Задание 1 «БИБЛИОТЕКАРЬ» [15 баллов]
Отберите из представленных произведений только те пять, которые подходят под определение «народная волшебная сказка». Выпишите названия. Добавьте к ним два своих примера. Укажите авторов литературных сказок, если такие есть среди перечисленных.
- «Чёрная курица, или Подземные жители»
- «Семь Симеонов»
- «Солдат и чёрт»
- «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»
- «Каша из топора»
- «Иван-царевич и белый полянин»
- «Марья Моревна»
- «Руслан и Людмила»
- «Лиса и журавль»
- «Старый уличный фонарь»
- «Конёк-горбунок»
- «Гуси-лебеди»
- «Вазуза и Волга»
- «Серебряное копытце»
- «Терем мухи»
Ответ
Народные волшебные сказки: № 2, 4, 6, 7, 12.
- «Семь Симеонов»
- «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»
- «Иван-царевич и белый полянин»
- «Гуси-лебеди»
- «Марья Моревна»
Авторские произведения:
- «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин)
- «Серебряное копытце» (П.П. Бажов)
- «Старый уличный фонарь» (Г.Х. Андерсен)
- «Чёрная курица, или Подземные жители» (Антоний Погорельский)
- «Конёк-горбунок» (П.П. Ершов)
Остальное – либо бытовые сказки, либо сказки о животных.
- За верный отбор – по 1 баллу за каждое произведение (всего 5 баллов).
- За добавление своих примеров – по 2,5 балла за каждый (всего 5 баллов).
- За верное указание авторов – по 1 баллу (всего 5 баллов).
Всего 15 баллов.
Задание 2 «ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ» [15 баллов]
В стихотворении перепутаны строки.
а) Восстановите стихотворение: перепишите строки в правильном порядке.
- Подсказка 1: знаки препинания в концах строк.
- Подсказка 2: рифмовка в стихотворении парная.
В эту дверь влетают вести,
Не для вешнего жильца,
Синий домик у ворот.
Не для белки, не для мыши,
Говорливого скворца.
Дверца узкая под крышей –
Во все стороны летят!
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Угадай, кто в нем живёт.
б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?
в) О каком предмете идёт речь в стихотворении?
Ответ
а)
Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живёт.
Дверца узкая под крышей –
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Во все стороны летят!
С.Я. Маршак
Критерии оценивания | Баллы |
Текст восстановлен верно | 10 |
Текст восстановлен верно, но имеются ошибки при переписывании | 9 |
Имеются разночтения с оригиналом, не влияющие на смысл текста | 6–8 |
Имеются 1–2 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста | 3–5 |
Имеются 3–4 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста | 1–2 |
Текст существенно искажён | 0 |
Максимальный балл | 10 |
б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?
Загадка (авторская стихотворная загадка). 2 балла за верный ответ.
в) О каком предмете идёт речь в стихотворении?
Почтовый ящик (3 балла за верный ответ).
Задание 3 «РАБОТА С ТЕКСТОМ» [40 баллов]
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 100–150 слов.
Сергей Григорьевич Козлов (1939–2010)
ЁЖИКИНА ГОРА
Давно уже Ёжик не видел такого большого неба. Давно уже не было такого, чтобы он вот так останавливался и замирал. И если кто у него спрашивал, зачем он останавливается, отчего замирает. Ёжик все равно бы ни за что не смог ответить.
– Ты куда глядишь, Ёжик? – спросила Белка.
– А, – сказал Ёжик. И махнул лапой.
– Ты что там увидел? – спросил Муравей.
– Молчит, – сказала Белка.
– Задумался, – проворчал Муравей и побежал по своим делам.
А Ежику вдруг показалось, что он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.
Что никогда-никогда до этого ничего подобного он не видал.
«Как же так? – думал Ёжик. – Ведь я столько раз бежал по этой тропинке, столько раз стоял на этом холме».
И деревья были такие необыкновенные – лёгкие, сквозящие, будто сиреневые, и полны такой внутренней тишиной и покоем, что Ёжик не узнавал знакомые с детства места.
– Что же это? – бормотал Ёжик. – Раньше не видел всего?
И птицы, те немногие птицы, что остались в лесу, казались теперь Ежику необыкновенными.
«Это не Ворона, это какой-то Орёл кружит над лесом, – думал Ёжик. –
Никогда не видел такой огромной птицы».
– Всё стоишь? – спросил Муравей. – Я уже вон какую соломину оттащил, а он всё стоит.
– Не мешай ему, – сказала Белка. – Он думает.
– Думает, думает, – проворчал Муравей. – Что бы стало в лесу, если б все думали.
– Подумает, и всё, – сказала Белка. – Не мешай.
– Все вы бездельники, – сказал Муравей. – Все вы друг за дружку горой. – И убежал.
А Ёжик про себя поблагодарил Белку, потому что он слышал разговор где-то далеко-далеко, будто говорили на облаках, а он – на дне моря.
«Какая она добрая, – подумал о Белке Ёжик. – Почему я раньше никогда её не встречал?»
Пришёл Медвежонок.
– Ну что? – сказал он. – Что делать будем?
Ёжик смотрел на лес, на холм, на Ворону, кружащую за рекой, и вдруг понял, что ему так не хочется отвечать, так не хочется спускаться со своей горы… И он стал благодарно думать о том, по чьей доброте на этой горе оказался.
<1980-е>
- Почему этот текст можно назвать художественным?
- Черты какого жанра отразились в этом тексте? Как можно это обосновать?
- С помощью каких слов, словосочетаний, предложений обрисован облик персонажей? Зачем автор использует художественные приёмы?
- Как можно охарактеризовать главного героя? Каков его внутренний мир? О чём он думает, что он чувствует?
- Можете ли Вы объяснить название рассказа?
- Как можно сформулировать основную мысль рассказа?
Критерии оценивания | Баллы |
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | 15 |
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | 10 |
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и рамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Максимальный балл | 40 |
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Максимальный балл за все выполненные задания – 70.