Олимпиадные задания с решениями

История 6 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

Рассмотрите схему и выполните задание.

Рисунок 1

Верны ли следующие утверждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме («да» — «нет»)? Ответы внесите в таблицу.

  • 1.1 Цифрой «8» в легенде схемы обозначена территория Египетского царства к 1500 г. до н. э.
  • 1.2 Цифрой «9» в легенде схемы обозначены оазисы.
  • 1.3 Район пирамид обозначен на схеме цифрой «4».
  • 1.4 Цифрой «1» на схеме обозначена дельта реки Нил.
  • 1.5 Цифрой «5» на схеме обозначена столица Нижнего Египта.
  • 1.6 Основной район добычи золота располагался в районе, обозначенном на схеме цифрой «3».
  • 1.7 Цифрой «2» на схеме обозначено Средиземное море.
  • 1.8 На схеме обозначен и подписан город, в который фараоном Тутанхамоном была перенесена столица Египетского царства.

Ответ:

1.1.1.2.1.3.1.4.1.5.1.6.1.7.1.8.
нетданетданетнетнетда

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задание 8 баллов.

Задание 2

Установите последовательность создания памятников, представленных на иллюстрациях. Запишите буквы, которыми обозначены иллюстрации,  в правильной последовательности в таблицу.

Рисунок A

Рисунок Б

Рисунок В

Рисунок Г

Рисунок Д

Ответ:

ГВБАД

6 баллов за полностью верную хронологию. 1 балл за хронологию с одной ошибкой. За две и более ошибки – 0 баллов.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 3

Установите соответствие между историческими деятелями и соот­ветствующими характеристиками их деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКАДЕЯТЕЛЬ
A)     древнегреческий поэт, автор трагедии «Прометей прикованный»

Б) стратег,          руководивший            действиями афинского войска в Марафонской битве

B)      греческий скульптор, создатель статуи «Дискобол» (метатель диска)

Г) стратег,           руководивший            действиями афинского войска в Саламинском морском сражении

Д) троюродный брат Александра Маке­донского, талантливый эпирский полко­водец, один из сильнейших противников Рима

Е) афинский драматург, создатель комедии «Птицы»

1) Эсхил

2) Мильтиад

3) Пирр

4) Фемистокл

5) Мирон

6)  Аристофан

Ответ:

АБВГДЕ
125436

По 2 балла за каждое верное соотнесение.

Всего за задание 12 баллов.

Задание 4

Прочтите текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений.

(1) В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. (2) Приступив к управлению Афинами, Солон установил новые законы. (3) На городской площади появились деревянные доски в рост человека, на которых были записаны принятые законы. (4) Но сделав многое для того, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством, Солон навлёк на себя недовольство слишком многих и был вынужден покинуть родину. (5) Земледельцы, познакомившись с первыми же нововведениями, записанными в законах, ликовали — теперь ни одного свободного афинянина рабом за долги не сделают. (6) В VII — начале VI в. до н. э. большинство простого народа в Аттике находилось в порабощении у знатных людей. (7) После длительной смуты афиняне, стремившиеся не допустить войны между гражданами одного полиса, уговорили остальных начать переговоры. (8) Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса.

Напишите правильную последовательность предложений, указав их порядковые номера.

Ответ: 68712354.

14 баллов за полностью верную последовательность. 7 баллов за после­довательность с одной ошибкой. За две и более ошибки – 0 баллов.

Всего за задание 14 баллов.

Задание 5

Расположите отрывки из произведений литературы в хронологической последовательности описываемых в них событий.

1«Была основана новая столица на востоке империи. Старый город

Византий частично разрушили, укрепили и обнесли неприступной стеной. Этот город получил название в честь самого императора. Будучи язычником, он даровал христианам право свободно собираться и испо­ведовать их веру. Перед смертью император принял крещение».

2«И тут уж друг на друга корабли пошли.
Сначала удавалось персам сдерживать
Напор. Когда же в узком месте множество
Судов скопилось, никому никто помочь
Не мог, и клювы направляли медные
Свои в своих же, вёсла и гребцов круша.
А греки кораблями, как задумали,
Нас окружили…
Найти спасенье в бегстве беспорядочном
Весь уцелевший варварский пытался флот.
Но греки персов, словно рыбаки тунцов,
Кто чем попало, досками, обломками
Судов и вёсел били. Крики ужаса
И вопли оглашали даль солёную,
Покуда око ночи не сокрыло нас».
3«Обвал за обвалом, и снова обвал,
В заснеженных Альпах идёт Ганнибал,
Под самой вершиной могучих хребтов,
Сыны Карфагена и гнёзда орлов.
Слоны и верблюды, рабы чередой,
В строю сорок тысяч тропой боевой,
И белого марева утренний дым,
Плывёт по равнинам седых Апеннин.
Над пунами Канн ореол золотой,
В веках не померкнет ярчайшей звездой,
К ним слава взошла с недоступных вершин,
А войско ползёт неуклонно на Рим…».
4«Жители Милета подняли восстание против гнёта персов, которое охватило все греческие города в Малой Азии и было поддержано афинянами. Подавив восстание, персидский царь решил отомстить смелым грекам, покорить всю Грецию. Его послы, отправленные в греческие полисы, требовали «земли и воды», что на иносказательном языке древних дипломатов означало полное подчинение. Испугавшись, многие полисы покорились персам; отказались это сделать только два крупнейших из них — Афины и Спарта. Спартанцы даже бросили персидских послов в колодец, приговаривая: «Если хотите, можете сами взять там землю и воду!»
5«Гизерих взял в плен Евдоксию с её дочерьми от Валентиниана, Евдокией и Плацидией и, нагрузив на корабли огромное количество золота и иных царских сокровищ, отплыл в Карфаген, забрав из дворца и медь, и всё остальное. Он ограбил и храм Юпитера Капитолийского и снял с него половину крыши. Эта крыша была сделана из лучшей меди и покрыта густым слоем золота, представляя величественное и изумительное зрелище.

Из кораблей, что были у Гизериха, один, который вёз статуи, говорят, погиб, со всеми же остальными вандалы вошли благополучно в гавань Карфагена».

Ответ: 42315.

10 баллов за полностью верную хронологию. 5 баллов за хронологию с одной ошибкой. За две и более ошибки – 0 баллов.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 6

Рассмотрите контурную карту и выполните задания.

Рисунок 6

6.1 Обозначьте (подпишите названия в соответствующих местах) на кон­турной карте город, легендарное основание которого Ромулом относят к 753 г. до н. э., и реку, в воды которой по легенде была выброшена корзина с младенцами Ромулом и Рэмом по приказу царя Амулия.

Ответ: город Рим и река Тибр. По 1 баллу за каждый элемент. Всего 2 балла.

6.2 Обозначьте на контурной карте город (отметьте соответствующий кружок и напишите название), в котором началось восстание гладиаторов под предводительством Спартака. Обозначьте на карте гору (напишите название в соответствующем месте), где находился первый лагерь восставших.

Ответ: город Капуя и гора Везувий. По 2 балла за каждый верный элемент ответа. Всего 4 балла.

6.3 Прочтите отрывок из энциклопедической статьи.

«В 49 году до н. э., вопреки запрету римского сената, Юлий Цезарь со своими легионами перешёл рубеж, служивший границей между Умбрией и Ближней Галлией, воскликнув: «Жребий брошен!» Это послужило началом войны между сенатом и Юлием Цезарем, в результате которой он овладел Римом». Обозначьте на схеме крестиком место, где произошло событие, о котором идёт речь.

Ответ: район реки Рубикон. (2 балла)

6.4 Напишите названия трёх любых морей, являющихся составными частями крупного моря, которые изображены на данной схеме.

Ответ: могут быть подписаны моря: Тирренское, Адриатическое, Ионическое, Лигурийское. По 2 балла за каждый верный элемент ответа. Всего 6 баллов.

6.5 Установите соответствие между названиями племён, населявших древнюю Италию, и цифрами, которыми обозначены места их расселения на карте.

Ответ:

Название племёнЦифровые обозначения мест расселения
латины2
этруски1
лигуры4

По 2 балла за каждый верный элемент ответа. Всего 6 баллов. Всего за задание 20 баллов.

Максимум за работу 70 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: