Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 10 класс, муниципальный этап (2 этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1. (8 баллов)
  2. Задание 2. (2 балла)
  3. Задание 3. (6 баллов)
  4. Задание 4. (5 баллов)
  5. Задание 5. (9 баллов)
  6. Задание 6. (8 баллов)
  7. Задание 7. (16 баллов)
  8. Задание 8. (5 баллов)
  9. Задание 9. (1 балл)
  10. Задание 10. (10 баллов)

Задание 1. (8 баллов)

Содержание ↑

Фонетика разговорной речи существенно отличается от фонетики литературного языка. Например: сколько[скóкъ].

Даны транскрипции 2-х слов. «Расшифруйте» эти слова и опишите изменения,произошедшие в них: [кр’и́ :с] [вóьш]. Приведите аналогичный пример.

Модель ответа

Это слова кризис и водишь (по 1 баллу). Последняя транскрипция может соответствовать слову воешь, в меньшей степени возишь (1 балл за любое из слов). В этих словах были утрачены звуки [з’], [ь] (на месте «и» в слове«кризис»), [д’], [j] (по 1 баллу). Это происходит в интервокальной позиции, т. е.в позиции между двумя гласными. (1 балл). В разговорной речи это распространенное явление: хоит < ходит (1 балл за пример).

Всего 8 баллов.

Задание 2. (2 балла)

Содержание ↑

Прочитайте следующий отрывок из романа А.С. Пушкина«Евгений Онегин».

(1) Когда б вы знали, как ужасно

(2) Томиться жаждою любви,

(3) Пылать – и разумом всечасно

(4) Смирять волнение в крови;

(5) Желать обнять у вас колени

(6) И, зарыдав, у ваших ног

(7) Излить мольбы, признанья, пени,

(8) Всё, всё, что выразить бы мог.

Дайте толкование слова пени в строке 7.

Модель ответа

Пени – укоры, упрёки, жалобы, сетования. Ср. глагол пенять, выражение пеняй на себя.

Всего 2 балла.

Задание 3. (6 баллов)

Содержание ↑

В левой колонке таблицы даны слова латинского происхождения, а в правой – переводы на русский язык латинских глаголов, с которыми эти слова связаны, в перепутанном порядке.

Слова латинского происхожденияПереводы латинских глаголов, с которыми эти слова связаны
экспозиция, экспорт, экспресс, экскурсия, экстракт, эксцессвыходить, вытягивать, выкладывать, выдавливать, выносить, выбегать
  1. Установите для каждого слова левой колонки связь с соответствующим словом правой колонки.
  2. Вспомните и напишите для каждого слова левой колонки ещё какое-нибудь слово русского языка, восходящее к тому же латинскому корню.

Модель ответа

Правильные соответствия следующие:

экспозиция – выкладывать (0,5 балла), позиция (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);

экспорт – выносить (0,5 балла), импорт (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);

экспресс – выдавливать (0,5 балла), пресс (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);

экскурсия – выбегать (0,5 балла), курсор (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);

экстракт – вытягивать (0,5 балла), трактор (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);

эксцесс – выходить (0,5 балла), процесс (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла).

Всего 6 баллов.

Задание 4. (5 баллов)

Содержание ↑

Даны предложения, в которых обыгрывается несколько фразеологических оборотов.

Сделав от ворот поворот, Игорь вернулся к Пете и застал того пожинающим в огороде плоды. Уставший Петя возмутился, что весь день продержал язык за зубами и не съел ни одной маковой росинки, потому что не нашёл на кухне ни рыбы, ни мяса.

Напишите обыгрываемые фразеологические обороты правильно и дайте каждому из них толкование.

Модель ответа

  1. От ворот поворот (дать, получить) (0,5 балла) – дать или получить категорический, полный отказ (0,5 балл).
  2. Пожинать плоды (чего-либо, чьи-либо) (0,5 балла) – пользоваться результатами того, что достигнуто, завершено, итогами какой-либо деятельности илибездействия (0,5 балла).
  3. Держать язык за зубами (0,5 балла) – молчать о том, что нужно скрыватьили не нужно говорить, не произносить неосторожных слов или высказываний(0,5 балла).
  4. Маковой росинки во рту не было (у кого-либо) (0,5 балла) – кто-либо долгоевремя не пил, не ел (0,5 балла).
  5. Ни рыба ни мясо (0,5 балла) – человек без ярко выраженных свойств,особенностей, непонятно кто, посредственность (0,5 балла).

Всего 5 баллов.

Задание 5. (9 баллов)

Содержание ↑

У некоторых глаголов русского языка затруднено нормативное образование страдательных причастий настоящего времени и деепричастий несовершенного вида (настоящего времени). Как бы были образованы эти формы от следующих глаголов: писать, резать, слать? Обоснуйте ответ.

Модель ответа

Пишемый (или: пишёмый), пиша (по 0,5 балла за форму, всего 1 балл), режемый, режа (по 0,5 балла за форму, всего 1 балл), шлёмый, шля (по 0,5 балла за форму, всего 1 балл).

Данные причастия образуются от основы настоящего времени глагола (1 балл),которую надо узнавать, поставив глагол в 3-е лицо множественного числа(1 балл), чтобы увидеть основу без чередований (1 балл). Причастия будутиметь суффикс -ём-/-ем-, так как образуются от глаголов 1-го спряжения(1 балл). Данные деепричастия также образуются от основы настоящеговремени глагола (1 балл) с помощью суффикса -а-/-я (в варианте -а послешипящих) (1 балл).

Всего 9 баллов.

Задание 6. (8 баллов)

Содержание ↑

В лингвистике принято обозначать типы простых предложений с помощью символов, образующих так называемые структурные схемы предложений. Вот несколько примеров подобных структурных схем.

Предложения типа «Начинается дождь» обозначаются так: N1 – Vf.

Предложения типа «Глаза у неё красивые» обозначаются так: N1 – Adj1.

Предложения типа «Спать на концерте – это невежливо» обозначаются так: Inf – Adv-о.

  1. Объясните значение использованных выше символов.
  2. Составьте предложение по следующей структурной схеме: N1 – Inf.

Модель ответа

1. N1 обозначает существительное в первом (то есть в именительном) падеже.

Vf обозначает глагол в спрягаемой форме.

Inf обозначает глагол в неопределенной форме (в форме инфинитива).

Adj1 обозначает прилагательное в первом (то в есть именительном) падеже.

Adv-о обозначает наречие с суффиксом -О.

Тире между символами означает то, что первый символ в данном предложении обозначает подлежащее, а второй – сказуемое.

2. «Наш долг – защитить город от врага» (или любое предложение этой структуры).

За каждый верный объясненный символ в структурной схеме по 1 баллу.

За верно составленное предложение – 2 балла.

Всего 8 баллов.

Задание 7. (16 баллов)

Содержание ↑

Дан следующий ряд слов на —о: верно, весело, вредно. Определите, какими частями речи могут быть эти слова. Приведите примеры на каждую выявленную вами часть речи.

Модель ответа

верноимя прилагательное: Решение задачи верно.
вводное слово: Он, верно, будет дома завтра.
наречие: Он понял мои слова верно.
веселоимя прилагательное: Его выступление весело.
наречие: Мы весело провели время на даче.
категория состояния: Мне с ним весело.
вреднокатегория состояния: Мне вредно пить вино.
имя прилагательное: Курение вредно для здоровья.

За каждую правильно определённую часть речи (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл (здесь всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

Задание 8. (5 баллов)

Содержание ↑

Прочитайте текст орфографического правила.

˂…˃ в составе сложного слова пишется ˂…˃, если вторая часть сложного слова начинается с согласной буквы (кроме буквы ˂…˃).

  1. Восстановите орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
  2. Приведите примеры его использования.

Модель ответа

  1. ПОЛ- в составе сложного слова пишется СЛИТНО, если вторая часть сложного слова начинается с согласной буквы (кроме буквы Л).
  2. Примеры: полдома, пол-лимона.

За верно восстановленное правило – 3 балла.

За два примера разного написания слов с пол— – по 1 баллу.

Всего 5 баллов.

Задание 9. (1 балл)

Содержание ↑

В данном ниже придуманном слове посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: оперонище.

Модель ответа

Опрощение.

Всего 1 балл.

Задание 10. (10 баллов)

Содержание ↑

Прочитайте фрагменты текстов и переведите их насовременный русский язык.

  1. Добрѣ великии Василие и глаголеть, и учить. Ни виждь, к которымъ слово:к лихоимцемъ, к хищником, ко всячески немилосердным же и немилостивым,якоже самь свѣдетельствуетъ, глаголя: камену бесѣдуемь сердцю. Н[ы]нѣ тиглаголю: востани, и абие возмется от тебе каменое и жестокое ума твоего.(Перв. четв. XVI в.).
  2. В лѣто 6598. Сий бо Ефрѣмь в си лѣта много зданье въздвиже: докончавъцерковь святаго Михаила, заложи же церковь на воротехъ святаго Федора, исвятаго Андрѣя у церкве у воротъ, и городѣ каменъ, и строенно банное камяно,сего же не бысть в Руси. И въкраси городъ Переяславьскый зданьи церковнымии прочими зданьи. («Повесть временных лет»).

Модель ответа

  1. Хорошо Василий Великий и говорит, и учит. Не смотри / и не смотри, к кому слово: к лихоимцам, к похитителям\грабителям, ко всем немилосердным и немилостивым, так как сам свидетельствует, говоря: с бесчувственным (жестоким) сердцем беседуем (каменному сердцу говорим). Теперь / сейчас тебе говорю: восстань / воспрянь духом, и тотчас (немедленно) возьмётся (уйдёт) от тебя всё, что есть в твоём уме бесчувственного и окаменевшего – 5 баллов. За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
  2. В год 1090. Этот Ефрем в те годы построил много зданий: докончил церковь святого Михаила (можно перевести как деепричастный оборот: «докончив церковь святого Михаила»), заложил церковь святого Федора на воротах и церковь святого Андрея у ворот, и стену <городскую> каменную, и строение банное каменное, чего не было на Руси, и украсил город Переяславский зданиями церковными и прочими зданиями – 5 баллов. За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.

Всего 10 балов.

Содержание ↑

Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 70.

Рекомендуем ознакомиться: