Содержание
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 10
- Задание 11
- Задание 12
- Задание 13
- Задание 14
- Задание 15
- Задание 16
- Задание 17
- Задание 18
В заданиях 1–3 дайте один верный ответ.
Задание 1
Сочинение Константина Багрянородного, содержащее сведения о ранней истории восточных славян, называется:
- «Об управлении империей»
- «Бертинские анналы»
- «Алексиада»
- «Тайная история»
Задание 2
В каком году произошло описанное ниже событие?
«Избрание Бориса было всенародным и вполне законным, однако шла молва, будто он тайно прибегал к подкупам и угрозам, чтобы обеспечить себе престол. Ему, конечно, легко было влиять на избирателей, так как он много лет стоял во главе правления, знал все дела и отношения и везде имел преданных себе чиновников и агентов»
- 1591 год
- 1598 год
- 1601 год
- 1611 год
Задание 3
Выберите годы правления монарха, при котором было упразднено местничество.
- 1606–1610 гг.
- 1613–1645 гг.
- 1676–1682 гг.
- 1727–1730 гг.
Ответ:
1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 |
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Всего 3 балла за задания 1–3.
В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных
Задание 4
Кто из перечисленных исторических деятелей участвовал в подавлении Пугачевского восстания?
- А.В. Суворов
- П.А. Румянцев
- В.А. Кар
- А.И. Бибиков
- А.Г. Орлов
- Г.А. Потемкин
Задание 5
В какие из перечисленных годов имели место Берлинские кризисы?
- 1944 год
- 1948 год
- 1957 год
- 1959 год
- 1961 год
- 1970 год
Задание 6
Какие из перечисленных терминов (выражений) связаны с эпохой хрущевской оттепели?
- десталинизация
- реабилитация
- ускорение
- сплошная коллективизация
- антирелигиозная кампания
- апрельские тезисы
Ответ:
4 | 5 | 6 |
134 | 25 | 125 |
2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).
Всего 6 баллов за задания 4–6.
Задание 7
В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений. Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило такое название.
«Псковский вор»
«Бутурлинский комитет»
«Год великого перелома»
Ответ
1. «Псковский вор» – самозванец Лжедмитрий III (Сидорка). Назван так потому, что в деле борьбы за власть добился присяги Пскова, который стал его опорным пунктом. |
2. «Бутурлинский комитет» – высший цензурный комитет Российской империи, созданный в 1848 году в период правления Николая I. Назван так по фамилии своего первого председателя Д.П. Бутурлина. |
3. «Год великого перелома» – 1929 год, год начала сплошной коллективизации в СССР. Назван так по одноименной статье И.В. Сталина, напечатанной в «Правде» в 1929 году. |
По 3 балла за каждый верный ответ (1 балл за указание значения; 2 балла за верное пояснение). 1 балл за пояснение с незначительными неточностями.
Всего 9 баллов.
Задание 8
По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.
8.1. Еникале, Керчь, Азов, Кинбурн.
8.2. 1223 г., 1238 г., 1378 г., 1480 г.
Ответ:
8.1. Крепости, отошедшие России по Кючук-Кайнарджийскому миру.
8.2. Годы столкновений русских войск с монгольскими и ордынскими войсками.
По 2 балла за каждый верный ответ.
Всего 4 балла.
Задание 9
Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени. Ответы оформите в виде таблицы.
- А) восстание Хлопка
- Б) создание Семибоярщины
- В) смерть Бориса Годунова
- Г) начало польско-литовской интервенции
- Д) воцарение Василия Шуйского
Ответ:
А | В | Д | Г | Б |
4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.
Всего 4 балла.
Задание 10
Расположите перечисленные аббревиатуры в хронологической последовательности их возникновения. Ответы оформите в виде таблицы.
- А) СНК
- Б) ГКО
- В) ИККИ
- Г) ГОЭЛРО
- Д) ГТО
Ответ:
А | В | Г | Д | Б |
4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.
Всего 4 балла.
Задание 11
Установите соответствие между произведениями советской литературы и их авторами. Ответы оформите в виде таблицы, в которой выбранные цифры расположите под соответствующими буквами.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ | АВТОР |
А) «Плаха» Б) «Белые одежды» В) «Архипелаг ГУЛАГ» Г) «Дети Арбата» Д) «Прощание с Матерой» | 1) В. Дудинцев 2) К. Симонов 3) Ч. Айтматов 4) В. Распутин 5) А. Солженицын 6) А. Рыбаков |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
3 | 1 | 5 | 6 | 4 |
По 1 баллу за каждое верное соответствие.
Всего 5 баллов.
Задание 12
Установите соответствие: договоры между Россией/СССР и Пруссией/Германией – даты. Ответы оформите в виде таблицы, в которую запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ДОГОВОР | ДАТА |
А) Петербургский мирный договор Б) Вторая Петербургская конвенция о разделе Речи Посполитой В) Калишский союзный договор Г) Бьеркский договор Д) Договор о дружбе и границе | 1) 1939 год 2) 1905 год 3) 1793 год 4) 1813 год 5) 1940 год 6) 1762 год |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
6 | 3 | 4 | 2 | 1 |
По 1 баллу за каждое верное соответствие.
Всего 5 баллов.
Задание 13
Внимательно изучите таблицу и ответьте на вопросы.
Число промышленных предприятий в России в 1825–1850 гг.
Годы | Суконных | Бумаготкацких | Льноткацких | |||
Число | Число | Число | ||||
Фабрик | Рабочих | Фабрик | Рабочих | Фабрик | Рабочих | |
1825 | 324 | 63 603 | 484 | 47 021 | 196 | 26 832 |
1850 | 492 | 81 359 | 480 | 79 038 | 122 | 14 440 |
Годы | Шелковых | Сахарных | Железных и чугунных | |||
Число | Число | Число | ||||
Фабрик | Рабочих | Заводов | Рабочих | Заводов | Рабочих | |
1825 | 184 | 10 204 | 43 | 1 374 | 170 | 22 440 |
1850 | 395 | 17 880 | 354 | 72 83 | 416 | 72534(7234) |
13.1. Определите, какова общая тенденция развития промышленности в России в указанный период и объясните ее. Приведите одно объяснение, раскрыв понятие, имеющее ключевое значение для развития российской промышленности в указанный период.
Ответ
В течение рассматриваемого периода наблюдается устойчивый промышленный рост (1 балл). Подобный рост связан с началом в России в 30–40-х гг. XIX в. промышленного переворота, т.е. перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике (3 балла за указание на промышленный переворот с объяснением сути этого явления, 1 балл за простое указание на промышленный переворот). Всего 4 балла.
13.2. Укажите отрасль, где наблюдается наиболее резкий рост числа предприятий и численности рабочих в рассматриваемый период, и объясните этот рост. Приведите одно объяснение.
Ответ
Наиболее резкий рост наблюдается в сахарной промышленности (1 балл). Могут быть приведены такие объяснения: Это связано с активным освоением в качестве сырья сахарной свеклы; Канкрин начал проводить политику протекционизма в отношении сахарного производства; мировое снижение цен на хлеб привело к переориентации рыночного производства на свеклу. (2 балла). Всего 3 балла.
13.3. Ситуация в одной из отраслей, представленных в таблице, резко отличается от ситуации в других. Определите эту отрасль и объясните создавшееся в ней положение. Приведите одно объяснение.
Ответ
Льноткацкое производство – наблюдается заметный спад. Могут быть приведены следующие объяснения:
- Развитие производства более дешевой хлопчатобумажной ткани;
- Падение спроса на внешнем рынке, поскольку Англия, являвшаяся основным потребителем российского полотна для парусного флота, начала переход на паровой флот;
- Господство крепостнического труда.
1 балл за верно определенную отрасль. 2 балла за верное объяснение. Всего 3 балла.
13.4. Сделайте общий вывод о соотношении изменения численности рабочих и изменения числа промышленных предприятий. Объясните такое соотношение. Приведите одно объяснение.
Ответ
Численность рабочих растет быстрее, чем число промышленных предприятий. Могут быть приведены следующие объяснения:
- Экстенсивный экономический рост: увеличение объемов промышленного производства достигается за счет прироста рабочей силы;
- Укрупнение (слияние) промышленных предприятий.
2 балла за верный вывод, 2 балла объяснение. Всего – 4 балла.
При выполнении задания участник мог использовать число 7234 (данное в таблице «Число промышленных предприятий в России в 1825–1850 гг.», в последней строке) вместо 72534.
Всего 14 баллов.
Задание 14
Перед Вами схемы сражений, произошедших в ходе одной и той же войны. Расположите их в хронологическом порядке и назовите войну. Укажите номер схемы, на которой изображено последнее сражение парусных флотов и назовите это сражение.
Ответ
3 | 4 | 1 | 5 | 2 |
Война: Крымская. Синопское сражение. Схема № 3.
5 баллов за верную хронологию. 1 балл за хронологию с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.
2 балла за верно названную войну, 2 балла за верно указанный номер изображения, 2 балла за название сражения.
Всего 11 баллов.
Задание 15
Соотнесите представленные ниже изображения с характеристиками русских царей, с которыми эти изображения связываются по смыслу.
Ответ занесите в таблицу. Во второй столбец таблицы, напротив буквенного обозначения иллюстрации запишите русских царей, о которых идет речь в приведенных отрывках. В третий столбец внесите номер соответствующей характеристики. В четвёртом запишите цифровое обозначение события всемирной истории, современником которого был названный вами правитель.
Характеристики царей из работ отечественных историков
- «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство царя, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества. <…> Это развило в нём подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям» (В.О. Ключевский)
- «Ученик Симеона Полоцкого, царь первый из русских надел польское платье, чему последовали и все придворные, отменил обычай брить голову и начал носить длинные волосы. Царь не любил пышности ни в платье, ни в столе, ни в уборах. Сию экономию поддержал монарх повелением не носить татарского платья и приказал ходить в подобном польскому, или древнем российском, северному климату свойственно» (В.А. Корсакова)
- «Во многом благодаря усилиям [имя] русская церковь приобрела ранг патриаршества, а Иов стал первым русским патриархом. За выбор [имя] царем было подавляющее большинство Боярской думы (в том числе самые влиятельные бояре), московских чинов государева двора, выборных дворян от многих уездов и представителей горожан. Учитывая, что при царе Федоре он несколько лет фактически управлял государством, многим казалось естественным и логичным закрепить это формально» (В.Д. Назаров)
- «Царь с необыкновенною охотой сам брался за перо или же начинал диктовать свои мысли дьякам. Его личные литературные попытки не ограничивались составлением пространных, литературно написанных писем и посланий. Он пробовал сочинять даже вирши. Он составил «Уложение сокольничья пути», т. е. подробный наказ своим сокольникам. Он начинал писать записки о польской войне. Он писал деловые бумаги, имел привычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах, причем не всегда попадал в тон приказного изложения» (А.Е. Пресняков)
События всемирной истории.
- Нантский эдикт во Франции.
- Основание ордена иезуитов.
III. Казнь короля Карла I.
IV.В Англии принят «HabeasCorpusAct».
Ответ
1 | 2 | 3 | 4 |
Изображение | Царь | Характеристика | Событие |
А | Иван Грозный | 1 | II |
Б | Алексей Михайлович | 4 | III |
В | Федор Алексеевич | 2 | IV |
Г | Борис Годунов | 3 | I |
По 1 баллу за каждый верный элемент ответа в столбцах 2 и 3. По 2 балла за каждый верный элемент ответа в столбце 4.
Всего 16 баллов.
Задание 16
Перед Вами отрывки из источников, относящиеся к революционным событиям 1917 года. Расположите эти отрывки в хронологической последовательности и укажите месяц, когда произошли события, к которым относятся отрывки.
А) «… Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. <…> Я генерал … – сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне лично ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ путем победы над врагом до Учредительного собрания. <…> Предать же Россию в руки исконного врага… я не в силах».
Б) «В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями: <…> 2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями. 3. Отмена всех сословных, вероисповедательных и национальных ограничений. 4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания».
В) «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Военнореволюционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона. Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства – это дело обеспечено. Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!»
Г) «Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, – ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства. Этот переход характеризуется, с одной стороны, максимумом легальности <…>, с другой стороны, отсутствием насилия над массами и, наконец, доверчиво-бессознательным отношением их к правительству капиталистов, худших врагов мира и социализма. Это своеобразие требует от нас умения приспособиться к особым условиям партийной работы в среде неслыханно широких, только что проснувшихся к политической жизни, масс пролетариата».
Д) «Итак, по мнению “Правды”, демонстрация достигла своей цели. Чего же добились демонстранты и их признанные руководители – большевики? Они добились гибели четырехсот рабочих, солдат, матросов, женщин и детей… Они добились разгрома и ограбления ряда частных квартир, магазинов… Они добились ослабления нашего на фронтах… Они добились раскола, нарушения того единства революционных действий, в которых заключается вся мощь, вся сила революции».
Е) «Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить… мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т.д. <…> Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления… правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе».
Ответ
Буква | Б | Г | Е | Д | А | В |
Месяц | март | апрель | апрель | июль | август | октябрь |
1 балл за верную хронологию. По 2 балла за каждый верно определённый месяц.
Всего 13 баллов.
Задание 17
Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами отрывок из Новгородской первой летописи о восстании 1418 года. Напишите на её основе небольшую работу на тему: «Социально-политическая борьба в Новгороде XV в. (на примере восстания 1418 года)»
Из Новгородской первой летописи (адаптированный текст)
В год 6926-й. Предзнаменование было в церкви святой мученицы Анастасии: шла от иконы Покрова святой Богородицы словно кровь по обе стороны с риз её – месяца апреля, в девятнадцатый день. И в тот же месяц случилось такое в Новгороде наущением дьявольским: человек один – Степанко – схватил боярина Данилу Ивановича, Божина внука, и, держа, кричал людям: «Да, государи мои, помогите же мне таково расправиться со злодеем этим!» Люди же, услыхав его крики, протащили боярина, словно злодея, до веча и избили его чуть не до смерти, а потом, сведя с веча, сбросили его с моста. Один же из Людина конца, Личков сын, желая ему помочь, подобрал его в лодку, и народ, разъярясь на того рыбака, дом его разграбил. А помянутый боярин, желая за бесчестье своё отомстить, схватил своего противника и стал мучить – желая рану исцелить, ещё большее бедствие воздвиг; не припомнил сказавшего: «Аз отмщение».
Народ же, прознав, что схвачен Степанко, начал звонить на Ярославле дворе к вечу, и собиралось людей множество, кричали, препираясь, несколько дней: «Пойдём на того боярина и дом его разграбим!» И пришли, вооружась и со стягом, на Козьмодемьянскую улицу, пограбили дом его и других дворов много, и на Яновской улице берег ограбили. А после грабежа того, перепугавшись, как бы хуже не стало им, козьмодемьянцы вернули Степанка и, придя к архиепископу, молили его послать кого-нибудь к собранию народному. И святитель внял молениям их и отправил Степанка со священником и со своим боярином; и люди приняли Степанка. И вновь разъярился народ, все словно пьяные, на другого боярина, на Ивана на Иевлича с Чудинцевой улицы, и вместе с домом его много разграбили домов боярских, и монастырь святого Николы на Поле разграбили, говоря: «Здесь житницы боярские!» И ещё в то же утро на Людогощей улице пограбили дворов множество, приговаривая: «Нам враги они!» — и на Прусскую улицу пришли, но там отбились от них. И с того часа стала вражда множиться: прибежали они на свою Торговую сторону, закричали: «Софийская сторона хочет против нас ополчиться и дома наши пограбить», и стали звонить по всему городу, и начали люди сбегаться с обеих сторон, как на битву, в доспехах на мост Великий; были и погибшие: те от стрел, а те от мечей, и мёртвые были будто в бою. И от ужаса того страшного, и от мятежа того великого всколыхнулся весь город, и напал страх на обе стороны. Прослышав же о междоусобной схватке среди своей паствы, архиепископ Семеон пролил слезы из очей своих и повелел приближенным собрать собор свой; и, войдя в храм святой Софии, начал архиепископ молиться со слезами, и облачился в священные ризы со всем своим собором, и, повелев взять крест Господен и образ пресвятой Богородицы, – пошёл на мост. И вслед за ним шли священники и причт церковный, и именитые люди за ним пошли, и множество народа, проливая слёзы, говоря: «Усмири же, Господи, молитвами господина нашего!» И люди богобоязненные припадали к ногам святителя со слезами: «Иди, господине, да усмирит Господь твоим благословением междоусобную схватку». Другие же говорили: «Пусть бедствие падет на зачинщиков усобицы!» <…> И разошлись молитвами святой Богородицы и благословением архиепископа Семеона, и настала тишина в городе.
План работы:
- Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.
- Характеристика источника и возможностей, которые он даёт для освещения темы. Приведите не менее трёх положений.
- Анализ социально-политической борьбы в Новгороде XV века. Приведите не менее трёх положений.
- Выводы: общая оценка внутриполитического положения Новгорода на основе источника.
Ответ:
1) На основе учебного материала участник должен рассказать о становлении олигархической республики в Новгороде в течение XIV‒XV вв. Необходимо, чтобы были упомянуты снижение роли веча в управлении республикой и установление власти «300 золотых поясов», а также захваты боярством и монастырями государственных земель. Практически постоянное отсутствие князя в Новгороде привело к дисбалансу политических сил и увеличению гнёта над простонародьем. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
2) Участнику следует понимать, что перед ним нарративный источник, летописная повесть, причем местного происхождения. Благодаря этому есть возможность узнать больше подробностей о восстании, на которые обращает внимание летописец. Вместе с тем летописцу не интересен анализ причин восстания, он просто описывает его. Однако подробности источника позволяют описать напряжённое социальное положение внутри городской общины Новгорода. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
3) Из текста можно видеть, что восстание начинается с ссоры боярина и простого человека, который призывает на помощь людей, близких ему по социальному статусу. После этого начинается полномасштабное восстание. Интересно, что оно довольно организованно: восставшие методично уничтожают боярские дома на одной из улиц и лишь затем идут дальше. Таким образом, восстание идёт не против боярства конкретной улицы, а против боярства как социальной группы. Апофеозом восстания стало борьба уже сторон Новгорода – простонародной Торговой против элитной Софийской. Не остались в стороне и монастыри – восставшие разграбили их, утверждая, что в них «житницы боярские». Фактически усмирить восстание смог только архиепископ – высший авторитет Новгорода. Вместе с тем приходится признать, что восстание было подавлено не силой, которой у боярства не было, а именно авторитетом духовенства. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
4) В выводах оцениваются полнота и точность формулировок, уровень обобщения информации из источника для оценки события в целом. 3 балла за максимально полный вывод. 1 балл за выводы, приведённые с неточностями. Всего 3 балла. Всего 21 балл.
Задание 18
Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.
При выборе темы исходите из того, что Вы:
- ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
- можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
- располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
- владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:
- обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник);
- грамотность использования исторических фактов и терминов;
- чёткость и доказательность основных положений работы;
- знание различных точек зрения по избранному вопросу;
- наличие обоснованных выводов, соответствующих поставленным участником задачам.
Темы:
1) «Крещение Ольги и её попытка распространения христианства на всю Русь подготовят почву и станут образцом для его (Владимира Святого) собственного крещения и последующего крещения всей Русской земли». (А.Ю. Карпов)
2) «Вся политика Ивана III по отношению к младшим князьям-братьям, к Новгороду и Твери – прямое продолжение мероприятий, какими в 50-е гг. XV в. ликвидировали итоги московской смуты». (А.Е. Пресняков)
3) «Он (Фёдор Алексеевич), а не Пётр, открыл новый маршрут для России. Младший брат лишь продолжил дело старшего, который успел заложить основу для полного переворота в жизни государства». (Д.М. Володихин)
4) «Екатерининский переворот 1762 года ознаменовал зарю новой эры. Она, Мать Отечества, свергла Петра III, который выглядел как иностранец, а не как русский, поступающий как иностранец. Страна окончательно стала равной Европе по уровню политической культуры». (Р. Уортман)
5) «Движение декабристов – важное звено в общемировом революционном процессе. Они не только разбудили русскую политическую мысль, но и своим выступлением нанесли серьёзный удар по зданию «Священного союза». (П. Ангран)
6) «Неудачная крестьянская реформа 1861 года определила направление политических реформ, которые носили половинчатый характер и привели к кризису власти». (П.Н. Зайончковский)
7) «Революцию вызвала война (Первая мировая), которая, несмотря на все усилия правительства, так и не стала народной. Небывалые трудности расстроили экономическую жизнь и настроили массы против династии». (В.М. Лавров)
8) «Мюнхенская капитуляция, которую советские авторы не без основания всегда рассматривали как подлинный сговор против их страны, покрыла французских и английских участников этого акта несмываемым позором. Мюнхен одним махом изменил всю европейскую ситуацию». (Дж. Боффа)
9) «Он принёс пользу нашему государству и партии, наряду с ошибками и недостатками, от которых никто не свободен. Однако «вышка» – первый секретарь ЦК ВКП(б) – оказалась для него слишком высокой». (Л.Г. Каганович о Н.С. Хрущёве)
До 5 баллов по каждому критерию.
Всего 25 баллов.
Всего за работу 140 баллов.