Олимпиадные задания с решениями

История 8 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва, 2016 год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу в бланке работы.

Задание 1

Содержание ↑

Когда был издан документ, отрывок из которого представлен ниже? «…дали мы перед Богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы Английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными, что явствует из того, что свободу выборов, которая признается важнейшей и более всего необходимой Английской церкви, мы по чистой и доброй воле, еще до несогласия, возникшего между нами и баронами нашими, пожаловали и грамотой нашей подтвердили…»

  1. 1122 г.
  2. 1215 г.
  3. 1265 г.
  4. 1302 г.

Задание 2

Содержание ↑

Кто является автором приведённого ниже фрагмента?

«А некоторое время спустя проверил царь Магмет судей своих, как они судят, и доложили царю про их лихоимство, что они за взятки судят. Тогда царь обвинять их не стал, только повелел с живых кожу ободрать. И сказал так: “Если тела их опять обрастут, тогда им та вина простится”. А кожи их велел выделать и ватой велел их набить, и написать повелел на кожах их: “Без таковой грозы невозможно в царстве правду ввести”. <…> Невозможно царю без грозы править, как если бы конь под царем и был без узды, так и царство без грозы».

  1. Ермолай-Еразм
  2. Андрей Курбский
  3. Максим Грек
  4. Иван Пересветов

Задание 3

Содержание ↑

Кто является автором текста, отрывок из которого приведён ниже?

«…45. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего и пренебрегая им покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечет на себя. 46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции. 47. Должно учить христиан: покупка индульгенций – дело добровольное, а не принудительное».

  1. Мартин Лютер
  2. Жан Кальвин
  3. Томас Мюнцер
  4. Игнатий Лойола

Ответ

123
241

 

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 6 баллов за задания 1–3.

В заданиях 4 и 5 выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

Задание 4

Содержание ↑

Какие из перечисленных монархов возглавляли европейские государствав период Тридцатилетней войны?

  1. Генрих III
  2. Стефан Баторий
  3. Фердинанд II
  4. Густав II Адольф
  5. Людовик XIII
  6. Иосиф II

Задание 5

Содержание ↑

Какие из перечисленных лиц выступили руководителями Великого посольства 1697–1698 гг.?

  1. Ф.Я. Лефорт
  2. П.А. Толстой
  3. П.Б. Возницын
  4. Г.И. Головкин
  5. Ф.Ю. Ромодановский
  6. Ф.А. Головин

Ответ

45
345136

 

По 3 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный). Всего 6 баллов за задания 4, 5.

Задание 6

Содержание ↑

Перед Вами перечень ныне существующих зданий, созданных тремя различными российскими архитекторами XVIII века. Запишите в верхнюю строку таблицы в бланке работы фамилии архитекторов, а в нижнюю – порядковые номера сооружений, созданных соответствующими архитекторами.

  1. Зимний дворец в Санкт-Петербурге
  2. собор Петропавловской крепости
  3. Екатерининский дворец в Царском Селе
  4. здание Сената в Московском Кремле
  5. Петровский путевой дворец в Москве
  6. собор Смольного монастыря
  7. здание Благородного собрания в Москве
  8. Летний дворец Петра I
  9. здание Двенадцати коллегий

Ответ

АрхитекторД. ТрезиниФ.Б. РастреллиМ.Ф. Казаков
Сооружение289136457

По 1 баллу за каждого названного архитектора. По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Всего 12 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

  • 7.1. 1096–1099, 1189–1192, 1202–1204, 1236–1242.
  • 7.2. М. Робеспьер, Ж.-П. Марат, О.Г. Мирабо, Л.-А. Сен-Жюст, Ж. Кутон.

Ответ

7.1. Годы крестовых походов. Лишнее: 1236–1242, монголо-татарский поход «к последнему морю».

7.2. Представители якобинцев. Лишний: О.Г. Мирабо.

По 3 балла за каждый верный ответ (2 балла за указание принципа объединения, 1 балл за указание лишнего).

Всего 6 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

  • 8.1. А.Д. Басманов, Ф.А. Басманов, А.И. Вяземский, В.Г. Грязной, Г. Штаден.
  • 8.2. Екатерина Арагонская, Анна Болейн, Джейн Сеймур, Анна Клевская, Екатерина Говард, Екатерина Парр.

Ответ

8.1. Знаменитые опричники.

8.2. Жёны английского короля Генриха VIII Тюдора.

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 4 балла.

Задание 9

Содержание ↑

Установите соответствие между событиями отечественной и зарубежной истории, произошедшими в одном и том же веке. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИСОБЫТИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ
А) опричнина1) начало Семилетней войны
Б) междоусобная война Василия II с Юрием Звенигородским и его сыновьями2) битва при Креси
В) смерть Дмитрия Донского3) война Алой и Белой розы
Г) учреждение «русского для представления трагедий и комедий театра» в Петербурге4) период Фронды во Франции
5) Аугсбургский религиозный мир

 

Ответ

АБВГ
5321

 

По 2 балла за каждое верное соотнесение.

Всего 8 баллов.

Задание 10

Содержание ↑

Установите соответствие между орденом и правителем, при котором он было учреждён в России. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОРДЕНПРАВИТЕЛЬ
А) орден Святой Анны1) Павел I
Б) орден Святого Александра Невского2) Анна Иоанновна
В) орден Святого Иоанна Иерусалимского3) Елизавета Петровна
Г) орден Святого Владимира4) Екатерина I
5) Екатерина II

Ответ

АБВГ
2415

 

По 2 балла за каждое верное соотнесение.

Всего 8 баллов.

Задание 11

Содержание ↑

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в таблицу в бланке работы.

В 1762 году император (1 – имя) обнародовал манифест о вольности (2 – сословие). Этот документ поставил на повестку дня проблему освобождения крепостных крестьян. Однако пришедшая в том же году к власти (3 – имя) на радикальные перемены не решилась. Более того, в (4) году был издан указ, дававший право помещикам ссылать крепостных в (5 – территория). Через (6) лет после подавления в (7) году мощного восстания под предводительством (8 – имя) были закрепощены крестьяне на (9 – территория). Последние годы XVIII столетия связаны с правлением (10 – имя), который ограничил барщину (11) днями в неделю, но продолжил массовое закрепощение крестьян.

Пришедший в (12) году к власти Александр I был воспитан швейцарцем (13 – имя) на идеалах Просвещения. В (14) году он обнародовал указ о (15 – термин) хлебопашцах, а затем поручил своим сановникам разработку проектов отмены крепостного права. Императору удалось решить эту задачу в отношении (16 – территория), но в масштабах остальной страны ничего не изменилось. Лишь император (17 – имя) сумел отменить крепостное право.

Ответ

1Пётр III10Павла I
2дворянства113
3Екатерина II121801
4176513Лагарпом
5Сибирь141803
6815вольных
7177516Прибалтики (Остзейского края)
8Пугачёва17Александр II
9Левобережной Украине
  • 16–17 верных вставок –10 баллов.
  • 14–15 верных вставок – 9 баллов.
  • 12–13 верных вставок – 8 баллов.
  • 10–11 верных вставок – 7 баллов.
  • 8–9 верных вставок – 6 баллов.
  • 6–7 верных вставок – 5 баллов.
  • 4–5 верных вставок – 4 балла.
  • 3 верные вставки – 3 балла.
  • 2 верные вставки – 2 балла.
  • 1 верная вставка – 1 балл.

Всего 10 баллов.

Задание 12

Содержание ↑

Внимательно рассмотрите схему и выполните задания. Ответы внесите в таблицу №1 и таблицу №2 в бланке работ

12.1. Заполните пропуски в предложениях. Ответ внесите в таблицу № 1 в бланке работы.

  • А) На карте отражён ход ______ битвы, состоявшейся в _____ году.
  • Б) Реки, обозначенные цифрами ___ и ___, – это Непрядва и Дон соответственно.
  • В) Полк, обозначенный цифрой ___, не выдержал натиска вражеской конницы и стал отходить к Непрядве
  • Г) Полком, обозначенным цифрой ___, командовали серпуховской князь Владимир Андреевич и воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский.
  • Д) В полку, обозначенном цифрой ___, сражался переодетый в великокняжеские доспехи боярин Михаил Бренок.
  • Е) Войсками, ставка которых обозначена цифрой 3, командовал ________.

12.2. Согласны ли Вы с приведёнными утверждениями? Впишите в таблицу напротив порядковых номеров верных утверждений «Верно», напротив ложных утверждений – «Неверно». В случае, если Вы считаете утверждение неверным, дайте краткое обоснование своему ответу. Ответ внесите в таблицу № 2 в бланке работы.

  1. В легендарном поединке, открывшем изображённое на схеме сражение, погибли оба воина.
  2. Великий князь Дмитрий Иванович сражался как простой воин в сторожевом полку, а затем в большом полку.
  3. На стороне московского князя в изображённом на схеме сражении выступил великий князь Литовский Ягайло и его старшие братья Андрей и Дмитрий.
  4. Союзником вражеских войск в изображённом на схеме сражении выступил рязанский князь Роман Ингваревич.
  5. Потерпев поражение в изображённом на схеме сражении, Мамай вскоре потерпел новое поражение в столкновении с Тохтамышем на реке Калке.
  6. Автором одного из произведений, посвящённых изображённому на схеме сражению, стал Софроний Рязанец.

Ответ

Таблица №1

АКуликовской, 1380 г.
Б2; 1
В6
Г4
Д5
ЕМамай

По 1 баллу за каждое предложение с верными вставками.

Всего 6 баллов.

Таблица №2

1Верно
2Верно
3Неверно, так как великий князь Литовский Ягайло, в отличие от своих старших братьев Андрея и Дмитрия, выступил на стороне Мамая
4Неверно, так как рязанского князя, поддержавшего Мамая, звали Олег Иванович, а Роман Ингваревич – это представитель рязанского княжеского рода времён монголо-татарского нашествия (погиб под Коломной в январе 1238 г.)
5Верно
6Верно

По 2 балла за каждый верный ответ. В случае, если приведённое утверждение неверно, ответ без обоснования не принимается. Всего 12 баллов.

Всего 18 баллов за задание 12.

Задание 13

Содержание ↑

Рассмотрите изображения и выполните задания. Ответы внесите в бланк работы.

Двуглавый орел, императорские короны

  1. Назовите элементы государственной символики Российской империи, представленные на изображении.
  2. С каким императором связано появление данного изображения? Назовите годы его правления.
  3. Какой из перечисленных элементов встречается на гербе только в правление данного императора? Объясните данное обстоятельство.
  4. Из предложенных ниже изображений выберите относящиеся по смыслу к правлению монарха, имя которого Вы указали в пункте 2, и запишите их номера. Дайте объяснение Вашему выбору.

 

Ответы

13.1. Двуглавый орел, императорские короны, скипетр, держава, знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного с цепью, мальтийский крест, гербовый щит с изображением Святого Георгия Победоносца, Андреевская лента.

(Названо 7–8 элементов – 3 балла; названо 5–6 элементов – 2 балла; названо 3–4 элемента –1 балл.)

13.2. С Павлом I (1 балл). 1796–1801 гг. (1 балл).

13.3. Мальтийский крест (1 балл). Император Павел I покровительствовал Мальтийскому рыцарскому ордену и был избран его магистром. В Россию были доставлены древние святыни, связанные с орденом. Остров Мальта был взят Россией под свою защиту. Император распорядился изобразить на гербе Российской империи Мальтийский крест (2 балла).

Всего 8 баллов.

13.4. Изображение 1. Убийство Павла I в результате заговора в 1801 году. Изображение 4. Переход русских войск генерал-фельдмаршала А.В. Суворова из Северной Италии через Альпы в Швейцарию во время войны второй антифранцузской коалиции. 1799 г. Изображение 5. Михайловский замок, сооружённый по заказу Павла I.

По 1 баллу за указание верного номера изображения. По 1 баллу за приведённое объяснение. Всего 6 баллов.

Всего 14 баллов за задание 13.

Задание 14

Содержание ↑

Внимательно изучите представленный ниже фрагмент исторического источника и ответьте на вопросы к нему.

«Вскоре после наказания Никитичей, того же лета за безумное молчание всего мира по поводу гибели невинных омрачил Господь небо облаками, и такой дождь начался, что все люди пришли в ужас. И прекратились все земледельческие работы, и все проросшие семена сгнили от безмерных вод, льющихся с неба; и 10 дней земля не могла просохнуть. До жатвы побил мороз все, что выросло на полях и в садах. Земля была как огнем опалена. После этого года следующий был еще хуже, так же было и на третий год.

Царь пытался раздавать милостыню, но от этого стало еще хуже. В Москву за раздачами денег из казны отправились тысячи людей. Но на полученные деньги было невозможно прокормиться из-за дороговизны на рынках. Поэтому пришедшие погибали прямо на улицах.

За два года и четыре месяца по велению царя было подсчитано, что в трех братских могилах было похоронено 127 тысяч человек. Но это не всё, поскольку похороненных в 400 церквях никто не считал».

  1. Определите событие, описанное в представленном выше отрывке из исторического источника, и датируйте его.
  2. Укажите имя и фамилию русского царя, в правление которого произошло данное событие, а также годы его правления.
  3. Что позволяет Вам определить, что речь идёт именно об этом событии? Найдите в тексте три подтверждения.
  4. Один ученик, интересующийся историей, ознакомившись с данным отрывком, предположил, что его автором является представитель такой социальной группы российского общества того времени, как духовенство. Опираясь на текст, приведите два аргумента в подтверждение этой точки зрения.

Ответ

  1. Голод в России (2 балла), 1601–1603 гг. (2 балла). Всего 4 балла.
  2. Борис Годунов (2 балла), 1598–1605 гг. (2 балла). Всего 4 балла.
  3. Могут быть приведены следующие подтверждения из текста:
    • указание в начале отрывка на опалу бояр Романовых (детей Никиты Романовича Захарьина-Юрьева), произошедшую в 1601 году;
    • указание на прекращение «земледельческих работ» и гибель урожая из-за дождей и морозов;
    • указание на чрезвычайные меры, предпринятые царём, их недостаточность, поскольку на раздаваемые деньги «было невозможно прокормиться из-за дороговизны на рынках»;
    • указание в конце отрывка на огромное количество человеческих жертв в этот период.

По 2 балла за каждое верно найденное подтверждение. Всего 6 баллов.

  1. Могут быть приведены такие аргументы:
    • автор ссылается на кару Господа, постигшую Россию за «безумное молчание всего мира по поводу гибели невинных», т. е. прослеживается идея Божьего провидения;
    • рассказ о событиях наступления голода однозначно содержит в себе параллели с библейскими рассказами (десять казней египетских, второе пришествие и Страшный суд).

По 2 балла за каждый верно приведённый аргумент. Всего 4 балла.

Всего 18 баллов за задание 14.

Всего за работу – 110 баллов.

Содержание ↑

Рекомендуем ознакомиться: