Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 8 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

(6 баллов) Прочитайте отрывок из известной оды М. Ломоносова.

Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Прокомментируйте выделенное слово с точки зрения современной языковой системы, сопоставив его с чаще употребляемым сегодня вариантом. Приведите свой пример, в котором наблюдается похожее явление.

Критерии и ответы

Это вариант слова Ньютон, существовавший во времена Ломоносова, – 1 балл.

В основе таких различий в заимствованиях лежит сосуществование в языковой системе двух разных принципов освоения заимствованных слов – 1 балл:

транскрипции – 0,5 балла (т. е. когда фонетический облик иноязычного слова передаётся средствами «принимающего» языка – 1 балл) и транслитерации – 0,5 балла (т. е. установление межбуквенных соответствий и последующего побуквенного воспроизведения – 1 балл).

Ответ, написанный без такой терминологии, тоже принимается, если он верен по существу.

За приведение аналогичного примера (например, Гудзон – Хадсон), – 2 балла.

Всего 6 баллов.

Задание 2

(6 баллов) Как известно, антонимы – это слова с противоположным значением. Употребляясь в противопоставлении, антонимы обозначают противоположные ситуации. Например, ситуации X высокий, а Y низкий и Y высокий, а X низкий будут противоположными по смыслу. Однако если поставить эти антонимы в сравнительную степень, то можно придумать контекст, в котором с одними и теми же участниками X и Y сохранится один и тот же смысл.

Придумайте для слов широкий – узкий, большой – маленький в форме сравнительной степени такой контекст, в котором участники будут одними и теми же, а смысл обоих контекстов одинаковый. Запишите схему с X и Y и приведите пример.

Критерии и ответы

Это контексты: X шире Y и Y уже X (или Волга шире Оки и Ока уже Волги) (схема – 1 балл, пример – 1 балл); X больше Y и Y меньше X (или Москва больше Пскова и Псков меньше Москвы) (схема – 1 балл, пример – 1 балл).

Возможны варианты с аналитической сравнительной степенью: X более широкий, чем Y и Y более узкий, чем X. Дополнительно за данные варианты – 2 балла (схема и пример).

Всего 6 баллов.

Задание 3

(16 баллов) Даны слова: плотный, площадь, оплот, платье, плётка, оплата, сплачивать, выплачивать, воплощение, полотно.

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим корнем. Укажите общий корень.

Критерии и ответы

  • плот/площ/плач – плотный,сплачивать,воплощение
  • площ – площадь
  • плот/плёт – оплот,плётка
  • плат/плач – оплата,выплачивать
  • полот/плат – платье,полотно

За каждую верно найденную группу – 1 балл. Если в группе хотя бы одно неверно указанное слово, группа не засчитывается.

  • За каждый алломорф одного корня – 1 балл. Если учащийся найдёт алломорф любого корня, не указанный в критериях (например, плоск для площадь), за каждый алломорф – 0,5 балла.

Всего не более 16 баллов.

Задание 4

(2 балла) Дано предложение, в котором зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Мы ему на его ошибки несколько раз указывали, а он и в бороду не пыхтит: ничего не исправил, ничем не занимается.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Зашифрован фразеологизм в ус не дует (кто-либо) (1 балл) – кто-либо ни о чём не беспокоится, ни о чём не заботится, проявляет к чему-либо полное безразличие (1 балл).

Примечание. Если учащиеся выпишут фразеологизм хоть трава не расти (кому-либо), это можно засчитать как 0,5 балла, поскольку грамматическая схема у данного выражения другая.

Всего 2 балла.

Задание 5

(5 баллов) Какая особенность обнаруживается в образовании именительного падежа множественного числа слова яблоко?

Критерии и ответы

Это слово в именительном падеже множественного числа (1 балл) имеет не характерное для этой формы у слов среднего рода (1 балл) окончание –и (яблоки) (1 балл), тогда как обычное окончание именительного падежа множественного числа у слов среднего рода – -а (облако – облака) (1 балл) (кроме слов с уменьшительными суффиксами типа ведёрко – ведёрки, яичко – яички) (1 балл).

Всего 5 баллов.

Задание 6

(5 баллов) Прочитайте отрывок из текста.

Бе же ядь его проскура едина. и та же чересъ день. водъı в меру пьяше. приносяшеть же ему великъıи Антонии. и подаваше ему оконцемъ. яко се вместеше рука.

  1. Переведите на современный русский язык выделенное в отрывке словосочетание.
  2. Приведите примеры, которые доказывают, что данная форма существительного и в современном русском языке иногда может иметь то же синтаксическое значение, что и в приведённом выше словосочетании.

Критерии и ответы

  1. «Подавал ему через (сквозь) оконце».

За верный перевод – 2 балла.

  1. В современном русском языке такое пространственное значение формы творительного падежа остаётся в некоторых случаях, например «кровь пошла горлом», «прошли узким проливом». За объяснение (выделено жирным шрифтом) и один или более примеров – 3 балла.

Всего 5 баллов.

Задание 7

(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

На примере показа литературного героя романа Петра Гринёва можно увидеть, что любовь раскрывает в человеке качества честности и отваги.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочеты.

Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

Критерии и ответы

  1. А. «показа… героя романа Петра Гринёва» – речевая ошибка. Неоправданное скопление существительных в род. п.

Б. «на примере показа… героя» – речевая ошибка: слово «показ» избыточно.

В. «качества честности и отваги» – грамматическая ошибка (можно истолковать и как речевую: слово «качество» избыточно).

  1. На примере Петра Гринёва, главного героя романа, можно увидеть, что любовь раскрывает в человеке такие качества личности, как честность и отвага.
  2. За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу.
  3. За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.

Всего не более 5 баллов.

Задание 8

(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

В суффиксах ˂….˃ причастий ˂….˃ времени пишется буква ˂….˃ или˂….˃, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения. Если же причастие образовано от глагола 2-го спряжения, то в суффиксе пишется буква ˂….˃ или Я.

  1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.
  2. Сформулируйте название этого орфографического правила.
  3. Приведите примеры его использования.

Критерии и ответы

  1. В суффиксах ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ причастий НАСТОЯЩЕГО времени пишется буква У или Ю, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения. Если же причастие образовано от глагола 2-го спряжения, то в суффиксе пишется буква А или Я.
  2. Правило называется: правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
  3. Примеры: шепчУЩий (от шептать – 1-е спр.); клеЯЩий (от клеить – 2-е спр.)
  4. За верно восстановленное правило – 2 балла.
  5. За адекватное название правила – 2 балла.
  6. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

Задание 9

(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: сочеоснователи.

Критерии и ответы

Словосочетание.

Всего 1 балл.

Задание 10

(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Слышавше же се половци, почаша воевати. И придоша половци мнози, и оступиша Торцийскый град.
  2. Аще же богъ въсхощеть великыи разумьнаго духа напълнитеся, тъ бо поточить глаголъ и мудрость ею (Кирилла и Мефодия), и в молитвѣ исповѣстася господеви, тъ бо явить казание и учение ею, и въ законѣ завѣта господня похвалистася, въсхвалять ею разумъ мнози, и до вѣка не потрѣбиться и не оступить ею, и имя ею живеть въ роды и роды.

Критерии и ответы

  1. Оступиша – оступить (обступить): окружить, осадить (войско, крепость) (3 балла).
  2. Оступить – отступиться, оставить, покинуть, отказаться (3 балла).

Всего 6 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 57.

Рекомендуем ознакомиться: