Задача 1
Небольшому телу, находящемуся на наклонной плоскости, сообщили некоторую скорость, направленную вверх вдоль этой плоскости. Через некоторое время оно вернулось в точку старта со скоростью, направленной противоположно начальной и вдвое меньшей по модулю. Определите угол наклона плоскости, если коэффициент трения скольжения между ней и телом равен μ=0,2. Модуль ускорения свободного падения можно считать равным g=10 м/с2.
При движении вверх: S = v2/2∙|a1x|, где S – путь, пройденный телом до остановки, a1x – проекция ускорения тела при движении вверх на ось x, направленную вдоль наклонной плоскости.
При движении вниз:
При движении вниз: S =
где a2x – проекция ускорения тела при движении вниз на ось x, направленную вдоль наклонной плоскости.
Следовательно, 4|a2x| = |a1x|
Запишем II закон Ньютона для движений вверх и вниз соответственно:
- m|a1x| = m∙g∙sinα + μ∙g∙cosα
- m|a2x| = m∙g∙sinα – μ∙g∙cosα
Окончательно получаем:
4∙(g∙sinα – μ∙g∙cosα) = g∙sinα + μ∙g∙cosα ⇒ tgα = 5∙μ/3 = 1/3.
Угол α наклона плоскости к горизонту равен α = arctg(1/3) ≈ 0,322 рад или α ≈ 18,4°.
Критерии оценивания
Записана cвязь перемещения, начальной скорости и ускорения при движении тела вверх | 2 балла |
Записана cвязь перемещения, конечной скорости и ускорения при движении тела вниз | 2 балла |
Если любым способом правильно определено соотношение между модулями ускорений при движении тела вверх и вниз | 4 балла. |
Применён II закон Ньютона для движения тела вверх и вниз (по 2 балла) | 4 балла |
Получено выражение для угла наклона плоскости | 1 балл |
Найдено численное значение угла наклона плоскости (или его тангенса) | 1 балл |
Задача 2
Лёгкая пружина жёсткостью k = 40 Н/м состоит из N = 40 витков.
Определите, на сколько сантиметров увеличится расстояние между двенадцатым и двадцать пятым витками вертикально расположенной пружины, если к ней подвесить груз массой m = 600 г. Модуль ускорения свободного падения считайте равным g = 10 м/с2.
Возможное решение
Удлинение всей пружины ∆l = m∙g/k. Значит, расстояние между двумя соседними витками увеличится на величину: ∆l/N – 1 = m∙g/k∙(N – 1). Тогда расстояние между двенадцатым и двадцать пятым витками пружины увеличится на величину: m∙g/k∙(N – 1)∙(25 – 12) = 5,0 см.
Критерии оценивания
Применён закон Гука | 2 балла |
Найдено изменение расстояния между соседними витками | 4 балла |
Найдено изменение расстояния между 12-м и 25-м витками | 3 балла |
Получен численный ответ | 1 балл |
Задача 3
Идеальный амперметр в цепи, схема которой изображена на рисунке, показывает силу тока l = 9 мА. Определите сопротивление резистора R, если напряжение идеального источника U = 6 B.
Возможное решение
Общее сопротивление r цепи равно:
Общее сопротивление r цепи равно
С другой стороны, r = U/I. Окончательно получаем R = 9/10∙U/I = 600 Ом.
Критерии оценивания
Найдено общее сопротивление цепи (любым способом) | 5 баллов |
Применён закон Ома для участка цепи | 2 балла |
Получена итоговая формула для сопротивления R | 2 балла |
Найдено численное значение сопротивления R | 1 балл |
Задача 4
В трёхлитровую банку с водой опустили кипятильник мощностью N = 280 Вт.. В результате вода нагрелась до t1 = 80 ºС, после чего её температура перестала изменяться. До какой температуры можно нагреть этим кипятильником воду в двухлитровой банке? Считайте, что обе банки геометрически подобны, заполняются водой полностью и закрываются крышками. Начальная температура воды равна t = 20 ºС и совпадает с температурой воздуха в комнате. Мощность теплопередачи окружающему воздуху считайте пропорциональной площади поверхности банки и разности температур воды и воздуха в комнате. Испарение воды не учитывайте! Удельная теплоёмкость воды равна c = 4200 Дж/(кг·ºС).
Возможное решение
Мощность теплопередачи окружающему воздуху в первом случае (после того, как температура воды в банке перестала изменяться):
N1 = α∙S1(t1-t) = N,
где α – коэффициент пропорциональности, S1 – площадь поверхности, с которой идёт теплоотдача от трёхлитровой банки.
Мощность теплопередачи окружающему воздуху во втором случае (после того, как температура воды в банке перестала изменяться):
N2 = α∙S2(t2-t) = N,
где S2 – площадь поверхности, с которой идёт теплоотдача от двухлитровой банки, t2 – искомая температура.
С учётом того, что площадь поверхности банки пропорциональна квадрату её линейных размеров, а объём банки – кубу линейных размеров, окончательно получаем:
t2 равно ...
Критерии оценивания
Записаны формулы для мощности теплопередачи в двух случаях (по 2 балла) | 4 балла |
Замечено, что отношение площадей поверхностей банок равно отношению их объёмов в степени 2/3 | 2 балла |
Получено выражение для конечной температуры | 2 балла |
Найдено численное значение конечной температуры | 2 балла |
Задача 5
Частица, имеющая массу m = 0,1 г и начальную скорость V = 100 м/с, попадает в область, в которой на неё в течение некоторого времени действует постоянная по модулю и направлению сила F. К моменту прекращения действия силы частица приобретает скорость 2V в направлении, перпендикулярном первоначальному. Под каким углом к первоначальному направлению движения частицы направлена сила F? Какую работу совершила сила F над частицей за время своего действия? Влиянием других сил можно пренебречь.
Возможное решение
Пусть сила действует на частицу в течение времени τ.
Запишем для частицы закон изменения импульса в векторной форме:
закон изменения импульса в векторной форме
Где
Модуль вектора V кон.
Изобразим соответствующий векторный треугольник. Из него следует, что сила направлена под тупым углом α к первоначальному направлению движения частицы.
Этот угол равен:
Угол α равен 115°
Из закона сохранения механической энергии находим работу силы F:
Работа силы F
Критерии оценивания
Применён закон изменения импульса | 2 балла |
Осуществлена графическая интерпретация этого закона или применена соответствующая координатная форма записи | 2 балла |
Найден угол α (либо его тангенс, синус, косинус) | 2 балла |
Применена теорема о кинетической энергии | 2 балла |
Получено выражение для работы силы | 1 балл |
Найдено численное значение работы силы | 1 балл |
Общие рекомендации по оцениванию работы
- За каждое верно выполненное действие баллы складываются.
- При арифметической ошибке (в том числе ошибке при переводе единиц измерения) оценка снижается на 1 балл.
- Максимум за 1 задание – 10 баллов.
- Всего за работу – 50 баллов.