Содержание
- Задание № 1 (7 баллов)
- Задание № 2 (2 балла)
- Задание № 3 (16 баллов)
- Задание № 4 (14 баллов)
- Задание № 5 (12 баллов)
- Задание № 6 (6 баллов)
- Задание № 7 (4 балла)
- Задание № 8 (5 баллов)
- Задание № 9 (4 балла)
- Задание № 10 (4 балла)
Задание № 1 (7 баллов)
Даны примеры из архангельских говоров.
В Ильин день косят, а метать нельзя, с косой тоже нельзя идти, а притягает т косе.
К сердцу ближе – широкая доска, а т краю ýже.
Не, ни т которой не вешала, с Богом отправляли дак.
Определите значение выделенного жирным шрифтом слова. Предложите гипотезу, объясняющую вашу позицию с точки зрения фонетики.
Модель ответа и критерии
[т] – фонетическая реализация предлога к (1 балл). Это проще всего выяснить во втором примере, обнаружив там противопоставление (1 балл): к сердцу (т. е. середине) ↔ к краю.
Фонетическая гипотеза может выглядеть так:
[т] возникает в сочетаниях [кк] (1 балл) в результате диссимиляции (1 балл) по месту образования (1 балл). В литературном русском языке это сочетание также часто подвергается диссимиляции в определённых позициях, только диссимиляция происходит не по месту, а по способу образования (1 балл), например, как в слове ле[гк>кк>хк]ий (1 балл за этот или любой аналогичный пример).
Всего 7 баллов.
Задание № 2 (2 балла)
Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.
Он прикидывался то страстным охотником до лошадей, то отчаянным игроком, то самым тонким гастрономом; хотя никак не мог различить горской породы от арабской, никогда не помнил козырей и втайне предпочитал печёный картофель всевозможным изобретениям французской кухни.
(А.С. Пушкин)
Модель ответа и критерии
Гастроном – знаток и любитель вкусной еды, гурман.
Всего 2 балла.
Задание № 3 (16 баллов)
Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дар Божий».
Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. Укажите имя – общий предок и раскройте его внутреннюю форму в языке-источнике.
По-португальски Жоао, а по-русски …
По-испански Яго, а по-русски …
По-венгерски Дьёрдь, а по-русски …
По-датски Нильс, а по-русски …
Модель ответа и критерии
По-португальски Жоао, а по-русски Иван. Восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает».
По-испански Яго, а по-русски Яков, Яша. Восходят к древнееврейскому имени «Яакоб», что значит «держащийся за пятку» (согласно Ветхому Завету, патриарх Иаков появился на свет, держа за пятку своего старшего братаблизнеца Исава).
По-венгерски Дьёрдь, а по-русски Георгий (Юрий, Егор). Восходит к древнегреческому имени Георгиос, происходящему от георгос – «земледелец» (один из эпитетов Зевса).
По-датски Нильс, а по-русски Николай. Восходит к древнегреческому имени Николаос: нике – «победа» + лаос – «народ, люди, войско».
За каждое верно указанное русское имя – 1 балл (всего 4 балла).
За каждое верно указанное имя – общий предок – 1 балл (всего 4 балла).
За раскрытие внутренней формы каждого имени-предка – 2 балла (всего 8 баллов).
Всего 16 баллов.
Задание № 4 (14 баллов)
Предположим, что слова скрежет, кречет – это глаголы, стоящие в третьем лице единственного числа настоящего времени. Как бы выглядели возможные формы инфинитива и формы прошедшего времени единственного числа женского рода от этих глаголов? Приведите аналогичные примеры из русского языка.
Модель ответа и критерии
От слова скрежет:
- скрезать, скрезала (1 балл за все формы), по аналогии с мажет – мазала – мазать (1 балл);
- скредать, скредала (1 балл за все формы), по аналогии с гложет – глодала – глодать (1 балл);
- скрегать, скрегала (1 балл за все формы), по аналогии с двигать – двигала – движет (1 балл);
- скречь, скрегла (1 балл за все формы), по аналогии с мочь – могла – может (1 балл).
От слова кречет:
- кретать, кретала (1 балл за все формы), по аналогии с лопочет – лопотала – лопотать (1 балл);
- крекать, крекала (1 балл за все формы), по аналогии с скачет – скакала – скакать (1 балл);
- крететь, кретела (1 балл за все формы), по аналогии с хочет – хотела – хотеть (1 балл).
Всего 14 баллов.
Задание № 5 (12 баллов)
Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный)). Объясните выбор проверочного слова.
измОждённый
демОнстрация
кастАньеты
лИврея
Модель ответа и критерии
измОждённый – мозг (см: размозжить);
демОнстрация – монстр (оба слова находятся в одном этимологическом гнезде со словом из лат. mōnstrum – знамение, знак, чудо, позднее чудовище);
кастАньеты – каштан (название инструмент получил по материалу изготовления: кастаньеты делали из каштанов);
лИврея – верлибр, либеро (из франц. livréе – «выдаваемая государством и высшим дворянством одежда для свиты» от livrer – «выдавать»; лат. liberāre – «освобождать, отпускать, выдавать»).
За верную проверку каждого слова по 1 баллу.
За верное объяснение каждого слова по 2 балла.
Всего 12 баллов.
Задание № 6 (6 баллов)
Приведите по одному примеру на следующие случаи функционирования в предложении словоформы понятно:
- она является обстоятельством образа действия;
- онf является именной частью сказуемого двусоставного предложения;
- она является именной частью сказуемого односоставного предложения;
- она, не являясь членом предложения, функционирует в нём как субъективная оценка говорящим сообщаемой ситуации;
- она, будучи употреблённой в специфическом режиме, т. е. отсылая к самой себе как к знаку, является подлежащим.
Модель ответа и критерии
- Профессор объяснял материал очень понятно (1 балл).
- Всем всё было понятно (1 балл).
- Было понятно, что он не придёт (1 балл).
- Петя, понятно, не стал отвечать на вопрос (1 балл).
- «Понятно» может быть разными частями речи (2 балла).
Всего 6 баллов.
Задание № 7 (4 балла)
Даны предложения на сербском языке и их переводы на русский.
- Наредио ми је да пошаљем телеграм. – Он велел мне послать телеграмму.
- Наредио ти је да пошаљеш телеграм. – Он велел тебе послать телеграмму.
- Наредио му је да пошаље телеграм. – Он велел ему послать телеграмму.
- Дошли смо да напишемо писмо. – Мы пришли написать письмо.
- Дошли сте да напишете писмо. – Вы пришли написать письмо.
- Дошли су да напишу писмо. – Они пришли написать письмо.
Задание 1. Переведите на сербский язык следующие предложения.
- Они пришли послать телеграмму.
- Он велел тебе написать письмо.
Задание 2. Как бы выглядели следующие русские предложения, если бы они были устроены, как сербские?
- Учитель велел детям сдать работы.
- Вы приехали сюда учиться.
Модель ответа и критерии
Задание 1.
- Дошли су да пошаљу телеграм (1 балл).
- Наредио ти је да напишеш писмо (1 балл).
Задание 2.
- Учитель велел детям да сдадут работы (1 балл).
- Вы приехали сюда да учитесь (1 балл).
Всего 4 балла.
Задание № 8 (5 баллов)
Одна из записей на сайте snob.ru заканчивается так:
Ведь можно получить пятёрку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, поступить сына в институт, но уже не восстановить отношений.
Прокомментируйте языковую особенность, встретившуюся в этом отрывке.
Модель ответа и критерии
В данном отрывке можно наблюдать языковую игру (1 балл). Она заключается в том, что изначально непереходный (1 балл) глагол поступить переосмысляется в контексте как переходный (1 балл). Это употребление окказионально (1 балл).
Значение этого глагола можно интерпретировать как «сделать так, чтобы А поступил», в данном случае А – сын (1 балл).
Всего 5 баллов.
Задание № 9 (4 балла)
Определите значение подчёркнутых слов.
- Аще ли къто покусится ѿ Руси взѧти что ѿ людии царства вашего, иже то створить, покажненъ будеть вельми, аще ли взѧлъ будеть, да заплатить сугубо.
- Соугоубо есть житiе наше: словесно и безсловесно, и бесплотно и тѣлесно.
- Сударь иже бѣ на главѣ его.
- Как измолвить дьяконъ Съ страхомъ Божьим и съ вѣрою приступите, тогды бы приходили къ царским дверемъ да причащалися предъ царьскими дверми, а руки положа къ перьсемъ крестообразно, а к сударю бы не прикасались.
Модель ответа и критерии
- вдвое;
- двойной;
- плат, покрывало;
- сосуд, чаша.
По 1 баллу за слово.
Всего 4 балла.
Задание № 10 (4 балла)
Прочитайте отрывок из «Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку» (XII–XIV вв.) (в упрощённой орфографии).
Радуєт сѧ купець прикупъ сътворивъ, и кормьчии въ ωтишьє приставъ, и странник въ ω҃чьство своє пришедъ, тако ж радуєт сѧ и книжныи списатель, дошедъ конца книгам.
Задание 1. Что означают слова кормьчии и отишье? Используйте в толковании по одному однокоренному им современному русскому слову.
Задание 2. Какой частью речи является слово кормьчии?
Модель ответа и критерии
Задание 1. Кормьчии – рулевой судна, управляющий кормилом (или стоящий на корме) (1 балл). Отишье – затишье и/или тихая гавань (1 балл).
Задание 2. Кормьчии по морфологическим признакам является именем прилагательным (как рабочий) (1 балл), а по синтаксическому употреблению – существительным (как рабочий) (1 балл).
Всего 4 балла.
Максимальный балл за все выполненные задания – 74