Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 7 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва, 2016 год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10

Задание 1

Содержание ↑

(5 баллов)  Определите  слово (это  имя  человека)  русского  языка  по дифференциальным признакам фонем:

  1. гласный, верхнего подъёма, переднего ряда;
  2. согласный, губно-зубной, щелевой;
  3. гласный нижнего подъёма среднего ряда;
  4. сонорный, носовой.

Критерии и ответы

Иван (1 балл за каждый звук, ещё 1 балл за слово).

Всего 5 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

(2 балла)  Прочитайте  следующий  отрывок  из «Сказки  о  рыбаке  и  рыбке» А.С. Пушкина.

(1) Воротился старик ко старухе:

(2) У старухи новое корыто.

(3) Ещё пуще старуха бранится:

(4) «Дурачина ты, простофиля!

(5) Выпросил, дурачина, корыто!

(6) В корыте много ли корысти?

(7) Воротись, дурачина, ты к рыбке,

(8) Поклонись ей, выпроси уж избу».

Дайте толкование слова корысть в строке 6.

Критерии и ответы

Корысть – польза, прибыль, выгода.

Всего 2 балла.

Задание 3

Содержание ↑

(6 баллов) Троим учащимся предложили для словообразовательного разбора имена прилагательные: коренной, дверной, приписной, племенной, мясной.

Первый учащийся  написал  следующее:  слова  дверной,  приписной,  мясной образованы  от  существительных  дверь,  приписка,  мясо  с  помощью суффикса -н-,  а  слова  коренной  и  племенной  образованы  от  существительных корень и племя с помощью суффикса -енн-.

Второй  учащийся  написал  следующее:  слова  коренной,  дверной,  приписной, мясной  образованы  от  существительных  корень,  дверь,  приписка,  мясо с помощью  суффикса -н-,  а  слово  племенной  образовано  от  существительного племя с помощью суффикса -енн-.

Третий  учащийся  написал  следующее:  все  эти  прилагательные  образованы  от существительных  корень,  дверь,  приписка,  племя  (основа  этого  существительного в косвенных падежах племен-), мясо с помощью суффикса -н-. Ответил ли какой-нибудь из учащихся правильно? Ответ обоснуйте.

Критерии и ответы

Правильно  не  ответил  ни  один  из  учащихся (1  балл). Действительно,  все  эти прилагательные  образованы  с  помощью  суффикса -н- (1 балл),  однако  прилагательные коренной, дверной, племенной, мясной образованы от существительных корень, дверь, племя (основа этого существительного в косвенных падежах племен-  (1  балл),  мясо  (1  балл),  а  прилагательное  приписной  образовано  от глагола  приписать/приписывать (1  балл) (приписной  пункт –  пункт,  где приписывают, а не пункт приписки (1 балл)).

Всего 6 баллов.

Задание 4

Содержание ↑

(4 балла)  Дано  предложение,  в  котором  обыгрываются  четыре  фразеологических оборота.

Залетевшая в комнату муха прожужжала Ивану все уши, но он её не обидел и только старался, чтобы она не садилась ему на шею и висела в воздухе. 

Выпишите фразеологические обороты и дайте каждому из них толкование.

Критерии и ответы

  1. Все уши  прожужжать  (кому-либо)  (0,5  балла) –  надоесть  постоянными разговорами о чём-либо (0,5 балла).
  2. (Кто-либо) мухи  не  обидит  (0,5  балла) –  кто-либо  очень  кроток,  незлобив (0,5 балла).
  3. Садиться на шею (кому-либо)  (0,5 балла) – использовать кого-либо в своих интересах, для достижения своих целей, в ущерб ему (0,5 балла).
  4. Висеть в  воздухе  (0,5  балла) –  быть  неопределённым,  не  решённым окончательно, ничем не подкреплённым (0,5 балла).

Всего 4 балла.

Задание 5

Содержание ↑

(6 баллов) Известно, что одушевлённость или неодушевлённость  у  русских существительных проявляется при склонении, а именно в форме винительного падежа.  Можно  ли  определить  одушевлённость/неодушевлённость  у  несклоняемых существительных мадам и кашне? Ответ обоснуйте.

 Критерии и ответы

Можно (1  балл).  Надо  поставить  рядом  с  несклоняемым  существительным какое-нибудь  согласуемое  с  ним  определение (прилагательное  или  местоимение) (1 балл), а всё словосочетание поставить в форму винительного падежа множественного числа (1 балл), поскольку одушевлённость или неодушевлённость  существительных  женского  и  среднего  рода  можно  узнать  только  по множественному числу (1 балл). Если форма прилагательного или местоимения винительного  падежа  совпадёт  с  формой  родительного  падежа,  то  существительное одушевлённое (Вижу этих красивых мадам) (1 балл), если же с формой именительного,  то  существительное  неодушевлённое (Вижу  эти  красивые кашне) (1 балл).

Всего 6 баллов.

Задание 6

Содержание ↑

(6 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – один из способов обозначения словосочетаний  разных  типов. Словосочетания, построенные по одной структурной схеме, могут иметь различные грамматические значения.

Например,  за структурной схемой V + N4 (то есть  глагол и  зависимое от него существительное  в  винительном  падеже  без  предлога)  могут  стоять  словосочетания,  которые  выражают  широкий  спектр  смысловых  отношений, в частности таких:

  • конкретное физическое действие и его материальный объект;
  • нефизическое (эмоциональное, ментальное)  воздействие  и  объект,  на который оно направлено;
  • восприятие (а также  мысль,  внутреннее  состояние,  чувствование)  и объект, на который они направлены;
  • действие и его временные границы;
  • движение в пространстве и его количественная характеристика;
  • движение и предмет (пространство), с которым связано это движение.

В  рамках  модели  V + N4  составьте  словосочетания,  семантика  каждого  из которых  демонстрирует  один  из  типов  представленных  выше  смысловых отношений.

 Критерии и ответы

  • конкретное физическое  действие  и  его  материальный  объект (забить гвоздь);
  • нефизическое воздействие  и  объект,  на  который  оно  направлено (обрадовать сестру);
  • восприятие (а также  мысль,  внутреннее  состояние,  чувствование)  и объект, на который они направлены (обдумать задачу);
  • действие и его временные границы (плыть час);
  • движение в  пространстве  и  его  количественная  характеристика (проскакал версту);
  • движение и  предмет (пространство),  с  которым  связано  это  движение (переплыл реку).

За каждое верно приведённое словосочетание по 1 баллу.

Всего 6 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

(6 баллов) Прочитайте отрывок из стихотворения.

(1)Но где ж, натура, твой закон?

(2)С полночных стран встаёт заря!

(3)Не солнце ль ставит там свой трон?

(4)Не льдисты ль мещут огнь моря?

(5)Се хладный пламень нас покрыл!

(6)Се в ночь на землю день вступил!

(М.В. Ломоносов)

Назовите синтаксические средства выразительности, использованные в отрывке. Приведите из текста примеры использования этих выразительных средств.

 Критерии и ответы

  1. Риторические вопросы (строки 1, 3, 4).
  2. Риторическое обращение (строка 1: «натура»).
  3. Риторические восклицания (строки 2, 5, 6).
  4. Синтаксический параллелизм (строки 3–4; строки 5–6).

Примечание: синтаксический параллелизм в 3–4 строках неполный и обратный. При ответе характеристика параллелизма не учитывается.

  1. Анафора (строки 3–4: «не… не»; строки 5–6: «се… се»).
  2. Инверсия (строка 4: «льдисты ль мещут огнь моря»).

За  каждое  верно  указанное  синтаксическое  средство  выразительности, подтверждённое примером из текста, по 1 баллу.

Всего 6 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

(8 баллов) Вася учится в седьмом классе и твёрдо знает, почему слово «лиса» пишется через И, а слово «леса» – через Е. Остальные правила правописания он не помнит,  потому  и  довольствуется  слабой «тройкой»  по  предмету. В словарном  диктанте  Вася,  старательно  проверив  все  безударные  гласные, написал, в частности, так: озорялись, спортакиада, содрагаться, обножать.

Вася уверен в том, что слова написаны правильно.

  1. Исправьте ошибки в словах.
  2. Предположите, как  Вася  проверял  правописание  этих  слов,  объясните, в чём он был неправ, и напишите, как следует объяснять верное правописание этих слов.

Критерии и ответы

  1. Озарялись, спартакиада, содрогаться, обнажать.
  2. озарялись – проверялось, вероятно, словом ЗОРЬКА. Но перед нами корень с чередованием гласной,  его  нельзя  проверять  ударением. Следует  запомнить правописание этого корня.

Спартакиада –  проверялось,  вероятно,  словом  СПОРТ.  Но  перед  нами  словарное слово (буква А в корне определена его этимологией – от слова Спарта).

Содрогаться – проверялось, вероятно, словом ВЗДРАГИВАТЬ. Но безударную гласную в корне не следует проверять глаголом на -ИВА/-ЫВА-, в этом случае нередко нормативная О меняется под ударением на А. В качестве проверочного нужно было использовать другое однокоренное слово, например ДРОЖЬ.

Обнажать –  проверялось,  вероятно,  словом  НОЖ.  Но  оно  не  является однокоренным словом. Следовало проверять устаревшим НАГ.

За  правильное  написание  каждого  слова  и  правильное  объяснение  Васиной «проверки» (с указанием, в чём он ошибся) по 2 балла. При неполном (частично правильном ответе) – 1 балл.

Всего 8 баллов.

Задание 9

Содержание ↑

(1 балл)  В  придуманном  слове  посредством  перестановки  букв  местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: неселикон.

 Критерии и ответы

Склонение.

Всего 1 балл.

Задание 10

Содержание ↑

(12 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и переведите их на современный русский язык.  Дайте  лексико-грамматический  комментарий  подчёркнутым словам (укажите  лексическое  значение  слова  в  данном  контексте;  укажите, какой  частью  речи  является  слово,  а  также  назовите  особенности  формы, в которой стоит слово).

  1. Боися языка, яко меча о с т р а ; а гнѣва, яко и льва люта; а сласти, яко пещи ражежьныя.
  2. Молюся от всякия о с т р ы я кручины и от всякого острозлобья.

Критерии и ответы

1. Бойся языка,  как  острого  меча,  а  гнева (бойся),  как  лютого  льва, а удовольствия,  как  печи  разожжённой. –  2  балла.  За  каждую  ошибку, существенно влияющую на искажение смысла текста, снимается 1 балл.

Остра –  острый,  имеющий  режущий  край  или  колющий  конец (1  балл);  имя прилагательное,  муж.  рода,  ед. ч.,  в  кр.  форме (1  балл),  краткая  форма изменялась по падежам, стоит в род. падеже (1 балл).

Пещи –  печи,  нач. форма «печь» (1  балл),  существительное (1  балл),  пещи – старославянизм (1 балл).

2. Молюсь, чтобы  не  было  всякой  очень  сильной  печали  и  всякой  очень сильной  злобы. –  Молюсь  от  каждой  сильной  печали  и  от  каждой  сильной злобы (2 балла).  За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.

Острыя – острой; имя прилагательное, ж. р., ед. ч., род. п.; в данном контексте значение «очень сильный» (о чувствах) (1 балл).

Окончание женского рода -ыя — старославянская форма (1 балл).

Всего 12 баллов.

Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 56.

Рекомендуем ознакомиться: