Содержание
- Задание 1. (8 баллов)
- Задание 2. (6 баллов)
- Задание 3. (6 баллов)
- Задание 4. (8 баллов)
- Задание 5. (5 баллов)
- Задание 6. (6 баллов)
- Задание 7. (5 баллов)
- Задание 8. (6 баллов)
- Задание 9. (1 балл)
- Задание 10. (14 баллов)
Задание 1. (8 баллов)
Дан ряд слов: избыточный, зычный, яичный, конечно (в значении утверждения), очечник.
Укажите слово, в котором в соответствии с современной орфоэпической нормой возможны два произносительных варианта. Объясните эту вариативность с исторической точки зрения, указав при этом, говор какой территории лёг в основу современного русского литературного языка.
Модель ответа
В соответствии с современными правилами орфоэпии вариативное произношение допускается в слове яичный. Это слово можно произнести как яи[шн]ый, так и яи[ч’н]ый. В основу русского литературного языка в силу особенностей историко-социального развития Российского государства лёг московский говор. Однако в современном русском языке исконно старомосковский вариант [шн] вытесняется ленинградским [ч’н]. Здесь также можно усмотреть влияние письменной речи (орфографии).
За указание на слово яичный – 1 балл, за указание на вариативность сочетаний [шн] – [ч’н] – 2 балла, за указание на московский говор как основу литературного языка – 1 балл, за отождествление каждого из вариантов с соответствующей произносительной нормой по 1 баллу, за указание направления развития языковой системы – 1 балл, за указание на возможное письменное (орфографическое) влияние – 1 балл.
Всего 8 баллов.
Задание 2. (6 баллов)
Даны пары слов.
А | Б |
иерей | священник |
врач | педиатр |
иждивенец | нахлебник |
иммигрант | переселенец |
цирюльник | парикмахер |
Для всех этих пар верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте:
– Он кто?
– А.
– Что за А?
– Б.
Для одной из пар слов вопрос что за А? и ответ Б будет понят по-другому, чем для всех остальных пар. Как именно будет понят вопрос в данной паре в сопоставлении с остальными?
Модель ответа
Вопрос что за А? будет понят по-другому для пары врач – педиатр (1 балл).
Для этой пары вопрос что за А? предполагает, что спрашивающий понял значение слова А и хочет уточнить вид А (2 балла в зависимости от полноты и правильности ответа). Собеседник даёт ему в ответе слово Б, обозначающее вид А (1 балл).
Для остальных пар вопрос что за А? предполагает, что спрашивающий не совсем понял смысл слова А и хочет уточнить его значение (1 балл).
Собеседник даёт ему в ответе слово Б, являющееся синонимом А (1 балл).
Всего 6 баллов.
Задание 3. (6 баллов)
Дан ряд имён прилагательных, образованных от существительных: башенный, почвенный, ремесленный, брюквенный, естественный, бритвенный.
Одно из этих прилагательных образовано не так, как остальные.
- Укажите это прилагательное и объясните, как оно образовано.
- Укажите, как образованы остальные слова.
Модель ответа
- Это прилагательное башенный (1 балл). Оно образовано от основы существительного башен- (1 балл) с помощью суффикса -н- (1 балл) (вариант ответа: от слова башня с помощью суффикса —н-). Если учащийся укажет чередование корня башн/башен в слове башня –1 балл.
- Остальные прилагательные образованы от основ существительных почв-, ремесл-, брюкв-, естеств-, бритв- (1 балл; все основы перечислять необязательно) (вариант ответа: от существительных почва, ремесло, брюква, естество, бритва) с помощью суффикса -енн- (1 балл).
Всего 6 баллов.
Задание 4. (8 баллов)
Дано предложение, в котором обыгрывается несколько фразеологических оборотов.
Ваня полез в бутылку, но, не зная, как дать пить бесившемуся с жиру коту, потянул его за хвост.
Восстановите фразеологические обороты, выпишите их и дайте толкование каждому.
Модель ответа
- Лезть (полезть) в бутылку (1 балл) – сердиться, горячиться, обижаться попустякам, безосновательно (1 балл).
- Как пить дать (1 балл) – непременно, обязательно, наверняка (обычноо нежелательном событии) (1 балл).
- С жиру беситься (1 балл) – дурить, вести себя неправильно от безделья илипресыщения (1 балл).
- Тянуть кота за хвост (1 балл) – намеренно, нарочно медлить, оттягиватьзавершение или начало какого-либо дела (1 балл).
Всего 8 баллов.
Задание 5. (5 баллов)
Можно ли определить одушевлённость/неодушевлённость у несклоняемых существительных мисс и портмоне? Ответ обоснуйте.
Модель ответа
Можно (1 балл). Надо поставить рядом с несклоняемым существительным какое-нибудь согласуемое с ним определение (прилагательное или местоимение) (1 балл), а всё словосочетание поставить в форму винительного падежа множественного числа (1 балл). Если форма прилагательного или местоимения винительного падежа совпадёт с формой родительного падежа, то существительное одушевлённое (Вижу этих красивых мисс) (1 балл), если же с формой именительного, то существительное неодушевлённое (Вижу эти красивые портмоне) (1 балл).
Примечание.
На уровне лексического значения мисс обозначает человека женского пола(англ.), это слово ж.р., а портмоне – предмет, это слово ср. рода. Нолексическое значение не является основным критерием определенияодушевленности/неодушевленности, так как это грамматическая категория.На уровне морфологии и синтаксиса, т. е. грамматически, одушевлённость/неодушевлённость можно определить через согласование этихсуществительных с прилагательным или местоимением.
