Содержание
- Задание 1. (6 баллов)
- Задание 2. (8 баллов)
- Задание 3. (7 баллов)
- Задание 4. (4 балла)
- Задание 5. (6 баллов)
- Задание 6. (9 баллов)
- Задание 7. (2 балла)
- Задание 8. (6 баллов)
- Задание 9. (1 балл)
- Задание 10. (9 баллов)
Задание 1. (6 баллов)
Прочитайте отрывок из «Дневника» А. Дружинина.
Тут открывается третий акт. Угуччионе один в своём дворце, он уже распродал своё имущество, чтоб спасти сына своего друга, но как его кредит сильно упал в Ферраре, да ещё и город осажден, то всё-таки нужной суммы не выходит.Свирепый волк ещё пуще предается неслыханному свирепству, эпизоды которого будут придуманы. Между прочим, он заманивает к себе банкира, и по средневековой системе, описанной в «Ивангое», велит сделать ему пытку, чтоб вымучить деньги.
Прокомментируйте выделенное курсивом слово (сопоставьте его написание и произношение: как отмечено в тексте и как принято в современном русском языке).
Модель ответа
Это вариант слова Айвенго, существовавший в конце XVIII – начале XIX в. – 1 балл. В основе таких различий в заимствованиях лежит сосуществование в языковой системе двух разных принципов освоения заимствованных слов – 1 балл: транскрипции (фонетический облик иноязычного слова передаётся средствами «принимающего» языка, т. е. устным путём – 1 балл) и транслитерации (установления межбуквенных соответствий и последующего побуквенного воспроизведения, т. е. письменным путём – 1 балл).
Ответ, написанный без такой терминологии, тоже принимается, если он верен по существу, выделены ключевые слова ответа.
За приведение аналогичного примера (например, Гудзон – Хадсон) – 2 балла.
Всего 6 баллов.
Задание 2. (8 баллов)
Как известно, антонимы – это слова с противоположным значением. Употребляясь в противопоставлении, антонимы обозначают противоположные ситуации. Например, ситуации X высокий, а Y низкий и Y высокий, а X низкий будут противоположными по смыслу. Однако если поставить эти антонимы в сравнительную степень, то можно придумать контекст, в котором с одними и теми же участниками X и Y сохранится один и тот же смысл.
Придумайте для слов толстый – тонкий, глубокий – мелкий в форме сравнительной степени такой контекст, в котором участники будут одними и теми же, а смысл обоих контекстов одинаковый. Запишите схему с X и Y и приведите пример.
Модель ответа
Это контексты: X толще Y и Y тоньше X (или дуб толще липы и липа тоньше дуба) (схема – 1 балл, пример – 1 балл); X глубже Y и Y мельче X (или море глубже озера и озеро мельче моря) (схема – 1 балл, пример – 1 балл). Возможны варианты с составной (аналитической) сравнительной степенью, например: X более толстый, чем Y и Y более тонкий, чем X; X более глубокий, чем Y и Y более мелкий, чем X.
Данные варианты оцениваются аналогично: схема – 1 балл, пример – 1 балл.
Всего 8 баллов.
Задание 3. (7 баллов)
Даны слова: золотистый (луч), мясистый (кусок), лесистый (пейзаж), росистый (луг), каменистый (перевал), серебристый (кузов).
Все эти слова образованы одним способом, но по значению отчётливо делятся на две группы.
- Укажите способ словообразования данных слов.
- Укажите слова двух искомых групп, опишите их значение.
Модель ответа
- Способ образования – суффиксальный (1 балл): прибавление к основе существительного золот-, мяс-, лес-, рос-, камен-, серебр- суффикса -ист-(1 балл).
- Первую группу составляют слова мясистый, лесистый, росистый, каменистый (1 балл). Их значение – «обильный тем, что названо производящим существительным: мясом, лесом, росой, камнем» (вариант толкования: «в большом количестве содержащий мясо, лес, росу,камень») (1 балл). Вторую группу составляют слова золотистый, серебристый (1 балл). Их значение – «цвета золота/серебра» (вариант толкования: «имеющийцвет золота/серебра») (1 балл).
Если учащийся отметит, что в значение производных золотистый, серебристый вложено переносное значение производящих золото, серебро, – 1 балл.
Всего 7 баллов.
Задание 4. (4 балла)
Дано предложение, в котором обыгрывается несколькофразеологических оборотов.
Настало время собирать камни, и Владимир, уже вынесший сор из избы, отправился за телегой, стоявшей впереди лошади, и инструментом, который он накануне отложил в долгий ящик.
Восстановите фразеологические обороты, выпишите их и дайте толкование каждому.
Модель ответа
- Время собирать камни (0,5 балла) – говорится в ситуации, когда, по мнению говорящего, настала пора подводить итоги чего-либо (0,5 балл).
- Выносить сор из избы (0,5 балла) – разглашать сведения о каких-либосемейных или касающихся узкого круга лиц неприятностях, ссорах (0,5 балла).
- Ставить телегу впереди лошади (0,5 балла) – путать причину со следствием(0,5 балла).
- (Отложить что-либо) в долгий ящик (0,5 балла) – отложить какое-либо делона неопределённо долгий срок, затянуть дело (0,5 балла).
Всего 4 балла.
Задание 5. (6 баллов)
Дан следующий ряд существительных: сутки, кенгуру, микроб, молоко, полка, сон, дверь.
Выпишите из этого ряда существительное (существительные), которое(которые) невозможно охарактеризовать с точки зрения грамматики ни какодушевлённое (одушевлённые), ни как неодушевлённое (неодушевлённые).Обоснуйте ответ.
Модель ответа
Это существительное молоко (2 балла). У одушевлённых существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного (1 балл). Нов единственном числе одушевлённость или неодушевлённость показывают только существительные мужского рода 2 склонения (вижу кота – вижу стол)(1 балл), а для слов, не принадлежащих к мужскому роду и / или ко 2-му склонению, одушевлённость или неодушевлённость можно обнаружить только во множественном числе (1 балл). Так как слово молоко не имеет множественного числа и не является словом мужского рода, хотя и принадлежит ко 2-му склонению, то у него не выражается ни одушевлённость,ни неодушевлённость (1 балл).
У несклоняемых существительных – кенгуру – одушевленность /неодушевленность проявляется только синтаксически, в атрибутивных конструкциях: вижу веселого кенгуру, в отличие от вижу красивое алоэ. Поэтому охарактеризовать одушевленность /неодушевленность кенгуру с точки зрения грамматики возможно.
Всего 6 баллов.
Задание 6. (9 баллов)
Прочитайте предложение.
Неужели ваши воспитанники будут участвовать в самой известной постановке столичного режиссёра?
Сколько словосочетаний содержит данное предложение? Перечислите их.
Обоснуйте свою точку зрения.
Укажите, есть ли в предложении слова (сочетания слов), которые не являются словосочетаниями. Объясните свою точку зрения.
Модель ответа
В данном предложении есть несколько составных (аналитических) форм слова, которые не являются словосочетаниями. Это форма будущего времени глагола «будут участвовать» (1 балл) и форма превосходной степени прилагательного «(в) самой известной» (1 балл) – 2 балла.
Кроме того, предложение содержит частицу, которая не является членом предложения и не способна быть компонентом словосочетания. Это «неужели». – 1 балл.
Грамматической основой предложения является «воспитанники будут участвовать» – 1 балл.
Таким образом, предложение содержит следующие словосочетания:
- ваши воспитанники
- будут участвовать в постановке
- в самой известной постановке
- в постановке режиссёра
- столичного режиссёра
Всего в предложении 5 словосочетаний, по 1 баллу за каждое словосочетание.
Всего 9 баллов.
Задание 7. (2 балла)
Прочитайте следующий отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина.
- (1) Засмеялся Балда лукаво:
- (2) «Что ты это выдумал, право?
- (3) Где тебе тягаться со мною,
- (4) Со мною, с самим Балдою?
- (5) Экого послали супостата!
- (6) Подожди-ка моего меньшого брата».
Дайте толкование слова супостат в строке 5.
Модель ответа
Супостат – враг, противник, неприятель.
Всего 2 балла.
Задание 8. (6 баллов)
Прочитайте текст орфографического правила.
В суффиксах ˂….˃ причастий ˂….˃ времени пишутся буквы О или Е, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения. Если же причастие образовано от глагола 2-го спряжения, то в суффиксе пишется буква ˂….˃.
- Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
- Сформулируйте название этого орфографического правила.
- Приведите примеры его использования.
Модель ответа
- В суффиксах СТРАДАТЕЛЬНЫХ причастий НАСТОЯЩЕГО времени пишутся буквы О или Е, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения.Если же причастие образовано от глагола 2-го спряжения, то в суффиксе пишется буква И.
- Правило называется: правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени (вариант: правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени).
- Примеры: ведОмый (от вести – 1-е спр.), наполняЕМый (от наполнять – 1-еспр.); невидИМый (от видеть – 2-е спр.)
- За верно восстановленное правило – 2 балла.
- За адекватное название правила – 2 балла.
- За любой пример причастия, образованного от глагола 1-го спряжения, –1 балл; за любой пример причастия, образованного от глагола 2-го спряжения, –1 балл.
Всего 6 баллов.
Задание 9. (1 балл)
В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: единолепно.
Модель ответа
Дополнение.
Всего 1 балл.
Задание 10. (9 баллов)
Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов по контексту. (Текст переводить не требуется.)
А. Пономареви же рано возбудившу, прииде ко дверем церковным и въсхотѣ отворити, и видѣ свѣтъ пречюдныи и святаго, стояща пред святою трапезою.
Б. Гюргии же приде к Бѣлугороду и рече бѣлогородьцем: «Вы есте людье мои, а отворите ми град».
В. Бѣжащих тѣхъ Богъ небеси море отворилъ: тако воду и сюду да воды яко стѣны становишяся.
Модель ответа
А. Отворити – отворить: распахнуть двери, ворота, получив, дав доступ кудалибо (3 балла, если правильно дано хотя бы одно значение).
Б. Отворите (отворить) град (город) – захватить, занять город; впустить в город или захватить город, заставив открыть ворота (3 балла, если правильно дано хотя бы одно значение).
В. Отворилъ море (отворить море: о бегстве из Египта древних иудеев) – сделать открытым, свободным, доступным для кого-, чего-либо (3 балла, если правильно дано хотя бы одно значение).
Всего 9 баллов.
Не забудьте перенести Ваши ответы в бланк работы!
Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 58.