Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 7 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

(8 баллов) Дан ряд слов: отличник, яичница, булочная, авантюристичный, скворечник. Укажите слово, в котором в соответствии с современной орфоэпической нормой возможны два произносительных варианта. Объясните эту вариативность с исторической точки зрения.

Критерии и ответы

В соответствии с современными правилами орфоэпии (Орфоэпический словарь Резниченко [2003]) вариативное произношение допускается в слове булочная.

Это слово можно произнести как було[шн]ая, так и було[ч’н]ая. В основу русского литературного языка в силу особенностей историко-социального развития Российского государства лёг московский говор. Однако в СРЛЯ исконно старомосковский вариант [шн] вытесняется ленинградским [ч’н]. Так, если у Аванесова [1988] вариант [ч’н] указан с пометой доп., то в словаре Резниченко они уже равноправны. Здесь также можно усмотреть влияние орфографии.

За указание на слово булочная – 2 балла, за указание на вариативность сочетаний [шн] – [ч’н] – 1 балл, за указание на московский говор как основу литературного языка – 1 балл, за отождествление каждого из вариантов с соответствующей произносительной нормой – по 1 баллу, за указание направления развития языковой системы – 1 балл, за указание на возможное орфогра фическое влияние – 1 балл.

Всего 8 баллов.

Задание 2

(6 баллов) Даны пары слов.

А

 В

шофёр водитель
наушникдоносчик
повар кок
чародейволшебник
педагог учитель

Для всех этих пар верно утверждение, что они могут быть употреблены

в следующем контексте:

– Он кто?
– А.
– Что за А?
– В.

В какой паре слов А нельзя точно объяснить через В? Для какой пары контекст будет понят по-другому? Объясните Вашу точку зрения.

Критерии и ответы

Контекст будет понят по-другому для пары повар – кок (1 балл). Для этой пары вопрос что за А? предполагает, что спрашивающий понял значение слова А (1 балл) и хочет уточнить вид А (1 балл). Собеседник даёт ему в ответе слово В, обозначающее вид А (1 балл).

Для остальных пар вопрос что за А? предполагает, что спрашивающий не очень хорошо понял смысл слова А и хочет уточнить его значение (1 балл).

Собеседник даёт ему в ответе слово В, являющееся синонимом А (1 балл).

Всего 6 баллов.

Задание 3

(3,5 балла) Дан ряд имён прилагательных, образованных от существительных: божественный, язвенный, обеденный, пашенный, тыквенный,молитвенный.

Одно из этих прилагательных образовано не так, как остальные.

  1. Укажите это прилагательное и объясните, как оно образовано.
  2. Укажите, как образованы остальные слова.

Критерии и ответы

  1. Это прилагательное пашенный (1 балл). Оно образовано от основы пашен (0,5 балла) с помощью суффикса -н- (0,5 балла) (вариант ответа: от слова пашня с помощью суффикса —н-).

Если учащийся укажет чередование суффикса н/ен в слове пашня0,5 балла.

  1. Остальные прилагательные образованы от основ существительных божеств-, язв-, обед-, тыкв-, молитв- (0,5 балла) (вариант ответа: от существительных божество, язва, обед, тыква, молитва) с помощью суффикса -енн- (0,5 балла).

Всего 3,5 балла.

Задание 4

(2 балла) Дано предложение, в котором зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Мы так и не смогли влезть в первый автобус: людей там набилось как килек в банке, невозможно было втиснуться.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеются в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Зашифрован фразеологизм как сельдей в бочке (1 балл) – говорится о чрезмерном скоплении людей в слишком тесном для них пространстве (1 балл).

Итого 2 балла.

Задание 5

(2 балла) Какая особенность обнаруживается в образовании родительного, дательного, винительного и творительного падежей единственного числа слова господь?

Критерии и ответы

Это слово в названных падежах единственного числа меняет мягкую основу на твёрдую (1 балл) и переносит ударение на первый слог корня (1 балл): гóспода, гóсподу, гóспода, гóсподом.

Всего 2 балла.

Задание 6

(5 баллов) Прочитайте предложения:

Год провёл СРЕДИ ПОЛЯРНИКОВ на зимовье.

Сыграть ПРОТИВ ЧЕМПИОНА мира.

Надо обсудить вопрос ОТНОСИТЕЛЬНО ПОКУПКИ новой мебели.

А как у вас на заводе дела НАСЧЁТ ЗАРПЛАТЫ?

Все выделенные фрагменты можно заменить предложно-падежными сочетаниями, построенными по следующей модели: предлог Х + сущ в тв. п.

Напишите искомый предлог Х.

Замените выделенные сочетания сочетаниями с найденным Вами предлогом.

Критерии и ответы

Это предлог С – 3 балла.

Год провел С ПОЛЯРНИКАМИ на зимовье.

Сыграть С ЧЕМПИОНОМ мира.

Надо обсудить вопрос С ПОКУПКОЙ новой мебели.

А как у вас на заводе дела С ЗАРПЛАТОЙ?

За верно записанные сочетания по 0,5 балла.

Итого 5 баллов.

Задание 7

(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Человек сам может выбрать свой дом согласно собственных принципов: кто-то выберет для себя небольшую квартиру, там уютно, кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он с природой близок.

Укажите в тексте все грамматические ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки.

Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

Критерии и ответы

  1. А. «согласно… принципов» – грамматическая ошибка. Предлог «согласно» требует д. п.

Б. «близок с природой» – грамматическая ошибка. Требуется другое управление: близок к природе.

В. «он с природой близок» – грамматическая ошибка. Неоправданная инверсия дополнения.

  1. Человек сам может выбрать свой дом согласно собственным принципам: кто-то выберет для себя небольшую квартиру (ему там уютно), кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он душой близок к природе.
  2. За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу.
  3. За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.

Всего 5 баллов.

Задание 8

(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах ˂….˃ и ˂….˃, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ˂….˃ный звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃, если ˂….˃ный звук не выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃ .

  1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
  2. Сформулируйте название этого орфографического правила
  3. Приведите примеры его использования.

Критерии и ответы

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах -ЕК- и -ИК-, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ГЛАСНЫЙ звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву Е, если ГЛАСНЫЙ звук не выпадает, то в суффиксе надо писать букву И .

Правило называется: правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-.

Примеры: замочек (замочка); перчик (перчика).

  1. За верно восстановленное правило – 2 балла.
  2. За адекватное название правила – 2 балла.
  3. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

Задание 9

(1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки.

Критерии и ответы

Приставка.

Всего 1 балл.

Задание 10

(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими.
  2. Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его. Милошане же зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени быша.

Критерии и ответы

  1. Носими – носимы от носить: мчать, увлекать с собой силой своего движения (о буре, ветре, воздухе) (3 балла)
  2. Носиша – носили. Носити на рукахъ – проявлять к кому-либо большое внимание (3 балла).

Всего 6 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 43,5.

Рекомендуем ознакомиться: