Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 6 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

(5  баллов)  Что  можно  предположить  о «географическом  происхождении» русского поэта С. Есенина, основываясь на фонетических особенностях рифмы следующих его строк? Поясните свой ответ.

И мне в ответ берёзка:
– О любопытный друг,
Сегодня ночью звёздной
Здесь слёзы лил пастух.

Критерии и ответы

Яркой  языковой чертой  является произношение дру[х]. Его мы можем предпо ложить из рифмы: друг – пастух. В говорах, где встречается такое произношение, [х]  является  глухой  парой  к  звонкому  щелевому (фрикативному)  звуку [γ], который  произносится  вместо [г]:  дру[х] –  дру[γ]а.  Часто  этот  звук  считают украинской  чертой,  в  действительности  же  область  распространения  этого звука  намного  шире.  Это  характернейшая  черта  южнорусских  говоров.

И действительно, Есенин родился на юго-востоке от Москвы – на  территории современной Рязанской области.

За указание на дру[х]1 балл, за объяснение через рифму – 1 балл, за восстановление [γ] (возможно  просто  описание  этого  звука  как «украинского г») – 2 балла,  за  отождествление  с  южнорусскими  говорами  и c происхождением Есенина – 1 балл. Не принимается ответ, если ученик указывает Украину.

Всего 5 баллов.

Задание 2

(8 баллов) Даны пары слов.

 А Б
ветрилопарус
кольчуга бронежилет
извет донос
ланиты щёки
очи глаза

Почти  для  всех  этих  пар  будет  верно  утверждение,  что  они  могут  быть употреблены в следующем контексте:

– Что такое А?
– Раньше так называли Б.

Но для одной пары данный контекст будет неправильным. Для какой пары он будет неправильным? Объясните почему.

Критерии и ответы

Контекст  будет  неправильным  для  пары  кольчуга –  бронежилет (1  балл). Кольчуга –  это  старинный  доспех  в  виде  рубашки  из  металлических  колец (1 балл), а бронежилет – это специальный защитный жилет с бронёй, прикрывающий  торс  человека  от  поражения  холодным  и  огнестрельным  оружием, а также  осколками (1  балл).  Эти  слова  обозначают  разные,  хотя  и  в  чём-то сходные предметы, тогда как остальные пары обозначают одно и то же (1 балл). Если учащийся напишет в объяснении, что кольчуга – историзм – ещё 2 балла. Если  учащийся  напишет,  что  остальные  слова  столбца  А –  архаизмы –  ещё 2 балла.

Всего 8 баллов.

Задание 3

(5 баллов) Дан ряд слов с уменьшительно-ласкательным значением: лодочка, тарелочка, вазочка, белочка, селёдочка.

Одно из этих слов образовано не так, как другие.

  1. Укажите это слово и объясните, как оно образовано.
  2. Укажите, как образованы другие слова.

Критерии и ответы

  1. Это слово  вазочка (1  балл),  которое  образовано  с  помощью  прибавления к основе  ваз-  (0,5  балла)  суффикса  -очк- (0,5  балла) (вариант  ответа:  которое образовано от слова ваза с помощью суффикса -очк-).
  2. Все другие  слова  образованы  от  основ  лодк-,  тарелк-,  белк-,  селёдк- (0,5 балла) (вариант ответа: от слов лодка, тарелка, белка, селёдка) с помощью суффикса -к- (0,5 балла).

Если  учащиеся  укажут,  что  -к-  в  словах  лодка,  тарелка,  белка,  селёдка – суффиксальный  элемент (или  бывший  суффикс,  имеющий  для  разных  слов разную степень очевидности: в слове селёдка выделяется суффикс  -к-, потому что  есть  слово  сельдь,  в  остальных  словах  этот  суффикс  выделяется  только этимологически) – ещё 1 балл. Если учащиеся укажут чередование к/оч – ещё 1 балл.

Всего 5 баллов.

Задание 4

(2 балла)  Дано  предложение,  в  составе  которого  употреблён  фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).

Ты пришёл со мной побеседовать, а сам лака / лука / лыка / рыка / стыка не вяжешь – как же я тебя пойму?

Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Правильный вариантлыка не вяжешь (лыка не вязать) (1 балл).

Фразеологизм  значит «быть  совершенно  пьяным  и  не  способным  чётко  и членораздельно произносить слова» (1 балл).

Всего 2 балла.

Задание 5

(5 баллов) Дан ряд  существительных:  графин,  горожанин,  дельфин, римлянин, витамин, дворянин.

С  точки  зрения  особенностей  образования  формы  множественного  числа ученик  разделил  эти  существительные  на  две  группы.  Какие  это  группы?Обоснуйте ответ.

Критерии и ответы

Первая группа – это существительные горожанин, римлянин, дворянин (1 балл), у  которых  при  образовании  форм  множественного  числа  отсекается  часть основы:  часть  -ин-  суффикса  -анин-/-янин- (горожане,  римляне,  дворяне) (1 балл). Если учащийся добавит, что в именительном падеже множественного числа  у  этих  слов  появляется  нестандартное  окончание    (горожане) –  ещё 1 балл.

Вторая  группа –  это  существительные  графин,  дельфин,  витамин (1 балл),  которые  образуют  формы  множественного  числа  без  изменения основы (графины, дельфины, витамины) (1 балл).

Всего 5 баллов.

Задание 6

(8  баллов)  Укажите,  в  роли  каких  членов  предложения  выступает  слово КОТОРЫЙ.

  1. Шкаф, который стоял в прихожей, решено было переместить в гостиную.
  2. Скажи, которая Татьяна?
  3. На стол был подан пирог, который испекли в честь праздника.
  4. Мил человек, а который автобус до Осташкова идёт?

Критерии и ответы

  1. подлежащее
  2. сказуемое (именная часть сказуемого)
  3. дополнение
  4. определение

За верное указание синтаксической функции слова в одном примере – 2 балла.

Всего 8 баллов.

Задание 7

(12 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой – и о том,
Как, удручён своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
гранью дружеских штыков.

Выпишите подчёркнутые слова. Определите их значение в тексте.

Критерии и ответы

  1. Кадильница  –  сосуд  для  курения  ладаном,  употребляемый  в  православном  и католическом богослужении.
  2. Благовонный – ароматный, душистый, благоухающий.
  3. Инок – монах.
  4. Удручён  –  отягощён,  обременён (в  толковых  словарях  значение  отмечается в глаголе, но не указывается в причастии).
  5. Венец – корона (в тексте символ царской власти).
  6. Грань – граница.

За правильное толкование каждого слова 2 балла.

Всего 12 баллов.

Задание 8

(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

В корне слова после буквы ˂….˃ пишется ˂….˃, а не Ы.

  1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты,
  2. Сформулируйте название этого орфографического правила,
  3. Приведите примеры его использования и исключения из этого правила.

Критерии и ответы

В КОРНЕ слова после Ц пишется И, а не Ы.

Правило называется: правописание И после Ц в корне слова.

Примеры: цирк, цифра

Слова-исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц (иногда к этому правилу относят и слова на -ция; -ций).

  1. За верно восстановленное правило – 2 балла.
  2. За адекватное название правила – 2 балла.
  3. За достаточное  количество примеров  его использования (и  за  указание на исключения) – 1 балл.

Всего 5 баллов.

Задание 9

(1  балл)  В  придуманном  слове (или  в  сочетании  слов)  посредством перестановки букв местами (анаграммирования)  зашифрован лингвистический термин. Пример: кекс Али (лексика).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: некто Фиа.

Критерии и ответы

Ответ: Фонетика.

Всего 1 балл.

Задание 10

(6 баллов) Прочитайте  фрагменты  текстов  и  определите  лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Камень бо есть высокь зѣло, твердыми стѣнами остѣненъ и не приступим ниоткуду же.  Окрьстъ  его  пропасти  великы,  их  же  ни  прѣити  лзѣ бѣ, ни насыпати.
  2. И всѣмъ приазнемъ велящемъ бѣжати ему, се же не послуша, ни ужасеся, предстоящу народу,  но  растерза  ризы  своя, насыпа  главу  свою  попѣла и привяза мечь свои на шии.

 

Критерии и ответы

  1. Насыпати – насыпать: наполнить, засыпать чем-либо (3 балла).
  2. Насыпа главу свою попѣла – предаться скорби (3 балла).

Всего 6 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 57.

 

Рекомендуем ознакомиться: