Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 9 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

(7,5 балла) На какой звук падает ударение в слове Эдинбург? Почему? Если вы считаете, что здесь имеет место определённый фонетический процесс, укажите его. Объясните своё решение. Приведите аналогичные примеры.

Критерии и ответы

Эдинбург – заимствованное слово. В исконной форме ударение падало на первый слог, но под влиянием фонетической аналогии с уже существующими в русском языке устойчивыми топонимами вроде Петербург, Екатеринбург, Оренбург, где ударение стабильно падает на последний слог, ударение переместилось в русском языке на последний слог.

За указание на заимствование – 1 балл, за указание на исконное ударение – 2 балла, за указание на влияние процесса аналогии – 1 балл, за приведение подходящих примеров – по  0,5 балла (но не более 1,5 балла), за эксплицитное (термин необязателен) указание на перемещение ударения при заимствовании на последний слог – 2 балла.

Всего 7,5 балла.

Задание 2

(2 балла) Дан следующий отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина.

  1. Призадумался поп,
  2. Стал себе почёсывать лоб.
  3. Щёлк щелку ведь розь.
  4. Да понадеялся он на русский авось.
  5. Поп говорит Балде: «Ладно.
  6. Не будет нам обоим накладно.
  7. Поживи-ка на моём подворье,
  8. Окажи свое усердие и проворье».

Дайте толкование слова накладно в строке 6.

Критерии и ответы

Накладно – убыточно, с убытком, с ущербом.

Всего 2 балла.

Задание 3

(7,5 балла) Даны слова: мышонок, замшелый, промышленность, мщение, мощёный, мышление, подмышки, мощный, мышца, моховой.

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим историческим корнем.

Укажите общий корень.

Критерии и ответы

  • мыш– мышонок,подмышки, мышца
  • мох/мш замшелый, моховой
  • мышл – промышленность, мышление
  • мщ – мщение
  • мощ – мощёный
  • мощ – мощный
  1. За каждую верно найденную группу – 0,5 балла. Если в группе хотя бы одно неверно указанное слово, группа не засчитывается.
  2. За каждый алломорф одного корня – 0,5 балла.

Если учащийся найдёт алломорф любого корня, не указанный в задании (например, месть для мщение), за каждый алломорф –  0,5 балла.

Всего 7,5 балла.

Задание 4

(2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Ты что, этого вора-рецидивиста бухгалтером к себе в фирму взял? Нечего сказать, пустил моль в гардероб!

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Это ФЕ пустить козла в огород (1 балл) допускать кого-либо к тому, что его особенно привлекает; давать кому-либо свободный доступ туда, где он может быть вреден или опасен (1 балл).

Всего 2 балла.

Задание 5

(2 балла) Какая особенность обнаруживается в образовании причастия искомый от глагола искать?

Критерии и ответы

Это отсутствие чередования ск/щ (1 балл) вопреки общему правилу образования страдательных причастий настоящего времени от основы настоящего времени глаголов (ищ-у – ищомый) (1 балл).

Всего 2 балла.

Задание 6

(6 баллов) Выделите грамматическую основу в последнем предложении фрагмента.

Скалозуб
В тринадцатом году мы отличались с братом
В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

Фамусов
Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!
Имеет, кажется, в петличке орденок?

Скалозуб
За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.

Фамусов
Любезный человек, и посмотреть – так хват.
Прекрасный человек двоюродный ваш брат.

Объясните, почему Вы выделили грамматическую основу именно так, а не иначе.

Критерии и ответы

Прекрасный человек двоюродный ваш брат!

В предложении налицо инверсия (характер отрывка позволяет точно определить, что в высказывании даётся характеристика двоюродному брату Скалозуба), поэтому сказуемое идёт перед подлежащим («брат» – данное, тема, характеризуемое; «прекрасный человек» – новое, рема, характеризующее).

Сказуемое здесь включает в себя словосочетание «прекрасный человек», поскольку без определяющего прилагательного утверждение в предложении теряет смысл (тот факт, что брат является человеком, очевиден исходя из лексического значения слова «брат» и не нуждается в выражении посредством суждения).

За учёт инверсии и/или указание на оценочное значение сказуемого при выделении грамматической основы – 4 балла.

За выделение в качестве именной части сказуемого цельного словосочетания и верное объяснение причины синтаксической нечленимости – 2 балла.

Всего 6 баллов.

Задание 7

(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Выбор преследует нас на протяжении всей жизни, и, чтобы совершить его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствия, поджидающих нас на жизненном пути жизни.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты.

Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

Критерии и ответы

А. «выбор преследует нас» – речевая ошибка. Подобные стёртые олицетворения реализуются в речи, когда роль подлежащего занимает существительное со значением мысли, чувства, ощущения (преследует мысль, ощущение, необходимость, желание). «Выбор» же – это поступок, действие.

Вероятно, в тексте предполагалось сочетание «необходимость выбора».

Б. «множество соблазнов и препятствия, поджидающих» – грамматическая ошибка. Неверное согласование определяемых существительных и причастия.

В. «жизненный путь жизни» – речевая ошибка. Неоправданная тавтология. Возникла, возможно, в результате наложения двух перифраз: «жизненный путь» и «путь жизни».

Необходимость совершить правильный выбор преследует нас на протяжении всей жизни (в разных ситуациях) , и, чтобы сделать его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствий, поджидающих нас на жизненном пути.

За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу.

За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.

Всего не более 5 баллов.

Задание 8

(6 баллов) Объясните, почему ветреный пишется с одной буквой Н, а безветренный и выветренный – с двумя буквами Н.

Критерии и ответы

Прилагательное «ветрен(н)ый» исторически могло восходить и к существительному «ветер», и к вышедшему из употребления глаголу «ветрить» (отмечен, в частности, у Срезневского). При этом в языке закрепилась, вероятно, отглагольная форма. По правилу написания суффиксов отглагольных прилагательных здесь должна быть одна буква Н. «Выветренный» образовано от глагола «выветрить», и написание суффикса здесь подчинено правилу правописания Н и НН в причастиях и отглагольных приставочных прилагательных.

Прилагательное «безветренный» образовано от предложно-падежного сочетания «без ветра». Сам характер приставки не позволяет видеть в качестве производящего слова глагол (как это случилось со словом «ветреный»), поэтому мы образуем это слово по традиционной модели отыменных прилагательных – с помощью суффикса -ЕНН.

За верное объяснение написания каждого слова – по 2 балла.

Всего 6 баллов.

Задание 9

(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: о соболе Бине.

Критерии и ответы

Обособление.

Всего 1 балл.

Задание 10

(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Трубы трубят в Серпуховѣ, звенить слава по всеи земли Руссьскои, чюдно стязи стоять у Дону великого, пашутся хоригови берчати, свѣтяться калантыри злачены. Хоругови аки жыви пашутся.
  2. Ис тучи выступи кровавыя оболока, а из нихъ пашють синие молньи.

Критерии и ответы

  1. Пахаться – пахатися: развеваться в воздухе (3 балла).
  2. Пашють – пашут – пахать (пахати): полыхать, сверкать (3 балла).

Всего 6 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 45.

Рекомендуем ознакомиться: