Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 10 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва, 2016 год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14
  15. Задание 15
  16. Задание 16

 

Задание 1

Содержание ↑

Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения; «нет» – ложные суждения. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

1.1. Общества традиционного типа встречаются в современном мире.

1.2. Общества с ограниченной ответственностью относятся к публичным обществам.

1.3. Основным индикатором денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка.

1.4. Г. Спенсер считал, что государство возникает и развивается по законам живого биологического организма.

1.5. Все федеративные государства являются республиками.

1.6. Атеистическое мировоззрение возникает в эпоху Просвещения.

1.7. Уроженец села, недавно переехавший в город, является примером носителя маргинального статуса.

1.8. По общему правилу трудовой договор могут заключать граждане, достигшие 14 лет.

Ответ:

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8.
да нет да да нет нет да нет

 

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ и запишите на бланк работы.

Негосударственные средства массовой информации, общественные организации, религиозные объединения, частные коммерческие предприятия.

Ответ: Институты гражданского общества.

1 балл за верный ответ.

 

Задание 3

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ и запишите на бланк работы.

Задаток, предоплата, удержание, неустойка, залог, поручительство.

Ответ: Способы обеспечения обязательств в гражданском праве.

1 балл за верный ответ.

Задание 4

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Ответы запишите на бланке работы.

Потребительские предпочтения, число покупателей, ожидание изменения цены, снижение цен на сырьё, рост доходов покупателей.

Ответ: Факторы спроса; лишнее – снижение цен на сырьё (фактор предложения).

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 5

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Ответы запишите на бланке работы.

Анализ, эксперимент, исследование, наблюдение, измерение, сравнение.

Ответ: Эмпирические методы познания, лишнее – анализ (теоретический метод). 2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 6

Содержание ↑

Соотнесите высказывания с их авторами. Ответы запишите в таблицу на бланке работы.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ АВТОР
А) «Жить в обществе и быть свободным от

общества нельзя»

Б) «Анархия – мать порядка!»

В) «Государство – это я!»

Г) «Всё действительное разумно»

Д) «Время – деньги»

Е) «Знания – сила»

1)    П. Прудон

2)    Людовик XIV

3)    Ф. Бэкон

4)    В.И. Ульянов (Ленин)

5)    Г. Гегель

6)    Б. Франклин

 

Ответ:

А Б В Г Д Е
4 1 2 5 6 3

 

По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

Решите правовую задачу. Ответы запишите на бланке работы.

Гражданин Васильев обратился в суд с требованием признать недействительным сделку купли-продажи, совершённую его 17-летним сыном Виктором. В исковом заявлении гр. Васильев объяснил, что подарил Виктору на день рождения компьютер. Условием дарения являлось поступление Виктора в институт связи. Однако Виктор поступил в институт культуры, подаренный отцом компьютер в тайне он него продал, а на полученные деньги приобрёл синтезатор. Истцом были заявлены следующие исковые требования: отмена договора дарения компьютера, признание недействительными сделок куплипродажи компьютера и купли-продажи синтезатора. Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что после дарения компьютер стал его собственностью, а значит, он мог распоряжаться по своему усмотрению как компьютером, так и средствами, вырученными от его продажи. Какое решение должен вынести суд по исковым требованиям Васильева?

Ответ: Суд должен удовлетворить иск в части отмены договора купли-продажи компьютера и купли-продажи синтезатора, (2 балла), так как Виктор, будучи несовершеннолетним, не имел права продавать имущество без согласия законных представителей, а также распоряжаться средствами, полученными от продажи имущества (2 балла). Суд должен отказать в иске в части требования о признании недействительным договор дарения, так как дарение не может происходить под условием (2 балла).

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

Решите экономическую задачу. Ответы запишите на бланке работы.

Гражданин N решил сделать срочный банковский вклад на 3 месяца в размере 100 000 рублей и проанализировал банковские предложения. Банк А предлагает открыть депозит на 3 месяца под 12 % годовых с ежемесячной капитализацией процентов. Банк Б предлагает открыть вклад на 3 месяца под 15 % годовых без капитализации процентов. Зная, что при капитализации каждый месяц проценты включаются в сумму вклада, гражданин N открыл вклад в банке А.

