В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.
Задание 1
Какой сын Владимира Святого основал династию полоцких князей?
- Изяслав
- Ярослав
- Борис
- Мстислав
Задание 2
В каком году произошло описанное А.А. Зиминым событие?
«В Москву из Новгорода пришла весть, что там «умре напрасно» князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. Так весьма деликатно в великокняжеских московских летописях… сообщается о смерти злейшего врага Василия II».
- 1430 г.
- 1440 г.
- 1453 г.
- 1462 г.
Задание 3
В 1572 г. русские войска одержали победу:
- под Чашниками
- при Молодях
- на Шелони
- на Угре
Ответ:
1 | 2 | 3 |
1 | 3 | 2 |
Критерии оценивания
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Всего за задания 3 балла.
В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу.
Задание 4
Укажите, кто из перечисленных людей участвовал в подавлении стрелецкого бунта 1698 г.
- Ф.Л. Шакловитый
- А.С. Шеин
- Б.И. Морозов
- П. Гордон
- Ф.Ю. Ромодановский
- В.В. Голицын
Задание 5
Какие из указанных понятий появились в правление Анны Иоанновны?
- Кабинет министров
- Жалованная грамота городам
- Канцелярия тайных розыскных дел
- Сухопутный шляхетский кадетский корпус
- Предпарламент
- Непременный совет
Задание 6
Какие из предложенных событий всеобщей истории произошли во время правления Николая I?
- Февральская революция во Франции
- начало правления королевы Виктории в Англии
- завершение объединения Италии
- провозглашение независимости Греции
- создание Тройственного союза
- Гражданская война в США
Ответ:
4 | 5 | 6 |
245 | 134 | 124 |
Критерии оценивания
2 балла за полностью верный ответ.
1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).
Всего за задания 6 баллов.
Задание 7
Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.
7.1. 860 г., 907 г., 944 г., 1043 г.
7.2. Анастасия Захарьина-Юрьева, Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Мария Нагая.
Ответ:
7.1. Даты походов руси на Константинополь.
7.2. Жёны Ивана Грозного.
Критерии оценивания
2 балла за каждый верный ответ.
Всего за задание 4 балла.
Задание 8
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
8.1. Уезды, губернии, волостели, провинции.
8.2. Петрашевцы, ишутинцы, чайковцы, нечаевцы.
Ответ:
8.1. Административно-территориальные единицы XVI–XVIII вв. Лишнее – волостели – наименование должностного лица в XV–XVI вв.
8.2. Народнические кружки. Лишнее – петрашевцы.
Критерии оценивания
2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.)
Всего за задание 4 балла.
Задание 9
Расположите в хронологической последовательности (от наиболее ранних к наиболее поздним) должности, существовавшие в России:
- А) земский староста
- Б) капитан-исправник
- В) обер-фискал
- Г) шеф жандармов
- Д) тиун
- Е) Государственный секретарь Государственного совета
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Д | А | В | Б | Е | Г |
Критерии оценивания
4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.
Всего за задание 4 балла.
Задание 10
Расположите в хронологической последовательности глав военного ведомства Российской империи и СССР:
- А) Д.А. Милютин
- Б) Г.К. Жуков
- В) М.Б. Барклай де Толли
- Г) К.Е. Ворошилов
- Д) А.А. Гречко
- Е) В.А. Сухомлинов
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В | А | Е | Г | Б | А |
Критерии оценивания
4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.
Всего за задание 4 балла.
Задание 11
Установите соответствия между публицистом и созданным им произведением. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПУБЛИЦИСТ | ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
А) Вассиан Рыло Б) Иосиф Волоцкий В) Симеон Полоцкий Г) Иван Тимофеев Д) Ермолай-Еразм Е) Иван Пересветов Ж) Феофан Прокопович | 1) «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 2) «Вертоград многоцветный» 3) «Просветитель» 4) «Послание на Угру» 5) «Большая челобитная» 6) «Путешествие из Петербурга в Москву» 7) «Временник» 8) «Слово похвальное о флоте российском» |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
4 | 3 | 2 | 7 | 1 | 5 | 8 |
Критерии оценивания
7 верных соответствий – 5 баллов;
6 верных соответствий – 4 балла;
5 верных соответствий – 3 балла;
3–4 верных соответствия – 2 балла;
1–2 верных соответствия – 1 балл.
Всего за задание 5 баллов.
Задание 12
Установите соответствия между классами Табели о рангах и статскими чинами, им соответствующими. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
КЛАСС ТАБЕЛИ О РАНГАХ | СТАТСКИЙ ЧИН ТАБЕЛИ О РАНГАХ |
А) II класс Б) IV класс В) V класс Г) VIII класс Д) IX класс Е) XIV класс | 1) действительный статский советник 2) коллежский регистратор 3) титулярный советник 4) статский советник 5) действительный тайный советник 6) коллежский асессор 7) надворный советник |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
5 | 1 | 4 | 6 | 3 | 2 |
Критерии оценивания
6 верных соответствий – 4 балла;
5 верных соответствий – 3 балла;
3–4 верных соответствия – 2 балла;
1–2 верных соответствия – 1 балл.
Всего за задание 4 балла.
Задание 13
Установите соответствия между наркомами/министрами иностранных дел СССР и событиями, произошедшими во время их руководства ведомством. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
НАРКОМ/МИНИСТР МИД СССР | СОБЫТИЕ |
А) А.М. Горчаков Б) Г.В. Чичерин В) М.М. Литвинов Г) В.М. Молотов Д) А.Я. Вышинский Е) А.А. Громыко Ж) Э.А. Шеварднадзе | 1) образование ГДР 2) заключение Рапалльского договора 3) вывод войск из Афганистана 4) начало советско-финской войны 5) Карибский кризис 6) Сан-Стефанский договор 7) вхождение СССР в Лигу Наций 8) создание Антанты |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
6 | 2 | 7 | 4 | 1 | 5 | 3 |
Критерии оценивания
7 верных соответствий – 5 баллов;
6 верных соответствий – 4 балла;
5 верных соответствий – 3 балла;
3–4 верных соответствия – 2 балла;
1–2 верных соответствия – 1 балл.
Всего за задание 5 баллов.
Задание 14
Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.
Культура петровского времени отличалась от предыдущей эпохи «обмирщения» более быстрыми темпами (1 – термин) – процесса освобождения от церковных норм и установок. В первую очередь это касалось сферы образования и науки – в (2) году была основана светская Школа математических и (3 – название) наук по подготовке кадров для армии и флота. В (4) году была открыта Петербургская академия наук, при которой была создана научная библиотека и функционировал музей с уникальной коллекцией старины – (5 – название). В 1708 году трудночитаемый церковнославянский шрифт был заменён печатным (6 – название). Активно развивалась публицистика: основным идеологом петровских реформ был (7 – имя и фамилия), автор знаменитого «Духовного (8 – название документа)». Экономическую мысль при Петре развивал И.Т. Посошков, опубликовавший сочинение «О (9 – название) и богатстве». Прорыв был совершён и в области градостроительства: начался переход к (10 – термин) планировке городов. Первым образцом такого города стал Санкт-Петербург, объявленный столицей в (11 – год) году. Архитектурным символом нового царственного града стало здание Двенадцати (12 – орган управления), построенное итальянцем Доменико (13 – фамилия). Местом встреч дворянства стали собрания – (14 – названия). Изменениям при Петре подверглось даже времяисчисление – с (15) года страна перешла на отсчет лет от (16). Таким образом, русскую культуру первой четверти XVIII века вполне можно признать частью общемировой культуры (17 – название периода) времени.
Ответ:
1 | секуляризации | 10 | регулярной |
2 | 1701 | 11 | 1712 |
3 | Навигацких/навигационных | 12 | коллегий |
4 | 1725 | 13 | Трезини |
5 | Кунсткамера | 14 | ассамблеи |
6 | гражданским | 15 | 1700 |
7 | Феофан Прокопович | 16 | Рождества Христова |
8 | регламента | 17 | Нового |
9 | скудости |
Критерии оценивания
17 верных вставок – 10 баллов;
15‒16 верных вставок – 9 баллов;
13‒14 верных вставок – 8 баллов;
11‒12 верных вставок – 7 баллов;
9‒10 верных вставок – 6 баллов;
7‒8 верных вставок – 5 баллов;
5‒6 верных вставок – 4 балла;
3‒4 верные вставки – 3 балла;
2 верные вставки – 2 балла;
1 верная вставка – 1 балл.
Всего за задание 10 баллов.
Задание 15
Внимательно рассмотрите схему и выполните задания.
- Назовите правителя, предпринявшего поход, обозначенный на схеме.
Ответ: Иван IV (Иван Грозный). (1 балл) (Просто Иван не принимается).
- Укажите год, когда был совершён обозначенный на схеме поход.
Ответ: 1552 г. (1 балл)
- Укажите римскую цифру, обозначающую город, который первым на Руси подвергся нападению войск хана Батыя.
Ответ: II. (1 балл)
- Назовите город-крепость, основанный как база русских войск в ходе событий, обозначенных на схеме.
Ответ: Свияжск. (1 балл)
- Укажите название обозначенной на карте реки, на которой находились так называемые Верховские княжества.
Ответ: Ока. (1 балл)
- Запишите название христианского праздника, в дни которого русское войско одержало победу в ходе похода, изображённого на схеме, и в честь которого в Москве был воздвигнут храм в память об этой победе.
Ответ: Покров Пресвятой Богородицы. (1 балл)
- Верны ли представленные ниже утверждения («да» – «нет»)? Ответы внесите в таблицу.
- На схеме обозначен город – место сбора русских войск перед Куликовской битвой.
- Обозначенный на схеме поход завершился взятием Астрахани.
- Римской цифрой III обозначен город, присоединённый к Москве в 1392 году.
- Участником похода, обозначенного на схеме, был Даниил Холмский.
- На момент похода, показанного на схеме, центром русской митрополии был город, обозначенный римской цифрой I.
- В результате обозначенного на схеме похода был подписан Бахчисарайский мир.
- Обозначенный на схеме поход состоялся позже, чем был созван первый Земский собор.
- Впоследствии город обозначенный римской цифрой IV стал центром Второго ополчения в Смутное время.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
да | нет | да | нет | нет | нет | да | нет |
Критерии оценивания
По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 8 баллов. Всего за задание 14 баллов.
Задание 16
Перед Вами юбилейные марки, выпущенные в СССР. Расположите их в хронологическом порядке выпуска и объясните Ваше решение, произведя
необходимый расчёт.
Ответ:
Номер марки | Объяснение |
8 | 1940 + 10 = 1950 |
4 | 1940 + 20 = 1960 |
7 | 1917 + 50 = 1967 |
5 | 1944 + 25 = 1969 |
2 | 1949 + 25 = 1974 |
9 | 1919 + 60 = 1979 |
1 | 1922 + 60 = 1982 |
3 | 1918 + 65 = 1983 |
6 | 1949 + 40 = 1989 |
Критерии оценивания
По 2 балла за верный ответ с приведённым расчётом. Ответ без расчёта не оценивается.
Всего за задание 18 баллов.
Задание 17
Прочтите приведённый ниже источник и ответьте на вопросы.
Товарищи и граждане! Наша страна переживает тяжёлый момент. Голод, холод, хозяйственная разруха держат нас в железных тисках вот уже три года. Коммунистическая партия, правящая страной, оторвалась от масс и оказалась не в силах вывести её из состояния общей разрухи. С теми волнениями, которые в последнее время происходили в Петрограде и Москве и которые достаточно ярко указали на то, что партия потеряла доверие рабочих масс, она не считалась. Не считалась и с теми требованиями, которые предъявлялись рабочими. Она считает их происками контрреволюции. Она глубоко ошибается. <…> с. г. в Доме просвещения собрались делегаты всех морских, красноармейских и рабочих организаций. На этом собрании предлагалось выработать основы новых выборов с тем, чтобы затем приступить к мирной работе по переустройству советского строя. Но ввиду того, что имелись основания бояться репрессий, а также вследствие угрожающих речей представителей власти собрание решило образовать Временный Революционный Комитет, которому и передать все полномочия по управлению городом и крепостью. Временный Комитет имеет пребывание на линкор «Петропавловск». Товарищи и граждане! Временный Комитет озабочен, чтобы не было пролито ни единой капли крови. Им приняты чрезвычайные меры по организации в городе, крепости и на фортах революционного порядка. Товарищи и граждане! Не прерывайте работ. Рабочие! Оставайтесь у станков, моряки и красноармейцы в своих частях и на фортах. Всем советским работникам и учреждениям продолжать свою работу. Временный Революционный Комитет призывает все рабочие организации, все мастерские, все профессиональные союзы, все военные и морские части и отдельных граждан оказать ему всемерную поддержку и помощь. Задача Временного Революционного Комитета дружными и общими усилиями организовать в городе и крепости условия для правильных и справедливых выборов в новый Совет. Итак, товарищи, к порядку, к спокойствию, к выдержке, к новому, честному социалистическому строительству на благо всех трудящихся.
- О каком времени идёт речь в тексте (с точностью до года и месяца)? По каким признакам это можно определить? Назовите два признака.
Ответ: март 1921 г.; упомянуто, что «голод, разруха» продолжаются уже 3 года (с 1918 г.); волнения в Петрограде и Москве имели место в январе-феврале 1921 г.; речь в тексте идёт о «городе и крепости», где восстание против диктатуры партии. По 2 балла за каждый элемент ответа. Всего 6 баллов.
- Какое название закрепилось за событием отечественной истории, отразившимся в документе?
Ответ: Кронштадтское восстание/Кронштадтский мятеж. (1 балл)
- Каковы причины данного события, по мнению авторов документа? Какая сила играет основную роль в происходящем событии? Что участники события полагают своей основной целью? Проведение какой основной меры с целью её достижения они предполагают?
Ответ: 1) неприятие и критика восставшими курса РКП(б), обвинение её в отрыве от рабочих масс; 2) основную роль в восстании играет флот, морские делегаты названы раньше солдатских и даже рабочих; 3) обновление социализма и советской власти, строительство его без коммунистической партии; 4) создание ВРК для руководства восстанием. По 2 балла за ответ на каждый вопрос. Всего 8 баллов.
- Можно ли, опираясь на текст источника, сделать вывод о том, верят ли восставшие в успех предприятия? Аргументируйте свой ответ. Приведите три аргумента.
Ответ: восставшие верят в успех. (1 балл)
Аргументы:
- ВРК заявляет, что стремится не допустить кровопролития, то есть руководство восстания, вероятно, полагает, что большевистское руководство в Петрограде не пойдёт на вооружённое подавление восстания.
- Призывают не допускать паники и не оставлять рабочих мест, то есть не видят необходимости мобилизовывать население на вооружённую борьбу с большевиками.
- Говорят о том, что цель восстания ‒ это организация справедливых и честных выборов в новый Совет, то есть верят, что демократическим, бескровным путём им удастся подорвать власть большевиков.
Критерии оценивания
По 2 балла за каждый приведённый аргумент.
Всего 7 баллов.
- К какому виду письменных источников можно отнести представленный текст? Свой ответ поясните.
Ответ: данный источник следует отнести к актовым источникам, т. к. он издан от имени органа управления (пусть и самопровозглашённого). При этом в нём фиксируются только распоряжения, без утверждения правовых норм.
Критерии оценивания
Также можно принять вариант ответа, что источник относится к документам политических организаций, которой являлся самопровозглашённый ВРК. 2 балла за указание типа источника. 2 балла за пояснение. Всего 4 балла.
Всего за задание 26 баллов.
Задание 18
Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:
- ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
- можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
- располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
- владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:
- Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
- Творческий характер восприятия темы, её осмысления.
- Грамотность использования исторических фактов и терминов.
- Чёткость и доказательность основных положений работы.
- Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
- «Балканская политика Святослава стала качественно новым этапом внешнеполитических действий Руси в сравнении с походами на Константинополь Олега и Игоря, что отразило процесс внутреннего развития государства». (М.Б. Свердлов)
- «Победа на Куликовом поле сгубила Мамая, но не создала какого-либо перелома в русско-татарских отношениях. Облегчение участи Великороссии придёт лишь в конце XV века. Но это не умаляет, однако, крупного исторического значения битвы». (А.Е. Пресняков)
- «В результате Ливонской войны в районе Балтийского моря сложилась новая политическая обстановка. Она была тяжёлой для России и препятствовала её экономическому развитию. Только через полтораста лет при Петре после тяжёлой борьбы в XVII веке балтийский вопрос был решён». (В.Д. Королюк)
- «Россия заявила о себе еще в Петровскую эпоху, но наследники Петра не смогли продолжить его поступательное вмешательство в общеконтинентальные дела, и лишь при Елизавете Петровне Россия окончательно «вошла» в Европу как одна из великих держав, определяющих её будущее». (М.Ю. Анисимов)
- «Император Павел I был первый царь, в актах которого как будто проглянуло новое направление, новые идеи. Но благодаря отношению Павла к предшествующему царствованию его преобразовательная деятельность лишена была последовательности и твёрдости». (В.О. Ключевский)
- «Двенадцатый год (1812) был великою эпохою в жизни России. Он – величайшее событие в истории России после Петра Великого и до наших дней. Напряжённая борьба насмерть с Наполеоном заставила Россию увидеть в себе силы и средства, которых она сама в себе не подозревала». (В.Г. Белинский)
- «Практические результаты николаевских секретных комитетов были ничтожны. До тех пор, пока обстоятельства не вынудили самодержавие встать на иной путь поисков решения крестьянского вопроса, дело не могло сдвинуться с мёртвой точки». (С.В. Мироненко)
- «Военные поражения лета 1915 г. стали своего рода рубежом во внутренней и внешней политике России в годы войны, они повлекли за собой поляризацию политических сил в стране, вызвав революционный кризис осенью того же года и усиление реакционных тенденций во внутренней политике царизма». (В.А. Емец)
- «Историческое значение Смоленского сражения состоит прежде всего в том, что в ходе него была остановлена хвалёная немецко-фашистская армия, которая, понеся большие потери, была вынуждена перейти к обороне…Смоленское сражение завершилось первым в истории Второй мировой войныстратегическим поражением вермахта». (А.И. Ерёменко)
Критерии оценивания
До 5 баллов по каждому критерию.
Всего за задание 25 баллов.
Максимум за работу 130 баллов.