Содержание
- Задание 1. (11 баллов)
- Задание 2. (2 балла)
- Задание 3. (6 баллов)
- Задание 4. (5 баллов)
- Задание 5. (6 баллов)
- Задание 6. (8 баллов)
- Задание 7. (12 баллов)
- Задание 8. (10 баллов)
- Задание 9. (1 балл)
- Задание 10. (14 баллов)
Задание 1. (11 баллов)
Фонетика разговорной речи существенно отличается отфонетики кодифицированного литературного языка.
Прочитайте транскрипцию отрывка некоторого разговора. Выпишите из него все глагольные формы настоящего времени в соответствии с современными орфографическими нормами и объясните особенности и механизмы возникновения этих форм. Упоминание об этимологии какой частицы уместно в этом контексте?
[jа p’(р’ь) ты што́ з’д’е́ лл / а он гът д’ис’т’и́ т’н н’ихрашо́ плуч’и́ лъс’]
Модель ответа
Полная расшифровка транскрипционной записи:
«Я говорю: ты что сделал, а он говорит: действительно, нехорошо получилось»– 2 балла.
Это слова [p’(р’ь)] и [гът] – говорю и говорит (по 1 баллу ). Это их сжатые формы (подвергшиеся компрессии), возможные в разговорной речи (1 балл). Для справки: обязательным элементом в этих двух формах является хотя бы один согласный корня. Эти формы невозможны в сильной позиции, когда на слово падает акцент, то есть невозможно сказать *это он гът, [а не пишет].
Их отличает то, что эти глагольные формы полностью утрачивают самостоятельное ударение и примыкают к другим словам (2 балла). С точки зрения семантики происходит смещение смысла от полнозначного («Подожди, я сейчас по телефону говорю…») к обозначению цитаты (2 балла). В современном русском языке очень схожий путь проделала частица мол (2 балла).
Всего 11 баллов.
Задание 2. (2 балла)
Прочитайте следующий отрывок из романа А.С. Пушкина«Евгений Онегин».
(1) … Проснувшись рано,
(2) В окно увидела Татьяна
(3) Поутру побелевший двор,
(4) Куртины, кровли и забор,
(5) На стёклах лёгкие узоры,
(6) Деревья в зимнем серебре,
(7) Сорок весёлых на дворе…
Дайте толкование слова куртина в строке 4.
Модель ответа
Куртина – грядка для цветов или других растений, клумба; часть сада, обсаженная деревьями одной породы.
Всего 2 балла.
Задание 3. (6 баллов)
В левой колонке таблицы даны слова, образованные сложением двух греческих корней, а в правой – их буквальные переводы в перепутанном порядке.
Слова с греческими корнями | Буквальные русские переводы |
энтомофаг, бактериофаг, ихтиофаг, фитофаг, зоофаг, антропофаг | звероед, людоед, насекомоед, растениед, рыбоед, палочкоед |
- Установите правильный буквальный перевод для каждого слова.
- Вспомните и напишите для каждого слова левой колонки ещё какое-нибудь слово русского языка, восходящее к тому же первому греческому корню.
Модель ответа
Правильные переводы следующие:
энтомофаг – насекомоед (0,5 балла), энтомология, атом (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);
бактериофаг – палочкоед (0,5 балла), бактериология (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);
ихтиофаг – рыбоед (0,5 балла), ихтиолог (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);
фитофаг – растениед (0,5 балла), фитоплазма (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);
зоофаг – звероед (0,5 балла), зоология (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла);
антропофаг – людоед (0,5 балла), антропология (или любое другое слово с этим же корнем) (0,5 балла).
Всего 6 баллов.
Задание 4. (5 баллов)
Дано предложение, в котором обыгрываются несколько фразеологических оборотов.
Коля посчитал всех ворон во дворе, померил их на свой аршин, облил грязью божьи одуванчики на клумбе и перелил воду из пустого в порожнее.
Восстановите фразеологические обороты, выпишите их и дайте толкование каждому.
Модель ответа
- Считать ворон (0,5 балла) – быть рассеянным, невнимательным,ротозейничать (0,5 балл).
- Мерить на аршин (какой-либо, кого-либо) (чаще: мерить на свой аршин)(0,5 балла) – судить, оценивать с какой-либо одной стороны, определённойточки зрения, предвзято, односторонне (0,5 балла).
- Обливать / поливать грязью (кого-либо) (0,5 балла) – оскорблять, порочитького-либо, выдвигать несправедливые обвинения против кого-либо (0,5 балла).
- Божий одуванчик (0,5 балла) – об очень старом человеке (чаще о женщине),который в силу возраста стал безобидным, безответным (0,5 балла).
- Переливать из пустого в порожнее (0,5 балла) – вести пустые, бесполезныеразговоры, постоянно повторяя одно и то же (0,5 балла).
Всего 5 баллов.
Задание 5. (6 баллов)
Даны словосочетания с глаголами: побаливать зимой, помалкивать в углу, поругивать сына за двойки, поговаривать о переезде.Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.
- Укажите формальный способ образования этих глаголов.
- Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
- Опишите смысл всех других глаголов.
Модель ответа
- Формальный способ словообразования – приставочно-суффиксальный (по- + -ива-) (1 балл): болеть – побаливать, молчать – помалкивать, ругать – поругивать, говорить – поговаривать (1 балл).
- Отличается от всех других по смыслу глагол помалкивать (1 балл): он значит«молчать, уклоняясь от беседы» (1 балл).
- Остальные глаголы обозначают следующее: «делать что-либо понемногу ивремя от времени в течение достаточно большого промежутка времени»(2 балла).
Всего 6 баллов.
Задание 6. (8 баллов)
Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке.В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах –номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение.
Предложения типа «Дом высок», «Девушка красива» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 кратк.ф..
Предложения типа «Ты сегодня сердитый», «Метель на улице сильная» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 полн.ф..
Тем не менее, специалисты по синтаксису не спешат отказываться от указанияна полную либо краткую форму прилагательного в позиции сказуемого.
В приведённом ниже перечне укажите те предложения, которые допустимо описывать более общей схемой N1 – Adj1, и те предложения, схема которых должна указывать на полную/краткую форму прилагательного. Объясните, чем может быть вызвана необходимость такого указания.
Ботинки мне велики.
Природа на Кавказе прекрасная.
Эти духи французские.
Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы.
Модель ответа
Природа на Кавказе прекрасная.
Это предложение можно описать схемой N1 – Adj1.
В схемах, описывающих остальные предложения, следует указывать наполноту/краткость прилагательного.
Ботинки мне велики.
В этом случае лексическое значение полной формы прилагательного «великие»сильно отличается от реализованного в предложении лексического значениякраткой формы прилагательного «велики».
Эти духи французские.
В этом случае относительное прилагательное не имеет краткой формы.
Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы.
В этом случае налицо форма превосходной степени прилагательного, котораяне позволяет образовать краткую форму.
За верное указанное предложение, которое можно описать схемой N1 – Adj1, – 2 балла.
За верные объяснения того, почему для описания остальных предложений необходимо использовать схему с указанием на полноту/краткость формы прилагательного, по 2 балла.
Всего 8 баллов.
Задание 7. (12 баллов)
Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (этимологически родственные слова: итал. falsetto, от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.
оплЕуха
обОняние
тОсковать
ярмАрка
насЕкомое
мИнистр
Модель ответа
оплЕуха – сплёвывать, оплёвывать («оплеуха» восходит к «оплевуха» (плевать)) обОняние – благовония (этимологически восходят к общему корню *on (на славянской почве «вон(Ь)»)
тОсковать – тощий (этимологически восходят к одному корню со значением «делать пустым», «осушать»)
ярмАрка – супермаркет (оба слова входят в одно этимологическое гнездо; ср: немецкие слова Markt (Jahrmarkt ярмарка), Market)
НасЕкомое – сечь, поскольку насекомое состоит из как бы насечённых отрезков тела. Корень этимологически родствен русскому «сечь». Для справки: само слово является словообразовательной калькой с греческого εντομον. Таким же образом устроено латинское слово insectum с корнем seco (режу).
мИнистр – минус, минимум (этимологически все слова восходят к латинскому «minor» — меньший, меньшая; , «minus» – меньшее)
За проверку и верное объяснение каждого слова – по 2 балла.
Всего 12 баллов.
Задание 8. (10 баллов)
- Вставьте пропущенные буквы:
- С А.С. Иванов…м
- С Чарли Чаплин…м
- С Чарльзом Дарвин…м
- С Бернгардтом фон Бюлов…м
- С Рудольфом Вирхов…м
- С Б.П. Птицын…м
- Сформулируйте орфографическое правило, на основании которого вы производили выбор нужной буквы.
- Вставьте пропущенную букву в следующем фрагменте: «со знаменитым художником Карлом Павловичем Брюллов…м и с его отцом Паулем Брюлло». Объясните ваш выбор.
Модель ответа
- Вставьте пропущенные буквы:
- С А.С. ИвановЫм
- С Чарли ЧаплинОм
- С Чарльзом ДарвинОм
- С Бернгардтом фон БюловОм
- С Рудольфом ВирховОм
- С Б.П. ПтицынЫм
По 0,5 балла за каждое окончание. 3 балла.
- Русские фамилии на -ОВ(-ЁВ), -ЕВ, -ИН, -ЫН имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ЫМ. Иностранные фамилии с соответствующими финалями имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ОМ.
Формулировка правила – 5 баллов.
- … «со знаменитым художником Карлом БрюлловЫм и с его отцом Паулем Брюлло».
Фамилия Брюллов – очевидная русификация, финаль -ОВ здесь возникла на русской почве под влиянием русских фамилий с суффиксом -ОВ-. Это легко установить по нерусифицированной фамилии его отца – Брюлло – 2 балла.
Всего 10 баллов.
Задание 9. (1 балл)
В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
Пример: эфиоп Яро (орфоэпия)
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Иероглиф Яккса
Модель ответа
Лексикография.
Всего 1 балл.
Задание 10. (14 баллов)
Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте; укажите, какой частью речи является слово).
- Рече Господь своимъ ученикомъ: «Се Азъ посълю вы, яко овьця посрѣдѣ в л ъ к ъ , будѣте мудри, яко змия, и цѣли, яко голубие». . . (Остромирово Евангелие, XI в).
- Да тако рекуть, яко инъ никто же такъ бѣ золъ, яко и волкомъ звахуть его (Пролог, XV в.)
Модель ответа
1) И сказал Господь своим ученикам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: будьте мудры, как змии, и непорочны (целомудренны), как голуби» – 4 балла. За каждую ошибку, существенно влияющую на искажение смысла текста, снимается 1 балл.
Влъкъ – волк, хищное животное, прямое значение (1 балл); имя существительное (1 балл) в форме мн. ч., род. п.
Цѣли – целый, незлобивый, непорочный, простой, целомудренный (1 балл); имя прилагательное в краткой форме (1 балл).
Для справки: мн. ч., им. п. (краткие прилагательные изменялись по падежам), учащиеся могут указать и на м. р.
2) Да так говорят, что никто другой не был так зол, что его называли волком.– 2 балла. За каждую ошибку, существенно влияющую на искажение смысла текста, снимается 1 балл.
В о л к ъ – переносное значение: злой человек (1 балл); имя существительное (1 балл) в форме ед. ч., тв. п.
Если учащийся укажет, что старославянское написание влъкъ, древнерусское – вълкъ, русское – волк – дополнительно 2 балла.
Всего 14 баллов.
Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 75.