Содержание
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 10
- Задание 11
- Задание 12
- Задание 13
- Задание 14
В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу в бланке работы.
Задание 1
Когда был издан документ, отрывок из которого представлен ниже? «…дали мы перед Богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы Английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными, что явствует из того, что свободу выборов, которая признается важнейшей и более всего необходимой Английской церкви, мы по чистой и доброй воле, еще до несогласия, возникшего между нами и баронами нашими, пожаловали и грамотой нашей подтвердили…»
- 1122 г.
- 1215 г.
- 1265 г.
- 1302 г.
Задание 2
Кто является автором приведённого ниже фрагмента?
«А некоторое время спустя проверил царь Магмет судей своих, как они судят, и доложили царю про их лихоимство, что они за взятки судят. Тогда царь обвинять их не стал, только повелел с живых кожу ободрать. И сказал так: “Если тела их опять обрастут, тогда им та вина простится”. А кожи их велел выделать и ватой велел их набить, и написать повелел на кожах их: “Без таковой грозы невозможно в царстве правду ввести”. <…> Невозможно царю без грозы править, как если бы конь под царем и был без узды, так и царство без грозы».
- Ермолай-Еразм
- Андрей Курбский
- Максим Грек
- Иван Пересветов
Задание 3
Кто является автором текста, отрывок из которого приведён ниже?
«…45. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего и пренебрегая им покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечет на себя. 46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции. 47. Должно учить христиан: покупка индульгенций – дело добровольное, а не принудительное».
- Мартин Лютер
- Жан Кальвин
- Томас Мюнцер
- Игнатий Лойола
Ответ
1 | 2 | 3 |
2 | 4 | 1 |
По 2 балла за каждый верный ответ.
Всего 6 баллов за задания 1–3.
В заданиях 4 и 5 выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.
Задание 4
Какие из перечисленных монархов возглавляли европейские государствав период Тридцатилетней войны?
- Генрих III
- Стефан Баторий
- Фердинанд II
- Густав II Адольф
- Людовик XIII
- Иосиф II
Задание 5
Какие из перечисленных лиц выступили руководителями Великого посольства 1697–1698 гг.?
- Ф.Я. Лефорт
- П.А. Толстой
- П.Б. Возницын
- Г.И. Головкин
- Ф.Ю. Ромодановский
- Ф.А. Головин
Ответ
4 | 5 |
345 | 136 |
По 3 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный). Всего 6 баллов за задания 4, 5.
Задание 6
Перед Вами перечень ныне существующих зданий, созданных тремя различными российскими архитекторами XVIII века. Запишите в верхнюю строку таблицы в бланке работы фамилии архитекторов, а в нижнюю – порядковые номера сооружений, созданных соответствующими архитекторами.
- Зимний дворец в Санкт-Петербурге
- собор Петропавловской крепости
- Екатерининский дворец в Царском Селе
- здание Сената в Московском Кремле
- Петровский путевой дворец в Москве
- собор Смольного монастыря
- здание Благородного собрания в Москве
- Летний дворец Петра I
- здание Двенадцати коллегий
Ответ
Архитектор | Д. Трезини | Ф.Б. Растрелли | М.Ф. Казаков |
Сооружение | 289 | 136 | 457 |
По 1 баллу за каждого названного архитектора. По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Всего 12 баллов.
Задание 7
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
- 7.1. 1096–1099, 1189–1192, 1202–1204, 1236–1242.
- 7.2. М. Робеспьер, Ж.-П. Марат, О.Г. Мирабо, Л.-А. Сен-Жюст, Ж. Кутон.
Ответ
7.1. Годы крестовых походов. Лишнее: 1236–1242, монголо-татарский поход «к последнему морю».
7.2. Представители якобинцев. Лишний: О.Г. Мирабо.
По 3 балла за каждый верный ответ (2 балла за указание принципа объединения, 1 балл за указание лишнего).
Всего 6 баллов.
Задание 8
По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.
- 8.1. А.Д. Басманов, Ф.А. Басманов, А.И. Вяземский, В.Г. Грязной, Г. Штаден.
- 8.2. Екатерина Арагонская, Анна Болейн, Джейн Сеймур, Анна Клевская, Екатерина Говард, Екатерина Парр.
Ответ
8.1. Знаменитые опричники.
8.2. Жёны английского короля Генриха VIII Тюдора.
По 2 балла за каждый верный ответ.
Всего 4 балла.
Задание 9
Установите соответствие между событиями отечественной и зарубежной истории, произошедшими в одном и том же веке. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ | СОБЫТИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ |
А) опричнина | 1) начало Семилетней войны |
Б) междоусобная война Василия II с Юрием Звенигородским и его сыновьями | 2) битва при Креси |
В) смерть Дмитрия Донского | 3) война Алой и Белой розы |
Г) учреждение «русского для представления трагедий и комедий театра» в Петербурге | 4) период Фронды во Франции |
5) Аугсбургский религиозный мир |
Ответ
А | Б | В | Г |
5 | 3 | 2 | 1 |
По 2 балла за каждое верное соотнесение.
Всего 8 баллов.
Задание 10
Установите соответствие между орденом и правителем, при котором он было учреждён в России. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОРДЕН | ПРАВИТЕЛЬ |
А) орден Святой Анны | 1) Павел I |
Б) орден Святого Александра Невского | 2) Анна Иоанновна |
В) орден Святого Иоанна Иерусалимского | 3) Елизавета Петровна |
Г) орден Святого Владимира | 4) Екатерина I |
5) Екатерина II |
Ответ
А | Б | В | Г |
2 | 4 | 1 | 5 |
По 2 балла за каждое верное соотнесение.
Всего 8 баллов.
Задание 11
Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в таблицу в бланке работы.
В 1762 году император (1 – имя) обнародовал манифест о вольности (2 – сословие). Этот документ поставил на повестку дня проблему освобождения крепостных крестьян. Однако пришедшая в том же году к власти (3 – имя) на радикальные перемены не решилась. Более того, в (4) году был издан указ, дававший право помещикам ссылать крепостных в (5 – территория). Через (6) лет после подавления в (7) году мощного восстания под предводительством (8 – имя) были закрепощены крестьяне на (9 – территория). Последние годы XVIII столетия связаны с правлением (10 – имя), который ограничил барщину (11) днями в неделю, но продолжил массовое закрепощение крестьян.
Пришедший в (12) году к власти Александр I был воспитан швейцарцем (13 – имя) на идеалах Просвещения. В (14) году он обнародовал указ о (15 – термин) хлебопашцах, а затем поручил своим сановникам разработку проектов отмены крепостного права. Императору удалось решить эту задачу в отношении (16 – территория), но в масштабах остальной страны ничего не изменилось. Лишь император (17 – имя) сумел отменить крепостное право.
Ответ
1 | Пётр III | 10 | Павла I |
2 | дворянства | 11 | 3 |
3 | Екатерина II | 12 | 1801 |
4 | 1765 | 13 | Лагарпом |
5 | Сибирь | 14 | 1803 |
6 | 8 | 15 | вольных |
7 | 1775 | 16 | Прибалтики (Остзейского края) |
8 | Пугачёва | 17 | Александр II |
9 | Левобережной Украине |
- 16–17 верных вставок –10 баллов.
- 14–15 верных вставок – 9 баллов.
- 12–13 верных вставок – 8 баллов.
- 10–11 верных вставок – 7 баллов.
- 8–9 верных вставок – 6 баллов.
- 6–7 верных вставок – 5 баллов.
- 4–5 верных вставок – 4 балла.
- 3 верные вставки – 3 балла.
- 2 верные вставки – 2 балла.
- 1 верная вставка – 1 балл.
Всего 10 баллов.
Задание 12
Внимательно рассмотрите схему и выполните задания. Ответы внесите в таблицу №1 и таблицу №2 в бланке работ
12.1. Заполните пропуски в предложениях. Ответ внесите в таблицу № 1 в бланке работы.
- А) На карте отражён ход ______ битвы, состоявшейся в _____ году.
- Б) Реки, обозначенные цифрами ___ и ___, – это Непрядва и Дон соответственно.
- В) Полк, обозначенный цифрой ___, не выдержал натиска вражеской конницы и стал отходить к Непрядве
- Г) Полком, обозначенным цифрой ___, командовали серпуховской князь Владимир Андреевич и воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский.
- Д) В полку, обозначенном цифрой ___, сражался переодетый в великокняжеские доспехи боярин Михаил Бренок.
- Е) Войсками, ставка которых обозначена цифрой 3, командовал ________.
12.2. Согласны ли Вы с приведёнными утверждениями? Впишите в таблицу напротив порядковых номеров верных утверждений «Верно», напротив ложных утверждений – «Неверно». В случае, если Вы считаете утверждение неверным, дайте краткое обоснование своему ответу. Ответ внесите в таблицу № 2 в бланке работы.
- В легендарном поединке, открывшем изображённое на схеме сражение, погибли оба воина.
- Великий князь Дмитрий Иванович сражался как простой воин в сторожевом полку, а затем в большом полку.
- На стороне московского князя в изображённом на схеме сражении выступил великий князь Литовский Ягайло и его старшие братья Андрей и Дмитрий.
- Союзником вражеских войск в изображённом на схеме сражении выступил рязанский князь Роман Ингваревич.
- Потерпев поражение в изображённом на схеме сражении, Мамай вскоре потерпел новое поражение в столкновении с Тохтамышем на реке Калке.
- Автором одного из произведений, посвящённых изображённому на схеме сражению, стал Софроний Рязанец.
Ответ
Таблица №1
А | Куликовской, 1380 г. |
Б | 2; 1 |
В | 6 |
Г | 4 |
Д | 5 |
Е | Мамай |
По 1 баллу за каждое предложение с верными вставками.
Всего 6 баллов.
Таблица №2
1 | Верно |
2 | Верно |
3 | Неверно, так как великий князь Литовский Ягайло, в отличие от своих старших братьев Андрея и Дмитрия, выступил на стороне Мамая |
4 | Неверно, так как рязанского князя, поддержавшего Мамая, звали Олег Иванович, а Роман Ингваревич – это представитель рязанского княжеского рода времён монголо-татарского нашествия (погиб под Коломной в январе 1238 г.) |
5 | Верно |
6 | Верно |
По 2 балла за каждый верный ответ. В случае, если приведённое утверждение неверно, ответ без обоснования не принимается. Всего 12 баллов.
Всего 18 баллов за задание 12.
Задание 13
Рассмотрите изображения и выполните задания. Ответы внесите в бланк работы.
Двуглавый орел, императорские короны
- Назовите элементы государственной символики Российской империи, представленные на изображении.
- С каким императором связано появление данного изображения? Назовите годы его правления.
- Какой из перечисленных элементов встречается на гербе только в правление данного императора? Объясните данное обстоятельство.
- Из предложенных ниже изображений выберите относящиеся по смыслу к правлению монарха, имя которого Вы указали в пункте 2, и запишите их номера. Дайте объяснение Вашему выбору.
Ответы
13.1. Двуглавый орел, императорские короны, скипетр, держава, знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного с цепью, мальтийский крест, гербовый щит с изображением Святого Георгия Победоносца, Андреевская лента.
(Названо 7–8 элементов – 3 балла; названо 5–6 элементов – 2 балла; названо 3–4 элемента –1 балл.)
13.2. С Павлом I (1 балл). 1796–1801 гг. (1 балл).
13.3. Мальтийский крест (1 балл). Император Павел I покровительствовал Мальтийскому рыцарскому ордену и был избран его магистром. В Россию были доставлены древние святыни, связанные с орденом. Остров Мальта был взят Россией под свою защиту. Император распорядился изобразить на гербе Российской империи Мальтийский крест (2 балла).
Всего 8 баллов.
13.4. Изображение 1. Убийство Павла I в результате заговора в 1801 году. Изображение 4. Переход русских войск генерал-фельдмаршала А.В. Суворова из Северной Италии через Альпы в Швейцарию во время войны второй антифранцузской коалиции. 1799 г. Изображение 5. Михайловский замок, сооружённый по заказу Павла I.
По 1 баллу за указание верного номера изображения. По 1 баллу за приведённое объяснение. Всего 6 баллов.
Всего 14 баллов за задание 13.
Задание 14
Внимательно изучите представленный ниже фрагмент исторического источника и ответьте на вопросы к нему.
«Вскоре после наказания Никитичей, того же лета за безумное молчание всего мира по поводу гибели невинных омрачил Господь небо облаками, и такой дождь начался, что все люди пришли в ужас. И прекратились все земледельческие работы, и все проросшие семена сгнили от безмерных вод, льющихся с неба; и 10 дней земля не могла просохнуть. До жатвы побил мороз все, что выросло на полях и в садах. Земля была как огнем опалена. После этого года следующий был еще хуже, так же было и на третий год.
Царь пытался раздавать милостыню, но от этого стало еще хуже. В Москву за раздачами денег из казны отправились тысячи людей. Но на полученные деньги было невозможно прокормиться из-за дороговизны на рынках. Поэтому пришедшие погибали прямо на улицах.
За два года и четыре месяца по велению царя было подсчитано, что в трех братских могилах было похоронено 127 тысяч человек. Но это не всё, поскольку похороненных в 400 церквях никто не считал».
- Определите событие, описанное в представленном выше отрывке из исторического источника, и датируйте его.
- Укажите имя и фамилию русского царя, в правление которого произошло данное событие, а также годы его правления.
- Что позволяет Вам определить, что речь идёт именно об этом событии? Найдите в тексте три подтверждения.
- Один ученик, интересующийся историей, ознакомившись с данным отрывком, предположил, что его автором является представитель такой социальной группы российского общества того времени, как духовенство. Опираясь на текст, приведите два аргумента в подтверждение этой точки зрения.
Ответ
- Голод в России (2 балла), 1601–1603 гг. (2 балла). Всего 4 балла.
- Борис Годунов (2 балла), 1598–1605 гг. (2 балла). Всего 4 балла.
- Могут быть приведены следующие подтверждения из текста:
- указание в начале отрывка на опалу бояр Романовых (детей Никиты Романовича Захарьина-Юрьева), произошедшую в 1601 году;
- указание на прекращение «земледельческих работ» и гибель урожая из-за дождей и морозов;
- указание на чрезвычайные меры, предпринятые царём, их недостаточность, поскольку на раздаваемые деньги «было невозможно прокормиться из-за дороговизны на рынках»;
- указание в конце отрывка на огромное количество человеческих жертв в этот период.
По 2 балла за каждое верно найденное подтверждение. Всего 6 баллов.
- Могут быть приведены такие аргументы:
- автор ссылается на кару Господа, постигшую Россию за «безумное молчание всего мира по поводу гибели невинных», т. е. прослеживается идея Божьего провидения;
- рассказ о событиях наступления голода однозначно содержит в себе параллели с библейскими рассказами (десять казней египетских, второе пришествие и Страшный суд).
По 2 балла за каждый верно приведённый аргумент. Всего 4 балла.
Всего 18 баллов за задание 14.
Всего за работу – 110 баллов.