Олимпиадные задания с решениями

Искусство (МХК) 8 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1.  «Эволюция образа Христа»

А)  Перед  Вами  четыре  изображения  Христа,  выполненные  в  Италии  в  период  с IV по IX век нашей эры. Расставьте изображения так, чтобы получившийся ряд отображал  изменение  образа  Христа  от  античного  к  типично  средневековому.

Запишите номера изображений в том порядке, который отражает хронологическое развитие образа Христа от более раннего к более позднему.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Ответ: 3, 2, 1, 4.

За каждое правильно указанное место в хронологическом ряду – по 1 баллу.

Всего за часть А – максимум 4 балла.

Орфей, мозаика из города Филиппополиса, Сирия, 4 век

Б)  Посмотрите  на  мозаику  из  античного  города  Филиппополиса,  на  которой изображён  античный  герой Орфей. Этот  образ, особенно популярный  в  эпоху поздней  античности  и  раннего  христианства,  был  во  многом  близок  образу Христа,  который  сложился  в  первые  века  нашей  эры. Найдите  среди  первых четырёх  изображений  то,  которое,  на  Ваш  взгляд,  наиболее  близко  образу Орфея. Кратко  опишите  символическое  и  стилистическое  сходство  и  разницу между образом Орфея и выбранным Вами образом Христа.

 Критерии оценки рассуждения

 Логика и связность рассуждения2 балла
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы2 балла
Корректное использование понятийного аппарата и терминов2 балла

Всего за часть Б – максимум 6 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 10 баллов.

Задание 2

Перед Вами мозаика монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция, X век), картина  художника Якопо  Тинторетто (Венеция, XVI  век)  и фрагмент  текста 13-й  главы  Евангелия  от  Иоанна.  Все  они  посвящены  одному  эпизоду последних  дней  земной  жизни  Иисуса  Христа,  происходившему  во  время Тайной вечери, так называемому «Омовению ног».

Сравните,  как  изображён  один  и  тот  же  сюжет  в  тексте  Евангелия  и  в  произведениях  изобразительного  искусства.  Обратите  внимание  на  то,  как каждый  из  авторов  показывает  главного  героя,  его  облик,  действия.  Как выглядят  рядом  с  ним  другие  действующие  лица  и  как  они  соотносятся  с  главным  героем?  На  какие  детали  обращают  внимание  читателя/зрителя авторы?  Как  выглядят  пространство  и  место  действия?  Какую  роль  в восприятии изображения играют цвет и колорит? Как построена композиция?

В чём сходство и в чём различие трактовки этой сцены в тексте, мозаике и на картине?

Опираясь  на  эти  вопросы  и  свои  наблюдения,  напишите  небольшое рассуждение (100‒110  слов1)  на  тему «Сцена  омовения  ног  в  Евангелии  и произведениях изобразительного искусства».

Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.

ОМОВЕНИЕ НОГ

(Евангелие от Иоанна, Глава 13, стихи 1‒20)

1Перед  праздником Пасхи Иисус,  зная,  что  пришёл  час Его  перейти  от мира сего  к  Отцу, явил  делом,  что, возлюбив  Своих  сущих  в  мире,  до  конца возлюбил  их.

2И  во  время  вечери,  когда  диавол  уже  вложил  в  сердце  Иуде Симонову Искариоту предать Его, 3Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и  что  Он  от  Бога  исшел  и  к  Богу  отходит, 4встал  с  вечери,  снял с  Себя верхнюю одежду  и,  взяв  полотенце,  препоясался. 5Потом  влил  воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. 6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебели  умывать мои  ноги? 7Иисус  сказал  ему  в  ответ:  что Я делаю,  теперь  ты не знаешь,  а  уразумеешь  после. 8Пётр  говорит  Ему:  не  умоешь  ног моих  вовек. Иисус  отвечал  ему:  если  не  умою  тебя,  не  имеешь  части  со Мною. 9Симон

Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. 10Иисус говорит  ему:  омытому нужно  только ноги  умыть, потому  что  чист  весь; и  вы чисты, но не все. 11Ибо  знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете  ли,  что  Я  сделал  вам? 13Вы  называете  Меня  Учителем  и  Господом, и  правильно  говорите,  ибо  Я  точно  то. 14Итак,  если  Я,  Господь  и  Учитель, умыл  ноги  вам,  то  и  вы  должны  умывать  ноги  друг  другу.

15 Ибо  Я  дал  вам пример,  чтобы  и  вы  делали  то  же,  что  Я  сделал  вам. 16 Истинно,  истинно говорю  вам:  раб  не  больше  господина  своего,  и  посланник  не  больше пославшего его. 17Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. 18Не о всех вас  говорю;  Я  знаю,  которых  избрал.  Но  да  сбудется  Писание: «ядущий  со Мною  хлеб  поднял  на  Меня  пяту  свою».  19 Теперь  сказываю  вам,  прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. 20 Истинно, истинно  говорю  вам:  принимающий  того,  кого  Я  пошлю,  Меня  принимает;  а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.

(Евангелие от Иоанна, Глава 13, стихи 120)

Мозаика нартекса монастыря Осиос Лукас (Греция, X век н. э.)

Якопо Тинторетто «Омовение ног» (Венеция, сер. XVI века)

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии  оценивания  письменного  рассуждения  выстроены  таким образом,  чтобы  в  работах  участников  максимально  высоко  ценилось  умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа  демонстрирует  способность  участника  последовательно  и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная  опора  на  анализируемое  произведение (цитаты,  описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание:  Сплошная  проверка  работы  по  привычным  школьным критериям  грамотности  с  полным  подсчётом  ошибок  не  предусмотрена.  При наличии  в  работе  языковых,  речевых  и  грамматических  ошибок,  серьёзно затрудняющих  чтение  и  понимание  текста (в  среднем  более  пяти  грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

 Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С  целью  снижения  субъективности  при  оценивании  работ  предлагается ориентироваться  на  ту  шкалу  оценок,  которая  прилагается  к  каждому критерию.  Она  соотносится  с  привычной  для  российского  учителя  четырёх-балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по  каждому  критерию (ученик  должен  видеть,  сколько  баллов  по  каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе  показа  работ  и  апелляции  сфокусироваться  на  обсуждении  реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 50 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: