Содержание
- Задание № 1 (10 баллов)
- Задание № 2 (2 балла)
- Задание № 3 (4 балла)
- Задание № 4 (5 баллов)
- Задание № 5 (15 баллов)
- Задание № 6 (6 баллов)
- Задание № 7 (7 баллов)
- Задание № 8 (11 баллов)
- Задание № 9 (4 балла)
- Задание № 10 (4 балла)
Задание № 1 (10 баллов)
Какие звуки (сочетания звуков) может обозначать буква е? Приведите соответствующие примеры.
Модель ответа и критерии
- [é] / [’é] – мел;
- [э] / [é] – модель;
- [jé] – ель;
- [йи] – его;
- [йь] – вдохновенье;
- [и] – леса;
- [ы] – Интернет;
- [ь] – чебурашка;
Так как на письме буква е часто заменяет букву ё, справедливо выделить ещё иследующие значения:
- [ó] – шёлк\\шелк;
- [jó] – ёж\\еж.
За каждое значение – по 0,5 балла (всего 5 баллов).
За каждый корректный пример – по 0,5 балла (всего 5 баллов).
Примечание. Допустимы значки [j] или [й] без различения позиций, в первом предударном слоге на месте е допустимы значки [эи], [эы] или [иэ].
Всего 10 баллов.
Задание № 2 (2 балла)
Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.
Дочь
Что со мною? Отец… Мазепа… казнь – с мольбою
Здесь, в этом замке мать моя –
Нет, иль ума лишилась я,
Иль это грёзы.
(А.С. Пушкин)
Модель ответа и критерии
Грёзы – галлюцинация, бред, видение, игра воображения, то, что кажется.
Всего 2 балла.
Задание № 3 (4 балла)
Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, английское «Джон», итальянское «Джованни» и русское «Иван» восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает».
Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному.
По-португальски Жоржи, а по-русски …
По-латвийски Янис, а по-русски …
По-французски Жак, а по-русски …
По-немецки Ойген, а по-русски …
Модель ответа и критерии
По-португальски Жоржи, а по-русски Георгий, Юрий, Егор.
По-латвийски Янис, а по-русски Иван.
По-французски Жак, а по-русски Яков, Яша.
По-немецки Ойген, а по-русски Евгений.
За каждое верно указанное имя – 1 балл.
Всего 4 балла.
Задание № 4 (5 баллов)
Предположим, что слово гумно – это наречие образа действия, образованное от прилагательного. Как бы выглядели возможные формы именительного падежа единственного числа мужского рода у полных и формы единственного числа мужского рода у кратких прилагательных? Приведите аналогичные примеры из русского языка.
Пример выполнения задания: от слова судно полное прилагательное было бы судный (1 балл), а краткое – суден (1 балл), по аналогии с нудно (нудно – нудный – нуден) (1 балл).
Модель ответа и критерии
От слова гумно полное прилагательное было бы гумной (1 балл) или гумный (1 балл), а краткое – гумен (1 балл) или гумён (1 балл), по аналогии с умный или дурной (умно – умный – умён; дурно – дурной – дурен / дурён) (1 балл).
Всего 5 баллов.
Задание № 5 (15 баллов)
Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный)). Объясните выбор проверочного слова.
геОргин
кАморка
Индюк
пЕчаль
бАстион
Модель ответа и критерии
- геОргин – Георгий (цветок назван по имени русского учёного И.И. Георги, немца по происхождению);
- кАморка – камера (оба слова от греч. камара – сводчатое помещение);
- Индюк – Индия (от лат. (рāvō) indicus, так как эта птица в ХVI в. была завезена из Вест-Индии);
- пЕчаль – печь (производное от печа «забота», печаль буквально — «то, что жжет»);
- бАстион – башня (оба слова от bastia (ит.) «маленькая крепость»).
За верную проверку каждого слова по 1 баллу.
За верное объяснение каждого слова по 2 балла.
Всего 15 баллов.
Задание № 6 (6 баллов)
Даны следующие предложения.
- Твой странный голос во мне пробуждает трепет.
- Никто вчера не видел заехавший во двор грузовик.
В обоих предложениях есть второстепенный член, который при определённой перестановке сохранит свою функцию, но изменит структуру и общий смысл предложения. Укажите эти члены предложения и объясните, как изменится смысл.
Модель ответа и критерии
В предложении 1 это определение странный (1 балл). В исходном предложении оно зависит от подлежащего голос (1 балл), а если допустить перестановку Твой голос во мне пробуждает странный трепет, то оно будет зависеть от дополнения трепет (1 балл). В предложении 2 это обстоятельство времени вчера (1 балл). В исходном предложении оно зависит от сказуемого (не) видел (1 балл), а если допустить перестановку Никто не видел заехавший вчера во двор грузовик, то оно будет зависеть от причастия заехавший (1 балл).
Всего 6 баллов.
Задание № 7 (7 баллов)
В левом столбце таблицы даны латинские числительные, а в правом – их переводы.
латинский | русский |
viginti centum undecentum triginta duodetriginta septuaginta duo et quinquaginta unus et viginti | двадцать сто девяносто девять тридцать двадцать восемь семьдесят пятьдесят два двадцать один |
Примечание. Элемент de в некоторых латинских словах примерно соответствует нашей приставке от- или предлогу от.
Задание 1. Напишите на латинском языке следующие числительные: 31, 48, 69, 72.
Задание 2. Как бы писались по-русски числительные 48, 78, 89, если бы мы использовали в их образовании тот же принцип, что и в латинском языке?
Модель ответа и критерии
Задание 1. unus et triginta (1 балл), duodequinquaginta (1 балл), undeseptuaginta (1 балл), duo et septuaginta (1 балл).
Задание 2. два от пятидесяти / дваотпятьдесят (1 балл), два от восьмидесяти / дваотвосемьдесят (1 балл), один от девяноста / одинотдевяносто (1 балл).
Всего 7 баллов.
Задание № 8 (11 баллов)
Известно, что в древнерусском языке редуцированные звуки ъ и ь могли находиться в слабой или в сильной позиции в зависимости от положения в слове.
В слабой позиции редуцированные звуки находились:
- в абсолютном конце неодносложной словоформы (домъ, гость);
- перед слогом с нередуцированной гласной (дъва, съпати, бьрати);
- перед слогом с редуцированным звуком в сильной позиции (лъжьць, дьньсь);
В сильной позиции редуцированные звуки находились:
- перед слогом с редуцированным звуком в слабой позиции (сънъ, вьсь, горькъ);
- в сочетаниях с плавным согласным р, л (търгъ, вьрхъ, жьлтъ).
В процессе падения редуцированных те звуки, которые находились в слабой позиции, заменялись Ø звука, а те, которые находились в сильной позиции, заменялись по принципу:
ъ – o, ь – е.
Продемонстрируйте этот процесс на примере слов
смольньскъ;
смольньска.
Для этого расставьте «+» над редуцированными в сильной позиции, а «–» над редуцированными в слабой. Запишите получившиеся слова (реконструируйте запись слов с редуцированными звуками). Объясните различие в записи слов.
Модель ответа и критерии
- смоль(–)нь(+)скъ(–) → смольнеск (засчитывать также смолнеск);
- смоль(+)нь(–)ска → смоленска.
По 1 баллу за каждую верно расставленную позицию и правильно реконструированное слово.
Существует очевидное различие между получившимся словом Смольнеск и
современным Смоленск (1 балл). Это объясняется тем, что правило падения редуцированных фонетическое (1 балл), а современное состояние парадигмы возникло после действия морфологических процессов (1 балл): произошло выравнивание парадигмы по аналогии под влиянием косвенных падежей
(1 балл).
Примечание. Объяснение может быть дано без использования терминологии.
Всего 11 баллов.
Задание № 9 (4 балла)
Что обозначают подчёркнутые слова?
- Ни кола, ни двора, ни мала живота.
- Бог дал живот, даст и здоровье.
- Извозчик поворачивает к Вильгельму лукавое лицо:
– Дорога дурная, ваше сиятельство, да и живот немолодой, если правду говорить.
Ю.Н. Тынянов
Модель ответа и критерии
Живот – жизнь (2 балла, по 1 баллу за каждое слово в примерах 1 и 2).
Живот – животное, здесь: лошадь (2 балла).
Всего 4 балла.
Задание № 10 (4 балла)
Прочитайте отрывок из текста XV века «Хожение за три моря Афанасия Никитина».
А со мною нѣт ничего. Никоеѧ книги… А ѧз забыл вѣры кр҃стьѧньские всее, праздники кр҃стьѧнскые. Ни велика дн҃и, ни рж҃ства х҃сва не знаю…
Что такое «праздники кр҃стьѧнскые»? Какие праздники, перечисляемые в последнем предложении отрывка, забыл Афанасий Никитин?
Модель ответа и критерии
«Праздники кр҃стьѧнскые» – это христианские праздники (1 балл). Велик день – это Пасха (2 балла). Второй праздник – Рождество Христово (1 балл).
Всего 4 балла.
Максимальный балл за все выполненные задания – 68.