Задание 1
(8 баллов) Перед Вами ряд слов. Из этого ряда выпишите слово(-а), в котором(-ых) количество букв совпадает с количеством звуков. (Произнесите слова быстро, без видимого усилия. Прислушайтесь, как звучит слово). Кратко поясните своё решение.
Ёж, ехать, знает, привет, Яуза, Егор, поджаренный.
Критерии и ответы
Привет – (1 балл), знает – (3 балла), ехать – (1 балл).
В настоящем времени основа глагола «знает» оканчивается на j (1 балл), однако в позиции между двумя гласными (1 балл) <j> реализуется нулём звука (1 балл), если слово произносится без видимого усилия.
Допустимо: после гласной буква Е обычно обозначает два звука (j + э), но здесь гласный звук безударный и похож на [и], перед которым при быстром произнесении j не слышится (выпадает).
Если слово знает не выписано, баллы не ставятся.
Всего 8 баллов.
Задание 2
(5 баллов) Даны словосочетания: свободный народ, свободное место, свободное платье, свободная вакансия, свободный вечер.
Сформулируйте значение прилагательного свободный в каждом словосочетании. Найдите среди этих словосочетаний такое, в котором прилагательное свободный избыточно по смыслу. Покажите это с помощью толкования значения существительного в этом словосочетании.
Критерии и ответы
- Свободный народ – независимый, никому не подчинённый (1 балл).
- Свободное место – никем и ничем не занятое (1 балл).
- Свободное платье – не стесняющее движение, не тесное, просторное (1 балл).
- Свободный вечер – не занятый работой, делом (1 балл).
Прилагательное избыточно по смыслу в словосочетании свободная вакансия (0,5 балла). Вакансия – это никем не занятая, т. е. свободная должность (0,5 балла).
Всего 5 баллов.
Задание 3
(3 балла) Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину: узбек – узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка, хорват – хорватка.
Какая из этих пар не вписывается в модель «лицо мужского пола по национальности – лицо женского пола по той же национальности»? Обоснуйте свой ответ толкованием слов в выбранной паре.
Критерии и ответы
Не вписывается в модель пара швейцар – швейцарка (1 балл). Слово швейцар значит «сторож, привратник при подъездах, входах в учреждения» (1 балл), а слово швейцарка – «жительница Швейцарии» (1 балл).
Всего 3 балла.
Задание 4
(2 балла) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).
Сколько раз твердили Васе, чтобы он делал уроки внимательно – а ему хоть кол на голове чеши / пиши / теши / паши!
Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.
Критерии и ответы
Правильный вариант – хоть кол на голове теши (кому-то) (1 балл).
Фразеологизм значит «кто-то совершенно не способен или упрямо не хочет что-то делать или понимать (никакими силами нельзя его заставить или убедить)» (1 балл).
Всего 2 балла.
Задание 5
(5 баллов) Даны пары имён существительных.
лошадь – лошадка
машина – машинка
корзина – корзинка
мышь – мышка
горсть – горстка
поляна – полянка
ночь – ночка
дорога – дорожка
Левое слово пары – это производящее слово, а правое слово пары – это производное слово. Одни пары слов имеют один и тот же грамматический признак, а в других парах слова различаются по этому же признаку. Укажите этот грамматический признак и разделите пары на две группы в зависимости от отношения к нему.
Критерии и ответы
Этот грамматический признак – склонение (2 балла). В одних парах оба слова относятся к 1-му склонению (машина – машинка) (1 балл), а в других парах производящее слово 3-го склонения (лошадь), а производное – 1-го склонения (лошадка) (1 балл). Существительные можно разделить так (1 балл):
Оба слова относятся к 1-му склонению | Производящее относится к 3 склонению, а производное – к 1-му склонению |
|
|
Всего 5 баллов.
Задание 6
(5 баллов) Настя в шутку написала предложение из сказки А.С. Пушкина в одно слово. Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение.
таро ря. сталис седибес Тутсо коить по гоца
Критерии и ответы
Тут соседи беспокоить стали старого царя.
Всего 5 баллов.
Задание 7
(10 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Княжна с постели соскочила,
Седого карлу за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила.
Трепеща, скорчился бедняк,
Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся;
Встаёт, упал; в такой беде
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.
Выпишите подчёркнутые слова. Определите их лексическое значение.
Критерии и ответы
- Карла – карлик.
- Арап – негр.
- Скорчился – согнулся.
- Мятется – находится в тревоге, волнении (возможно: взволнованно и беспорядочно движется).
- Вон – наружу.
За каждое верно истолкованное слово по 2 балла.
Всего 10 баллов.
Задание 8
(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.
Чтобы не ошибиться в написании <….> в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой <….> стоит <….> или согласные Л, М, Н, Р.
- Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
- Сформулируйте название этого орфографического правила.
- Приведите примеры его использования.
Критерии и ответы
Чтобы не ошибиться в написании СОГЛАСНОЙ в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой СОГЛАСНОЙ стоит ГЛАСНАЯ или согласные Л, М, Н, Р.
Правило называется: правописание проверяемой согласной в корне слова.
Примеры: дуб – дубы, зуб – зубной и т. п.
- За верно восстановленное правило – 2 балла.
- За адекватное название правила – 2 балла.
- За достаточное количество (не менее 2) примеров его использования – 1 балл.
Всего 5 баллов.
Задание 9
(1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
Пример: кекс Али (лексика).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: засекумое.
Критерии и ответы
Сказуемое.
Всего 1 балл.
Задание 10
(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
- Как вели палачи по королевству, / Запевал-то Данило песню новую, / Песню новую да ведь победную.
- Тои бо вѣщии Боянъ… пояше славу русскыимь княземь: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичю и Святославу Ярославичю, Ярославу Володимеровичю, восхваляя ихъ пѣсми и гуслеными буиными словесы.
Критерии и ответы.
- Песня – словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним голосом или хором (3 балла).
- Пѣсми – песнями – песня: песенная хвала, слава, прославление кого-либо чего-либо (3 балла, если названо хотя бы одно из выделенных слов).
Всего 6 баллов.
Максимальный балл за все выполненные задания – 50.