Содержание
- Задание 1. (8 баллов)
- Задание 2. (2 балла)
- Задание 3. (6 баллов)
- Задание 4. (5 баллов)
- Задание 5. (9 баллов)
- Задание 6. (8 баллов)
- Задание 7. (16 баллов)
- Задание 8. (5 баллов)
- Задание 9. (1 балл)
- Задание 10. (10 баллов)
Задание 1. (8 баллов)
Фонетика разговорной речи существенно отличается от фонетики литературного языка. Например: сколько[скóкъ].
Даны транскрипции 2-х слов. «Расшифруйте» эти слова и опишите изменения,произошедшие в них: [кр’и́ :с] [вóьш]. Приведите аналогичный пример.
Модель ответа
Это слова кризис и водишь (по 1 баллу). Последняя транскрипция может соответствовать слову воешь, в меньшей степени возишь (1 балл за любое из слов). В этих словах были утрачены звуки [з’], [ь] (на месте «и» в слове«кризис»), [д’], [j] (по 1 баллу). Это происходит в интервокальной позиции, т. е.в позиции между двумя гласными. (1 балл). В разговорной речи это распространенное явление: хоит < ходит (1 балл за пример).
Всего 8 баллов.
Задание 2. (2 балла)
Прочитайте следующий отрывок из романа А.С. Пушкина«Евгений Онегин».
(1) Когда б вы знали, как ужасно
(2) Томиться жаждою любви,
(3) Пылать – и разумом всечасно
(4) Смирять волнение в крови;
(5) Желать обнять у вас колени
(6) И, зарыдав, у ваших ног
(7) Излить мольбы, признанья, пени,
(8) Всё, всё, что выразить бы мог.
Дайте толкование слова пени в строке 7.
Модель ответа
Пени – укоры, упрёки, жалобы, сетования. Ср. глагол пенять, выражение пеняй на себя.
Всего 2 балла.
Задание 3. (6 баллов)
В левой колонке таблицы даны слова латинского происхождения, а в правой – переводы на русский язык латинских глаголов, с которыми эти слова связаны, в перепутанном порядке.
Слова латинского происхождения | Переводы латинских глаголов, с которыми эти слова связаны |
экспозиция, экспорт, экспресс, экскурсия, экстракт, эксцесс | выходить, вытягивать, выкладывать, выдавливать, выносить, выбегать |
- Установите для каждого слова левой колонки связь с соответствующим словом правой колонки.
- Вспомните и напишите для каждого слова левой колонки ещё какое-нибудь слово русского языка, восходящее к тому же латинскому корню.
Модель ответа
Правильные соответствия следующие:
экспозиция – выкладывать (0,5 балла), позиция (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);
экспорт – выносить (0,5 балла), импорт (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);
экспресс – выдавливать (0,5 балла), пресс (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);
экскурсия – выбегать (0,5 балла), курсор (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);
экстракт – вытягивать (0,5 балла), трактор (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);
эксцесс – выходить (0,5 балла), процесс (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла).
Всего 6 баллов.
Задание 4. (5 баллов)
Даны предложения, в которых обыгрывается несколько фразеологических оборотов.
Сделав от ворот поворот, Игорь вернулся к Пете и застал того пожинающим в огороде плоды. Уставший Петя возмутился, что весь день продержал язык за зубами и не съел ни одной маковой росинки, потому что не нашёл на кухне ни рыбы, ни мяса.
Напишите обыгрываемые фразеологические обороты правильно и дайте каждому из них толкование.
Модель ответа
- От ворот поворот (дать, получить) (0,5 балла) – дать или получить категорический, полный отказ (0,5 балл).
- Пожинать плоды (чего-либо, чьи-либо) (0,5 балла) – пользоваться результатами того, что достигнуто, завершено, итогами какой-либо деятельности илибездействия (0,5 балла).
- Держать язык за зубами (0,5 балла) – молчать о том, что нужно скрыватьили не нужно говорить, не произносить неосторожных слов или высказываний(0,5 балла).
- Маковой росинки во рту не было (у кого-либо) (0,5 балла) – кто-либо долгоевремя не пил, не ел (0,5 балла).
- Ни рыба ни мясо (0,5 балла) – человек без ярко выраженных свойств,особенностей, непонятно кто, посредственность (0,5 балла).
Всего 5 баллов.
Задание 5. (9 баллов)
У некоторых глаголов русского языка затруднено нормативное образование страдательных причастий настоящего времени и деепричастий несовершенного вида (настоящего времени). Как бы были образованы эти формы от следующих глаголов: писать, резать, слать? Обоснуйте ответ.
Модель ответа
Пишемый (или: пишёмый), пиша (по 0,5 балла за форму, всего 1 балл), режемый, режа (по 0,5 балла за форму, всего 1 балл), шлёмый, шля (по 0,5 балла за форму, всего 1 балл).
Данные причастия образуются от основы настоящего времени глагола (1 балл),которую надо узнавать, поставив глагол в 3-е лицо множественного числа(1 балл), чтобы увидеть основу без чередований (1 балл). Причастия будутиметь суффикс -ём-/-ем-, так как образуются от глаголов 1-го спряжения(1 балл). Данные деепричастия также образуются от основы настоящеговремени глагола (1 балл) с помощью суффикса -а-/-я (в варианте -а послешипящих) (1 балл).
Всего 9 баллов.
Задание 6. (8 баллов)
В лингвистике принято обозначать типы простых предложений с помощью символов, образующих так называемые структурные схемы предложений. Вот несколько примеров подобных структурных схем.
Предложения типа «Начинается дождь» обозначаются так: N1 – Vf.
Предложения типа «Глаза у неё красивые» обозначаются так: N1 – Adj1.
Предложения типа «Спать на концерте – это невежливо» обозначаются так: Inf – Adv-о.
- Объясните значение использованных выше символов.
- Составьте предложение по следующей структурной схеме: N1 – Inf.
Модель ответа
1. N1 обозначает существительное в первом (то есть в именительном) падеже.
Vf обозначает глагол в спрягаемой форме.
Inf обозначает глагол в неопределенной форме (в форме инфинитива).
Adj1 обозначает прилагательное в первом (то в есть именительном) падеже.
Adv-о обозначает наречие с суффиксом -О.
Тире между символами означает то, что первый символ в данном предложении обозначает подлежащее, а второй – сказуемое.
2. «Наш долг – защитить город от врага» (или любое предложение этой структуры).
За каждый верный объясненный символ в структурной схеме по 1 баллу.
За верно составленное предложение – 2 балла.
Всего 8 баллов.
Задание 7. (16 баллов)
Дан следующий ряд слов на —о: верно, весело, вредно. Определите, какими частями речи могут быть эти слова. Приведите примеры на каждую выявленную вами часть речи.
Модель ответа
верно | имя прилагательное: Решение задачи верно. |
вводное слово: Он, верно, будет дома завтра. | |
наречие: Он понял мои слова верно. | |
весело | имя прилагательное: Его выступление весело. |
наречие: Мы весело провели время на даче. | |
категория состояния: Мне с ним весело. | |
вредно | категория состояния: Мне вредно пить вино. |
имя прилагательное: Курение вредно для здоровья. |
За каждую правильно определённую часть речи (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл (здесь всего 8 баллов).
Всего 16 баллов.
Задание 8. (5 баллов)
Прочитайте текст орфографического правила.
˂…˃ в составе сложного слова пишется ˂…˃, если вторая часть сложного слова начинается с согласной буквы (кроме буквы ˂…˃).
- Восстановите орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
- Приведите примеры его использования.
Модель ответа
- ПОЛ- в составе сложного слова пишется СЛИТНО, если вторая часть сложного слова начинается с согласной буквы (кроме буквы Л).
- Примеры: полдома, пол-лимона.
За верно восстановленное правило – 3 балла.
За два примера разного написания слов с пол— – по 1 баллу.
Всего 5 баллов.
Задание 9. (1 балл)
В данном ниже придуманном слове посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: оперонище.
Модель ответа
Опрощение.
Всего 1 балл.
Задание 10. (10 баллов)
Прочитайте фрагменты текстов и переведите их насовременный русский язык.
- Добрѣ великии Василие и глаголеть, и учить. Ни виждь, к которымъ слово:к лихоимцемъ, к хищником, ко всячески немилосердным же и немилостивым,якоже самь свѣдетельствуетъ, глаголя: камену бесѣдуемь сердцю. Н[ы]нѣ тиглаголю: востани, и абие возмется от тебе каменое и жестокое ума твоего.(Перв. четв. XVI в.).
- В лѣто 6598. Сий бо Ефрѣмь в си лѣта много зданье въздвиже: докончавъцерковь святаго Михаила, заложи же церковь на воротехъ святаго Федора, исвятаго Андрѣя у церкве у воротъ, и городѣ каменъ, и строенно банное камяно,сего же не бысть в Руси. И въкраси городъ Переяславьскый зданьи церковнымии прочими зданьи. («Повесть временных лет»).
Модель ответа
- Хорошо Василий Великий и говорит, и учит. Не смотри / и не смотри, к кому слово: к лихоимцам, к похитителям\грабителям, ко всем немилосердным и немилостивым, так как сам свидетельствует, говоря: с бесчувственным (жестоким) сердцем беседуем (каменному сердцу говорим). Теперь / сейчас тебе говорю: восстань / воспрянь духом, и тотчас (немедленно) возьмётся (уйдёт) от тебя всё, что есть в твоём уме бесчувственного и окаменевшего – 5 баллов. За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
- В год 1090. Этот Ефрем в те годы построил много зданий: докончил церковь святого Михаила (можно перевести как деепричастный оборот: «докончив церковь святого Михаила»), заложил церковь святого Федора на воротах и церковь святого Андрея у ворот, и стену <городскую> каменную, и строение банное каменное, чего не было на Руси, и украсил город Переяславский зданиями церковными и прочими зданиями – 5 баллов. За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
Всего 10 балов.
Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 70.