Олимпиадные задания с решениями

История 11 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва, 2016 год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14
  15. Задание 15
  16. Задание 16
  17. Задание 17
  18. Задание 18

 

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу в бланке работы.

Задание 1

Содержание ↑

Прозвище византийского историка VI века Прокопия, оставившего известия о ранней истории восточных славян, было

  1. Римский
  2. Константинопольский
  3. Александрийский
  4. Кесарийский

Задание 2

Содержание ↑

В каком году произошло описанное ниже событие?

«Тверской князь завёл дружбу с Литвой, думая от литовского великого князя получить помощь против Москвы. Иван III, узнав об этом, начал войну с Тверью и, конечно, победил. Михаил Борисович убежал в Литву, а Тверь была присоединена к Москве. Так совершилось окончательное объединение северной Руси».

  1. 1400 год
  2. 1471 год
  3. 1485 год
  4. 1505 год

Задание 3

Содержание ↑

Выберите годы правления монарха, при котором началось строительство КВЖД.

  1. 1825–1855 гг.
  2. 1855–1881 гг.
  3. 1881–1894 гг.
  4. 1894–1917 гг.

Ответ

1 2 3
4 3 4

 

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего 3 балла за задания 1–3.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

Задание 4

Содержание ↑

Кто из перечисленных исторических деятелей был активным участником русско-турецкой войны 1735–1739 гг.?

  1. Б.-Х. Миних
  2. П.А. Румянцев
  3. Ф.Ф. Ушаков
  4. П.П. Ласси
  5. М.И. Леонтьев
  6. Б.П. Шереметев

Задание 5

Содержание ↑

В какие из перечисленных дат происходили конференции Большой тройки?

  1. 1941 год
  2. 1942 год
  3. 1943 год
  4. 1944 год
  5. 1945 год
  6. 1946 год

Задание 6

Содержание ↑

Какие из перечисленных терминов (выражений) связаны с эпохой И.В. Сталина?

  1. «Шахтинское дело»
  2. «построение социализма в одной стране»
  3. «ускорение»
  4. «сплошная коллективизация»
  5. «бархатные революции»
  6. «застой»

Ответ

4 5 6
145 35 124

 

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Всего 6 баллов за задания 4–6.

Задание 7

Содержание ↑

В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений. Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило такое название.

  1. «Нарвская конфузия»
  2. «Красный Наполеон»
  3. «Мрачное семилетие»

Ответ

1. «Нарвская конфузия» – поражение русской армии под стенами шведской крепости Нарва в 1700 году. «Конфузия» на языке XVIII века означала ошибку, неудачу.
2. «Красный Наполеон» – М.Н. Тухачевский. Прозван так за планы вторжения в Европу в 1920 году и распространения Советской власти.
3. «Мрачное семилетие» – период с 1848 г. по 1855 г. Прозван так из-за усилившейся реакции, насаждения цензуры и контроля над обществом.

По 3 балла за каждый верный ответ (1 балл за указание значения; 2 балла за верное пояснение). 1 балл за пояснение с незначительными неточностями.

Всего 9 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

8.1. Отрезки, выкупные платежи, мировой посредник, уставная грамота.

8.2. 1818 г., 1820 г., 1821г., 1822 г.

Ответ

8.1. Понятия, связанные с Крестьянской реформой 1861 г.

8.2. Даты конгрессов Священного союза.

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 4 балла.

Задание 9

Содержание ↑

Расположите в хронологической последовательности события правления Александра I. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

  • А) дарование конституции Польше
  • Б) битва при Аустерлице
  • В) создание Непременного совета
  • Г) Бухарестский мир с Турцией
  • Д) восстание Семёновского полка

Ответ

1 2 3 4 5
В Б Г А Д

 

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

Всего 4 балла.

Задание 10

Содержание ↑

Расположите перечисленные аббревиатуры в хронологической последовательности их возникновения. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

  • А) СТО
  • Б) ВРК
  • В) ОГПУ
  • Г) ОВД
  • Д) СЭВ

Ответ

1 2 3 4 5
Б А В Д Г

 

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

Всего 4 балла.

Задание 11

Содержание ↑

Установите соответствие между произведениями литературы и их авторами.

Запишите в таблицу в бланке работы выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ АВТОР
А) «Доктор Живаго» 1) Д. Гранин
Б) «Зубр» 2) Д. Лихачёв
В) «Жизнь и судьба» 3) М. Булгаков
Г) «Дни Турбиных» 4) В. Гроссман
Д) «Тихий Дон» 5) М. Шолохов
6) Б. Пастернак

 

Ответ

А Б В Г Д
6 1 4 3 5

 

4 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.

Всего 4 балла.

Задание 12

Содержание ↑

Установите соответствие между договорами России и Речи Посполитой и датами. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

ДОГОВОР ДАТА
А) «Вечный мир» 1) 1720 год
Б) Поляновский мир 2) 1686 год
В) Ям-Запольский мир 3) 1582 год
Г) Андрусовское перемирие 4) 1704 год
Д) Нарвский договор 5) 1634 год
6) 1667 год

Ответ

А Б В Г Д
2 5 3 6 4

 

4 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.

Всего 4 балла.

Задание 13

Содержание ↑

Внимательно изучите таблицу и ответьте на вопросы после неё.

Число приказных изб в XVII в.

Район 1626 1633 1645 1656 1664 1677 1682 1698
Города южного района Число приказных изб
рязанские и окские 22 22 22 22 22 22 22 22
украинные 13 13 13 13 13 13 13 13
польские 9 9
внутри Белгородской черты 8 13 15 18 18 18
‒ по черте 15 23 24 24 24 25
‒ за чертой 2 4 10 14 17 17
Итого 44 44 60 75 84 91 94 95

 

13.1. Дайте объяснение термину «приказная изба».

Ответ

Приказная изба – орган территориального управления в Московском государстве XVII в., обладавший всей полнотой власти в вверенном городе или на подконтрольной территории (2 балла).

13.2. Объясните, почему польские города значатся в 1633 г. и не значатся в 1645 г.?

Ответ

Польские города, прежде составлявшие охрану границы на юге, с созданием Белгородской черты в конце 1630-х гг. влились в её состав (2 балла).

13.3. Охарактеризуйте развитие системы приказных изб с 1626 по 1698 гг. в городах южного района Московского государства. Какой процесс характеризуют собой данные таблицы?

Ответ

За XVII век число приказных изб на юге выросло более чем в 2 раза (2 балла).

Эти данные характеризуют рост бюрократизации и развитие системы управления на местах (2 балла). Всего 4 балла.

13.4. Основываясь на таблице и на собственных знаниях, приведите три фактора, которые способствовали увеличению числа приказных изб в указанный период в данном регионе.

Ответ

  • а) Создание Белгородской черты.
  • б) Продолжение освоения территории Дикого поля (избы появляются даже за чертой).
  • в) создание разрядов на приграничных территориях и усиление гарнизонов

(по 2 балла). Всего 6 баллов.

Всего 14 баллов.

Задание 14

Содержание ↑

Умение работать с картой (схемой) – один из навыков профессионального историка. Перед Вами схемы военных операций. Все они, кроме одной, относятся к одной и той же войне. Определите, что это за война, и расположите операции в хронологическом порядке. Отдельно выпишите номер «лишней» схемы и укажите год, в котором проходили боевые действия, изображённые на ней.

 

Ответ

№ карты 1 2 4 5

Война (с датировкой): Отечественная война 1812 года.

«Лишняя» схема и год сражения: 3; 1807 год.

4 балла за верную хронологию. 2 балла за указание войны.

3 балла за указание лишней схемы. 2 балла за указание года.

Всего 11 баллов.

