Тестовые задания
В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.
1. О каком князе писал историк Н.М. Карамзин?
«Король шведский, досадуя на россиян за частые опустошения Финляндии, послал зятя своего, Биргера, на ладиях в Неву, к устью Ижеры, с великим числом шведов, норвежцев, финнов. Сей вождь опытный, дотоле счастливый, думал завоевать Ладогу, самый Новгород, и велел надменно сказать <князю>: «Ратоборствуй со мною, если смеешь; я стою уже в земле твоей». <Князь> не изъявил ни страха, ни гордости послам шведским, но спешил собрать войско; молился с усердием в Софийской церкви… и, вышедши к своей малочисленной дружине, с весёлым лицом сказал: «Нас немного, а враг силён; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!»
- Александр Невский
- Владимир Мономах
- Дмитрий Донской
- Юрий Долгорукий\
2. В каком году произошло описанное ниже событие?
«Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир».
- 860 г.
- 862 г.
- 882 г.
- 907 г.
3. Кто возглавлял Святейший синод в момент его создания?
- обер-фискал
- генерал-прокурор
- президент
- митрополит Санкт-Петербургский
Ответ:
1 | 2 | 3 |
1 | 3 | 3 |
По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задания 3 балла.
В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу.
4. Укажите имена землепроходцев, исследовавших территории Сибири и Дальнего Востока.
- Б. Морозов
- С. Дежнёв
- М. Стадухин
- Е. Хабаров
- А. Курбский
- М. Скуратов
5. Укажите названия городов, находившихся на территории Волжской Булгарии.
- Сувар
- Итиль
- Искер
- Булгар
- Биляр
- Бахчисарай
6. Какие из перечисленных ниже понятий связаны с архитектурой и строительством?
- апсида
- закомара
- отрок
- борть
- плинфа
- вервь
Ответ:
4 | 5 | 6 |
234 | 145 | 125 |
2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Всего за задания 6 баллов.
Задание 7
Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.
- 7.1. Никон, Филарет, Гермоген, Иов.
- 7.2. Пергамент, береста, бумага, вощёная табличка.
Ответ:
- 7.1. Патриархи Московские и всея Руси.
- 7.2. Материалы для письма.
2 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 4 балла.
Задание 8
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
- 8.1. П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.И. Герцен, В.П. Кочубей.
- 8.2. Скань, хоромы, терем, землянка.
Ответ:
- 8.1. Соратники Александра I, члены Негласного комитета. Лишний – А.И. Герцен.
- 8.2. Виды жилищ. Лишнее – скань.
2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.) Всего за задание 4 балла.
Задание 9
Расположите в хронологической последовательности названия заключавшихся Россией международных соглашений:
- А) Фридрихсгамский мир
- Б) Тильзитский мир
- В) Вечный мир с Польшей
- Г) Нерчинский договор
- Д) Ништадтский мир
- Е) военная конвенция с Францией
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В | Г | Д | Б | А | Е |
5 баллов за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Всего за задание 5 баллов.
Задание 10
Расположите названия учебных и научных учреждений в хронологической последовательности по мере их появления:
- А) Академия наук
- Б) Смольный институт
- В) Кунсткамера
- Г) Царскосельский лицей
- Д) Московский университет
- Е) Славяно-греко-латинская академия
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Е | В | А | Д | Б | Г |
Задание 11
Установите соответствия между именами художников и названиями их произведений. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
АВТОР | ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
А) И.И. Левитан Б) И.Е. Репин В) К.И. Брюллов Г) В.Г. Перов Д) В.Д. Поленов Е) В.А. Серов Ж) В.И. Суриков | 1) «Московский дворик» 2) «Переход Суворова через Альпы» 3) «Девочка с персиками» 4) «Бурлаки на Волге» 5) «Владимирка» 6) «Грачи прилетели» 7) «Тройка» 8) «Последний день Помпеи» |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
5 | 4 | 8 | 7 | 1 | 3 | 2 |
По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Всего за задание 7 баллов.
Задание 12
Установите соответствия между историческими событиями и годами, в которые они произошли. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЕ | ГОД |
А) Учреждение Сената Б) Введение рекрутской повинности В) Основание Санкт-Петербурга Г) Издание «Табели о рангах» | 1) 1703 2) 1705 3) 1711 4) 1714 5) 1722 |
Ответ:
А | Б | В | Г |
3 | 2 | 1 | 5 |
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Всего за задание 4 балла.
Задание 13
Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.
В соответствии с решением (1 – название) собора царём в (2) году стал Борис Годунов. Через несколько лет после этого в стране начался голод, вспыхнули народные волнения. В 1603 г. было подавлено восстание, которым руководил (3 – имя).
Тем временем в Речи Посполитой объявился молодой человек, выдававший себя за царевича (4 – имя), сына (5 – имя и прозвище). Он якобы выжил после трагических событий (6) года, произошедших в (7 – название города). Власти объявили, что в действительности это беглый монах (8 – имя). Но самозванец получил поддержку польского короля (9 – имя) и собрал войско. Осенью 1604 г. оно перешло реку (10 – название) и вступило в пределы России.
Население южных областей страны поддержало «царевича». Воеводы царя Бориса втянулись в сражения с войсками самозванца. Внезапно в апреле (11) года Борис Годунов скончался. Власть перешла к его сыну (12 – имя). Однако вскоре в результате боярского заговора новый царь погиб.
В июне самозванец торжественно вошёл в (13 – название города). Его прилюдно «признала» сыном царица (14 – имя). Самозванца венчали на царство в (15 – название) соборе.
Гнев нового царя обрушился на боярина (16 – имя и фамилия), который был приговорён к смерти, но затем прощён. Позже боярин оказался во главе заговора: в мае (17) года самозванца убили.
Ответ:
1 | Земского | 10 | Днепр |
2 | 1598 | 11 | 1605 |
3 | Хлопко | 12 | Фёдору |
4 | Дмитрия | 13 | Москву |
5 | Ивана Грозного | 14 | Мария Нагая |
6 | 1591 | 15 | Успенском |
7 | Угличе | 16 | Василия Шуйского |
8 | Григорий Отрепьев | 17 | 1606 |
9 | Сигизмунда III |
- 17 верных вставок – 15 баллов;
- 16 верных вставок – 14 баллов;
- 15 верных вставок – 13 баллов;
- 14 верных вставок – 12 баллов;
- 13 верных вставок – 11 баллов;
- 12 верных вставок – 10 баллов;
- 11 верных вставок – 9 баллов;
- 10 верных вставок – 8 баллов;
- 9 верных вставок – 7 баллов;
- 8 верных вставок – 6 баллов;
- 7 верных вставок – 5 баллов;
- 6 верных вставок – 4 балла;
- 5 верных вставок – 3 балла;
- 3–4 верные вставки – 2 балла;
- 1–2 верные вставки – 1 балл.
Всего за задание 15 баллов.
Задание 14
Внимательно рассмотрите карту и выполните задания, помещённые ниже.
1) Напишите название восточнославянского племенного союза, который жил в районе истоков трёх крупных рек, впадающих в разные моря. Напишите название города, который был центром этого союза.
Ответ: Кривичи. Смоленск. По 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего 2 балла.
2) Напишите букву, которой в легенде обозначен поход, связанный с образованием Древнерусского государства.
Ответ: А. (1 балл)
3) Напишите цифру, которой обозначен город, в котором, по преданию, княгиня Ольга приняла христианство.
Ответ: 6. (1 балл)
4) Напишите цифру, которой обозначен город, в котором погиб сын Рюрика. Укажите, в каком году это произошло. Какой была причина его гибели?
Ответ: 2. 945 г. Повторный приход за данью к древлянам. По 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего 3 балла.
5) Верны ли представленные ниже утверждения («да» ‒ «нет»)? Ответы внесите в таблицу.
- На карте подписано название государства, разгромленного в 960-х гг. князем Святославом.
- Город, обозначенный на карте цифрой 1, в период существования Древнерусского государства являлся резиденцией митрополита.
- Походы, обозначенные в легенде буквами Б и В, связаны с заключением международных договоров.
- Река Дон была частью пути из варяг в греки.
- В 1036 г. печенеги разгромили город, обозначенный на схеме цифрой 3.
- Ятвяги являются одним из племенных объединений восточных славян.
- На карте подписано название озера, на льду которого произошло сражение новгородцев с крестоносцами в 1242 г.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
да | нет | да | нет | нет | да | да |
По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 7 баллов.
Всего за задание 14 баллов.
Задание 15
Перед Вами фотографии памятников. Расставьте их в хронологической
последовательности в соответствии с временем сооружения и заполните
таблицу.
Ответ:
Порядковый номер иллюстрации (1 балл за верную хронологию) | Автор памятника (2 балла за каждый верный элемент ответа) | Исторические деятели или события, которым посвящён памятник (1 балл за каждый верный элемент ответа) | Город, где установлен памятник (2 балла за каждый верный элемент ответа) |
4 | Козловский | Суворов | Санкт-Петербург |
3 | Мартос | Минин и Пожарский | Москва |
2 | Микешин | 1000-летие России | Великий Новгород |
1 | Шервуд | Памятник павшим под Плевной | Москва |
Всего за задание 21 балл.
Задание 16
Внимательно изучите представленный ниже отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему.
«В прошлом, государь, божиею волею и твоим, великаго государя, изволением, и всего освященнаго собора избранием был я, богомолец ваш, поставлен на патриаршество, не своим изволом, но божиим изволением и твоим, великаго государя, и всего освященнаго собора избранием. А я, ведая свою худось и недостаток ума, множицею тебе, великому государю, бил челом, что мене с такое великое дело не будет…. И сих ради всех моих вин отвержен есмь в Ферапонтов монастырь в ссылку, и есть тому шестой год, а как в келье затворен, и тому четвертой год. И есмь ныне болен и наг, и бос, обжогся и обносился до нага, и креста на мне нет третей год; стыдно и во другую келью выйти, идеже хлебы пеку и варю.И со всякия нужды келейныя и недостатков оцынжнел, руки больны, левая не подымается, ноги пухнут. И сего ради не могу церковнаго правила править, а поп един, и тот слеп, и говорить по книгам не видит. А еже бы попользоватися мало ‒ нечим; кое и есть платьишко не келейное, и приставы продать не дадут, да и не купит нихто, боясь приставов. А ко мне и приходу никому нет, и милостыни попросить не у ково; дороги отложены от монастыря далеко, чтобы и глаза наши никово не видели мимо ездящих и ходящих».
- Назовите автора письма.
- Назовите адресата письма.
- Датируйте письмо как можно более точно, используя данный текст. Ответ аргументируйте.
- Что именно привело автора письма к заточению в Ферапонтовом монастыре?
- Охарактеризуйте письмо с точки зрения избранных автором стиля и манеры представления сведений о своей жизни в Ферапонтовом монастыре.
- Какую цель преследует автор, избирая подобный тон своего письма?
Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
Ответ:
- Патриарх (на момент написания уже бывший) Никон. (1 балл)
- Царь Алексей Михайлович. (1 балл)
- 1672 год, т. к. Никон сразу же после его низложения в 1666 г. был выслан в Ферапонтов монастырь, а в письме он указывает, что шестой год находится в ссылке. (2 балла за указание года. 1 балл, если участник укажет начало 1670-х гг. или первую половину 1670-х гг. 3 балла за верный аргумент. Всего 5 баллов.)
- Самовольно оставил патриарший престол, вступил в конфликт с царём, хулил царя Алексея Михайловича, что привело к его низложению на церковном соборе 1666–1667 гг. и ссылке в Ферапонтов монастырь. (2 балла)
- С одной стороны, Никон полностью признаёт свою вину перед Алексеем Михайловичем («ради всех моих вин отвержен есмь…») и выражает полное раскаяние в содеянном, указывая при этом, что «гнева царского» он не знает («Но аз никоторова зла от тебя, государя, ни видел, разве милости, ни слышал, и всё со благодарением терпел»), и всё «зло» в его сторону исходит от «приставов». (2 балла) С другой стороны, он однозначно стремится вызвать у царя жалость к себе, описывая все свои страдания и лишения (множество болезней, ужасные условия жизни, невозможность совершать церковные обряды, полная изоляция от внешнего мира). (2 балла). Всего – 4 балла.
- Никон стремится доказать царю Алексею Михайловичу, что он полностью осознал и признал свою вину, раскаялся и понёс заслуженную кару в виде всех своих лишений и бедствий, которые, однако, исходят не от царя, однозначно признающегося им благочестивым и милостивым. В связи с этим он столь ярко описывает свои беды, возможно, преувеличивая их масштаб, чтобы царь видел искреннее и тяжёлое раскаяние своего подданного и смягчил его условия жизни, возможно, облегчил ссылку или вовсе прекратил бы её. Таким образом, цель Никона – это демонстрация своего раскаяния и того, что он получил заслуженное тяжёлое наказание, являющееся достаточным для совершённых им грехов, в чём выражается его надежда на изменение собственных условий жизни. (4 балла)
Всего за задание 17 баллов.
Задание 17
Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:
- ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
- можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
- располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
- владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
- «Не вызывает серьёзных сомнений, что скандинавское происхождение имела древнерусская княжеская династия, т. н. «Рюриковичи», что выходцы из Скандинавии, и их потомки составляли значительную часть дружин русских князей IX‒X вв. Сложнее вопрос о воздействии скандинавов на характер и темпы образования государства на Руси». (А.А. Горский)
- «Триумфальная победа над Тверью означала конец затяжной борьбы со старинным соперником Москвы в деле объединения русских земель. С ликвидацией самостоятельности Тверского Великого княжества Московское превращалось в общерусское. Это было закреплено и в титулатуре. Уже в июне 1485 г. Иван III именовался государем «всея Руси». Теперь этот титул стал употребляться повседневно». (А.А. Зимин)
- «Со смертью Екатерины II завершилась целая эпоха русской истории, как бы вобравшая в себя всё важнейшее, что происходило со страной в XVIII столетии, чему было положено начало петровскими преобразованиями. Россия стала мощным полицейско-бюрократическим государством с крепкой армией и флотом, с ведущей ролью в международных отношениях». (А.Б. Каменский)
- «Период с 1816 по 1818 г. включительно является периодом начавшихся международных конгрессов для Александра, и вместе периодом новых ожиданий для русского общества, ожиданий тех реформ и преобразований, которые тогда назрели в общественном сознании и к которым представители общества относятся уже гораздо сознательнее, выставляя определённые запросы, но не разрывая ещё вполне с правительством и не теряя надежды на проявление с его стороны желательной обществу преобразовательной инициативы». (А.А. Корнилов)
- «В главном деле своего царствования ‒ отмене крепостного права и реформах 60‒70-х годов ‒ он вынужденно, оказавшись перед фактом жестокого поражения в войне и всеобщего недовольства в стране, взял за основу либеральную программу, либеральную концепцию крупномасштабного реформирования страны, её общей перестройки, но, не будучи сам либералом по убеждениям, в конечном счёте подчинил проведённые преобразования интересам сохранения самодержавия, ошибочно отождествляя их с интересами России». (Л.Г. Захарова)
Критерии оценивания:
- Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
- Творческий характер восприятия темы, её осмысления.
- Грамотность использования исторических фактов и терминов.
- Чёткость и доказательность основных положений работы.
- Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
До 5 баллов по каждому критерию.
Всего за задание 25 баллов.
Максимум за работу 130 баллов.