Всего 5 баллов.
Задание 6. (6 баллов)
Синтаксические формулы (структурные схемы) – один из способов обозначения словосочетаний разных типов. Словосочетания, построенные по одной структурной схеме, могут иметь различные грамматические значения. Например, за структурной схемой N + N2(то естьсуществительное и зависимое от него существительное в родительном падежебез предлога) могут стоять словосочетания, которые выражают широкий спектрсмысловых отношений, в частности таких:
- часть предмета и весь предмет;
- предмет и лицо, которому он принадлежит;
- предмет (лицо) и его качественная характеристика;
- опредмеченный признак и его носитель;
- опредмеченное действие и производитель этого действия;
- опредмеченное действие и объект этого действия.
В рамках модели N + N2 составьте словосочетания, семантика каждого из которых демонстрирует один из типов представленных выше смысловых отношений.
Модель ответа
- часть предмета и весь предмет (угол дома);
- предмет и лицо, которому он принадлежит (ботинки брата);
- предмет (лицо) и его качественная характеристика (человек труда);
- опредмеченный признак и его носитель (ветхость здания);
- опредмеченное действие и производитель этого действия (угрозы хулигана);
- опредмеченное действие и объект этого действия (чтение книги).
За каждое верно приведённое словосочетание по 1 баллу.
Всего 6 баллов.
Задание 7. (5 баллов)
Прочитайте текст орфографического правила.
Если ˂…˃ в форме ˂…˃ наклонения в единственном числе заканчивается на согласный, то после мягких согласных (кроме Й) и шипящих пишется буква ˂…˃.
- Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
- Сформулируйте название этого орфографического правила.
- Приведите примеры его использования.
Модель ответа
Если ГЛАГОЛ в форме ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ в единственном числе заканчивается на согласный, то после мягких согласных (кроме Й) и шипящих пишется буква Ь .
Правило называется: мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
Примеры: отрежЬ, ответЬ.
- За верно восстановленное правило – 2 балла.
- За адекватное название правила – 2 балла.
- За два примера (мягкий согласный и шипящий) его использования – 1 балл (по 0,5 балла за каждый пример).
Всего 5 баллов.
Задание 8. (6 баллов)
Вася учится в седьмом классе и твердо знает, почемуслово «лиса» пишется через И, а слово «леса» – через Е. Остальные правилаправописания он помнит плохо, потому и довольствуется слабой «тройкой» попредмету. В словарном диктанте Вася, старательно проверив все безударныегласные, написал, в частности, так: копитал, помалчать, укланялись. Васяуверен в том, что все слова написаны правильно, потому что он их проверилударением.
- Исправьте ошибки в словах,
- Предположите, как Вася проверял правописание этих слов, и объясните,в чём он был не прав.
Примерная модель ответа
1. Капитал, помолчать, уклонялись.
2 Капитал – проверялось, вероятно, словом КОПИТ (копить). Но оно не является однокоренным словом. Перед нами словарное слово. Исторически А в корне связано с латинским CAPUT (КАПУТ) «ГОЛОВА».
помолчать – проверялось, вероятно, словом ПОМАЛКИВАТЬ. Но безударную гласную в корне не следует проверять глаголом на –ИВА/ –ЫВА-, в этом случае нередко нормативная О меняется под ударением на А. В качестве проверочного нужно было использовать другое однокоренное слово, например, СМОЛКНУТЬ.
уклонялись – проверялось, вероятно, словом КЛАНЯТЬСЯ. Но перед намикорень с чередованием гласной, его нельзя проверять ударением. Следуетзапоминать правописание этого корня.
За правильное написание каждого слова и достоверное объяснение Васиной«проверки» (с указанием, в чём он ошибся) – по 2 балла.
Всего 6 баллов.
Задание 9. (1 балл)
В придуманном «квазислове» посредством перестановкибукв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
Пример: эфиоп Яро (орфоэпия)
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: громамфора.
Модель ответа
Орфограмма.
Всего 1 балл.
Задание 10. (14 баллов)
Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте; укажите, какой частью речи является слово, а также особенности формы, в которой стоит слово).
Володимеръ посла по всему граду, глаголя: „Аще не обрящеться кто заутра на рѣцѣ, б о г а т ъ ли, ли убогъ, или нищь, ли работникъ, противенъ мнѣ да будеть“. («Повесть временных лет», эпизод Крещения).
Модель ответа
«Владимир послал по всему городу, говоря: “Если кто не придёт (не окажется ) завтра (утром) на реку\е, богатый, или бедный, или нищий, или слуга (раб), того я буду считать моим противником (врагом), неугодным мне”».
За каждую ошибку, существенно влияющую на искажение смысла текста, снимается 1 балл. За правильный по сути перевод – 5 баллов.
Богат – богатый, обладающий большим имуществом (1 балл); краткое прилагательное, м. р., ед. ч. (1 балл), им. п. (1 балл). В данном контексте ведёт себя как существительное (по смыслу равно сочетанию богатый человек) (1 балл).
Противен – человек, не согласный с кем-то, держащийся иного, противоположного мнения (ср. доказательство от противного) (1 балл), думающий по-другому(1 балл), «сопротивляющийся, непокорный», поэтому «неугодный» (1 балл); краткое прилагательное (1 балл), м. р., ед. ч. (1 балл), им. п. (1 балл). В данном контексте не имеет значения «мерзкий».
Итого 14 баллов.
Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 65.