Олимпиадные задания с решениями

Литература 5 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1 «БИБЛИОТЕКАРЬ» [15 баллов]

Отберите  из  представленных  произведений  только  те  пять,  которые  подходят под  определение  «народная  волшебная  сказка».  Выпишите  названия. Добавьте к ним два своих примера. Укажите авторов литературных сказок, если такие есть среди перечисленных.

  1. «Чёрная курица, или Подземные жители»
  2. «Семь Симеонов»
  3. «Солдат и чёрт»
  4. «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»
  5. «Каша из топора»
  6. «Иван-царевич и белый полянин»
  7. «Марья Моревна»
  8. «Руслан и Людмила»
  9. «Лиса и журавль»
  10. «Старый уличный фонарь»
  11. «Конёк-горбунок»
  12. «Гуси-лебеди»
  13. «Вазуза и Волга»
  14. «Серебряное копытце»
  15. «Терем мухи»

Ответ

Народные волшебные сказки: № 2, 4, 6, 7, 12.

  • «Семь Симеонов»
  • «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»
  • «Иван-царевич и белый полянин»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Марья Моревна»

Авторские произведения:

  • «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин)
  • «Серебряное копытце» (П.П. Бажов)
  • «Старый уличный фонарь» (Г.Х. Андерсен)
  • «Чёрная курица, или Подземные жители» (Антоний Погорельский)
  • «Конёк-горбунок» (П.П. Ершов)

Остальное – либо бытовые сказки, либо сказки о животных.

  • За верный отбор – по 1 баллу за каждое произведение (всего 5 баллов).
  • За добавление своих примеров – по 2,5 балла за каждый (всего 5 баллов).
  • За верное указание авторов – по 1 баллу (всего 5 баллов).

Всего 15 баллов.

Задание 2 «ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ» [15 баллов]

В стихотворении перепутаны строки.

а)  Восстановите  стихотворение:  перепишите  строки  в  правильном  порядке.

  • Подсказка 1: знаки препинания в концах строк.
  • Подсказка 2: рифмовка в стихотворении парная.

В эту дверь влетают вести,
Не для вешнего жильца,
Синий домик у ворот.
Не для белки, не для мыши,
Говорливого скворца.
Дверца узкая под крышей –
Во все стороны летят!
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Угадай, кто в нем живёт.

б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?

в) О каком предмете идёт речь в стихотворении?

Ответ

а)

Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живёт.
Дверца узкая под крышей –
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Во все стороны летят!

С.Я. Маршак

Критерии оцениванияБаллы
Текст восстановлен верно10
Текст восстановлен верно, но имеются ошибки при переписывании9
Имеются разночтения с оригиналом, не влияющие на смысл текста6–8
Имеются 1–2 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста3–5
Имеются 3–4 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста1–2
Текст существенно искажён0
Максимальный балл10

б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?

Загадка (авторская стихотворная загадка). 2 балла за верный ответ.

в) О каком предмете идёт речь в стихотворении?

Почтовый ящик (3 балла за верный ответ).

Задание 3 «РАБОТА С ТЕКСТОМ»  [40 баллов]

Прочитайте. Напишите  сочинение  об  этом  рассказе,  отвечая  на  поставленные вопросы.  Пишите  связным  текстом,  свободно,  понятно,  доказательно  и грамотно. Рекомендуемый объём – 100–150 слов.

Сергей Григорьевич Козлов (1939–2010)

ЁЖИКИНА ГОРА

Давно  уже  Ёжик  не  видел  такого  большого  неба.  Давно  уже  не  было такого,  чтобы  он  вот  так  останавливался  и  замирал.  И  если  кто  у  него спрашивал,  зачем он останавливается, отчего  замирает. Ёжик все равно бы ни за что не смог ответить.

– Ты куда глядишь, Ёжик? – спросила Белка.

– А, – сказал Ёжик. И махнул лапой.

– Ты что там увидел? – спросил Муравей.

– Молчит, – сказала Белка.

– Задумался, – проворчал Муравей и побежал по своим делам.

А Ежику вдруг показалось, что он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.
Что никогда-никогда до этого ничего подобного он не видал.

«Как же так? – думал Ёжик. – Ведь я столько раз бежал по этой тропинке, столько раз стоял на этом холме».

И  деревья  были  такие  необыкновенные –  лёгкие,  сквозящие,  будто сиреневые, и полны такой внутренней тишиной и покоем, что Ёжик не узнавал знакомые с детства места.

– Что же это? – бормотал Ёжик. – Раньше не видел всего?
И птицы, те немногие птицы, что остались в лесу, казались теперь Ежику необыкновенными.

«Это  не  Ворона,  это  какой-то Орёл  кружит  над  лесом, –  думал  Ёжик. –
Никогда не видел такой огромной птицы».

– Всё стоишь? – спросил Муравей. – Я уже вон какую соломину оттащил, а он всё стоит.

– Не мешай ему, – сказала Белка. – Он думает.

– Думает, думает, – проворчал Муравей. – Что бы стало в лесу, если б все думали.

– Подумает, и всё, – сказала Белка. – Не мешай.

– Все вы бездельники, – сказал Муравей. – Все вы друг за дружку горой. – И убежал.
А  Ёжик  про  себя  поблагодарил  Белку,  потому  что  он  слышал  разговор где-то далеко-далеко, будто говорили на облаках, а он – на дне моря.

«Какая она добрая, – подумал о Белке Ёжик. – Почему я раньше никогда её не встречал?»

Пришёл Медвежонок.

– Ну что? – сказал он. – Что делать будем?

Ёжик  смотрел  на  лес,  на  холм,  на  Ворону,  кружащую  за  рекой,  и  вдруг понял,  что  ему  так  не  хочется  отвечать,  так  не  хочется  спускаться  со  своей горы…  И  он  стал  благодарно  думать  о  том,  по  чьей  доброте  на  этой  горе оказался.

<1980-е>

  1. Почему этот текст можно назвать художественным?
  2. Черты какого  жанра  отразились  в  этом  тексте?  Как  можно  это обосновать?
  3. С помощью  каких  слов,  словосочетаний,  предложений  обрисован  облик персонажей? Зачем автор использует художественные приёмы?
  4. Как можно  охарактеризовать  главного  героя?  Каков  его  внутренний мир? О чём он думает, что он чувствует?
  5. Можете ли Вы объяснить название рассказа?
  6. Как можно сформулировать основную мысль рассказа?
Критерии оцениванияБаллы
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 1515
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 1010
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и рамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Максимальный балл40

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-балльную  систему.  Так,  при  оценке  по  первому  критерию 0  баллов соответствуют «двойке», 5  баллов – «тройке», 10  баллов – «четвёрке»  и 15 баллов – «пятёрке».  Безусловно,  возможны  промежуточные  варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

Рекомендуем ознакомиться: