестовые задания

Тестовые задания с одним ответом

Содержание ↑

Определите один правильный ответ.

  1. Является ли человек, ведущий мотоцикл, пешеходом?
    • а) да, всегда
    • б) только при движении по обочине
    • в) нет
    • г) только при движении через пешеходный переход
  1. Чем является Знамя Победы?
    • а) официальным государственным символом России
    • б) государственной реликвией России
    • в) воинской реликвией России
    • г) особо почётным знаком России
  1. Где безопаснее ожидать помощи, если вы упали на путь в метрополитене, не получили при падении серьёзных травм и можете самостоятельно двигаться?
    • а) под краем платформы, с которой упали
    • б) не доходя до чёрно-белой рейки у начала платформы по ходу поезда
    • в) пройдя за чёрно-белую рейку у начала платформы по ходу поезда
    • г) за чёрно-белой рейкой в конце платформы по ходу поезда
  1. Какой уровень террористической опасности, устанавливаемый в РФ, лишний?
    • а) низкий
    • б) повышенный
    • в) критический
    • г) высокий
  1. Какое значение имеет сочетание красного и жёлтого сигналов светофора?
    • а) предупреждает об опасности и информирует о наличии нерегулируемого пешеходного перехода
    • б) разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка
    • в) разрешает движение и информирует, что время его действия истекает
    • г) запрещает движение и информирует о предстоящем включении зелёного сигнала
  1. Какие критерии определяют уровни экологической опасности в городе Москве? 
    • а) среднесуточные температура, концентрация взвешенных частиц и углекислого газа
    • б) среднесуточные температура, контракция сульфатов и кислорода
    • в) среднесуточные температура, концентрация разряженных частиц и ультрафиолета
    • г) среднесуточные температура, концентрация взвешенных частиц и озона
  1. Какое расстояние рекомендуется выбирать до конечной точки маршрута при организации однодневного турпохода?
    • а) не более 10 км в одну сторону
    • б) не более 15 км в одну сторону
    • в) не более 12 км в одну сторону
    • г) не более 13 км в одну сторону
  1. Каково основное негативное действие табачного дёгтя на организм человека?
    • а) вызывает кислородное голодание организма
    • б) вызывает сужение сосудов
    • в) тормозит деятельность центральной нервной системы
    • г) является канцерогеном
  1. При каком повреждении применяется герметичная повязка?
    • а) ранение предплечья
    • б) ранение живота
    • в) ранение грудной клетки
    • г) открытый перелом конечности
  1. Какой приём первой помощи должен быть выполнен в первую очередь у пострадавшего с открытым переломом бедра с повреждением бедренной артерии?
    • а) наложение стерильной повязки
    • б) иммобилизация конечности
    • в) обезболивание (приём обезболивающих средств при отсутствии лекарственной аллергии)
    • г) наложение кровоостанавливающего жгута

Тестовые задания с несколькими вариантами ответов

Содержание ↑

Определите все правильные ответы.

  1. В каких из растений происходящие изменения могут заблаговременно предупредить о дожде?
    • а) в акации
    • б) в конском каштане
    • в) в липе
    • г) в дубе
    • д) в сосне
  1. Какой может быть санитарная обработка в зависимости от условий и времени? 
    • а) частичной
    • б) временной
    • в) полной
    • г) ограниченной
    • д) поверхностной
  1. Определите ветровой режим и признак ветра силой в 6 баллов по шкале Бофорта.
    • а) ветровой режим «Свежий»
    • б) признак «Ветер поднимает пыль и бумажки»
    • в) ветровой режим «Умеренный»
    • г) признак «Качаются толстые сучья деревьев»
    • д) ветровой режим «Сильный»
  1. Что предусматривает воинская обязанность гражданина РФ?
    • а) пребывание в запасе
    • б) пребывание в резерве
    • в) прохождение военной службы по призыву
    • г) прохождение альтернативной гражданской службы
    • д) добровольную подготовку к военной службе
  1. Что предусматривает обязательная подготовка к военной службе?
    • а) занятие военно-прикладными видами спорта
    • б) обучение по дополнительным общеобразовательным программам
    • в) медицинское освидетельствование
    • г) обучение на военной кафедре
    • д) получение начальных знаний в области обороны
  1. Какие из боевых отравляющих веществ обладают нервнопаралитическим действием?
    • а) зоман
    • б) иприт
    • в) хлорпикрин
    • г) люизит
    • д) ви-экс
  1. Какие из перечисленных ручных осколочных гарант стоят на вооружении ВС РФ?
    • а) М 16
    • б) МК 26
    • в) Ф1
    • г) Л2А2
    • д) РГО
  1. Какие из нижеперечисленных витаминов относятся к жирорастворимым?
    • а) витамин А
    • б) витамин Д
    • в) витамин С
    • г) витамин В6
    • д) витамин В1
  1. Кто из нижеперечисленных лиц обязан оказать первую помощь пострадавшему?
    • а) человек, оказавшийся рядом
    • б) водитель автомобиля
    • в) полицейский
    • г) пожарный
    • д) кассир в магазине
  1. Какие действия запрещается выполнять при наличии у пострадавшего термического ожога с повреждением целостности кожи?
    • а) накрывать место повреждения чистой салфеткой
    • б) прикладывать поверх салфетки холод
    • в) погружать место повреждения в холодную воду
    • г) отрывать прилипшую к ране одежду
    • д) давать тёплое питьё

Методика оценивания выполнения тестовых олимпиадных заданий теоретического тура

Содержание ↑

№ тестового задания Максимальный балл Порядок оценки тестовых заданий
1‒10 2 За правильный ответ начисляется 2 балла. 0 баллов выставляется за неправильный ответ, а также если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный).
11‒20 4 За каждый правильный ответ начисляется 2 балла. 0 баллов выставляется за неправильный ответ, а также если участником отмечены более двух ответов (в том числе правильные).
ИТОГО: 60 Общий итоговый балл определяется суммой баллов, полученных за каждое тестовое задание.

 

Таблица ответов на тестовые задания теоретического тура

Содержание ↑

Номер тестового задания Верный ответ Номер тестового задания Верный ответ
1 а 11 а, б
2 б 12 а, в
3 в 13 г, д
4 а 14 а, в
5 г 15 в, д
6 г 16 а, д
7 а 17 в, д
8 г 18 а, б
9 в 19 в, г
10 г 20 в, г

 

Методика оценивания выполнения теоретических олимпиадных заданий

Задание 1

Содержание ↑

Вопрос водообеспечения является одним из самых важных в условиях автономного существования. Проанализируйте изображение.

А. Напишите какой метод получения воды изображён на картинке.

Б. Опишите принцип действия данного метода получения воды.

В. Опишите порядок изготовления устройства для получения воды данным методом.

 

Вариант ответа

А. На картинке изображён метод получения воды путём конденсации.

Б. Солнечные лучи нагревают воздух и землю под плёнкой до насыщения воздуха водными парами. Водяные пары конденсируются в виде капель на плёнке и стекают в ёмкость.

В. Описание метода добычи воды путём конденсации.

  1. Выкопать ямку.
  2. На дно ямки поставить ёмкость.
  3. Опустить в ёмкость трубку, вывести её за пределы ямки.
  4. Сверху ямку накрыть полиэтиленовой плёнкой.
  5. Плотно закрепить плёнку по краям камнями или прикопать.
  6. В центр плёнки положить камень средних размеров, чтобы образовалась воронка.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, при этом:

  • за правильно названый метод начисляется 2 балла;
  • за правильно описанный принцип действия начисляется 3 балла;
  • за каждый указанный пункт части В, представленный в варианте ответа, начисляется по 1 баллу;
  • возможно использование слов-синонимов или же словосочетаний, близких по значению, не искажающих смысл объяснений;
  • при отсутствии правильных ответов баллы не начисляются.

Задание 2

Содержание ↑

С целью облегчения поиска людей, попавших в опасную ситуацию целесообразно применять Международную кодовую таблицу воздушных сигналов «Земля-Воздух». Её знаки могут быть выложены с помощью подручных средств (снаряжение, одежда, камни, деревья), непосредственно людьми, которые должны лечь на землю, снег, лёд, или вытоптаны на снегу.

Установите соответствие между сигналами и их значениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Сигналы   Значение
А   1 Я двигаюсь в этом направлении
Б   2 Всё в порядке
В   3 Требуется карта и компас
Г   4 Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении.
Д   5 Нужен врач – серьёзные телесные повреждени

 

Ответ

А Б В Г Д
5 4 2 1 3

 

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, при этом:

  • за каждое правильно указанное соответствие начисляется по 2 балла;
  • при отсутствии правильных ответов баллы не начисляются.

Задание 3

Содержание ↑

Топографические знаки – символические графические обозначения, применяемые на топографических картах для изображения объектов местности и их качественных и количественных характеристик.

Соедините стрелками изображение топографического знака и его обозначение.

Колодцы
Проходимые болота
Непроходимые болота
Обрывы
Источники

Ответ

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, при этом:

  • за каждое правильно указанное соответствие начисляется по 2 балла;
  • при отсутствии правильных ответов баллы не начисляются.

Задание 4

Содержание ↑

Инфекционные болезни – это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами, которые передаются от заражённого человека или животного здоровому. Способ перемещения возбудителя инфекционного заболевания от источника инфекции в восприимчивый организм человека или животного называется механизмом передачи инфекции. Механизм передачи может быть реализован различными путями.

Заполните таблицу. Впишите в пропущенные графы таблицы соответствующую информацию.

Вариант ответа:

№п/п Локализация возбудителя Механизм передачи инфекции Пути передачи инфекции
1 Желудочно-кишечный тракт фекально-оральный (желудочно-кишечный) пищевой, водный, контактно-бытовой
2 Дыхательная система воздушно-капельный (аэрогенный) капельный, пылевой
3 Кровь трансмиссивный укусы кровососущих насекомых, медицинский инструментарий
4 Кожа и слизистые оболочки контактный прямой, непрямой

 

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, при этом:

  • за каждый правильный ответ в пункте 1 начисляется по 1 баллу;
  • за правильный ответ в пункте 2 начисляется 3 балла;
  • за правильный ответ в пунктах 3 и 4 начисляется по 2 балла;
  • при отсутствии правильных ответов баллы не начисляются.

Максимум за работу 100 баллов.

Маршрутная карта практического этапа

Содержание ↑

Участник находится на линии старта.

1. Неполная разборка (сборка после неполной разборки) автомата Калашникова

Содержание ↑

Перед участником находится две карточки, на оборотной стороне которых написано сборка после неполной разборки или неполная разборка, автомат Калашникова в собранном виде и автомат Калашникова в частично разобранном виде.

Участник выбирает одну карточку и в соответствии с заданием на оборотной стороне карточки собирает или разбирает автомат.

1.1. Сборка автомата Калашникова

Перечень ошибок Штраф
1 После спуска курка автомат не поставлен на предохранитель 2 балла
2 Спуск курка произведён после присоединения магазина 10 балла
3 Собранный автомат не пригоден для стрельбы (отсутствие газовой трубки со ствольной накладкой, затвора и затворной рамы, возвратного механизма, крышки ствольной коробки, магазина) 20 баллов
4 Оружие направлено на людей 20 баллов
Оценка задания с учётом штрафных баллов

20 ‒ ______ =

Подпись

судьи

 

1.2. Неполная разборка автомата Калашникова

Перечень ошибок Штраф
1 Контрольный спуск произведён до отделения магазина 10 баллов
2 Затвор не отделён от затворной рамы 2 балла
3 Автомат не разобран 20 баллов
4 Оружие направлено на людей 20 баллов
Оценка задания с учётом штрафных баллов

20 ‒ ______ =

Подпись

судьи

 

1.3. Изготовка к стрельбе из автомата Калашникова

Участник по команде члена жюри принимает положение изготовки к бою.

Перечень ошибок Штраф
1 Нарушено установленное положение частей тела 2 балла
2 Патрон не дослан в патронник 4 балла
3 Автомат не поставлен на предохранитель 4 балла
4 Оружие направлено на людей 20 баллов
Оценка задания с учётом штрафных баллов

20 ‒ ______ =

Подпись

судьи

 

2. Оказание первой помощи пострадавшим

Содержание ↑

Перед участником находится пострадавший с признаками вывиха коленного сустава.

Требуется оказать первую помощь пострадавшему и вызвать спасательные службы.

2.1. Оказание первой помощи пострадавшему при вывихе коленного сустава

Перечень ошибок Штраф
1 Не задан вопрос о наличии аллергической реакции 5 баллов
2 Не предложен анальгин или другие обезболивающие 15 баллов
3 Не использован холод 5 баллов
4 Попытка самостоятельно вправить вывих 20 балла
Оценка задания с учётом штрафных баллов

20 ‒ ______ =

Подпись

судьи

 

2.2. Вызов спасательных служб

Перечень ошибок Штраф
1 Не вызваны спасательные службы 10 баллов
2 Не указан адрес места происшествия 5 баллов
3 Не указано число пострадавших 5 баллов
Оценка задания с учётом штрафных баллов

10 ‒ ______ =

Подпись

судьи

 

3. Действия при обнаружении возгорания

Содержание ↑

В течение 30 секунд потушить возгорание и вызвать спасательные службы.

3.1. Тушение возгорания

Перечень ошибок Штраф
1 Не выдернута опломбированная чека 20 баллов
2 Расстояние до очага пожара менее 3 м 20 баллов
3 Не нажата ручка запуска 10 баллов
4 Струя огнетушащего порошка направлена не под углом 2030º к горящей поверхности 10 баллов
Оценка задания с учётом штрафных баллов

20 ‒ ______ =

Подпись

судьи

 

3.2. Вызов спасательных служб

Перечень ошибок Штраф
1 Не вызваны спасательные службы 10 баллов
2 Не указан адрес места происшествия 5 баллов
3 Не указано конкретно, что горит 5 баллов
Оценка задания с учётом штрафных баллов

10 ‒ ______ =

Подпись

судьи

 

Условия подсчёта результата

Содержание ↑

Штрафные баллы начисляются за каждую ошибку согласно регламенту.

Результат за каждый этап вычисляется путём вычитания из максимально возможного количества баллов за этап количества штрафных баллов.

Если штрафных баллов больше максимального количества баллов за этап, ставится 0 баллов.

Итоговый результат вычисляется путём суммирования полученных баллов за все этапы.

Класс: , / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: