Задание 1
(11 баллов) В одном из учебников для начальной школы приводится такое утверждение.
Какие согласные звуки являются непарными по глухости/звонкости?
Непарные согласные:
- звонкие: [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’];
- глухие: [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’].
Укажите на допущенные авторами неточности с точки зрения академической науки. Докажите своё мнение.
Критерии и ответы
Звук, который обозначает буква й, в научной фонетической традиции записывается как [j] – 1 балл, он всегда мягкий, и поэтому у него не обозна чается мягкость – 1 балл, у [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’] существует звонкая пара – 3 балла. Дополнительно – 1 балл за рассуждение о том, что в формулировке смешаны понятия звука и фонемы.
Например:
сме[γ] был заливистым…,
о Бо[γ’]е,
оте[дз] был строгим…,
испе[д’ж’] бы пирожок…,
дро[ж’:]и,
(по 1 баллу за пример).
Всего 11 баллов.
Задание 2
(2 балла) Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
(1) Бежал он их беседы шумной.
(2) Их разговор благоразумный
(3) О сенокосе, о вине,
(4) О псарне, о своей родне,
(5) Конечно, не блистал ни чувством,
(6) Ни поэтическим огнём,
(7) Ни остротою, ни умом,
(8) Ни общежития искусством…
Дайте толкование слова общежитие в строке 8.
Критерии и ответы
Общежитие – общественная жизнь, жизнь в обществе.
Всего 2 балла.
Задание 3
(4 балла) Даны словосочетания с глаголами: добегаться до головокружения, докуриться до тошноты, договориться о встрече до десяти часов, допрыгаться до вывиха, догуляться до отчисления.
Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.
- Укажите формальный способ образования этих глаголов.
- Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
- Опишите смысл всех других глаголов.
Критерии и ответы
- Формальный способ словообразования – приставочно-постфиксальный (приставочно-суффиксальный) (до- + -ся): бегать – добегаться, курить – докуриться, говорить – договориться, прыгать – допрыгаться, гулять – догуляться (1 балл).
- Отличается от всех других по смыслу глагол договориться (1 балл): он значит «достичь договорённости о чём-либо с кем-либо в результате говорения, разговора» (1 балл).
- Остальные глаголы обозначают следующее: «доведение действия до нежелательного с точки зрения говорящего и заранее не планировавшегося результата» (1 балл).
Всего 4 балла.
Задание 4
(2 балла) Даны предложения, в одном из которых реально существующий в русском языке фразеологический оборот «переиначен» на иностранный лад (например: баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче). Как приехала Мария Васильевна из отпуска – сразу на новую работу, в новый коллектив. Прямо с крейсера на дискотеку попала.
Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.
Критерии и ответы
Это ФЕ попасть с корабля на бал (1 балл) – после долгого пути (или трудных дел, уединения) внезапно оказаться в новой, непривычной обстановке, в многолюдном обществе (1 балл).
Всего 2 балла.
Задание 5
(8 баллов) Дан ряд глаголов: загонять, заносить, отлетать, отходить, угонять.
Один ученик посчитал все эти глаголы глаголами несовершенного вида, а другой ученик – глаголами совершенного вида. Кто из учеников прав? Ответ обоснуйте.
Критерии и ответы
- Правы оба ученика (1 балл). Вид данных глаголов зависит от значения приставок (1 балл).
- Если приставка за- имеет значение «движение за предмет, внутрь или в сторону», то глаголы загонять, заносить несовершенного вида (1 балл).
- Если приставка за- имеет значение «причинение ущерба объекту в результате долгого произведения действия», то глаголы загонять, заносить – совершенного вида (1 балл).
- Если приставка от- имеет значение «отделение, удаление от предмета (чаще на небольшое расстояние)», то глаголы отлетать, отходить – несовершенного вида (1 балл).
- Если приставка от- имеет значение «прекращение (обычно долго длившегося) действия», то глаголы отлетать, отходить – совершенного вида (1 балл).
- Если приставка у- имеет значение «удаление предмета откуда-либо», то глагол угонять – несовершенного вида (1 балл).
- Если приставка у- имеет значение «причинение ущерба доведением действия до предела», то глагол угонять – совершенного вида (1 балл).
Всего 8 баллов.
Задание 6
(8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке.
В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение.
Предложения типа «Дом высок», «Девушка красива» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 кратк.ф..
Предложения типа «Ты сегодня сердитый», «Метель на улице сильная» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 полн.ф..
Тем не менее специалисты по синтаксису не спешат отказываться от указания на полную либо краткую форму прилагательного в позиции сказуемого.
В приведённом ниже перечне укажите те предложения, которые допустимо описывать более общей схемой N1 – Adj1, и те предложения, схема которых должна указывать на полную/краткую форму прилагательного. Объясните, чем может быть вызвана необходимость такого указания.
Девушка хороша собой.
Утро нынче свежее.
Эти сапоги финские.
Москва – самый крупный мегаполис Европы.
Критерии и ответы
Утро нынче свежее. Это предложение можно описать схемой N1 – Adj1 .
В схемах, описывающих остальные предложения, следует указывать на полноту/краткость прилагательного.
Девушка хороша собой.
В этом случае лексическое значение полной формы прилагательного «хорошая» сильно отличается от реализованного в предложении лексического значения краткой формы прилагательного «хороша», кроме того, полная форма не позволяет реализовать синтаксическую связь с зависимым словом («собой»).
Эти сапоги финские.
В этом случае относительное прилагательное не имеет краткой формы.
Москва – самый крупный мегаполис Европы.
В этом случае налицо форма превосходной степени прилагательного.
За верное указанное предложение, которое можно описать схемой N1 – Adj1, – 2 балла.
За верные объяснения того, почему для описания остальных предложений необходимо использовать схему с указанием на полноту/краткость формы прилагательного, – по 2 балла.
Всего 8 баллов.
Задание 7
(6 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.
Жизненная цель Господина из Сан-Франциско заключалась в материальных благополучиях, утратив всё живое в своей душе. Люди, сделавшие выбор в пользу денег, забывают об истинных и настоящих ценностях, а не только о ложных.
Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты.
Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.
Критерии и ответы
1. А. «заключалась в материальных благополучиях» – грамматическая ошибка. Слово «благополучие» не имеет формы мн. ч.
Б. «цель … заключалась …, утратив всё живое в своей душе» – грамматическая ошибка. Неверное употребление деепричастного оборота.
В. «забывают об истинных и настоящих ценностях» – речевая ошибка. Неоправданный смысловой повтор.
Г. «забывают о настоящих ценностях, а не только о ложных» – речевая ошибка. Неточное высказывание. О «ложных ценностях», судя по контексту, люди, подобные человеку из Сан-Франциско, не забывают.
2. Жизненная цель Господина из Сан-Франциско, утратившего всё живое в своей душе, заключалась в материальном благополучии. Люди, сделавшие выбор в пользу денег, попадают во власть ложных ценностей и забывают о ценностях истинных.
За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу.
За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.
Всего 6 баллов.
Задание 8
(12 баллов) Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.
лОпата
иждИвение
обАяние
инжЕнер
Организовать
спЕктакль
Критерии и ответы
- лОпата – лопасть (этимологически родственные слова)
- иждИвение – жить (ст. сл. из-жити (прожить) дало в ц. сл. иждити)
- обАяние – баять (др. р. баяти – колдовать, заговаривать)
- инжЕнер – гений (этимологически оба слова восходят к латинскому genius;
«инженер» восходит к латинскому ingenium – «остроумное изобретение», «врождённая способность») организовать – орган (этимологически оба восходят к греческому «органон» – орудие)
- спЕктакль – конспект, проспект, спектр (этимологически все слова восходят к латинскому «specto» – смотреть)
За проверку и верное объяснение каждого слова, по 2 балла.
Всего 12 баллов.
Задание 9
(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин:
Но ежели пир?
Критерии и ответы
Приложение.
Всего 1 балл.
Задание 10
(15 баллов) Определите, какой частью речи является в тексте выделенное слово и каково его лексико-грамматическое значение.
- Узьрю ли си лице братьца моего мьньшааго Глѣба?
- Не тако ли , рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту.
- Хожаше (Феодосий) по келиямъ ученикъ своихъ, и аще чьто обрящааше у кого: ли брашьно сънѣдьно, ли одежею лише уставьныя одежа или от имѣния чьто, сия възьмъ въ пещь въмѣташе.
- Въ градѣ, въ немь же живеши, и въ инѣхъ окрьстьнихъ поишти ли единого человѣка бояштяся бога… Обрѣте ли такого человѣка, то уже не скърби.
- Да луче есть на своеи землѣ костью лечи, и не ли на чюже славну быть.
Критерии и ответы
- Вопросительная частица в прямом вопросе (3 балла).
- Усилительная частица. Употребляется для подчёркивания значения наиболее важного в смысловом отношении слова в предложении – же (3 балла).
- Разделительный союз – или, или… или (3 балла).
- Условно-уступительный (условный) союз – хоть бы\хотя бы (3 балла).
- Сравнительный союз. Присоединяет придаточное предложение при наличии сравнительной степени в главном – нежели, чем (3 балла).
Всего 15 баллов.
Максимальный балл за все выполненные задания – 69.