Какую сумму снимет гражданин N со своего счёта на момент его закрытия? Выгодный ли выбор он сделал? Свой вывод обоснуйте, опираясь на расчёты. Количество дней в месяцах учитывать не нужно; расчёты ведутся не по дням, а по месяцам.

Ответ:

ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА БАЛЛЫ
1) Ответ на первый вопрос: к моменту закрытия своего счёта в банке А гражданин N снимет 103 030,1 руб.

  • 12 % годовых = 1 % ежемесячно.
  • первый месяц: 100 000 + 1 % = 101 000 руб.
  • второй месяц: 101 000 + 1 % = 102 010 руб.
  • третий месяц: 102 010 + 1 % = 103 030,1 руб.
2 балла за ответ со всеми приведёнными расчётами.

1 балл за ответ с не пол ностью приведёнными рас чётами.

0 баллов на ответ без рас чётов.

2) Вывод: гражданин N сделал невыгодный выбор. 1 балл
3) Обоснование: в банке А его общий доход составил 103 030,1 руб., а в банке Б доход составил бы больше – 103 750 руб.

В случае вклада в банк Б

  • 15 % годовых = 1,25 % ежемесячно = 3,75 % за три месяца;
  • 100 000 + 3,75 % = 103 750 руб.
2 балла за ответ с приве дёнными расчётами.

0 баллов за ответ без рас чётов.

 

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 9

Содержание ↑

Решите политологическую задачу. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

Учащийся 10 класса после изучения на уроке обществознания темы «Выборы. Избирательные системы» решил провести исследование, посвящённое системе выборов в парламент государства Ш. Ученик поставил перед собой задачу определить тип избирательной системы при выборах в парламент государства Ш. Приступая к работе, ученик выписал возникшие у него вопросы, на которые он хотел бы получить ответы в ходе изучения информации об избирательной системе государства Ш. Всего вопросов получилось девять:

  1. Имеют ли входящие в государство Ш. субъекты собственное законодательство о выборах?
  2. Насколько регулярно проводятся выборы в парламент государства Ш.?
  3. Разделяется ли государство Ш. в ходе выборов в парламент на несколько избирательных округов?
  4. Как распределяются места в парламенте государства Ш.?
  5. Допускаются ли на избирательные участки страны Ш. независимые наблюдатели?
  6. Как происходит выдвижение кандидатов на участие в выборах в парламент государства Ш.?
  7. Сколько политических партий легально существует в государстве Ш.?
  8. Какие цензы для избирателей установлены в государстве Ш. при выборах в парламент?
  9. За кого или что отдают голоса избиратели, делая выбор в избирательном бюллетене?

В результате исследования ученик пришёл к выводу, что выборы в парламент государства Ш. проходят по пропорциональной избирательной системе. Какие из перечисленных вопросов помогли ему прийти к такому выводу? Какие ответы он мог получить на эти вопросы, чтобы прийти к такому выводу?

Ответ занесите в таблицу на бланке работы, выписав в неё только те номера вопросов и ответы на них, которые позволяют сделать вывод о типе избирательной системы страны Ш. Укажите номера вопросов и дайте на каждый из них по одному точному и ёмкому ответу.

Ответ:

НОМЕР ВОПРОСА ОТВЕТ
3 Нет, в стране при выборах создаётся единый избирательный округ.
4 Места в парламент государства Ш. распределяются пропор ционально количеству голосов, полученных участвовавшими в выборах партиями.
6 Кандидатов выдвигают политические партии в виде партийных списков.
9 За партийные списки.

 

По 1 баллу за каждый верно выделенный вопрос с правильно приведённым ответом.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 10

Содержание ↑

Логическая задача. Ответы запишите на бланке работы.

На заводе «Энтузиаст» работают пять друзей: фрезеровщик, токарь, слесарь, сталевар и стеклодув. Несмотря на то, что они друзья, все они болеют за разные футбольные команды: «Спартак» (красно-белые), ЦСКА (красно-синие), «Торпедо» (чёрно-белые), «Динамо» (сине-белые) и «Локомотив» (краснозелёные). Фрезеровщик и сталевар болеют за команды, хотя бы один цвет которых не повторяется среди других команд. Токарь и слесарь болеют за команды, у которых есть синий цвет. Фрезеровщик и слесарь болеют за команды, у которых есть белый цвет. Определите, кто за какую команду болеет? Приведите необходимую цепочку рассуждений.

Ответ:

  1. Фрезеровщик и сталевар болеют за «Локомотив» (зелёный) и «Торпедо» (чёрный) (но пока не понятно кто, за какую команду именно).
  2. Токарь и слесарь болеют за ЦСКА (синий) и «Динамо» (синий) (но пока не понятно, кто за какую команду именно).
  3. Фрезеровщик в таком случае болеет за «Торпедо», а слесарь за «Динамо».
  4. В таком случае сталевар болеет за «Локомотив», а токарь за ЦСКА.
  5. И так, фрезеровщик ‒ «Торпедо», сталевар ‒ «Локомотив», токарь ‒ ЦСКА, слесарь ‒ «Динамо», стеклодув ‒ «Спартак».

2 балла за полностью верный ответ.

3 балла за полное (в котором содержатся все положения) рассуждение.

1 балл, если содержатся не все или ошибочные положения. Порядок, в котором приведены рассуждения, не оценивается.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Содержание ↑

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, в именительном падеже, прилагательные ‒ в мужском роде. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу на бланке работы.

А)______________ правовых норм означает необходимость воздерживаться от действий, запрещённых законом, в то время как Б)__________________ норм права, напротив, предполагает совершение активных правомерных действий. Для правильного применения нормы права важно понимать, как она связана с другими юридическими нормами и какое место занимает в общей В)__________________.

В этих случаях важную роль играет толкование права, то есть процесс уяснения и разъяснения Г)_________________ правовых норм. Выделяется несколько способов толкования права.

Д)__________________ толкование предполагает анализ юридического текста с использованием правил языкознания. В данном случае речь идёт о выяснении значения отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях.

Е)_________________ толкование помогает уяснить логическую связь между отдельными частями нормы права, понять её общий смысл исходя из правил формальной логики.

Ж)_______________ толкование заключается в сравнении данной нормы права с другими и определении её места как в конкретном нормативном акте, так и в общей системе правового регулирования.

З)_________________ толкование заключается в выяснении условий появления нормы права, целей её принятия, смысла, который вкладывал в неё законодатель.

Целью толкования права является не только правильное понимание и применение правовых норм, но и выявление, а затем И)________________ противоречий между ними.

Список слов:

1. Литературный

2.  Цивилизация

3. Осуществление

4. Соблюдение

5. Система законодательства

6. Систематический

7. Бюрократический

8. Устранение

9. Логический

10. Социальный

11. Последовательность

12. Разъяснение

13. Исторический

14. Исполнение

15. Грамматический

16. Отмена

17. Юридический

18. Смысл

19. Психологический

20.  Политический

 

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И
4 14 5 18 15 9 6 13 8

 

9 верных вставок – 5 баллов.

7–8 верных вставок – 4 балла.

5–6 верных вставок – 3 балла.

3–4 верные вставки – 2 балла.

1–2 верные вставки – 1 балл.

Максимум за работу 5 баллов.

Задание 12

Содержание ↑

Объедините следующие понятия в классификационную схему. Внесите порядковые номера понятий в соответствующие графы схемы на бланке работы.

Понятия:

1.     Производственные кооперативы

2.     Унитарные предприятия

3.     Коммерческие юридические лица

4.     Публичные

5.     Товарищества

6.     Непубличные

7.     Акционерные общества

8.     Полные

9.     Коммандитные

10.                       Крестьянские и фермерские хозяйства

11.                       Коммерческие корпоративные организации

 

 

10–11 верных элементов – 5 баллов.

8–9 верных элементов – 4 балла.

6–7 верных элементов – 3 балла.

3–5 верных элементов – 2 балла.

1–2 верных элемента – 1 балл.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 13

Содержание ↑

Рассмотрите представленные ниже иллюстрации к различным произведениям и выполните задания.

Распределите иллюстрации на три группы (по три изображения в каждой). Укажите буквенные обозначения изображений, составляющих каждую группу. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

 

 

Ответ:

Группа 1 персонажи (иллюстрации) героического эпоса А, Д, З
Группа 2 персонажи (иллюстрации) литературных сказок Г, Ж, И
Группа 3 народные сказки (герои народных сказок) Б, В, Е

 

По 1 баллу за каждую верно названную группу. По 2 балла за каждое полностью верное соотнесение. 1 балл за соотнесение с одной ошибкой.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 14

Содержание ↑

Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания. Ответы к каждому пункту пронумеруйте в соответствии с заданием и запишите на бланке работы.

Колебания сбережений россиян в 2014–2015 гг. происходили на фоне изменений ключевой ставки Банка России и последовавшего за этим масштабного изменения процентных ставок коммерческих банков. Резкий рост ключевой ставки до 17 % в декабре 2014 г. фактически лишил возможности банки привлекать краткосрочное фондирование на межбанковском рынке (ставки на котором доходили до 30 % по однодневным, недельным и месячным кредитам), заставив их переориентироваться на привлечение краткосрочных вкладов. В декабре 2014 г. – январе 2015 г. некоторые банки оперативно подняли ставки по вкладам вплоть до 20 % годовых. Постепенно ставки снижались, но и в мае 2015 г. в России имелись банки, предлагавшие 16–17 % годовых.

Ставки по кредитам также демонстрировали рекордные величины в 25–35 % годовых. Снижение ключевой ставки с февраля 2015 г. при этом не повлекло такого же оперативного снижения ставок по кредитам (за исключением Сбербанка, который является ориентиром для отрасли и обладает достаточными возможностями).

Одной из причин, по которой банки не понижают процентные ставки по кредитам темпами, сравнимыми с темпами снижения ключевой ставки, является высокая стоимость депозитов сроком от 3 месяцев до 1 года, привлечённых в декабре-январе по максимально высоким ставкам. Банки не могут мгновенно заместить дорогое фондирование по депозитам – при том, что их доля в пассивах составляет более 60–70 % – поэтому заметное снижение ставок по кредитам может произойти лишь после замещения дорогого фондирования более дешёвым.

Изменение финансового положения населения России в 20142015 гг. (материалы Аналитического центра при Правительстве РФ)

14.1. Дайте определение понятию «ключевая ставка».

Ответ:

Ключевая ставка – это один из инструментов денежно-кредитной политики государства, представляющий собой годовой процент, под который Центральный банк даёт кредиты коммерческим банкам.

Максимум – 2 балла за полный ответ. 1 балл за частично верный ответ.

14.2. Раскройте связь между ключевой ставкой и ставкой кредитов коммерческих банков. Приведите два положения.

С какой целью Центробанк повышает ключевую ставку?

Ответ:

1) Связь между ключевой ставкой и ставкой кредитов коммерческих банков:

  • низкая ключевая ставка делает кредиты коммерческих банков доступными для населения и бизнеса;
  • при высокой ключевой ставке проценты по кредитам коммерческих банков бизнесу и гражданам вырастают.

По 2 балла за каждое приведённое положение.

2) Цели повышения ключевой ставки: ЦБ повышает ключевую ставку, чтобы сдержать падение курса национальной валюты и сократить инфляцию.

2 балла за верный ответ.

Всего 6 баллов.

14.3. Ключевая ставка является одним из факторов, влияющих на процентные ставки по кредитам. Назовите два других фактора, которые влияют на размер процентных ставок по кредитам коммерческих банков, и объясните, в чём заключается действие каждого фактора.

Ответ:

1) Два фактора, к примеру:

  • уровень инфляции;
  • стоимость имеющихся в наличии у банка кредитных ресурсов;
  • положение банка на рынке банковских услуг, степень конкуренции между банками.

2) Объяснения:

  • повышение уровня инфляции ведёт к удорожанию кредита для физических и юридических лиц;
  • чем выше стоимость образования кредитных ресурсов в банке, тем больше оказывается процентная ставка.

По 2 балла за каждый названный фактов.

По 2 балла за каждое приведённое пояснение.

Всего 8 баллов.

 

Таблица 1

Вопросы на которые отвечали респонденты.

Есть у вас сейчас вклады в каком-либо банке?

И если есть, то где: в Сбербанке или в другом банке?

  1998 1999 2005 2008 2009 2014 01.04.2015
Вклада в банке нет 83 83 79 74 70 68 66
В Сбербанке 13 14 17 21 23 24 24
В другом банке 3 1 1 3 4 4 6
И в Сбербанке, и в другом банке 1 <1 <1 1 1 2 2
Затрудняюсь ответить, в каком банке <1 1 <1 1
Затрудняюсь ответить, есть или нет 1 1 2 2

 

Источник: по данным исследований ООО «инФОМ» в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ)

Таблица 2

Динамика рынка вкладов по суммовым сегментам

Сегмент На 1.01.2011 Темп прироста, % за период На 1.04.2015 Изменение
млрд руб. % к итогу 2011 2012 2013 2014 1 кв. 2015 млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу
До 100 тыс. 1718 18 9 12 8 –3 –6 2070 11 352 4
100‒400 тыс. 2641 27 14 15 11 –1 –4 3690 19 1049 11
400‒700 тыс. 1355 14 27 26 26 14 –4 3009 16 1654 18
700 тыс.‒1 млн 609 6 30 27 29 14 9 1611 8 1002 11
Свыше 1 млн 3485 36 28 23 24 16 14 8690 47 5205 56
Всего 9808 100 21 20 19 9 3 19069 100 9261 100

 

Источник: расчёты и оценки аналитиков Сбербанка по данным Агентства по страхованию вкладов

Диаграмма 1

Динамика вкладов граждан в российских банках

  

Источник: расчёты и оценки аналитиков Сбербанка по данным Банка России

14.4. Официальная статистика показывает сокращение реальных располагаемых доходов населения в январе – мае 2015 г. Сопоставьте эти данные с данными, представленными на диаграмме 1, и сделайте вывод о соотношении тенденций динамики доходов и количества вкладов. Назовите две причины, объясняющие такое поведение граждан.

Ответ:

1) Вывод о соотношении тенденций: при сокращении доходов населения в январе – мае 2015 г. в тот же период наблюдается рост количества вкладов.

2) Две причины, к примеру:

  • значительное повышение ставок по вкладам в коммерческих банках (в тексте указано, что в декабре 2014 г. – январе 2015 г. некоторые банки оперативно подняли ставки по вкладам вплоть до 20 % годовых);
  • почувствовав сокращение реальных заработных плат и доходов в целом, население в целях экономии сократило объём расходов на те покупки, которые можно отложить «до лучших времён».

2 балла за верный вывод.

По 2 балла за каждую названную причину.

Всего 6 баллов.

14.5. Подтверждают ли данные таблиц 1 и 2 выводы аналитиков, сформулированные в последнем абзаце приведённого фрагмента? Ответ аргументируйте.

Ответ:

Данные таблиц подтверждают сделанные выводы, так как в 2014 – начале 2015 года продолжило расти количество вкладов за счёт вкладов с суммами 700 тыс. рублей и выше. Так как эти вклады выдавались под высокие проценты, банки, выплачивая эти проценты, не могли оперативно снижать проценты по кредитам вслед за динамикой ключевой ставкой ЦБ.

1 балл за верный ответ.

2 балла за приведённый аргумент.

Всего 3 балла.

Максимум за задание 25 баллов.

Задание 15

Содержание ↑

Прочитайте текст и выполните задание. Ответы запишите на бланке работы.

Само по себе единение на почве интересов естественно по практическим расчётам и ничего дурного в себе не заключает. Но когда оно начинает отрицать чисто человеческое единение, когда начинает нам внушать, будто бы нам должен быть близок и дорог не человек, не его высокие и благородные свойства, а только та выгода, какую он нам доставляет, то это превращается в учение безнравственности, в проповедь грубейшего эгоизма.

Идея Отечества и факт его существования создают, напротив, такое единение, такую солидарность, которые одинаково избегают и бесплотной космополитичности, легко превращающейся в простую фразу, и того грубого эгоизма, к которому способна приводить идея классовая. Единение людей в Отечестве остаётся чутко и к интересам этих людей и в то же время содержит в себе элементы общечеловеческой солидарности, близости и родственности людей как людей – людей различных классов и интересов, но во всех классах и среди всех частных интересов остающихся между собой близкими и родственными по человеческому существу своему.

Вот почему я выше назвал идею Отечества величайшей из идей общественности, так как она фактически составляет естественную основу общественности и лучшую её школу для людей.

Уже в самом понятии своём Отечество даёт идею общности происхождения, то есть общности и одинаковости природы людей. Слово «Отечество» происходит от слова «отец». Оно равнозначно слову «родина» – от слова «рождать». Оно выражает то, откуда мы происходим, чем порождены, выражает понятия связи, любви, взаимного попечения. Что такое поступать «поотечески»? Это значит поступать с любовью, вниманием и авторитетом. «Отечество» значит название по отцу. «Отчина» есть наследие от отца, нечто преемственное, переходящее от отца к сыну, от прадедов к правнукам. Слово «отечественный» означает «свой», «природный», «прирожденный». «Родина» значит «родимая земля», нас родившая. Все «родное» «родственное» означает свое, сходное и близкое по духу и чувству. Наши народные пословицы поясняют это, говоря, что «рыбам – море, птицам – воздух, а человеку Отчизна – вселенный круг», посему за отечество живот кладут» и «кости по родине плачут», если сложены на чужбине…

В таком единении своей природы, своих чувств, интересов и всей жизни появлялись нации, и развивалась их общественная и государственная связь, создавшая факт Отечества. Наши чувства и понятия лишь отразили и выразили содержание действительного социально-исторического факта.

Отечество возникло на свете именно из такой человеческой общности и солидарности, более высоких, чем всякие частные связи, порождаемые общностью занятий или интересов. Единение есть и в классе, и в торговой компании и тому подобных областях частных интересов. Но только Отечество имеет интерес всеобщий, и притом не ограничивающийся наличными людьми данного момента. Оно является союзом вечным, который созидает жилище на земле не для одних ныне живущих, но и для будущих праправнуков, с которыми ныне живущие люди связаны общностью вечного союза, где из поколения в поколение меняются люди, но остаётся бессмертной идея солидарности их по единству человеческого существа, единству общественных задач, каждым правлением проносимых через свою жизнь и передаваемых далее из поколения в поколение на вечные времена.

Жизнь Отечества, таким образом, отражает в себе жизнь человечества в организованном единении в каждый данный момент и в течение тысячелетий. Эго высшее фактическое проявление единства и солидарности людей, а потому и высшая школа благороднейших чувств человека.

Вот почему так велико и плодотворно чувство любви к Отечеству. Вот почему оно могло жить даже в сердце Богочеловека и в Его лице получить благословение свыше. Кроме нашей жизни с Богом, что может с большим правом получить благословение Неба? Куда могут с большим основанием направиться и наши благословения?

Если оскудевшая душа человека или его подорванный разум не находят уже благословения даже для Отечества, то это значит, что такой человек не способен ничего любить горячей, самоотверженной любовью.

Задания к тексту:

  1. Укажите политическую идеологию, к которой можно отнести автора (идейную основу текста).
  2. Назовите три принципа указанной Вами политической идеологии, отражённые в тексте, и проиллюстрируйте каждый принцип соответствующим фрагментом из текста.
  3. Представьте развёрнутую критику идейной основы текста с точки зрения какой-либо альтернативной политической идеологии. Назовите альтернативную политическую идеологию, с позиций которой Вы будете критиковать данный текст. Приведите антитезисы к каждому сформулированному Вами при ответе на вопрос 2 принципу политической идеологии, приверженцем которой является автор текста.

Ответ:

  1. Политическая идеология текста – национализм (патриотизм не засчитывается). 3 балла.
  2. Примеры принципов и фрагментов

а) Отечество (родина, нация) как высшая ценность

Фрагмент:

«…я выше назвал идею Отечества величайшей из идей общественности, так как она фактически составляет естественную основу общественности и лучшую её школу для людей».

«В таком единении своей природы, своих чувств, интересов и всей жизни появлялись нации и развивалась их общественная и государственная связь, создавшая факт Отечества».

б) Объединение по принципу крови или почвы.

Фрагмент:

«Слово «Отечество» происходит от слова «отец». Оно равнозначно слову «родина» – от слова «рождать». Оно выражает то, откуда мы происходим, чем порождены, выражает понятия связи, любви, взаимного попечения».

в) Противостояние космополитичности и классовому принципу.

Фрагмент:

«Идея Отечества и факт его существования создают, напротив, такое единение, такую солидарность, которые одинаково избегают и бесплотной космополитичности, легко превращающейся в простую фразу, и того грубого эгоизма, к которому способна приводить идея классовая».

Могут быть использованы другие фрагменты для подтверждения выводов, а также приведены иные положения национализма, отражённые в тексте, с подтверждением соответствующими фрагментами.

По 3 балла за каждый приведенный принцип и по 3 балла за каждый приведённый фрагмент. Всего 18 баллов.

  1. Критика текста:

Пример:

Критика с точки зрения социализма:

а) Космополитичиность. Классовые различия преобладают над национальными. У пролетариев нет своего Отечества. Пролетарский интернационализм.

б) Движение человечества по пути объединения ведет к глобализму, а не замкнутому национализму.

в) Объединения на базе наций свойственны капиталистическим обществам, в обществе же коммунистическом таких объединений не будет, так как все будут равны (радикальный социализм).

Антитезис должен быть именно возражением на критикуемый тезис, а не абстрактным положением другой политической идеологии, не связанным с критикуемым тезисом. Может быть дана критика текста с позиций иной альтернативной политической идеологии консерватизма, либерализма и др.

1 балл за названную идеологию.

По 2 балла за каждый приведённый антитезис.

Всего 7 баллов.

Максимум за задание 28 баллов.

Задание 16

Содержание ↑

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. «Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу» (Спиноза).
  2. Права человека и интересы государства не всегда совпадают, но стремление их совместить – путь к демократии (И. Шевелёв).
  3. Частная собственность является главной гарантией свободы, причём не только для тех, кто владеет этой собственностью, но и для тех, кто ею не владеет (Ф. Хайек).
  4. Ни одну из современных мировых проблем нельзя решить силой, нет глобальной мощи, технологической мощи, военной мощи, которая могла бы гарантировать полную безопасность. (Фидель Кастро).
  5. Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции (Н. Мальбранш).
  6. Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика (Т. Фуллер).
  7. Свобода есть право на неравенство (Н.А. Бердяев).
  8. Творчество невозможно без свободы, без свободы оно увядает. Труд может быть принудительным, и слишком часто бывал им… Но принудительное творчество есть нелепое словосочетание (Н. Бердяев)

Критерии оценивания сочинения-эссе.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по сформулированной обществоведческой проблеме. (Если точка зрения автора эссе сводится к пересказу выбранного высказывания или констатации согласия или несогласия с ним, то по данному критерию выставляется 0 баллов.)
  3. Уровень аргументации:
  • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов
  • и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
  • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
  • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов.

Максимум за работу 140 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: