Олимпиадные задания с решениями

История 8 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Тестовые задания

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

1. В каком  году  был  принят  документ,  отрывок  из  которого  представлен ниже?

«Будет  кто  каким  умышленьем  учнёт мыслить  на  государьское  здоровье  злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетца допряма, что он на царьское величество злое дело мыслил и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию».

  1. 1497 г.
  2. 1550 г
  3. 1649 г.
  4. 1714 г.

2. Как называется документ, отрывок из которого представлен ниже?

«…да  будет  властью  настоящего  парламента  установлено,  что  король,  наш верховный  государь,  его  наследники  и  преемники,  короли  этого  королевства, должен  быть  принимаем,  признаваем,  почитаем  единственным  на  свете верховным главой церкви Англии».

  1. Золотая булла 1356 г.
  2. Акт о супрематии 1534 г.
  3. Нантский эдикт 1598 г.
  4. Хабеас корпус акт 1679 г.

3. В каком году был составлен документ, отрывок из которого представлен ниже?

«И  во  оных  президентов,  вице-президентов  и  прочих  принадлежащих  к  тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из своих собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить.  Того  ради  его  царское  величество  запотребно  рассудить  изволил, всем  в  вышеписанных  государственных  коллегиях  обретающимся  вышним  и  нижним  служителям  обще,  и  каждому  особо, …всемилостивейшее  своё повеление в нижеписанных главах объявить».

  1. 1699 г.
  2. 1711 г.
  3. 1720 г.
  4. 1729 г.

Ответ:

123
323

По 2 балла за каждый верный ответ. Всего 6 баллов за задания 1–3.

В  заданиях 4–6  выберите  несколько  верных  ответов  из  предложенных. Ответы внесите в таблицу.

4. Какие из представленных ниже территорий к началу XVIII в. НЕ входили в состав Российского государства?

  1. Смоленск
  2. Крымский полуостров
  3. Азов
  4. Белоруссия
  5. Лифляндия
  6. Левобережная Украина

5. Кто из  перечисленных  ниже  европейских  правителей  был  участником Третьего крестового похода?

  1. Ричард I Львиное Сердце
  2. Генрих II Плантагенет
  3. Филипп II Август
  4. Фридрих I Барбаросса
  5. Эдуард Чёрный Принц
  6. Людовик IX Святой

6. Какие из  перечисленных  ниже  сражений  произошли  в  ходе  Столетней войны?

  1. сражение при Пуатье
  2. сражение на Каталаунских полях
  3. сражение при Адрианополе
  4. сражение при Босворте
  5. сражение при Креси
  6. сражение при Азенкуре

Ответ:

456
245134156

По 3 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указан-ными верными ответами приводится один неверный). Всего 9 баллов за задания 4–6.

Задание 7

Перед Вами  перечень  событий,  произошедших  в  ходе  трёх  русско-турецких  войн.  Укажите  их  хронологические  рамки  и  соотнесите  с  ними соответствующие события. Занесите всю информацию в таблицу.

  1. Чесменское сражение
  2. сражение на реке Рымник
  3. Чигиринские походы
  4. сражение при Кагуле
  5. сражение у мыса Калиакрия
  6. сражение у Рябой Могилы

Ответ:

Война1676 (1677)–16811768–17741787–1791
События314625

По 1  баллу  за  каждый  верный  элемент  ответа. (Хронологические  рамки войн принимаются только полностью верными.) Всего за задание 9 баллов.

Задание 8

Что с  исторической  точки  зрения  объединяет  перечисленные  в  ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

  • 8.1. А.С. Шеин, А.Д. Меншиков, А.У. Брауншвейгский, А.В. Суворов.
  • 8.2. Сражение  у  мыса  Гангут,  взятие  Ниеншанца,  сражение  при  Лесной, Гренгамское сражение.

Ответ:

  • 8.1. Российские генералиссимусы.
  • 8.2. Сражения Северной войны.

По 3 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 6 баллов.

Задание 9

Дайте краткое  обоснование  ряда (что  объединяет  перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

  • 9.1. Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой, Иван Заруцкий, Михаил Шеин.
  • 9.2. 1661, 1686, 1721, 1743, 1790.

Ответ:

  • 9.1. Руководители Первого народного ополчения; лишний элемент – Михаил Шеин.
  • 9.2. Годы заключения мирных договоров со Швецией; лишний элемент – 1686.

По 3 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 6 баллов.

Задание 10

Расположите в  хронологической  последовательности  перечисленные события:

  • А) Опубликование «95 тезисов» Мартином Лютером
  • Б) Флорентийская уния
  • В) сражение русских князей с половцами на реке Альте
  • Г) Четвёртый крестовый поход
  • Д) Тридцатилетняя война
  • Е) княжение Владимира Мономаха в Киеве

Ответ:

ВЕГБАД

Критерии оценивания

  1. 5 баллов – полностью верная последовательность.
  2. 2  балла –  последовательность  с  одной  ошибкой (т. е.  верная  последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов).
  3. 0 баллов – допущено более одной ошибки.

Задание 11

Расположите  в  хронологической  последовательности (по  времени возникновения) государственные учреждения России:

  • А) Правительствующий сенат
  • Б) Конференция при высочайшем дворе
  • В) Посольский приказ
  • Г) Приказ тайных дел
  • Д) Преображенский приказ

Ответ:

ВГДАБ

Критерии оценивания

  1. 5 баллов – полностью верная последовательность.
  2. 2  балла –  последовательность  с  одной  ошибкой (т. е.  верная  последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов).
  3. 0 баллов – допущено более одной ошибки.

Задание 12

Установите  соответствие  между  событиями  отечественной  и  зарубежной истории, произошедшими в том же веке. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИСОБЫТИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ
А)  Присоединение  Новгорода  к  Московскому княжеству

Б)  Смерть Ярослава Мудрого

В)  Полтавское сражение

Г)  Правление Фёдора Иоанновича

Д)  Поход Тохтамыша на Москву

1)  Раскол  христианской  церкви  на римско-католическую  и  греко-католическую

2)  Восстание Уота Тайлера

3)  Непобедимая армада

4)  Война за испанское наследство

5)  Окончание Реконкисты

6)  Создание парламента в Англии

Ответ:

АБВГД
51432

Критерии оценивания

  1. 4 балла – полностью верное соответствие.
  2. 2 балла – допущена одна ошибка.
  3. 0 баллов – допущено более одной ошибки.

Задание 13

Определите  пропущенные  в  тексте  названия,  слова,  имена,  даты, обозначенные  порядковыми  номерами.  При  необходимости  при  порядковых номерах  даются  пояснения  о  характере  требуемой  вставки.  Необходимые вставки  впишите  под  соответствующими  номерами  в  помещённую  ниже таблицу.

Реформы  (1 –  неофициальный  орган  управления)  коснулись  прежде всего  управления  и  суда. В  (2 –  год)  году  был  созван  первый  (3 –  название органа)  –  собрание  сословных  представителей  от  бояр,  дворян,  духовенства, купцов,  посадских  людей (на  некоторых –  и  от  (4 –  название  категории крестьян)). Выполняя его решения, правительство в следующем году приняло (5 –  название  документа).  По  нему  была  ограничена  власть  (6 –  название должности)  и  (7 –  название  должности):  их  деятельность  контролировалась центральной  властью  и  представителями  местного  населения – «лучшими людьми» (выборными из посадских и (4)).

Складывалась система органов центральной исполнительной власти – (8 – название  органов),  которые  поначалу  назывались «избами».  В  них  служили бояре, окольничьи, дьяки, подьячие – складывался профессиональный аппарат центральной  власти.  Функции  и  предметы  ведения  между  (8)  были разграничены:  так,  например,  (9 –  название  органа)  ведал  дворянским войском,  (10 –  название  органа)  осуществлял  суд  над  грабителями,  ворами, убийцами.

Ответ:

1Избранная рада
21549
3Земский собор
4черносошное крестьянство
5Судебник
6наместники/ волостели
7волостели/ наместники
8приказы
9Разрядный
10Разбойный

По 1 баллу за каждую верную вставку. Всего 10 баллов.

Задание 14

Внимательно рассмотрите карту и выполните предложенные задания.

Карта

Обозначения

  1. В результате  похода,  обозначенного  в  легенде  карты  цифрой _____,  его предводитель стал русским царём.
  2. Территории, обозначенные на карте штриховкой «А», отошли к противнику по __________________ (назовите договор).
  3. Поход, обозначенный в легенде карты цифрой ____, номинально возглавлял человек по прозвищу Тушинский вор.
  4. Поход, предводителями которого являлись князь и «выборный всею землёю человек», обозначен в легенде карты цифрой _____.
  5. Территории, обозначенные на карте штриховкой «Б», были возвращены по ______________________ (назовите договор).

Ответ:

11
2Столбовский мир
33
46
5Андрусовское перемирие ИЛИ «Вечный мир» с Речью Посполитой

По 2 балла за каждый правильный ответ.  Всего за задание 10 баллов.

Задание 15

Соотнесите имена  исторических  деятелей,  указанные  в  списке,  с  соответствующими  фрагментами  текста  и  связанными  с  ними  изображениями. Заполните  таблицу:  во  вторую  колонку  таблицы  запишите  имя  деятеля, в  третью  колонку  таблицы  запишите  номер  соответствующего  фрагмента текста.

Рисунок А)

Рисунок Б)

Рисунок В)

Рисунок Г)

Рисунок Д)

Фрагменты текстов:

  1. «Я  только  что  получила  ваше  письмо  от 22-го  декабря,  в  котором  вы решительно  даёте мне место  среди  небесных  светил. Я  не  знаю,  стоят  ли  эти места того, чтобы их домогаться, но я, во всяком случае, нисколько не желала бы находиться в числе всего того, чему человечество поклонялось столь долго. А  потому,  прошу  вас,  оставьте  меня  на  земле;  тут,  по  крайней  мере,  я  буду в состоянии получать письма  ваши и  ваших  друзей, Дидро и д’Аламбера,  тут, по  крайней  мере,  я  могу  быть  свидетельницей  того  участия,  с  которым  вы относитесь ко всему, что служит к просвещению нашего века. Впрочем, будьте уверены,  что  всякое  ваше  одобрение  служит  мне  весьма  сильным поощрением».
  2. «Писание твоё принято и прочитано внимательно. А так как змеиный яд ты  спрятал  под  языком  своим,  поэтому  хотя  письмо  твоё  по  замыслу  твоему  и наполнено мёдом и сотами, но на вкус оно горше полыни; как сказал пророк: «Слова  их  мягче  елея,  но  подобны  они  стрелам».  Так  ли  привык  ты,  будучи христианином,  служить  христианскому  государю?  Так  ли  следует  воздавать честь  владыке,  от  бога  данному,  как  делаешь  ты,  изрыгая  яд,  подобно  бесу?.А  когда  ты  вопрошал,  зачем  мы  истребили,  данных  нам  богом  для  борьбы  с врагами нашими воевод различным казням предали, и их святую и геройскую кровь в церквах божиих пролили, и кровью мученическою обагрили церковные пороги,  и  придумали  неслыханные  мучения,  казни  и  гонения  для  своих доброхотов,  полагающих  за  нас  душу,  обличая  православных  и  обвиняя  их в изменах,  чародействе  и  в  ином  непотребстве,  то  ты  писал  и  говорил  ложь. Кровью  же  никакой  мы  церковных  порогов  не  обагряли;  мучеников  за  веру у нас нет; А как в других странах сам увидишь, как там карают злодеев ‒ не по- здешнему!  Это  вы  по  своему  злобесному  нраву  решили  любить  изменников; а  в  других  странах  изменников  не  любят  и  казнят  их  и  тем  укрепляют  власть свою».
  3. «Гасударыне моей матушке царице Наталье Кириловне. Изволила ты писать ко  мне  с  Васильем  Соймоновым,  что  я  тебя,  государыню,  опечалил  тем,  чт(о) о приезде своём не отписал. И о том и ныне подлинно отписать не могу, для того что дажидаюсь  караблей;  а  как  ане  будут,  о  том  нихто  не  ведает,  а  ожидают вскоре,  потому  чт(о)  болше  трёх  недель  отпущены  из  Амстердама;  а  как  оне будут, и я искупя, что надабет, поеду тот час день и ночь. Да о едином милости прошу:  чего  для изволиш печалитца  обо мне? Изволила  ты писать,  что предала меня в паству Матери Божией; и, такова пастыря имеючи, почто печаловать? Тоя бо молитвами и претстателст(в)ом не точию я един, но и мир сохраняет Господь.За сем благословения прошу».
  4. «А  вот  поведаю  вам,  дети  мои,  о  своих  трудах  и  ловах.  Всех  моих походов было, говорится далее, 83 больших, а прочих меньших и не вспомню. Девятнадцать  раз  заключал  я  мир  с  половцами  при  отце  и  после  смерти  его. Более  ста  вождей  их  выпустил  из  оков.  Избито  их  в  разное  время  около двухсот. Что можно было делать и отроку моему, то сам я делал – на войне и на ловах, ночью и днём, в летний зной и в зимнюю стужу. Не давал я себе покою, не полагался ни на посадников, ни на биричей –  сам всё делал, что надо;  сам смотрел  за  порядком  в  доме,  охотничье  дело  сам  правил,  о  конюшнях, о  соколах  и  ястребах  сам  заботился.  Простого  человека,  убогой  вдовицы  не давал в обиду сильным; за церковным порядком и службой сам присматривал. Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от  зверя, но  творите  своё дело, как даст вам Бог».
  5. «…Во имя Отця и Сына и Святаго Духа, се яз, грешныи худыи раб Божии Иван, пишу душевную грамоту, ида в Ворду, никимь не нужен, целымь своимь умомь,  в  своемь  здоровьи. Аже  Бог  что  розгадаеть  о  моемь животе,  даю  ряд сыном своим и княгини свoеи. Приказываю сыном своим очину свою Москву. А се есмь им роздел учинил: Се  дал  есмь  сыну  своему  болшему  Семёну:  Можаеск,  Коломъну  со  всими Коломеньскими  волостми,  Городенку,  Мезыню,  Песочну,  Похряне,  Усть-Мерьску,  Брошевую,  Гвоздну,  Ивани,  деревни  Маковець,  Левичин,  Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки… А  при  своемь животе  дал  есмь  сыну  своему Семёну: 4  чепи  золоты, 3  поясы золоты, 2 чаши золоты с женчуги, блюдце золото с женчугомь с каменьемь. А  к тому ещё дал есмь ему 2 чума золота болшая. А ис судов ис серебрьных дал есмь ему 3 блюда серьбрьна…»

Имена деятелей:

  • Владимир Мономах
  • Протопоп Аввакум
  • Пётр I
  • Екатерина II
  • Иван Калита
  • Дмитрий Донской
  • Иван IV Грозный
  • Дмитрий Шемяка
  • Василий Шуйский
  • Анна Иоанновна

(Обратите  внимание,  что  в  списке  представлено  большее,  чем  требуется, количество имён.)

Ответ:

Буквенное обозначение изображенияИмя деятеляНомер фрагмента
АПётр I3
БИван Калита5
ВИван IV Грозный2
ГВладимир Мономах4
ДЕкатерина II1

По 2 балла за каждый верный элемент ответа.

Всего за задание 20 баллов.

Задание 16

Перед Вами фрагмент из исторического источника. Заполните таблицу.

«Умер сей князь (1) в 7014 году от сотворения мира. Ему наследовал его сын князь  (2). Он во многом подражал отцу и  сохранил  в целости  то, что  тот ему оставил; сверх того, он присоединил к своей державе множество областей не столько войной, в которой он был менее удачлив, сколько своей хитростью. Как  отец  его  подчинил  себе  Новгород  Великий,  так  и  сам  он  поступил с союзным (сему Новгороду) Псковом; присоединил он и Смоленское княжество.

После  размышлений  и  совещаний  насчёт  своей  женитьбы  он  решил  в конце концов сочетаться лучше с дочерью кого-нибудь из своих подданных, чем  с  иностранкой,  отчасти  имея  в  виду  избежать  чрезвычайных  расходов, отчасти не желая иметь супругу, воспитанную в чужеземных обычаях и в иной вере. Произведя  смотрины,  государь  выбрал  себе  в  супруги  (3),  дочь  боярина Иоанна Сабурова. Но затем, так как у него в течение двадцати одного года не было  от  неё  детей,  заточил  её  в  монастырь. (…)  Заточив  её  в  монастырь, государь женился на (4), дочери князя Василия Глинского».

Ответ:

1. Напишите  указанный  в  первой фразе  источника  год  в  современном летосчислении. 1505 год. (1 балл)
2. Напишите  дату  присоединения Пскова.  Укажите,  при  каких  обстоятельствах  было  присоединено  Смо-ленское княжество. 1510 год. (1 балл)

Смоленское  княжество  было  присоединено  в  результате  войны  с Великим княжеством Литовским. (2 балла)

3. Назовите  теорию,  которая  стала основой  государственной  идеологии в период правления князя, о котором говорится  в  источнике  укажите  имя автора теории.Теория «Москва –  третий Рим»;

автор – монах Филофей. (2 балла)

4. Назовите  имена  обозначенных в тексте порядковыми номерами участников событий.
  1. ‒ Иван III;
  2. ‒ Василий III;
  3. ‒ Соломония;
  4. ‒ Елена.

По 1 баллу  за каждое названное имя.

Всего 4 балла.

Максимум за работу 100 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: