Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 5 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

(8  баллов)  Перед  Вами  ряд  слов.  Из  этого  ряда  выпишите  слово(-а), в котором(-ых) количество букв совпадает с количеством звуков. (Произнесите слова быстро, без видимого усилия. Прислушайтесь, как звучит слово). Кратко поясните своё решение.

Ёж, ехать, знает, привет, Яуза, Егор, поджаренный.

Критерии и ответы

Привет – (1 балл), знает – (3 балла), ехать – (1 балл).

В настоящем времени основа глагола «знает» оканчивается на j (1 балл), однако в позиции между двумя гласными (1 балл) <j> реализуется нулём звука (1 балл), если слово произносится без видимого усилия.

Допустимо:  после  гласной  буква  Е  обычно  обозначает  два  звука (j +  э),  но здесь  гласный  звук  безударный  и  похож  на [и],  перед  которым  при  быстром произнесении j не слышится (выпадает).

Если слово знает не выписано, баллы не ставятся.

Всего 8 баллов.

Задание 2

(5 баллов) Даны  словосочетания:  свободный  народ,  свободное  место, свободное платье, свободная вакансия, свободный вечер.

Сформулируйте  значение  прилагательного  свободный  в  каждом  словосочетании.  Найдите  среди  этих  словосочетаний  такое,  в  котором  прилагательное свободный  избыточно  по  смыслу.  Покажите  это  с  помощью  толкования значения существительного в этом словосочетании.

Критерии и ответы

  • Свободный народ – независимый, никому не подчинённый (1 балл).
  • Свободное место – никем и ничем не занятое (1 балл).
  • Свободное платье – не стесняющее движение, не тесное, просторное (1 балл).
  • Свободный вечер – не занятый работой, делом (1 балл).

Прилагательное  избыточно  по  смыслу  в  словосочетании  свободная  вакансия (0,5  балла).  Вакансия –  это  никем  не  занятая,  т. е.  свободная  должность (0,5 балла).

Всего 5 баллов.

Задание 3

(3 балла) Даны  пары  слов,  обозначающие  мужчину  и  женщину:  узбек – узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка,  хорват – хорватка.

Какая  из  этих  пар  не  вписывается  в  модель «лицо  мужского  пола  по национальности – лицо женского пола по той же национальности»? Обоснуйте свой ответ толкованием слов в выбранной паре.

Критерии и ответы

Не  вписывается  в модель пара швейцар – швейцарка (1 балл). Слово швейцар значит «сторож,  привратник  при  подъездах,  входах  в  учреждения» (1 балл), а слово швейцарка – «жительница Швейцарии» (1 балл).

Всего 3 балла.

Задание 4

(2 балла)  Дано  предложение,  в  составе  которого  употреблён  фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).

Сколько раз твердили Васе, чтобы он делал уроки внимательно – а ему хоть кол на голове чеши / пиши / теши / паши!

Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Правильный  вариант –  хоть  кол  на  голове  теши  (кому-то) (1 балл).

Фразеологизм  значит «кто-то  совершенно  не  способен  или  упрямо  не  хочет что-то  делать  или  понимать (никакими  силами  нельзя  его  заставить  или убедить)» (1 балл).

Всего 2 балла.

Задание 5

(5 баллов) Даны пары имён существительных.

лошадь – лошадка
машина – машинка
корзина – корзинка
мышь – мышка
горсть – горстка
поляна – полянка
ночь – ночка
дорога – дорожка

Левое  слово  пары –  это  производящее  слово,  а  правое  слово  пары –  это производное  слово.  Одни  пары  слов  имеют  один  и  тот  же  грамматический признак,  а  в других парах  слова различаются по  этому же признаку. Укажите этот грамматический признак и разделите пары на две группы в зависимости от отношения к нему.

Критерии и ответы

Этот грамматический признак – склонение (2 балла). В одних парах оба слова относятся  к 1-му  склонению (машина  –  машинка) (1 балл),  а  в  других  парах производящее слово 3-го склонения (лошадь), а производное – 1-го склонения (лошадка) (1 балл). Существительные можно разделить так (1 балл):

Оба слова относятся к 1-му склонениюПроизводящее относится к 3 склонению, а производное – к 1-му склонению
  • машина – машинка
  • корзина – корзинка
  • поляна – полянка
  • дорога – дорожка
  • лошадь – лошадка
  • мышь – мышка
  • горсть – горстка
  • ночь – ночка

Всего 5 баллов.

Задание 6

(5  баллов)  Настя  в шутку  написала  предложение  из  сказки А.С. Пушкина в одно  слово.  Затем  она  разрезала  это  слово  на  куски.  Восстановите  предложение.

таро ря. сталис седибес Тутсо коить по гоца

Критерии и ответы

Тут соседи беспокоить стали старого царя.

Всего 5 баллов.

Задание 7

(10 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Княжна с постели соскочила,
Седого карлу за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила.
Трепеща, скорчился бедняк,
Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся;
Встаёт, упал; в такой беде
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.

Выпишите подчёркнутые слова. Определите их лексическое значение.

Критерии и ответы

  • Карла – карлик.
  • Арап – негр.
  • Скорчился – согнулся.
  • Мятется – находится в тревоге, волнении (возможно: взволнованно и беспорядочно движется).
  • Вон – наружу.

За каждое верно истолкованное слово по 2 балла.

Всего 10 баллов.

Задание 8

(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы  не  ошибиться  в  написании  <….>  в  корне  слова,  нужно  изменить слово  или  подобрать  такое  однокоренное  слово,  в  котором  после проверяемой <….> стоит <….> или согласные Л, М, Н, Р.

  1. Восстановите школьное  орфографическое  правило:  вставьте  пропущенные фрагменты.
  2. Сформулируйте название этого орфографического правила.
  3. Приведите примеры его использования.

Критерии и ответы

Чтобы  не  ошибиться  в  написании  СОГЛАСНОЙ  в  корне  слова,  нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой СОГЛАСНОЙ стоит ГЛАСНАЯ или согласные Л, М, Н, Р.

Правило называется: правописание проверяемой согласной в корне слова.

Примеры: дуб – дубы, зуб – зубной и т. п.

  1. За верно восстановленное правило – 2 балла.
  2. За адекватное название правила – 2 балла.
  3. За достаточное  количество (не  менее 2)  примеров  его  использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

Задание 9

(1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример: кекс Али (лексика).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: засекумое.

Критерии и ответы

Сказуемое.

Всего 1 балл.

Задание 10

(6  баллов)  Прочитайте  фрагменты  текстов  и  определите  лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Как вели  палачи  по  королевству, /  Запевал-то  Данило песню новую, / Песню новую да ведь победную.
  2. Тои бо  вѣщии  Боянъ…  пояше  славу  русскыимь  княземь:  первому  князю Рюрику,  Игорю  Рюриковичю  и  Святославу  Ярославичю,  Ярославу Володимеровичю, восхваляя ихъ пѣсми и гуслеными буиными словесы.

 

Критерии и ответы.

  1. Песнясловесно-музыкальное  произведение,  исполняемое  одним голосом или хором (3 балла).
  2. Пѣсми – песнями –  песня:  песенная  хвала,  слава,  прославление  кого-либо чего-либо (3 балла, если названо хотя бы одно из выделенных слов).

Всего 6 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 50.

Рекомендуем ознакомиться: