Задание 1
Рассмотрите схему и выполните задание.
Верны ли следующие утверждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме («да» — «нет»)? Ответы внесите в таблицу.
- 1.1 Цифрой «8» в легенде схемы обозначена территория Египетского царства к 1500 г. до н. э.
- 1.2 Цифрой «9» в легенде схемы обозначены оазисы.
- 1.3 Район пирамид обозначен на схеме цифрой «4».
- 1.4 Цифрой «1» на схеме обозначена дельта реки Нил.
- 1.5 Цифрой «5» на схеме обозначена столица Нижнего Египта.
- 1.6 Основной район добычи золота располагался в районе, обозначенном на схеме цифрой «3».
- 1.7 Цифрой «2» на схеме обозначено Средиземное море.
- 1.8 На схеме обозначен и подписан город, в который фараоном Тутанхамоном была перенесена столица Египетского царства.
Ответ:
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.6. | 1.7. | 1.8. |
нет | да | нет | да | нет | нет | нет | да |
По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задание 8 баллов.
Задание 2
Установите последовательность создания памятников, представленных на иллюстрациях. Запишите буквы, которыми обозначены иллюстрации, в правильной последовательности в таблицу.
Ответ:
Г | В | Б | А | Д |
6 баллов за полностью верную хронологию. 1 балл за хронологию с одной ошибкой. За две и более ошибки – 0 баллов.
Всего за задание 6 баллов.
Задание 3
Установите соответствие между историческими деятелями и соответствующими характеристиками их деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ДЕЯТЕЛЬ |
A) древнегреческий поэт, автор трагедии «Прометей прикованный» Б) стратег, руководивший действиями афинского войска в Марафонской битве B) греческий скульптор, создатель статуи «Дискобол» (метатель диска) Г) стратег, руководивший действиями афинского войска в Саламинском морском сражении Д) троюродный брат Александра Македонского, талантливый эпирский полководец, один из сильнейших противников Рима Е) афинский драматург, создатель комедии «Птицы» | 1) Эсхил 2) Мильтиад 3) Пирр 4) Фемистокл 5) Мирон 6) Аристофан |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 5 | 4 | 3 | 6 |
По 2 балла за каждое верное соотнесение.
Всего за задание 12 баллов.
Задание 4
Прочтите текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений.
(1) В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. (2) Приступив к управлению Афинами, Солон установил новые законы. (3) На городской площади появились деревянные доски в рост человека, на которых были записаны принятые законы. (4) Но сделав многое для того, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством, Солон навлёк на себя недовольство слишком многих и был вынужден покинуть родину. (5) Земледельцы, познакомившись с первыми же нововведениями, записанными в законах, ликовали — теперь ни одного свободного афинянина рабом за долги не сделают. (6) В VII — начале VI в. до н. э. большинство простого народа в Аттике находилось в порабощении у знатных людей. (7) После длительной смуты афиняне, стремившиеся не допустить войны между гражданами одного полиса, уговорили остальных начать переговоры. (8) Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса.
Напишите правильную последовательность предложений, указав их порядковые номера.
Ответ: 68712354.
14 баллов за полностью верную последовательность. 7 баллов за последовательность с одной ошибкой. За две и более ошибки – 0 баллов.
Всего за задание 14 баллов.
Задание 5
Расположите отрывки из произведений литературы в хронологической последовательности описываемых в них событий.
1 | «Была основана новая столица на востоке империи. Старый город Византий частично разрушили, укрепили и обнесли неприступной стеной. Этот город получил название в честь самого императора. Будучи язычником, он даровал христианам право свободно собираться и исповедовать их веру. Перед смертью император принял крещение». |
2 | «И тут уж друг на друга корабли пошли. Сначала удавалось персам сдерживать Напор. Когда же в узком месте множество Судов скопилось, никому никто помочь Не мог, и клювы направляли медные Свои в своих же, вёсла и гребцов круша. А греки кораблями, как задумали, Нас окружили… Найти спасенье в бегстве беспорядочном Весь уцелевший варварский пытался флот. Но греки персов, словно рыбаки тунцов, Кто чем попало, досками, обломками Судов и вёсел били. Крики ужаса И вопли оглашали даль солёную, Покуда око ночи не сокрыло нас». |
3 | «Обвал за обвалом, и снова обвал, В заснеженных Альпах идёт Ганнибал, Под самой вершиной могучих хребтов, Сыны Карфагена и гнёзда орлов. Слоны и верблюды, рабы чередой, В строю сорок тысяч тропой боевой, И белого марева утренний дым, Плывёт по равнинам седых Апеннин. Над пунами Канн ореол золотой, В веках не померкнет ярчайшей звездой, К ним слава взошла с недоступных вершин, А войско ползёт неуклонно на Рим…». |
4 | «Жители Милета подняли восстание против гнёта персов, которое охватило все греческие города в Малой Азии и было поддержано афинянами. Подавив восстание, персидский царь решил отомстить смелым грекам, покорить всю Грецию. Его послы, отправленные в греческие полисы, требовали «земли и воды», что на иносказательном языке древних дипломатов означало полное подчинение. Испугавшись, многие полисы покорились персам; отказались это сделать только два крупнейших из них — Афины и Спарта. Спартанцы даже бросили персидских послов в колодец, приговаривая: «Если хотите, можете сами взять там землю и воду!» |
5 | «Гизерих взял в плен Евдоксию с её дочерьми от Валентиниана, Евдокией и Плацидией и, нагрузив на корабли огромное количество золота и иных царских сокровищ, отплыл в Карфаген, забрав из дворца и медь, и всё остальное. Он ограбил и храм Юпитера Капитолийского и снял с него половину крыши. Эта крыша была сделана из лучшей меди и покрыта густым слоем золота, представляя величественное и изумительное зрелище. Из кораблей, что были у Гизериха, один, который вёз статуи, говорят, погиб, со всеми же остальными вандалы вошли благополучно в гавань Карфагена». |
Ответ: 42315.
10 баллов за полностью верную хронологию. 5 баллов за хронологию с одной ошибкой. За две и более ошибки – 0 баллов.
Всего за задание 10 баллов.
Задание 6
Рассмотрите контурную карту и выполните задания.
6.1 Обозначьте (подпишите названия в соответствующих местах) на контурной карте город, легендарное основание которого Ромулом относят к 753 г. до н. э., и реку, в воды которой по легенде была выброшена корзина с младенцами Ромулом и Рэмом по приказу царя Амулия.
Ответ: город Рим и река Тибр. По 1 баллу за каждый элемент. Всего 2 балла.
6.2 Обозначьте на контурной карте город (отметьте соответствующий кружок и напишите название), в котором началось восстание гладиаторов под предводительством Спартака. Обозначьте на карте гору (напишите название в соответствующем месте), где находился первый лагерь восставших.
Ответ: город Капуя и гора Везувий. По 2 балла за каждый верный элемент ответа. Всего 4 балла.
6.3 Прочтите отрывок из энциклопедической статьи.
«В 49 году до н. э., вопреки запрету римского сената, Юлий Цезарь со своими легионами перешёл рубеж, служивший границей между Умбрией и Ближней Галлией, воскликнув: «Жребий брошен!» Это послужило началом войны между сенатом и Юлием Цезарем, в результате которой он овладел Римом». Обозначьте на схеме крестиком место, где произошло событие, о котором идёт речь.
Ответ: район реки Рубикон. (2 балла)
6.4 Напишите названия трёх любых морей, являющихся составными частями крупного моря, которые изображены на данной схеме.
Ответ: могут быть подписаны моря: Тирренское, Адриатическое, Ионическое, Лигурийское. По 2 балла за каждый верный элемент ответа. Всего 6 баллов.
6.5 Установите соответствие между названиями племён, населявших древнюю Италию, и цифрами, которыми обозначены места их расселения на карте.
Ответ:
Название племён | Цифровые обозначения мест расселения |
латины | 2 |
этруски | 1 |
лигуры | 4 |
По 2 балла за каждый верный элемент ответа. Всего 6 баллов. Всего за задание 20 баллов.
Максимум за работу 70 баллов.