Задание 1
(8 баллов) Перед Вами фонетическая пропорция: б/п = г/к.
- Дайте определение фонетической пропорции и объясните, по какому принципу она строится.
- Решите следующие пропорции и обоснуйте своё решение.
к/х = т/?
д/т = г/?
Из получившихся согласных составьте слово по схеме 12 гласный 12 гласный, где 1 – искомый звук из первой пропорции, 2 – из второй.
Критерии и ответы
Фонетическая пропорция – это отношение звуков речи по одному или нескольким признакам (в данном случае артикуляционным) – 2 балла, за решение каждой из пропорций (с, к) – по 2 балла, за восстановление слова сказка – 2 балла.
Пояснение.
- Из содержания первой дроби находим, что её звуки относятся как «взрывной» к «щелевому». По этому же принципу определяем, что искомый звук – [с], поскольку он является соответствием взрывному [т].
- Во второй дроби звуки относятся как «звонкий» к «глухому». Следовательно, искомый звук – [к].
Всего 8 баллов.
Задание 2
(2 балла) Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Учёный малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре…
Дайте толкование слова принужденье в строке 5.
Критерии и ответы
Принужденье – притворность, неестественность, неестественное поведение, скованность.
Всего 2 балла.
Задание 3
(4 балла) Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней.
Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.
- Укажите формальный способ образования этих глаголов.
- Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
- Опишите смысл всех других глаголов.
Критерии и ответы
- Формальный способ словообразования – приставочный (пере): штопать – перештопать, ловить – переловить, писать – переписать, бить – перебить, стирать – перестирать (1 балл).
- Отличается от всех других по смыслу глагол переписать (1 балл): он значит «написать что-либо заново, ещё раз» (1 балл).
- Остальные глаголы обозначают следующее: «распространить названное глаголом действие на очень большое число или всё множество объектов» (2 балла).
Всего 4 балла.
Задание 4
(2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.
Нынешняя ситуация в нашей фирме, увы, нестабильная. И самое плохое – по прогнозам аналитиков, это ещё икорка, а рыбка впереди. Надо готовиться к серьёзным трудностям.
Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.
Критерии и ответы
Зашифрован фразеологизм это ещё цветочки, а ягодки (будут) впереди (1 балл) – в настоящий момент всё ещё не так плохо, станет (может стать) ещё хуже (1 балл).
Всего 2 балла.
Задание 5
(16 баллов) Дан ряд слов на —о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.
Ответы
опасно | имя прилагательное: Его поведение опасно. |
наречие: Самолёты опасно опасно сблизились. | |
категория состояния: Опасно ехать по плохой дороге. | |
властно | имя прилагательное: Время над подвигами не властно. |
наречие: Он властно отдавал распоряжения. | |
видно | имя прилагательное: Из нашего окна видно большое озеро. |
вводное слово: Он, видно, будет дома завтра. | |
категория состояния: Видно, как вдалеке садятся самолёты. |
За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл (здесь всего 8 баллов).
Всего 16 баллов.
Задание 6
(8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение.
Предложения «Ботинки велики», «Иван Иванович красив собой» обозначаются схемой N1 – Adj1 кратк.ф..
Предложения «Зимние температуры здесь самые низкие», «Эти книжки детские» обозначаются схемой N1 – Adj1 полн.ф..
Опираясь на приведённые выше примеры предложений, объясните, исходя из каких соображений специалисты по синтаксису решили включить в их структурные схемы указание на полную или краткую форму прилагательного.
Критерии и ответы
В предложениях «Ботинки велики», «Иван Иванович красив собой» краткую форму прилагательного невозможно заменить на полную.
В первом случае лексическое значение полной формы прилагательного «великий» сильно отличается от реализованного в предложении лексического значения краткой формы прилагательного «велик».
Во втором случае полная форма прилагательного не позволяет реализовать синтаксическую связь с зависимым словом («собой»).
В предложениях «Зимние температуры здесь самые низкие», «Эти книжки детские» полную форму прилагательного невозможно заменить на краткую.
В первом случае налицо форма превосходной степени прилагательного, которая не позволяет образовать краткую форму.
Во втором случае относительное прилагательное не имеет краткой формы.
За верное указание в каждом из 4 примеров на причину, которая не позволяет использовать символ Adj1 без дополнительного указания на полную или краткую форму – по 2 балла.
Всего 8 баллов.
Задание 7
(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.
Опираясь на перечисленных выше примеров, можно сказать, что дом Обломова – это не там, в котором он живет, а то жилище, о котором он мечтает и стремится.
Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты.
Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.
Критерии и ответы
1. А. «опираясь на примеров» – грамматическая ошибка. Глагол «опираться» требует при управлении вин. п.
Б. «дом – там, в котором он живёт» – грамматическая ошибка (можно определить её и как речевую), связанная с пониманием значения слова «дом».
Если «дом» мыслится в широком смысле, как место проживания, то вместо союзного слова «в котором» надо написать «где». Если «дом» в отрывке обозначает «жилище», то неуместным оказывается наречие «там» (указание на место, а не на предмет).
В. «жилище, о котором он мечтает и стремится» – грамматическая ошибка в построении ряда однородных членов с общим дополнением (однородные сказуемые требуют от дополнения разных управляемых форм).
2. Опираясь на перечисленные выше примеры, можно сказать, что дом Обломова – это не то жилище, в котором он живёт, а то, о котором он мечтает.
За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку – по 1 баллу.
За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.
Всего не более 5 баллов.
Задание 8
(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.
Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.
- Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
- Приведите примеры его использования.
Критерии и ответы
- Одна буква Н пишется в суффиксах КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, которые возникли в результате перехода в них СТРАДАТЕЛЬных причастий прошедшего времени.
- Примеры: ошибка исправлеНа (кр. причастие), спортсмены собраННы (кр.прилагательное).
- За верно восстановленное правило – 4 балла.
- За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.
Всего 5 баллов.
Задание 9
(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари.
Критерии и ответы
Парадигма.
Всего 1 балл.
Задание 10
(9 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
- Въниде (Ной) въ ковчегь… и плава ковчегъ 40 дьни.
- Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.
- Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.
Критерии и ответы
- Плава – плавал – плавать: не тонуть, держаться на поверхности воды или какой-либо жидкости (3 балла).
- Плавает – плавать: передвигаться в воздухе, парить (3 балла).
- Плавааше – плавала – плавать: растекаться, распространяться (3 балла).
Всего 9 баллов.
Максимальный балл за все выполненные задания – 60.