Содержание
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 10
- Задание 11
- Задание 12
- Задание 13
- Задание 14
- Задание 15
- Задание 16
- Задание 17
- Задание 18
В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу в бланке работы.
Задание 1
Княгиня Ольга крестилась в
- Херсонесе
- Киеве
- Константинополе
- Синопе
Задание 2
В каком году произошло описанное ниже событие?
«С торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве. Всех представителей, явившихся в Комиссию, было 565. Одна треть из них были дворяне, другая треть – горожане; число лиц податных сельских классов не доходило и до 100; депутатов от присутственных мест было 28».
- 1700 год
- 1759 год
- 1797 год
- 1767 год
Задание 3
Выберите годы правления монарха, при котором имело место «хождение в народ».
- 1796–1801 гг.
- 1801–1825 гг.
- 1855–1881гг.
- 1894–1917гг.
Ответ
1 | 2 | 3 |
3 | 4 | 3 |
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Всего 3 балла за задания 1–3.
В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.
Ответы внесите в таблицу в бланке работы.
Задание 4
Кто из перечисленных исторических деятелей был западником?
- Г.В. Плеханов
- В.Г. Белинский
- А.А. Безбородко
- А.И. Герцен
- Б.Н. Чичерин
- А.С. Шишков
Задание 5
Какие из перечисленных дат связаны с походами ордынских ханов на Москву?
- 1327 год
- 1377 год
- 1382 год
- 1399 год
- 1408 год
- 1472 год
Задание 6
Какие из перечисленных событий произошли в 1919 году?
- создание Коминтерна
- упразднение ДВР
- разгром войск Врангеля
- принятие конституции РСФСР
- образование БССР
- подписание Версальского мира
Ответ
4 | 5 | 6 |
245 | 356 | 156 |
2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).
Всего 6 баллов за задания 4–6.
Задание 7
В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений.
Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило такое название.
- «Красный Мюрат»
- «Камчатский Ермак»
- «Хождение в народ»
Ответ
1. «Красный Мюрат» – С.М. Будённый. Назван так потому, что, как и наполеоновский маршал Мюрат, был блестящим полководцем-кавалеристом. |
2. «Камчатский Ермак» – В.В. Атласов. Назван так, поскольку, подобно Ермаку, открыл новые территории (Камчатку). |
3. «Хождение в народ» – обозначение акций организации «Земля и воля» в 1874 году по пропаганде социализма в деревне, т. е. «в народе». |
По 3 балла за каждый верный ответ (1 балл за указание значения; 2 балла за верное пояснение). 1 балл за пояснение с незначительными неточностями.
Всего 9 баллов.
Задание 8
По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.
- 8.1. Максим Грек, Матвей Башкин, Феодосий Косой, Фёдор Курицын.
- 8.2. 1637 г., 1695 г., 1696 г., 1736 г.
Ответ
- 8.1. Вольнодумцы XVI века, обвинённые в ереси.
- 8.2. Даты походов русских войск на Азов.
По 2 балла за каждый верный ответ.
Всего 4 балла.
Задание 9
Расположите в хронологической последовательности события царствования Петра Великого. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.
- А) введение рекрутчины
- Б) создание Северного союза
- В) смерть царевича Алексея
- Г) Персидский поход
- Д) указ о единонаследии
Ответ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | А | Д | В | Г |
4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.
Всего 4 балла.
Задание 10
Расположите перечисленные термины в хронологической последовательности их появления. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.
- А) наркомат
- Б) комбед
- В) хозрасчёт
- Г) гласность
- Д) отруб
Ответ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Д | А | Б | В | Г |
4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.
Всего 4 балла.
Задание 11
Установите соответствие между музыкальными произведениями и композиторами, их создавшими. Запишите в таблицу в бланке работы выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ | КОМПОЗИТОР |
А) «Борис Годунов» | 1) Н.А. Римский-Корсаков |
Б) «Пиковая дама» | 2) М.П. Мусоргский |
В) «Золотой петушок» | 3) П.И. Чайковский |
Г) «Руслан и Людмила» | 4) М.И. Глинка |
Д) «Князь Игорь» | 5) А.П. Бородин |
6) Д.Д. Шостакович |
Ответ
А | Б | В | Г | Д |
2 | 3 | 1 | 4 | 5 |
4 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.
Всего 4 балла.
Задание 12
Установите соответствие между договорами России и Швеции и датами.
Ответы внесите в таблицу в бланке работы.
ДОГОВОР | ДАТА |
А) Тявзинский договор | 1) 1583 год |
Б) Ништадтский договор | 2) 1743 год |
В) Столбовский мир | 3) 1809 год |
Г) Фридрихсгамский договор | 4) 1595 год |
Д) Плюсское перемирие | 5) 1617 год |
6) 1721 год |
Ответ
А | Б | В | Г | Д |
4 | 6 | 5 | 3 | 1 |
4 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой. Всего 4 балла.
Задание 13
Внимательно изучите таблицу и ответьте на вопросы после неё.
Количество приказов и других московских учреждений в XVII в.
Учреждения | 1626 | 1633 | 1646 | 1656 | 1664 | 1677 | 1682 | 1698 |
Приказы общегосударственной компетенции (постоянные) | 25 | 25 | 26 | 29 | 30 | 30 | 26 | 26 |
Приказы общегосударственной компетенции (временные) | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 4 | 3 | 1 |
Приказы дворцовые | 5 | 5 | 5 | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 |
Приказы патриаршие | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Итого | 36 | 36 | 37 | 39 | 43 | 43 | 38 | 36 |
Другие городские и дворцовые учреждения | 8 | 8 | 12 | 14 | 14 | 16 | 15 | 19 |
Всего | 44 | 44 | 49 | 53 | 57 | 59 | 53 | 55 |
1) Дайте определение термина «приказ».
Ответ
Приказ – орган отраслевого центрального управления в Московском государстве XVI–XVII вв. (2 балла).
2) Определите, какова тенденция развития городских и иных дворцовых учреждений (не приказного типа), и объясните её. Приведите два объяснения.
Ответ
В течение всего века резко (двукратно) увеличивается количество данных учреждений (2 балла). Это связано прежде всего с необходимостью особо контролировать порядок в крупных городах (показательно, что рост таких учреждений начинается накануне «Бунташного века» – в 1646 г.) (2 балла). Вовторых, создание этих учреждений связано с формированием местных «филиалов» дворцовых приказов на местах (2 балла). Всего 6 баллов.
3) Объясните, в чём отличие дворцовых приказов от общегосударственных?
Ответ
Задачей дворцовых приказов являлось обеспечение деятельности царского двора, тогда как общегосударственные приказы отвечали за конкретные сферы управления в стране (2 балла).
4) Охарактеризуйте развитие приказной системы с 1626 г. по 1698 г. в Московском государстве. Какой процесс характеризуют данные таблицы?
Ответ
Можно наблюдать постепенное увеличение количества приказов. В целом их достаточно большое количество – 36, причём эта цифра характерна как для начала века, так и для конца (2 балла). Всплеск создания новых приказов в середине века был связан с решением сложных внешнеполитических задач.
В целом можно говорить о высоком уровне бюрократизации системы (2 балла).
Всего 4 балла.
Всего 14 баллов за задание 13.
Задание 14
Умение работать с картой (схемой) – один из навыков профессионального историка. Перед Вами схемы сражений, выигранных одним и тем же полководцем. Расположите их в хронологическом порядке и назовите полководца.
Ответ
№ карты | 4 | 3 | 2 | 5 | 1 |
Полководец: А.В. Суворов.
- 5 баллов за верную хронологию.
- 1 балл за хронологию с одной ошибкой(т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановкилюбых двух символов);
- 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.
- 3 балла за верно названное имя полководца.
Всего 8 баллов.
Задание 15
Перед Вами изображения, посвящённые событиям одного из важнейших процессов в истории России. Расположите номера изображений в хронологическом порядке отражённых на них событий и напишите, какое событие отражено на каждой иллюстрации. Назовите период отечественной истории,которому посвящены картины. Будьте внимательны: ОДНО изображение лишнее. Укажите его номер и назовите событие, изображённое на нём.
Ответ
№ изображения | Событие |
4 | Кровавое воскресенье |
5 | Восстание на броненосце «Потёмкин» |
1 | Манифест 17 октября |
3 | Декабрьское восстание в Москве |
6 | Созыв I Государственной думы |
ПЕРИОД: Первая русская революция 1905–1907 гг.
«Лишнее событие»: №2 – убийство Столыпина в 1911 г.
- 2 балла за верную хронологию.
- По 1 баллу за каждое верно названное событие. Всего 5 баллов.
- 2 балла за верно названный период
- 1 балл за указание лишней иллюстрации. 1 балл за верно названное событие, отражённое на ней.
Всего 11 баллов.
Задание 16
Перед Вами отрывки из источников, повествующих о пожарах Москвы. Расположите эти отрывки в хронологической последовательности и укажите год, когда эти пожары имели место.
А) «24 мая, в день Вознесения, татары из Крыма совершенно сожгли главный город московита Москву; в этом пожаре сгорели более 40 000 домов, господских усадеб и жилищ со всеми церквами и амбарами, и погибло около трёхсот тысяч человек, старых и молодых. Этот пожар продолжался всего только три часа. Потому что татары пришли в 8 часов утра с 40 000 человек и зажгли город, а в 11 уже все сгорело дотла. Тут московиту было отплачено за всё, что он сделал с бедной Ливонией и Финляндией прошлою зимою».
Б) «Седмочисленыя же боляре Московъския державы и всю власть Русьския земли предаша в руце литовъских воеводъ. Того же лета, марта въ 19, излияся фиалъ горести, царствующему граду Москве разорение. Падоша тогда высокозъдании домове, иже красотами блистающиися, огнем поядошася, и вси мудроверхия церкви, яже преже божественою славою сиающе, скверными рукама до конца разоришася. И множество христиансково народа мечемъ плеча литовскаго разсекошася, а инии от домовъ своихъ и от града скокомъ бежаша, понеже спастися желаху».
В) «И отвориша врата градная, и выйдошя съ своимъ княземь и с дары многими к царю… И в томъ часе начашя татарове сечи их по ряду напрасно. Преже всех их убиенъ бысть князь Остей пред градом, и потом начаша сечи попов и игуменов, аще и в ризах съ кресты, и черных люди.<…> И бяше дотоле, преже видети, была Москва град великъ, град чюденъ, градъ многочеловеченъ. И ныне видети его нечего, разве токмо земля, и персть, и прах, и пепел. <…> Тогда же бысть сущу Киприану митрополиту на Тфери, и тамо избывшу ему ратнаго нахожениа, и приеха на Москву октября 7».
Г) «И так как народ все еще был в большом страхе, вспоминая о недавнем нашествии татар, то злодей приказывал поджигать Москву в разных местах, и сгорело более 200 домов, и все поджигатели были подкуплены им; таким образом, он снова навел страх на всю страну; сверх того, он послал воеводами в пограничные города несколько человек, которые лживо писали, что крымский хан с большим войском снова готовится вторгнуться в страну, и посылали письма с такими вестями в Москву, так что повергли всю страну в такой страх, что народ забыл обо всех делах и забыл о смерти или убиении Димитрия».
Д) «В коллегии, канцелярии и конторы к описям после случившегося на Троицу пожара определить людей добрых, кого Сенатская контора заблагорассудит. После пожара на тех местах, где денежная казна стояла и прочие медали и погорели, сыскивать слитков серебра, меди и медали, и отдавать на Монетный двор <…>, о том к тайному советнику и кавалеру графу Михаилу Гавриловичу Головкину послать указ. О судьбе колокола Моториных особое розыскание надлежит произвести. В Артиллерийскую Контору подтвердить указом, чтоб в Москве в городе пороха отнюдь не держали ничьего».
Е) «Июня 21 во вторник загореся храм Воздвижение честнаго Креста за Неглимною на Арбатской… А митрополита Макария едва вызвавша из церкви, великаго для попущения Божия дымнаго духа едва не подзадохся… А стоял царь князь великий в своем селе в Воробьеве и з своею царицею з великою княгинею Анастасиею. Того же месяца 26 на пятый день после пожару чёрные люди града Москвы всколебашася и убиша камением царева великого князя болярина князя Юрья Васильевича Глинского».
Ответ
Буква | В | Е | А | Г | Б | Д |
Год | 1382 г. | 1547 г. | 1571 г. | 1591 г. | 1611 г. | 1737 г. |
2 балла за верную хронологию. По 2 балла за каждый верно определённый год.
Всего 14 баллов.
Задание 17
Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами отрывок из жития Феодосия Печёрского. Напишите на его основе небольшую работу на тему «Монастырь в Древней Руси: организация и хозяйственная деятельность».
Из жития преподобного Феодосия Печёрского (XI в.)
«Вот тогда и услышал Феодосий о блаженном Антонии, живущем в пещере, и, окрыленный надеждой, поспешил в пещеру. Придя к преподобному Антонию и увидев его, пал ниц и поклонился со слезами, умоляя разрешить остаться у него. Великий Антоний, указывая ему на пещеру, сказал: “Чадо, разве не видишь пещеру эту: уныло место и непригляднее всех других. А ты еще молод и, думается мне, не сможешь, живя здесь, снести все лишения”. Это он говорил, не только испытывая Феодосия, но и видя прозорливым взором, что тот сам создаст на этом месте славный монастырь, куда соберется множество чернецов.
Боговдохновенный же Феодосий отвечал ему с умилением: “Знай, честной отец, что сам Бог, все предвидящий, привел меня к святости твоей и велит спасти меня, а потому, что повелишь мне исполнить – исполню”. Тогда благословил его старец и велел великому Никону постричь его; был тот Никон священником и умудренным черноризцем, он и постриг блаженного Феодосия по обычаю святых отцов, и облек его в монашескую одежду и сделал келарем. <…> Тогда блаженный отец наш Феодосий по повелению преподобного Антония был поставлен священником и во все дни со всяческим смирением совершал божественную службу, ибо был кроток и тих, не изощрен умом, но духовной мудрости исполнен. И братию всю любил чистой любовью; собралось уже в то время до пятнадцати монахов. Преподобный же Антоний привык один жить, ибо не любил всяческих ссор и разговоров, и затворился в одной из келий пещеры, а игуменом поставил вместо себя блаженного Варлаама. Оттуда впоследствии переселился Антоний на другой холм и, выкопав пещеру, жил в ней, никуда не выходя, и поныне там покоится его честное тело. А какова была сперва их жизнь в пещере, и сколько скорби и печали испытали они из-за всяких невзгод в том месте – это одному Богу ведомо, а устами человеческими невозможно и рассказать. К тому же и еда их была – один ржаной хлеб и вода. В субботу же и в воскресенье ели чечевицу, но зачастую и в эти дни не было чечевицы, и тогда ели одни вареные овощи. При этом и трудились непрестанно: одни обувь плели или шили клобуки, и иным ремеслом занимались, и носили сделанное в город, продавали, и на вырученные деньги покупали зерно, и его делили между собой, чтобы каждый ночью свою долю помолол для печения хлеба. Потом служили заутреню, а затем снова принимались за свое дело. Другие же в огороде копались, выращивая овощи, пока не наставал час новой молитвы, и так все вместе сходились в церковь, отпевали положенные часы и совершали святую службу, а затем, поев немного хлеба, снова обращались каждый к своему делу. И так трудились день за днем в неугасимой любви к Богу.<…> Некоторое время спустя послал Феодосий одного из братии в Константинополь, к Ефрему скопцу, чтобы тот переписал для него устав Студийского монастыря и прислал бы ему. Он же без промедления выполнил волю преподобного отца нашего, и весь устав монастырский переписал, и послал его к блаженному отцу нашему Феодосию. Получив его, отец наш Феодосий повелел прочесть его перед всей братией и с тех пор устроил все в своем монастыре по уставу монастыря Студийского, правила те и доныне ученики Феодосиевы блюдут. Если же кто приходил к нему, чтобы стать монахом, не прогонял ни бедняка, ни богатого, но всякого принимал со всем радушием».
План работы
- Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.
- Характеристика источника и возможностей, которые он даёт для освещения темы. Приведите не менее трёх положений.
- Анализ организации и хозяйственной деятельности монастыря. Приведите не менее трёх положений.
- Выводы: общая оценка особенностей русской монастырской жизни на начальном этапе.
Ответ
- На основе учебного материала участнику следует коротко рассказать о Крещении Руси и первых русских монастырях и подвижниках (КиевоПечёрском монастыре и Антонии Печёрском). По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
- Участник должен показать особенности документа: это житие, вид церковной литературы о жизни и деятельности святого. Обязательно должен быть упомянут Феодосий Печёрский и его роль в истории древнерусского монашества. Несмотря на приверженность автора жития канону написания, источник все же содержит важные сведения о повседневности первых монастырей на Руси. Хорошо, если участник знает, что автор Жития – Нестор, который был современником и учеником Феодосия.
По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
- Из текста видно, что монастырская история на Руси начинается с подвижников-одиночек (Антоний Печёрский и его пещера). Однако со временем они уже создают группы (в тексте упомянуты 15 человек – членов общины). Более того, появляется иерархия и должности – упомянуты игумен Варлаам и келарь Феодосий. Заимствование из Византии Студийского устава позволяло окончательно оформить монастырскую организацию. Хозяйственная деятельность монастырей имела скромные масштабы (хотя включала в себя и сельскохозяйственную, и ремесленную работу). Следует высоко оценивать работы, в которых прозвучит мысль об отсутствии в это период монастырского землевладения с зависимыми крестьянами.
По 2 балла за каждое положение.
Всего 6 баллов.
- В выводах следует оценивать полноту и корректность выводов, убедительность сделанных участником наблюдений.
2 балла за максимально полный вывод. 1 балл за приведённые выводы с неточностями.
Всего 20 баллов.
Задание 18
Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:
- ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
- можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
- располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
- владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
Темы
- «Крещение Ольги и её попытка распространения христианства на всю Русь подготовят почву и станут образцом для его (Владимира Святого) собственного крещения и последующего крещения всей Русской земли» (А.Ю. Карпов).
- «Вся политика Ивана III по отношению к младшим князьям-братьям, к Новгороду и Твери – прямое продолжение мероприятий, какими в 50-е гг. XV в. ликвидировали итоги московской смуты» (А.Е. Пресняков).
- «Он (Фёдор Алексеевич), а не Пётр, открыл новый маршрут для России. Младший брат лишь продолжил дело старшего, который успел заложить основу для полного переворота в жизни государства» (Д.М. Володихин).
- «Екатерининский переворот 1762 года ознаменовал зарю новой эры. Она, Мать Отечества, свергла Петра III, который выглядел как иностранец, а не как русский, поступающий как иностранец. Страна окончательно стала равна Европе по уровню политической культуры» (Р. Уортман).
- «Движение декабристов – важное звено в общемировом революционном процессе. Они не только разбудили русскую политическую мысль, но и своим выступлением нанесли серьёзный удар по зданию “Священного союза” (П. Ангран).
- «Неудачная крестьянская реформа 1861 года определила направление политических реформ, которые носили половинчатый характер и привели к кризису власти» (П.Н. Зайончковский).
- «Революцию вызвала война (Первая мировая), которая, несмотря на все усилия правительства, так и не стала народной. Небывалые трудности расстроили экономическую жизнь и настроили массы против династии» (В.М. Лавров).
- «Мюнхенская капитуляция, которую советские авторы не без основания всегда рассматривали как подлинный сговор против их страны, покрыла французских и английских участников этого акта несмываемым позором. Мюнхен одним махом изменил всю европейскую ситуацию» (Дж. Боффа).
- «Он принёс пользу нашему государству и партии, наряду с ошибками и недостатками, от которых никто не свободен. Однако “вышка” – первый секретарь ЦК ВКП(б) – оказалась для него слишком высокой» (Л.Г. Каганович о Н.С. Хрущёве).
Критерии оценивания сочинения-эссе
- Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
- Творческий характер восприятия темы, её осмысления.
- Грамотность использования исторических фактов и терминов.
- Чёткость и доказательность основных положений работы.
- Знание различных точек зрения по рассматриваемой теме.
До 5 баллов по каждому критерию.
Всего 25 баллов.
Всего за работу 130 баллов.