Содержание
- Задание № 1 (8 баллов)
- Задание № 2 (2 балла)
- Задание № 3 (16 баллов)
- Задание № 4 (9 баллов)
- Задание № 5 (12 баллов)
- Задание № 6 (8 баллов)
- Задание № 7 (4 балла)
- Задание № 8 (9 баллов)
- Задание № 9 (6 баллов)
- Задание № 10 (4 балла)
Задание № 1 (8 баллов)
Что означает слово цка? Подтвердите свою гипотезу, основываясь на знанияхо характере фонетических процессов в русском языке, артикуляции звуков изнаниях об исторической фонетике русского языка.
Модель ответа и критерии
Слово цка – то же самое, что и доска (2 балла).
В слове дъска (доска) в процессе падения редуцированных (1 балл) выпалгласный Ъ (1 балл), в результате чего стала возможна регрессивная (0,5 балла)ассимиляция (1 балл) по глухости-звонкости (0,5 балла). Получившееся сочетание [тс] очень похоже на аффрикату (0,5 балла) [ц] (0,5 балла), содержащую каксмычку (0,5 балла), так и щелевой (0,5 балла) (фрикативный) элемент.
Всего 8 баллов.
Задание № 2 (2 балла)
Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.
Пролетело счастья время,
Как, любви не зная бремя,
Я живал да попевал,
Как в театре и на балах,
На гуляньях иль в воксалах
Легким зефиром летал.
(А.С. Пушкин)
Модель ответа и критерии
Воксал, вокзал – общественное здание с залом для танцев и концертов.
Всего 2 балла.
Задание № 3 (16 баллов)
Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо,восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дарБожий».
Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. Укажите имя – общий предок и раскройте его внутреннюю формув языке-источнике.
По-венгерски Янош, а по-русски …
По-английски Джим, а по-русски …
По-испански Хорхе, а по-русски …
По-венгерски Миклош, а по-русски …
Модель ответа и критерии
По-венгерски Янош, а по-русски Иван. Восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает».
По-английски Джим, а по-русски Яков. Восходят к древнееврейскому имени «Яакоб», что значит «держащийся за пятку» (согласно Ветхому Завету, патриарх Иаков появился на свет, держа за пятку своего старшего братаблизнеца Исава).
По-испански Хорхе, а по-русски Георгий (Юрий, Егор). Восходит к древнегреческому имени Георгиос, происходящему от георгос – «земледелец» (один из эпитетов Зевса).
По-венгерски Миклош, а по-русски Николай. Восходит к древнегреческому имени Николаос: нике – «победа» + лаос – «народ, люди, войско».
За каждое верно указанное русское имя – 1 балл (всего 4 балла).
За каждое верно указанное имя – общий предок – 1 балл (всего 4 балла).
За раскрытие внутренней формы каждого имени-предка – 2 балла (всего 8 баллов).
Всего 16 баллов.
Задание № 4 (9 баллов)
Предположим, что слова дядя, сбруя – это деепричастия несовершенного вида настоящего времени. Как бы выглядели возможные формы инфинитива и третьего лица единственного числа настоящего времени от этих деепричастий?
Приведите аналогичные примеры из русского языка.
Пример выполнения задания: от слова молодая – молодать (0,5 балла) и молодает (0,5 балла), по аналогии с холодать – холодает (0,5 балла).
Модель ответа и критерии
От слова дядя:
- дядить (0,5 балла) и дядит (0,5 балла), по аналогии с заводить – заводит (0,5 балла);
- дядеть (0,5 балла) и дядит (0,5 балла), по аналогии с глядеть – глядит (0,5 балла);
- дясти (дясть) (0,5 балла) и дядёт (0,5 балла), по аналогии с красть – крадёт, вести – ведёт (0,5 балла);
- дясть (0,5 балла) и дяст (0,5 балла), по аналогии с есть – ест (0,5 балла).
От слова сбруя:
- сбровать (0,5 балла) и сбрует (0,5 балла), по аналогии с рисовать – рисует (0,5 балла);
- сбруть (0,5 балла) и сбрует (0,5 балла), по аналогии с дуть – дует (0,5 балла).
Всего 9 баллов.
Задание № 5 (12 баллов)
Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранныхязыков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных нижесловах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso –ложный)). Объясните выбор проверочного слова.
гАрдероб
жОнглер
испЕщрять
бАллада
Модель ответа и критерии
гАрдероб – авангард, гвардия (все три слова восходят к французскому garder –«хранить», «охранять»);
жОнглер – джокер (оба слова от лат. jocus – шутка);
испЕщрять – пёстрый;
бАллада – бал (из франц. яз., в котором ballade – «стихотворение, которое произносят танцуя») («танец», суф. производного от balar «танцевать»);
За верную проверку каждого слова по 1 баллу.
За верное объяснение каждого слова по 2 балла.
Всего 12 баллов.
Задание № 6 (8 баллов)
Приведите по одному примеру на следующие модели словосочетаний (порядок следования компонентов надо соблюдать, жирным курсивом выделено главное слово):
- существительное + наречие, связь примыкание;
- существительное + прилагательное, связь примыкание;
- простое количественное числительное, имеющее род + существительное,связь согласование;
- простое количественное числительное, не имеющее рода + существительное, связь согласование;
- простое количественное числительное + существительное, связь управление;
- прилагательное + существительное, связь управление;
- существительное + глагол, связь примыкание;
- глагол + глагол, связь примыкание.
Модель ответа и критерии
- яйцо вкрутую (1 балл);
- цвет хаки (1 балл);
- один стол или двум столам (или в род., дат., вин. одуш., твор. и предл. пад.)(1 балл);
- тремя / четырьмя / пятью и т. п. столами (или в род., дат., вин. одуш., твор. ипредл. пад.) (1 балл);
- два / три / четыре стола // пять столов (в им. или вин. неодуш. пад.) (1 балл);
- полный надежд (1 балл);
- желание петь (1 балл);
- заставить уйти (1 балл).
Всего 8 баллов.
Задание № 7 (4 балла)
Даны пары предложений на словенском языке и их переводы на русский.
- Kdo je ta žena? – Kdor drugim jamo koplje, sam vanjo pade. Кто эта женщина? – Кто другим яму копает, сам в неё падает.
- Kaj ropota pred vrati? – Kar seješ, to boš žel. Что стучит перед дверями? – Что сеешь, то будешь пожинать.
- Iz kakšnega blaga je tale obleka? – Kakršno delo, tako plačilo. Из какого (по качеству) материала это платье? – Какая (по качеству) работа, такая и плата.
- Do kolikšne visine se bo vzdvignilo letalo? – Nagrado so dobili tolikšno, kolikršno so zaslužili. До какой (букв. «сколькой») высоты поднимется самолёт? – (Они) получили такую (букв. «столькую») награду, какую (букв. «сколькую») заслужили.
Опишите разницу в функционировании русских и словенских вопросительноотносительных местоимений.
Модель ответа и критерии
Разница в том, что в русском языке вопросительные и относительные местоимения никак не различаются с точки зрения грамматических форм (1 балл) и лишь контекст даёт понять, в какой функции они употребляются (1 балл). А в словенском языке, как видно из примеров, относительные местоимения образованы от вопросительных с помощью элемента -r- (kdo – kdor, kaj – kar, kakšnega – kakršno, kolikšne – kolikršno) (1 балл) и функционируют только как союзные слова в сложных предложениях (1 балл).
Всего 4 балла.
Задание № 8 (9 баллов)
Даны две группы предложений (примеры из Национального корпуса русского языка).
Первая группа
По последнему слою лака рисуют красками, которые готовят из той же смеси, добавляя к ней минеральные пигменты.
[Д. Осокина. Лаки – слой за слоем // «Химия и жизнь», 1969]
Писать чернилами, например, Рудаков считал зазорным – только тушью…
[Надежда Мандельштам. Воспоминания (1960–1970)]
Вторая группа
Посмотрю по поводу примеров на священников – нет, всё что-то не то; поёт ичитает резво, громко, как мужик дрова рубит топором.
[Г.Е. Распутин. Житие опытного странника (1907)]
Разгребая снег, мы нашли под ним много сухой травы и принялись ее резать ножами.
[В.К. Арсеньев. В горах Сихотэ-Алиня (1937)]
Что объединяет эти две группы? По какому принципу они разделены?
Модель ответа и критерии
В обеих группах в каждом предложении есть словосочетания с творительнымпадежом (2 балла), схожие по значению, в общем виде подходящие подзначение образа действия (1 балл).
Но есть и семантическое различие (1 балл). Во второй группе творительныйпадеж выражает значение инструмента (2 балла), а в первой группе – то, чтоможет быть описано как значение средства, материала (2 балла). Различиезаключается в том, что в процессе действия средство расходуется (1 балл).
Всего 9 баллов.
Задание № 9 (6 баллов)
Дайте лексико-грамматический комментарий к подчёркнутому слову.
Стекло зацветает сложным узором: рама
суть хрустальные джунгли хвоща, укропа
и всего, что взрастилоодиночество.
(И. Бродский)
Модель ответа и критерии
Суть – форма 3-го лица (1 балл) множественного числа (1 балл) глагола есть (1 балл). С точки зрения грамматики допущена ошибка (1 балл).
При существительном рама глагол должен стоять в форме 3-го лица единственного числа (1 балл) – есть (1 балл).
Всего 6 баллов.
Задание № 10 (4 балла)
Прочитайте отрывок из повести «Писаніе о преставленіи и погребеніи князя Михайла Васильовича Шуйского, рекомаго Скопина» (начало XVII в.).
И паде князь Михайло на ложи своемъ, и нача у него утроба люто терзатися отъ того питія смертнаго… И весь дворъ его слезъ и горкаго воля и кричанія исполнися… И многи дохтуры Немецкіе со многими лѣчебными пригодами и неможаше никако болѣзни тоя возвратити.
Что имеется в виду под «лѣчебными пригодами»? Что значит «возвратити тоя болѣзни»? Используйте в толковании хотя бы по одному однокоренному современному русскому слову.
Модель ответа и критерии
Под «лѣчебными пригодами» имеются в виду различные лечебные средства, то, что может пригодиться (пригождается) в лечении (толкование – 1 балл, однокоренное слово – 1 балл). «Возвратити тоя болѣзни» – значит обратить, повернуть болезнь назад, вспять, к выздоровлению (толкование – 1 балл, однокоренное слово – 1 балл).
Всего 4 балла.
Максимальный балл за все выполненные задания – 78.