Уважаемый участник!
При выполнении заданий Вам предстоит определённая работа, которую лучшеорганизовывать так:
- внимательно прочитайте задание и посмотрите на предложенные Вамисточники;
- если Вы не уверены в правильном ответе, не волнуйтесь – в материалезаданий очень часто содержатся важные детали, опираясь на которые Вылогически можете прийти к верному ответу;
- в аналитических заданиях оценивается умение рассуждать, наблюдать, делатьвыводы и строить связный текст рассуждения.
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюриколичество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 70.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
Желаем успеха!
Уважаемые участники!
Задания олимпиады составлены так, что все вопросы касаются одного круга тем. Постепенно подход к выбранной теме будет углубляться, а воссоздаваемый вами в ходе выполнения заданий образ – становиться более многогранным и тонким. Поэтому в работе над заданиями каждой части олимпиады, вам может помочь материал остальных заданий. Если при выполнении заданий вам не хватает места, вы можете попросить дополнительные листы у организатора.
Желаем удачи!
Мост – одно из важнейших сооружений цивилизации. Проектирование моста включает множество задач, требует нестандартных подходов. Каждый мост – это и сложная инженерная конструкция, и особое архитектурное эстетическое решение.
В разные эпохи художественные смыслы и символические значение моста воспринимались по-своему. В мифопоэтической традиции мост воспринимался как путь, неизведанная дорога, приобретая свойства тайного или сакрального пространства; иногда ощущался как символ зыбкости и неизвестности, визуально располагаясь между небом и водой; а подчас мыслился как переход из одного мира в другой. В наше время мост – это функциональная часть жизни города и одновременно яркое явление архитектурного ансамбля, формирующее его облик. Посмотреть, как в разные эпохи функциональные свойства моста соотносились с его эстетическими решениями, какими символическими смыслами наделяли мост инженеры и архитекторы; как мыслился мост в окружающем его пейзаже или городском пространстве; как воспринимался и осмыслялся мост в культуре – в изобразительном искусстве, в поэзии и предлагают вам задания этого тура олимпиады.
Содержание
Задание 1
Перед вами ряд известных мостов, расположенных в разных странах. Исходя из архитектурных особенностей, определите, в какой из стран находится каждая постройка. Впишите название страны под изображением.
Ответы
Рисунок А | Италия |
Рисунок Б | Франция |
Рисунок В | Россия |
Рисунок Г | Чехия |
Рисунок Д | Великобритания |
Рисунок Е | Китай |
По одному баллу за правильно указанное название страны.
Всего за задание 1 ‒ максимум 6 баллов.
Задание 2
Все инженерные достижения XX века подготовили революционные изменения архитектурного облика моста и в начале XXI столетия в этом жанре были созданы произведения, задуманные в совершенно ином конструктивном и художественном ключе.
Перед вами фотографии мостов, которые были созданы в разных точках мира за первое десятилетие XXI века. В этом задании мы предлагаем вам сравнить современные мосты с более традиционными.
Для этого вам необходимо вернуться к материалу первого задания и сформулировать, что было характерно для мостов прошлого? Какое свойство мостов подчеркивали архитекторы, как помогал им в этом материл строительства? Какие ассоциации вызывают у вас формы, используемые архитекторами в мостах XXI века? Как меняется характер движения самого моста, а соответственно, и участников движения, в чем новизна взаимоотношений форм и пространства? В чем по сравнению с традицией радикальные изменения образного строя современных мостов?
Критерии оценки рассуждения:
Наличие культурных параллелей, ассоциаций, обоснованных и доказанных | 4 балла |
Логика и связность рассуждения | 4 балла |
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы | 4 балла |
Корректное использование понятийного аппарата и терминов | 2 балла |
Всего за задание 2 ‒ максимум 10 баллов.
Задание 3
Бруклинский мост (строился с 1869 по 1883 гг) – один из старейших висячих мостов в США. Он пересекает пролив Ист-Ривер, соединяя районы Бруклин и Манхэттен в Нью-Йорке. Мост вдоль разделен на три части: две боковые используются автомобилями, а средняя пешеходная. В 1925 году В. Маяковский побывал в США и написал стихотворение «Бруклинский мост».
Посмотрите на фотографии Бруклинского моста в Нью-Йорке и внимательно прочитайте стихотворение В. Маяковского.
Опираясь на следующие вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение на тему «Образ Бруклинского моста в стихотворении В. Маяковского».
Как мост связан с пространством вокруг него? Какие эстетические концепции проявляются в архитектурном решении Бруклинского моста?
Что для поэта является доминантой в конструкции, композиции и структуре моста? Какими средствами выразительности пользуется поэт для их описания?
В каком ассоциативном ряду оказывается Бруклинский мост в стихотворении Маяковского? Каким образом мост формирует пространство в стихотворении?
Как впечатление от Бруклинского моста влияет на ощущение времени?
Владимир Маяковский
«Бруклинский мост»
Издай, Кулидж,
радостный клич!
На хорошее
и мне не жалко слов.
От похвал
красней,
как флага нашего материйка,
хоть вы
и разъюнайтед стетс
оф
Америка.
Как в церковь
идет
помешавшийся верующий,
как в скит
удаляется,
строг и прост, —
так я
в вечерней
сереющей мерещи
вхожу,
смиренный, на Бруклинский мост.
Как в город
в сломанный
прет победитель
на пушках ‒ жерлом
жирафу под рост —
так, пьяный славой,
так жить в аппетите,
влезаю,
гордый,
на Бруклинский мост.
Как глупый художник
в мадонну музея
вонзает глаз свой,
влюблен и остр,
так я,
с поднебесья,
в звезды усеян,
смотрю
на Нью-Йорк
сквозь Бруклинский мост.
Нью-Йорк
до вечера тяжек
и душен,
забыл,
что тяжко ему
и высоко,
и только одни
домовые души
встают
в прозрачном свечении окон.
Здесь
еле зудит
элевейтеров зуд.
И только
по этому
тихому зуду
поймешь ‒
поезда
с дребезжаньем ползут,
как будто
в буфет убирают посуду.
Когда ж,
казалось, с-под речки начатой
развозит
с фабрики
сахар лавочник, —
то
под мостом проходящие мачты
размером
не больше размеров булавочных.
Я горд
вот этой
стальною милей,
живьем в ней
мои видения встали —
борьба
за конструкции
вместо стилей,
расчет суровый
гаек и стали.
Если
придет
окончание света ‒
планету
хаос
разделает влоск,
и только
один останется
этот
над пылью гибели вздыбленный мост,
то,
как из косточек,
тоньше иголок,
тучнеют
в музеях стоящие
ящеры,
так
с этим мостом
столетий геолог
сумел
воссоздать бы
дни настоящие.
Он скажет:
Вот эта
стальная лапа
соединяла
моря и прерии,
отсюда
Европа
рвалась на Запад,
пустив
по ветру
индейские перья.
Напомнит
машину
ребро вот это —
сообразите,
хватит рук ли,
чтоб, став
стальной ногой
на Мангетен,
к себе за губу
притягивать Бруклин?
По проводам
электрической пряди ‒
я знаю ‒
эпоха
после пара ‒
здесь
люди
уже
орали по радио,
здесь
люди
уже
взлетали по аэро.
Здесь
жизнь
была
одним ‒ беззаботная,
другим ‒
голодный
протяжный вой.
Отсюда
безработные
в Гудзон
кидались
вниз головой.
И дальше
картина моя
без загвоздки
по струнам-канатам,
аж звездам к ногам.
Я вижу ‒
здесь
стоял Маяковский,
стоял
и стихи слагал по слогам. —
Смотрю,
как в поезд глядит эскимос,
впиваюсь,
как в ухо впивается клещ.
Бруклинский мост
да…
Это вещь!
Критерии оценки рассуждения:
Логика и связность рассуждения | 4 балла |
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы | 4 балла |
Корректное использование понятийного аппарата и терминов | 2 балла |
Всего за задание 3 ‒ максимум 10 баллов.
Задание 4
Среди художников есть мастера, которые посвятили образу моста целые серии. А иногда это «переходное» пространство становилось фокусом культуры целой эпохи, как, например, на рубеже XIX – начала XX веков. Живописцы и графики этого времени активно интересовались искусством Китая и Японии, где образ моста в свою очередь имел древние сакральные корни и пережил много изменений. Одним из таких русских художников был Мстислав Добужинский (1875-1957).
Перед вами несколько гравюр художника с изображением мостов СанктПетербурга и часть серии японского мастера Хокусая (1760-1849), посвященной разнообразным мостам одной из провинций.
Проанализируйте какую роль в композиции и построении пространства играет мост, где он располагается и что связывает? Какие формы и линии в нем преобладают? В чем состоит роль ракурса, точки зрения, которую использует каждый из мастеров? Какие персонажи появляются на мосту и рядом с ним?
Какую роль в создании образа пространственной среды играет цвет?
Обратите внимание на сходство и разницу смыслов, которыми наделяется мотив моста в культурах Востока и Запада. Что из восточного понимания этой формы оказался способен воспринять и передать Добужинский?
Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (150-170 слов1) на тему «Образ моста в графике Хокусая и М. Добужинского».
1 Здесь указан минимальный оцениваемый объем рассуждения, максимальный объем не ограничен.
Кацусика Хокусай
Мстислав Добужинский
Критерии оценивания письменного рассуждения
А. Интерпретация и понимание
Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:
- сравнивать разнородные тексты;
- видеть глубокие смыслы;
- делать тонкие наблюдения для их выявления;
- привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.
Шкала оценок: 0–8–16–24.
Всего по критерию А максимум 24 балла.
B. Создание текста
В работе присутствует:
- постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
- композиционная стройность, логичность повествования;
- стилистическая однородность
Шкала оценок: 0–5–10–15.
Всего по критерию В максимум 15 баллов.
C. Грамотность
В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.
Шкала оценок: 0–2–3–5.
Всего по критерию С максимум 5 баллов.
Примечание: Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Всего за задание № 4 – 44 балла.
Максимум за работу 70 баллов.
Пояснение к шкале оценок
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх – балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.