Задание 1
(5 баллов) Что можно предположить о «географическом происхождении» русского поэта С. Есенина, основываясь на фонетических особенностях рифмы следующих его строк? Поясните свой ответ.
И мне в ответ берёзка:
– О любопытный друг,
Сегодня ночью звёздной
Здесь слёзы лил пастух.
Критерии и ответы
Яркой языковой чертой является произношение дру[х]. Его мы можем предпо ложить из рифмы: друг – пастух. В говорах, где встречается такое произношение, [х] является глухой парой к звонкому щелевому (фрикативному) звуку [γ], который произносится вместо [г]: дру[х] – дру[γ]а. Часто этот звук считают украинской чертой, в действительности же область распространения этого звука намного шире. Это характернейшая черта южнорусских говоров.
И действительно, Есенин родился на юго-востоке от Москвы – на территории современной Рязанской области.
За указание на дру[х] – 1 балл, за объяснение через рифму – 1 балл, за восстановление [γ] (возможно просто описание этого звука как «украинского г») – 2 балла, за отождествление с южнорусскими говорами и c происхождением Есенина – 1 балл. Не принимается ответ, если ученик указывает Украину.
Всего 5 баллов.
Задание 2
(8 баллов) Даны пары слов.
А | Б |
ветрило | парус |
кольчуга | бронежилет |
извет | донос |
ланиты | щёки |
очи | глаза |
Почти для всех этих пар будет верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте:
– Что такое А?
– Раньше так называли Б.
Но для одной пары данный контекст будет неправильным. Для какой пары он будет неправильным? Объясните почему.
Критерии и ответы
Контекст будет неправильным для пары кольчуга – бронежилет (1 балл). Кольчуга – это старинный доспех в виде рубашки из металлических колец (1 балл), а бронежилет – это специальный защитный жилет с бронёй, прикрывающий торс человека от поражения холодным и огнестрельным оружием, а также осколками (1 балл). Эти слова обозначают разные, хотя и в чём-то сходные предметы, тогда как остальные пары обозначают одно и то же (1 балл). Если учащийся напишет в объяснении, что кольчуга – историзм – ещё 2 балла. Если учащийся напишет, что остальные слова столбца А – архаизмы – ещё 2 балла.
Всего 8 баллов.
Задание 3
(5 баллов) Дан ряд слов с уменьшительно-ласкательным значением: лодочка, тарелочка, вазочка, белочка, селёдочка.
Одно из этих слов образовано не так, как другие.
- Укажите это слово и объясните, как оно образовано.
- Укажите, как образованы другие слова.
Критерии и ответы
- Это слово вазочка (1 балл), которое образовано с помощью прибавления к основе ваз- (0,5 балла) суффикса -очк- (0,5 балла) (вариант ответа: которое образовано от слова ваза с помощью суффикса -очк-).
- Все другие слова образованы от основ лодк-, тарелк-, белк-, селёдк- (0,5 балла) (вариант ответа: от слов лодка, тарелка, белка, селёдка) с помощью суффикса -к- (0,5 балла).
Если учащиеся укажут, что -к- в словах лодка, тарелка, белка, селёдка – суффиксальный элемент (или бывший суффикс, имеющий для разных слов разную степень очевидности: в слове селёдка выделяется суффикс -к-, потому что есть слово сельдь, в остальных словах этот суффикс выделяется только этимологически) – ещё 1 балл. Если учащиеся укажут чередование к/оч – ещё 1 балл.
Всего 5 баллов.
Задание 4
(2 балла) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).
Ты пришёл со мной побеседовать, а сам лака / лука / лыка / рыка / стыка не вяжешь – как же я тебя пойму?
Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.
Критерии и ответы
Правильный вариант – лыка не вяжешь (лыка не вязать) (1 балл).
Фразеологизм значит «быть совершенно пьяным и не способным чётко и членораздельно произносить слова» (1 балл).
Всего 2 балла.
Задание 5
(5 баллов) Дан ряд существительных: графин, горожанин, дельфин, римлянин, витамин, дворянин.
С точки зрения особенностей образования формы множественного числа ученик разделил эти существительные на две группы. Какие это группы?Обоснуйте ответ.
Критерии и ответы
Первая группа – это существительные горожанин, римлянин, дворянин (1 балл), у которых при образовании форм множественного числа отсекается часть основы: часть -ин- суффикса -анин-/-янин- (горожане, римляне, дворяне) (1 балл). Если учащийся добавит, что в именительном падеже множественного числа у этих слов появляется нестандартное окончание -е (горожане) – ещё 1 балл.
Вторая группа – это существительные графин, дельфин, витамин (1 балл), которые образуют формы множественного числа без изменения основы (графины, дельфины, витамины) (1 балл).
Всего 5 баллов.
Задание 6
(8 баллов) Укажите, в роли каких членов предложения выступает слово КОТОРЫЙ.
- Шкаф, который стоял в прихожей, решено было переместить в гостиную.
- Скажи, которая Татьяна?
- На стол был подан пирог, который испекли в честь праздника.
- Мил человек, а который автобус до Осташкова идёт?
Критерии и ответы
- подлежащее
- сказуемое (именная часть сказуемого)
- дополнение
- определение
За верное указание синтаксической функции слова в одном примере – 2 балла.
Всего 8 баллов.
Задание 7
(12 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой – и о том,
Как, удручён своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
3а гранью дружеских штыков.
Выпишите подчёркнутые слова. Определите их значение в тексте.
Критерии и ответы
- Кадильница – сосуд для курения ладаном, употребляемый в православном и католическом богослужении.
- Благовонный – ароматный, душистый, благоухающий.
- Инок – монах.
- Удручён – отягощён, обременён (в толковых словарях значение отмечается в глаголе, но не указывается в причастии).
- Венец – корона (в тексте символ царской власти).
- Грань – граница.
За правильное толкование каждого слова 2 балла.
Всего 12 баллов.
Задание 8
(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.
В корне слова после буквы ˂….˃ пишется ˂….˃, а не Ы.
- Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты,
- Сформулируйте название этого орфографического правила,
- Приведите примеры его использования и исключения из этого правила.
Критерии и ответы
В КОРНЕ слова после Ц пишется И, а не Ы.
Правило называется: правописание И после Ц в корне слова.
Примеры: цирк, цифра
Слова-исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц (иногда к этому правилу относят и слова на -ция; -ций).
- За верно восстановленное правило – 2 балла.
- За адекватное название правила – 2 балла.
- За достаточное количество примеров его использования (и за указание на исключения) – 1 балл.
Всего 5 баллов.
Задание 9
(1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: кекс Али (лексика).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: некто Фиа.
Критерии и ответы
Ответ: Фонетика.
Всего 1 балл.
Задание 10
(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
- Камень бо есть высокь зѣло, твердыми стѣнами остѣненъ и не приступим ниоткуду же. Окрьстъ его пропасти великы, их же ни прѣити лзѣ бѣ, ни насыпати.
- И всѣмъ приазнемъ велящемъ бѣжати ему, се же не послуша, ни ужасеся, предстоящу народу, но растерза ризы своя, насыпа главу свою попѣла и привяза мечь свои на шии.
Критерии и ответы
- Насыпати – насыпать: наполнить, засыпать чем-либо (3 балла).
- Насыпа главу свою попѣла – предаться скорби (3 балла).
Всего 6 баллов.
Максимальный балл за все выполненные задания – 57.