Задание 15

Содержание ↑

Перед Вами фотографии, зафиксировавшие важнейшие вехи истории нашей страны в ХХ веке. Расположите их в хронологической последовательности и назовите события, которые изображены на фото. Укажите годы, когда они произошли.

Ответ

№ фото Событие
8 Начало Первой мировой войны, 1914 год.
3 Февральская революция, 1917 год
5 Заключение пакта Молотова – Риббентропа, 1939 год
4 Парад Победы, 1945 год
1 Потсдамская конференция, 1945 год
7 Визит Хрущёва в США, 1959 год
6 Олимпиада-80, 1980 год
2 Выступление ГКЧП, 1991 год

 

1 балл за верную хронологию. По 2 балла за каждое верно указанное событие с годом (годами). 1 балл без указания года (годов).

Всего 17 баллов.

Задание 16

Содержание ↑

Перед Вами отрывки из воспоминаний, посвящённых сражениям Первой мировой войне. Расположите эти отрывки в хронологической последовательности и укажите год и месяц, когда упомянутые сражения происходили.

А) «В состав [название] фронта была передана 3-я армия генерала Леша, и я поставил… двум левофланговым армиям, 7-й и 9-й, – продолжать наступление на Галич и Станиславов и, наконец, центральной, 11-й армии, – удерживать занимаемое положение. В это же время 8-й армии Каледина пришлось отбивать многократные контратаки германских полчищ, стремившихся прорвать фронт 8-й армии и отбросить её к Луцку».

Б) «Мною было получено донесение командира 24-го корпуса, что сильно укреплённый Галич взят почти без всякого сопротивления, причём захвачена вся тяжёлая артиллерия и разные запасы, которые были там сосредоточены. Я же со штабом армии из Бобрка переехал во Львов, во дворец наместника».

В) «Наступательный прорыв быстро исчерпался. На протяжении сотни вёрст в тыл тянутся вереницы беглецов с ружьями и без них – здоровых, бодрых, чувствующих себя совершенно безнаказанными. Иногда так отходят целые части. Если до конца октября не будет мира, то солдаты придут в Петроград и переколют всё Временное правительство».

Г) «[Название крепости] сдался, и сразу наше положение на фронте в Карпатах стало легче. По всему нашему фронту выставили плакаты о сдаче [название крепости]. Австрийцы были лишены главного стимула, заставлявшего их так яростно бросаться на нас».

Д) «Неужели Ренненкампф не видел, что правый фланг Самсонова находится под угрозой полного поражения, что угроза его левому флангу усиливается с каждым часом? Вероятно, он хотел поставить Восточную Пруссию на колени одной лишь своей армией». Е) «Наконец Макензен вполне основательно и без помехи закончил свои приготовления и в выбранное им время могущественной ударной группой с громадной артиллерией нанёс сокрушительный удар по 10-му корпусу, у которого резервов не было и который был вытянут в одну тонкую линию. Вина прорыва 3-й армии ни в какой мере не может лечь на Радко-Дмитриева, а должна быть всецело возложена на Иванова».

Ответ

Буква Д Б Г Е А В
Год и месяц 1914 г., август 1914 г., сентябрь 1915 г., март 1915 г., май 1916 г., июнь 1917 г., июнь

 

3 балла за верную хронологию. По 2 балла за указание года и месяца. Всего 15 баллов.

Задание 17

Содержание ↑

Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами челобитная служилых людей с Камчатки начала XVIII века. Напишите на её основе небольшую работу на тему «Проблемы освоения Камчатки в начале XVIII века»

Челобитная служилых людей Петру I от 26 сентября 1711 г.

«Державнейший царь, государь милостивейший! В нынешнем 711 году, в Верхнем и в Нижнем в Камчадальских острогах, прежде бывшие прикащики от нас, рабов твоих, побиты, а за что они, прикащики, побиты, и в той своей страдничьей вине подали тебе, великому государю, за руками две челобитные в Верхнем Камчадальском остроге прикащику служилому человеку Алексею Александровых, апреля в 12 день. И за такую свою страдничью вину пошли мы, раби твои, вышеписанного месяца из камчадальских острогов служить тебе, великому государю, на Большую реку, умирять изменников, которые в прошлом 707 и 710 годех тебе, великому государю, изменяли и ясачное зимовье и острог на Большой реке сожгли, а твою, великого государя, сборную ясачную казну разграбили, и прикащика со служилыми людьми побили, и с того вышеписанного 707 году но нынешней 711 год повсягодно многих служилых людей побивали ж, а твою, великого государя, сборную ясачную казну, порох, и свинец, и пищали побитых служилых людей отбили ж. И будучи мы, раби твои, на Большой реке, апреля 23 числа, лутчего иноземца Кушугу с родниками ласкою и приветом под твою царскую высокосамодержавную руку с ясачным платежом из острогу его вызывали и вызвать не могли. И ныне от нас, рабов твоих, тот его Кущугин острог крепким приступом взят; и на том приступе нас, рабов твоих, многих на смерть испереранили, а иных камением увечили, трех человек служилых убили, а его лутчего иноземца Кушугу из за бою в аманаты (заложники) взяли, и ныне из за того аманата с родников его ясак тебе, великому государю, сбирается. И на том их месте мы, раби твои, ниже прежнего ясачного зимовья острог земленой построили, а в нем ясачное зимовье, а круг ясачного зимовья острог стаялой бревенчатой поставили; а прежних воров заводчиков лучших иноземцов Карымчу Товача с товарищи под твою царскую высокосамодержавную руку ласкою и приветом, службою своею и радением мы, раби твои, к ясачному зимовью с ясачным платежем 8 человек призвали и ясак с них тебе, великому государю, взяли, а их в аманаты изсажали. И нынешнего ж 711 году, маия в 21 день, вор и заводчик, лутчей иноземец Большия реки Канач, собрався с родами своими Большой реки пяти острогами, и подозвав к себе с иных многих посторонних рек иноземцов, в многолюдстве к ясачному зимовью и к острогу с приступом приходили, хотя он, Канач, по прежнему своему лукавому умыслу и понадеяся на свое великое многолюдство, ясачное зимовье и острог взять, а нас, рабов твоих, побить, а из казенки аманатов выручить. И мы, раби твои, Большой реки острог и ясачное зимовье от таких неприятельских немирных иноземцов и от великого их многолюдства своим малолюдством отстояли, и казну твою, великого государя, и аманатов оберегли, и к ним на вылазку из острогу своего с ратным боем выходили и от острогу своего вспять их прогнали, и на побеге его пущаго вора заводчика Канача со изменники побили; а осталые иноземцы в крепкие остроги засели; и мы, раби твои, под острогом Тавачевым, маия с 21 числа июля по 8 число, стояли тайно, себе великой голод принимали и многими крепкими приступы приступали; а на приступех нас, рабов твоих, под тем Тавачевым острогом многих на смерть испереранили. И видя они, иноземцы, наши крепкие к себе приступы, отсидется в остроге не могли и из острогу своего выбежали; а иные осталые иноземцы тебе, великому государю, вину принесли. И ныне тот их Тавачев острог взят и разорен…»

План работы

  1. Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.
  2. Характеристика источника и возможностей, которые он даёт для освещения темы. Приведите не менее трёх положений.
  3. Анализ проблем освоения Камчатки в начале XVIII века. Приведите не менее трёх положений.
  4. Выводы: общая оценка освоенности Камчатки и подчинения её центральной власти.

Ответ

  1. На основе учебного материала участнику следует коротко рассказать об открытии и освоении Камчатки, экспедиции Владимира Атласова в 1697–1698 гг. и попытках установления русской власти на полуострове (создание системы острогов, назначении воевод и т.д.). По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
  2. Участник должен показать особенности документа: это челобитная – в данном случае коллективное письменное прошение, актовый источник. Он фиксирует конкретные события и пожелания и составлен участниками событий. Это способ общения служилых людей и верховной власти. Важно, чтобы участник отметил, что в данном источнике жалобы о личном неустройстве служилого люда тесно связаны с проблемами освоения полуострова в целом. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
  3. Из текста видно, что отношения пришлого русского служилого люда и аборигенов враждебны. Местное население не только не платит ясак и разграбляет уже собранные средства, но и ведёт войну против острогов и иных центров русского присутствия на полуострове. Сопротивление камчадалы ведут организованно (упомянуты некие Кушуга и Канач – лидеры местного населения). Более того, война длится с 1707 года (как указывают служилые люди), т. е. уже 4 года. Постоянно подчёркивается «малолюдство» русских и «многолюдство» аборигенов. Служилому населению приходится либо брать заложников-«аманатов» (что еще сильнее распаляет местных), либо проводить ответные походы (осада Тавачёва «острога» камчадалов), причём довольно длительные (осада Тавачёва длилась почти 2 месяца). Как видно из текста, в начале XVIII века в отношении Камчатки мог быть применён только силовой вариант присоединения. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
  4. Следует оценивать полноту и корректность выводов, убедительность сделанных участником наблюдений. 2 балла за максимально полный вывод.

1 балл за приведённые выводы с неточностями.

Всего 20 баллов.

Задание 18

Содержание ↑

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
  2. можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
  3. располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
  4. владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Темы

  1. «Крещение Ольги и её попытка распространения христианства на всю Русь подготовят почву и станут образцом для его (Владимира Святого) собственного крещения и последующего крещения всей Русской земли» (А.Ю. Карпов).
  2. «Вся политика Ивана III по отношению к младшим князьям-братьям, к Новгороду и Твери, – прямое продолжение мероприятий, какими в 50-е гг. XV в. ликвидировали итоги московской смуты» (А.Е. Пресняков).
  3. «Он (Фёдор Алексеевич), а не Пётр, открыл новый маршрут для России. Младший брат лишь продолжил дело старшего, который успел заложить основу для полного переворота в жизни государства» (Д.М. Володихин).
  4. «Екатерининский переворот 1762 года ознаменовал зарю новой эры. Она, Мать Отечества, свергла Петра III, который выглядел как иностранец, а не как русский, поступающий как иностранец. Страна окончательно стала равна Европе по уровню политической культуры» (Р. Уортман).
  5. «Движение декабристов – важно звено в общемировом революционном процессе. Они не только разбудили русскую политическую мысль, но и своим выступлением нанесли серьёзный удар по зданию «Священного союза» (П. Ангран).
  6. «Неудачная крестьянская реформа 1861 года определила направление политических реформ, которые носили половинчатый характер и привели к кризису власти» (П.Н. Зайончковский).
  7. «Революцию вызвала война (Первая мировая), которая, несмотря на все усилия правительства, так и не стала народной. Небывалые трудности расстроили экономическую жизнь и настроили массы против династии» (В.М. Лавров).
  8. «Мюнхенская капитуляция, которую советские авторы не без основания всегда рассматривали как подлинный сговор против их страны, покрыла французских и английских участников этого акта несмываемым позором. Мюнхен одним махом изменил всю европейскую ситуацию» (Дж. Боффа).
  9. «Он принёс пользу нашему государству и партии, наряду с ошибками и недостатками, от которых никто не свободен. Однако “вышка” – первый секретарь ЦК ВКП(б) – оказалась для него слишком высокой» (Л.Г. Каганович о Н.С. Хрущёве).

Критерии оценивания сочинения-эссе

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
  2. Творческий характер восприятия темы, её осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Чёткость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по рассматриваемой теме.

До 5 баллов по каждому критерию.

Всего 25 баллов.

Содержание ↑

Всего за работу 140 баллов.

Класс:  / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: