Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 8 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание № 1 (7 баллов)
  2. Задание № 2 (3 балла)
  3. Задание № 3 (4 балла)
  4. Задание № 4 (7 баллов)
  5. Задание № 5 (12 баллов)
  6. Задание № 6 (6 баллов)
  7. Задание № 7 (4 балла)
  8. Задание № 8 (11 баллов)
  9. Задание № 9 (4 балла)
  10. Задание № 10 (6 баллов)

Задание № 1 (7 баллов)

Содержание ↑

Что означает болгарское слово бчела? Чем отличается болгарское слово отрусского с точки зрения исторической фонетики?

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

«пчела» (1 балл)

В старославянском слове бьчела (бъчела) в процессе падения редуцированных(1 балл) выпал гласный ь\ъ (1 балл), в результате чего в русском языке сталавозможна регрессивная (1 балл) ассимиляция (1 балл) по глухости (1 балл).

Русское слово пчела отличается от болгарского бчела тем, что в русском словепосле падения редуцированных произошла ассимиляция, а в болгарском словенет (1 балл).

Всего 7 баллов.

Задание № 2 (3 балла)

Содержание ↑

Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.

Так! было время: с Кочубеем

Был друг Мазепа; в оны дни

Как солью, хлебом и елеем,

Делились чувствами они.

(А.С. Пушкин)

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Елей (оливковое масло), но в данном контексте значение: хлеб, соль, елей (каксимвол самого необходимого для существования).

1 балл – оливковое масло;

1 балл – самое необходимое;

1 балл – за указание на контекст и сочетание со словами хлеб и соль.

Всего 3 балла.

Задание № 3 (4 балла)

Содержание ↑

Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо,восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское«Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дарБожий».

Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному.

По-датски Йорген, а по-русски …

По-португальски Жуан, а по-русски …

По-польски Генек, а по-русски …

По-белоруски Рыгор, а по-русски …

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

По-датски Йорген, а по-русски Георгий, Юрий, Егор.

По-португальски Жуан, а по-русски Иван.

По-польски Генек, а по-русски Евгений.

По-белоруски Рыгор, а по-русски Григорий.

За каждое верно указанное имя – 1 балл.

Всего 4 балла.

Задание № 4 (7 баллов)

Содержание ↑

Предположим, что слова книгочей, порей – это существительные, стоящие в форме родительного падежа множественного числа. Как бы выглядели возможные формы именительного падежа единственного числа у этих существительных? (Укажите род и склонение полученной формы.) Приведите аналогичные примеры из русского языка.

Пример выполнения задания: от слова репей возможная форма репь – жен. р. 3-е скл. (0,5 балла), по аналогии со степь – степей (0,5 балла).

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

От слова книгочей:

  1. книгоч – муж. р., 2-е скл. (0,5 балла), по аналогии со светоч, богач (светочей – светоч, богачей – богач) (0,5 балла);
  2. книгочь – жен. р., 3-е скл. (0,5 балла), по аналогии с ночь, речь (ночей – ночь, речей, речь) (0,5 балла);
  3. книгочá – жен. р., 1-е скл. (0,5 балла), по аналогии со свеча (свечей – свеча) (0,5 балла).

От слова порей:

  1. порь – муж. р., 2-е скл. (0,5 балла), по аналогии с зверь (зверей – зверь) (0,5 балла);
  2. порь – жен. р., 3-е скл. (0,5 балла), по аналогии с дверь (дверей – дверь) (0,5 балла);
  3. поря – жен. р., 1-е скл. (0,5 балла), по аналогии с ноздря (ноздрей – ноздря) (0,5 балла);
  4. поре – ср. р., 2-е скл. (0,5 балла), по аналогии с море (морей – море) (0,5 балла).

Всего 7 баллов.

Задание № 5 (12 баллов)

Содержание ↑

Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный)). Объясните выбор проверочного слова.

вИсок мАрионетка
аннОтациямАнатки

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

вИсок – повиснуть (первоначально обозначало (ср. виски – «волосы») висящую прядь волос);

аннОтация – нота (оба слова восходят к лат. nōtа «знак, отличительный знак»);

мАрионетка – Маша (оба от имени Мария. Изначально марионетками называли фигурки Девы Марии в кукольных спектаклях);

мАнатки – мантия (оба от мантус (лат.) – плащ особого покроя).

За верно найденное проверочное слово – 1 балл.

За верное и полное объяснение – 2 балла.

Всего 12 баллов.

Задание № 6 (6 баллов)

Содержание ↑

Приведите по одному примеру на следующие случаи функционирования в предложении словоформы писать:

  1. она является подлежащим;
  2. она является частью составного глагольного сказуемого;
  3. она является самостоятельным сказуемым;
  4. она является дополнением;
  5. она является определением;
  6. она является обстоятельством.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

  1. Писать – значит излагать свои мысли на бумаге (1 балл).
  2. Никто не хотел писать контрольную работу (1 балл).
  3. Писать тебе работу весь год! (1 балл).
  4. Учитель заставляет нас много писать (1 балл).
  5. Желание писать крепло в нём с каждым годом (1 балл).
  6. Мы пришли на урок писать диктант (1 балл).

Всего 6 баллов.

Задание № 7 (4 балла)

Содержание ↑

Даны латинские словосочетания и их русские эквиваленты в именительном, родительном и винительном падежах обоих чисел.

Падежединственное числомножественное число
латинскийрусскийлатинскийрусский
Им.servus bonus – м. р.раб хорошийservi boniрабы хорошие
saccŭlus meus – м. р.мешок мойsaccŭli meiмешки мои
ancilla tua – ж. р.служанка твояancillae tuaeслужанки твои
littěra prima – ж. р.буква перваяlittěrae primaeбуквы первые
Род.servi boniраба хорошегоservōrum

bonōrum

рабов хороших
saccŭli meiмешка моегоsaccŭlōrum

meōrum

мешков моих
ancillae tuaeслужанки

твоей

ancillārum

tuārum

служанок твоих
littěrae primaeбуквы первойlittěrārum

primārum

букв первых
Вин.servum bonumраба хорошегоservos bonosрабов хороших
saccŭlum meumмешок мойsaccŭlos meosмешки мои
ancillam tuamслужанку твоюancillas tuasслужанок твоих
littěram primamбукву первуюlittěras primasбуквы первые

Задание 1. Какой грамматический признак выражается у латинских существительных во множественном числе и не выражается у русских?

Задание 2. Какой грамматический признак выражается в винительном падеже у русских существительных и не выражается у латинских?

Модель ответа и критерии

Задание 1. Во множественном числе у латинских существительных выражается, а у русских не выражается признак рода (2 балла).

Задание 2. В винительном падеже у русских существительных выражается, а у латинских не выражается признак одушевлённости/неодушевлённости (2 балла).

Всего 4 балла.

Задание № 8 (11 баллов)

Содержание ↑

Перед Вами две группы существительных, объединённых по некоторому морфологическому принципу.

Первая группа

  1. бусы, штаны, брюки.
  2. грабли, кандалы, шахматы, чётки, мюсли.

Вторая группа

компьютеры, мелки, парты, курицы.

Сформулируйте этот принцип.

Чем отличаются в первой группе подгруппы A и В?

Распределите в соответствии с получившейся классификацией слова: голуби, макароны, щипцы, щи.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

В обеих группах имена существительные во множественном числе (1 балл)

Однако в первой группе объединены слова pluralia tantum (доп. 1 балл), имеющие только форму множественного числа (1 балл), а во второй группе – регулярные образования множественного числа (1 балл).

В первой группе выделяются подгруппы A и B, так как в отличие от группы B, в группе A производные от данных слов с помощью суффикса -ин- (1 балл) могут иметь значение единичности в значении «один предмет из ряда подобных» (1 балл): бусы – бусина, штаны – штанина, брюки – брючина (1 балл за приведение хотя бы одного примера).

голуби (2), макароны (1A), щипцы (1B), щи (1B).

По 1 баллу за правильное отнесение слова к группе. Итого 4 балла.

Всего 11 баллов.

Задание № 9 (4 балла)

Содержание ↑

Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам.

  1. В очи хвала, что по заочью хула.
  2. В очью назло делает: пальцем тычет, словом притыкает.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Слово очию (очью) – это этимологический предложный падеж (1 балл) двойственного числа (1 балл) от слова око (1 балл). Современное – воочию (1 балл).

Всего 4 балла.

Задание № 10 (6 баллов)

Содержание ↑

Прочитайте отрывок из текста «Домострой» (по списку конца XVI века) в упрощённой орфографии.

А въ какомъ судне што ества или питие, и то бы покрыто было чистоты ради… i повѧзано ѿ тороканав i ѿ всѧкїѧ нечистоты.

Что такое судно? Что такое ества? Используйте в толковании хотя бы по два однокоренных им современных русских слова.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Судно – это какая-либо посуда, сосуд (толкование – 1 балл, за каждое однокоренное слово по 1 баллу). Ества – это еда, яства, блюда (толкование – 1 балл, за каждое однокоренное слово по 1 баллу).

Всего 6 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 64.

Рекомендуем ознакомиться: