Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 5 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

  1. Экономика – это  наука,  отражающая  взгляды  человека  на  мир  и окружающее его общество.
  2. Потребности бывают подлинными и мнимыми.
  3. Оценка человеком своих способностей называется самооценкой.
  4. В сказках и мифах отразились представления людей об окружающем их мире.

Ответ:

1.2.3.4.
нетдадада

Критерии оценивания

По 2 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 2

Установите соответствие  между  основными  видами  деятельности  и  их признаками. Свой ответ внесите в таблицу.

ПРИЗНАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) создание полезных продуктов

Б) обретение новых знаний

В) оказание полезных услуг

Г) нацеленность  на  получение  практически полезного результата

Д) изучение основ наук

Е) направленность  на  преобразование ресурсов природы

Ж) создание  духовных  и  материальных ценностей

З)освоение опыта предыдущих поколений

И) условный характер

К) подражание реальной деятельности

1)  игра

2)  учёба

3)  труд

Ответ:

АБВГДЕЖЗИК
3233233211

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 3

Дайте  краткое  обоснование  рядов (что  объединяет  перечисленные элементы)  и  укажите,  какой  из  элементов  является  лишним  по  данному основанию.

  1. Цель, потребности, общение, мотивы, результат.
  2. Рост, физическая  сила,  размеры  тела,  вежливость,  половозрастные отличия.
  3. Рыболовство, скотоводство, садоводство, птицеводство, огородничество.
  4. Наличие разума,  членораздельная  речь,  прямохождение,  наличие потребности в пище.

Ответ:

  1. Это элементы  деятельности,  лишним  является  общение –  это  вид деятельности.
  2. Это прирождённые  качества,  лишним  является  вежливость –  это социальное качество.
  3. Это виды  производящего  хозяйства,  лишним  является  рыболовство – это вид присваивающего хозяйства.
  4. Это отличительные  черты  человека.  Лишнее –  наличие  потребности в пище, это общее между человеком и животным.

Критерии оценивания

По 2  балла  за каждое верное  объяснение, что  объединяет  элементы ряда.

1 балл  за  указание  лишнего  элемента, 1  балл  за  объяснение,  почему указанный элемент является лишним.

Максимум за задание 16 баллов.

Задание 4

Назовите  права  человека  и  гражданина,  которые  отражены  на представленных ниже картинках. Свои ответы запишите в таблицу.

Рисунок А

Рисунок Б

Рисунок В

Рисунок Г

Ответ:

АБВГ
равенство перед законом ИЛИ равенство перед судом и закономнеприкосновенность жилищаправо на образованиеправо на охрану здоровья ИЛИ право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Критерии оценивания

По 2 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 5

Прочитайте внимательно отрывок из стихотворения С. Маршака, выполните задания.

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
 
Совал, куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Задание 5.1

Как Вы  думаете,  можно  ли  считать,  что  Мишка  усвоил  уроки вежливости? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

Нет,  нельзя.  Мишка  ведёт  себя  вежливо  только  по  отношению  к  хорошо знакомым  людям,  а  вежливость  проявляется  и  в  отношении  к  незнакомым. ИЛИ нет, так как он невежливо ведёт себя в метро, суёт нос в чужие дела и т. д.

2 балла за верное объяснение.

Задание 5.2

Выберите одно  из  приведённых  ниже  высказываний  о  вежливости и объясните его смысл. Ваше объяснение должно содержать четыре связанных по смыслу между собой предложения.

  • а) Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Ж. Руссо)
  • б) Даже вежливость бывает оскорбительна, когда подчёркивается. (Грасиан-и-Моралес)

Ответ:

Учащийся  должен  продемонстрировать  понимание  им  смысла  выбранного высказывания.

Критерии оценивания

За каждое предложение, содержащее развёрнутое высказывание, ставится 2 балла. Дополнительно 2  балла  ставится  в  случае,  если  предложения  не разрозненные, а представляют связный текст. Если смысл высказывания не раскрыт, то за задание ставится 0 баллов. Предложение, не связанное по смыслу с выбранным высказыванием, оценивается 0 баллов.

Всего 10 баллов.

Максимум за задание 12 баллов.

Задание 6

Внимательно  рассмотрите  рисунок,  на  котором  в  образной  форме представлено  одно  из  негативных  явлений  в  современном  мире.  Напишите сочинение-рассуждение,  посвящённое  этой  проблеме.  В  своём  сочинении придерживайтесь следующего плана.

  • 6.1.  Назовите это негативное явление.
  • 6.2.  Приведите два примера проявления данной проблемы.
  • 6.3.  Укажите три причины возникновения проблемы.
  • 6.4.  Сформулируйте два возможных пути решения данной проблемы.

Ответ:

  1. Экологическая проблема. 2 балла за названную проблему.
  2. Проблема загрязнения океана, проблема исчезновения тропических лесов, проблема мусора.Могут быть приведены другие примеры. По 2 балла за каждый названный пример. Всего 4 балла.
  3. Современным людям кажется, что они сильнее природы, что не зависят от неё.  Для  удовлетворения  своих  потребностей  человек  строит  много предприятий, которые загрязняют природу. Человек считает, что, вооружённый техникой, он покоряет природу. Могут быть названы иные причины. По 2 балла за каждую названную причину. Всего 6 баллов.
  4. Государства  заключают  различные  международные  соглашения,  чтобы бороться  за  сохранение  экологии.  Люди  должны  внимательнее  относиться к природе, например не мусорить в парках и в лесу. Могут быть названы иные пути решения. По 2 балла за каждый названный путь решения проблемы. Всего 4 балла.

Максимум за задание 16 баллов.

Максимум за работу 70 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: