Уважаемый участник!
При выполнении заданий Вам предстоит определённая работа, которуюлучше организовывать так:
- внимательно прочитайте задание и посмотрите на предложенные Вамисточники;
- если Вы не уверены в правильном ответе, не волнуйтесь – в материалезаданий очень часто содержатся важные детали, опираясь на которые Вылогически можете прийти к верному ответу;
- в аналитических заданиях оценивается умение рассуждать, наблюдать,делать выводы и строить связный текст рассуждения.
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членамижюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 80.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
Желаем успеха!
Уважаемые участники!
Задания олимпиады составлены так, что все вопросы касаются одного круга тем. Постепенно подход к выбранной теме будет углубляться, а воссоздаваемый вами в ходе выполнения заданий образ – становиться более многогранным и тонким. Поэтому в работе над заданиями каждой части олимпиады, вам может помочь материал остальных заданий. Если при выполнении заданий вам не хватает места, вы можете попросить дополнительные листы у организатора.
Желаем удачи!
Содержание
Задание 1
Перед вами несколько изображений средневековых ратуш, крепостей и колоколен, в которые были встроены часы.
Башня с часовым механизмом становилась одновременно пространственной и временной осью площади, города или монастыря – центром общественного пространства. Да и время, которое измеряли такие часы – это время жизни города, общины, братии – время коллективное.
Посмотрите на приведенные в задании примеры средневековых сооружений, в которые встроены часы и постарайтесь определить, в какой стране находится каждое из них (если знаете город, можете указать название города).
По одному баллу за правильно определенное географическое положение
Всего за задание 1 ‒ максимум 5 баллов.
Задание 2
А) Перед вами часы, созданные европейскими мастерами в разные эпохи.
Определите, в каком стиле выполнено каждое из изделий и впишите название стиля под изображением.
По одному баллу за правильно определенное название стиля
Всего за задание 2а ‒ максимум 4 балла
Б) Расположите номера изображений в хронологическом порядке от более раннего к более позднему стилю.
Хронологический порядок: 2, 4, 1, 3
По одному баллу за правильное место в хронологическом ряду
Всего за задание 2б ‒ максимум 4 балла
В) Напишите небольшой текст-рассуждение о персонажах, которые в каждой из вещей призваны быть «хранителями времени». Кто они, каких мифологических героев напоминают, как обращаются с самими часами и какое пространство создают вокруг них, как меняется поведение скульптурных героев и их отношение ко времени от стиля к стилю. Какое представление о времени формируется у зрителя?
Критерии оценки рассуждения:
Логика и связность рассуждения | 3 балла |
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы | 3 балла |
Корректное использование понятийного аппарата и терминов | 2 балла |
Всего за задание 2в ‒ максимум 8 баллов.
Всего за задание 2 ‒ максимум 16 баллов.
Задание 3
Перед вами пять натюрмортов, созданных в разные эпохи.
Посмотрите на два натюрморта XVII века, представленные среди репродукций. Они написаны современниками, жившими в очень разных с точки зрения культурного климата и социального устройства странах.
Антонио Переда жил в монархической, консервативной и религиозной Испании, Питер Класс – в буржуазной, протестантской Голландии.
Напишите небольшой связный текст о том, какими смыслами наделяются часы в каждом натюрморте, какую роль они играют в картине. Как соотносится образ часов со спецификой жанра натюрморт? Подумайте о том, какое название получил этот жанр во французском (nature morte – «мертвая натура») или немецком (Stilleben – «тихая жизнь») языках?
Обратите внимание на то, рядом с какими предметами часы представлены, как взаимодействуют с ними, какую композиционную и колористическую роль выполняют.
Теперь обратитесь к трем картинам XX столетия, представленным в задании. Опираясь на эти примеры, сформулируйте в нескольких предложениях, как изменился образ часов, а соответственно и образ времени, в XX веке (по сравнению с XVII веком)?
Критерии оценки рассуждения:
Логика и связность рассуждения | 4 балла |
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы | 6 баллов |
Корректное использование понятийного аппарата и терминов | 4 балла |
Всего за задание 3 ‒ максимум 14 баллов.
Задание 4 «Золушка»
В 1944 году композитор Сергей Сергеевич Прокофьев сочинил балет «Золушка». На следующий год балет поставили в Большом театре в Москве.
На протяжении ХХ века разные хореографы и постановщики обращались к этой партитуре, придумывая свои варианты сказочной истории и каждый раз по-новому осваивая музыку Прокофьева.
В этом задании вам предстоит посмотреть фрагменты двух постановок уже XXI века. Это балетные спектакли «Золушка» 2002 года хореографа Алексея Ратманского (Мариинский театр) и «Золушка» 2006 года хореографа Юрия Посохова (Большой театр).
Оба фрагмента – финал сцены бала и бой часов. Это наиболее драматичный и напряженный эпизод в музыкальной ткани балета и в действии спектакля.
Посмотрите фрагменты из обоих балетов, изучите фотографии со спектаклей и опираясь на свои наблюдения и следующие вопросы, напишите небольшое связное рассуждение (170-190 слов1) на тему «Образ времени в сцене бала балета «Золушка» С. Прокофьева».
- Вспомните сказочный сюжет Шарля Перро. Каким образом бой часов влияет на персонажей истории, на ее пространство и время?
- Внимательно послушайте музыку этого фрагмента балета. Какими средствами композитор выстраивает тему часов. Проявляется ли в данном отрывке образ времени? Как эмоционально окрашена музыка?
- Как сценографически выглядят часы на сцене? Какие символические смыслы художники спектакля вкладывали в такое решение сценических объектов.
- Обратите внимание на персонажей, принимающих участие в этом эпизоде в каждом из спектаклей. Помимо главных героев – Принца и Золушки, придворных на балу, Мачехи и сестер – на сцене есть и другие действующие лица. В постановке Алексея Ратманского – это Фея – старушка-нищенка и четыре персонажа, олицетворяющих времена года; а в спектакле Юрия Посохова – это Сказочник и четыре ворона (его постоянные спутники). Как эти персонажи влияют на восприятие темы времени в каждом из эпизодов?
- Что приводит в движение бой часов? Как меняется пространство? Как изменяются мизансцены и движения героев? Трансформируется ли мир на сцене?
Критерии оценивания письменного рассуждения
А. Интерпретация и понимание
Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:
- сравнивать разнородные тексты;
- видеть глубокие смыслы;
- делать тонкие наблюдения для их выявления;
- привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.
Шкала оценок: 0–9–17–25.
Всего по критерию А максимум 25 баллов.
B. Создание текста
В работе присутствует:
- постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
- композиционная стройность, логичность повествования;
- стилистическая однородность
Шкала оценок: 0–5–10–15.
Всего по критерию В максимум 15 баллов.
C. Грамотность
В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.
Шкала оценок: 0–2–3–5.
Всего по критерию С максимум 5 баллов.
Всего за задание 4 – 45 баллов.
Максимум за работу 80 баллов.
Пояснение к шкале оценок
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх – балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.