Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 7 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 90.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.

1.1. Какое из перечисленных определений характеризует понятие «общество» в широком смысле?

  1. Это целостная система связей и отношений между людьми.
  2. Это объединение людей по интересам.
  3. Это исторический этап в развитии человечества.
  4. Это граждане одного государства.

1.2. Совокупность людей, объединённых общими социальными признаками, связями, поведением, называется

  1. социальной иерархией
  2. социальной группой
  3. социальной стратификацией
  4. социальной структурой

1.3. Возможности, условия, позволяющие человеку достичь определённого результата, – это

  1. мотивы
  2. ресурсы
  3. цели
  4. потребности

1.4. Система общественного управления и самоуправления относится к сфере жизни общества

  1. экономической
  2. социальной
  3. духовной
  4. политической

Ответ:

1.1 1.2 1.3 1.4
1 2 2 4

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.

2.1. Выберите из приведённого ниже списка социальные роли подростка.

  1. избиратель
  2. ученик
  3. сын
  4. внук
  5. работодатель

2.2. Что из приведённого перечня является факторами производства?

  1. капитал
  2. доход
  3. земля
  4. заработная плата
  5. труд

2.3. Что из перечисленного относится к малой группе?

  1. сословие
  2. семья
  3. школьный класс
  4. пролетариат
  5. очередь в кассу супермаркета
  6. болельщики на стадионе во время матча

Ответ:

2.1 2.2 2.3
234 135 23

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. игра, познание, общение, труд.

Ответ: виды деятельности.

3.2. Дружба, признание, сон, уважение, безопасность.

Ответ: потребности человека.

По 3 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Уклонение, арбитраж, эскалация, посредничество, компромисс.

Ответ: формы разрешения социальных конфликтов, лишнее – эскалация.

4.2. Цель, результат, гипотеза, мотив, субъект.

Ответ: структура деятельности, лишнее – гипотеза.

По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование,

2 балла за указание лишнего).

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 5

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

5.1. Одна из функций семьи – социализация ребёнка.

5.2. Наличие физиологических потребностей – проявление биологической сущности человека.

5.3. Понятие гуманизм связано с моральными категориями.

5.4. Человек является носителем социальных качеств с момента рождения

5.5. Государственная власть – это единственное проявление власти в обществе.

Ответ:

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
да да да нет нет

По 2 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 6

Рассмотрите представленные ниже изображения. Что их объединяет? Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.

Ответ:

2 балла за указание обобщающего понятия. По 2 балла за каждое полностью верное заполнение ячеек второго уровня схемы.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 7

Установите соответствие между историческими примерами и формами правления, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу.

Форма правления Исторический пример
1) монархия

2) республика

А) Решение народного собрания считалось окончательным и обжалованию не подлежало, даже трагическую ошибку исправить было невозможно. Так, например, афинское народное собрание, несмотря на протесты Сократа, осудило на смерть стратегов-победителей в битве при Аргинусских островах (406 год до н. э.). Потом граждане раскаялись в своём решении, но было поздно: стратегов казнили. Меньшинство должно было безусловно подчиниться большинству. Сдерживающим фактором для большинства могла служить разве что апелляция к «отеческим законам» – установлениям «отцов-основателей» Афинского демократического государства: Солона и (реже) Клисфена.

Б) В 1315 г. венецианские власти составили «Золотую книгу» – список имеющих политические права активных граждан. Главой государства был дож (герцог). Его выбирали пожизненно, следуя нарочито усложненной процедуре: от городских кварталов (или от Большого совета) выделялись выборщики, те образовывали вторую коллегию с привлечением дополнительных электоров, вторая – третью, та – четвёртую (все разного количественного состава), и только пятая или шестая непосредственно утверждала предложенного кандидата. Эта система должна была препятствовать политическому сговору и авантюристам, которые могли затуманить головы рядовым гражданам. Дож обладал преимущественно представительской властью, а также высшей юрисдикцией.

В) Как известно, Византия не знала чёткого законодательства о престолонаследии. Но византийское правосознание, очевидно, склонялось к «классическому» варианту династической преемственности власти от отца сыну.

И пример последней династии – Палеологов, правивших с 1261 г. по последний день существования Империи (1453 г.), т. е. почти 200 лет, не является из ряда вон выходящим. Через тысячелетнюю историю православной Византийской империи прошли немало династических линий. Это тем более интересно, что далеко не всегда преемство трона даже внутр. одной династии происходило по мужской линии.

Г) В XIII веке образованная парламентом Англии комиссия из 24 баронов составила так называемые Оксфордские провизии, постановившие, что при короле должен быть организован совет пятнадцати, который будет иметь право давать королю советы относительно управления государством и под. контролем которых будет находиться верховный юстициарий и другие должностные лица.

 

Ответ:

А Б В Г
2 2 1 1

 

По 3 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 12 баллов.

Задание 8

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная _____ (А), и как важный _____ (Б) институт. В качестве малой группы она удовлетворяет _____ (В) потребности, в качестве института – социально значимые потребности общества. Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его _____ (Г), деятельность которой регулируется как брачно-семейным _____ (Д), так и морально-нравственными _____ (Е), обычаями, традициями и т. д. Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое _____ (Ж) населения. По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных _____ (З) семьи: простую (_____ (И)) и сложную (расширенную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более _____ (К).

Список терминов

1) подсистема

2) устойчивость

3) нуклеарная

4) класс

5) воспроизводство

6) норма

7) группа

8) система

9) классификация

10) сословие

11) контроль

12) социальный

13) функционирование

14) подчинение

15) личный

16) организация

17) предназначение

18) поколение

19) законодательство

20) тип

 

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
7 12 15 1 19 6 5 20 3 18

 

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 9

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

В повседневных разговорах слово «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением,

влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, приятель, начальник, профессор – всё это статусы.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, называется приписываемым. Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста…

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определённого статуса на основе конкретного достижения.

Статус предполагает наличие определённых социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения, – то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или не соответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем. Роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определённым статусом.

Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор.

(Ю. Волков и др.)

9.1. Какие два определения понятия «статус» приводит автор? Запишите оба определения.

9.2. Какие два вида статусов называет автор? Приведите по одному примеру каждого вида статусов, каждый раз указывая, к какому именно виду относится

Ваш пример.

9.3. Как соотносятся социальная роль и поведение человека?

9.4. Автор пишет, что люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Приведите пример, который иллюстрирует это утверждение.

На основании текста напишите, что такое «ролевой набор».

9.5. Автор пишет, что успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определённого статуса на основе конкретного достижения. Приведите два примера, иллюстрирующие эти процессы.

Ответ:

9.1.

  1. Понятие «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем.
  2. Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями.

Формулировка может быть произвольной.

По 2 балла за каждое приведённое значение понятия. Всего 4 балла.

9.2. 1. унаследованный от рождения, ИЛИ прирождённый, ИЛИ приписываемый. 2. достигнутый.

За каждый названный вид по 2 балла. Всего 4 балла.

Примеры: приписываемый статус – ребёнок, достигаемый статус – учитель.

Могут быть приведены иные примеры.

По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 4 балла.

Максимум 8 баллов.

9.3. Социальная роль определяет ожидаемое обществом поведение личности.

2 балла.

9.4. 1. Пример разного понимания: один учитель может понимать свою роль как проявление повышенной строгости и требовательности к ученикам, другой – как стремление шутками и интересными фактами заинтересовать учеников в предмете.

Может быть приведён другой пример.

3 балла за приведённый корректный пример.

2. Ролевой набор – это некоторое число социальных ролей, связанных с определённым статусом.

Может быть приведена другая формулировка.

3 балла.

Всего 6 баллов.

9.5. Победа учащегося в предметной олимпиаде способствует приобретению статуса «отличника». Банкротство способствует приобретению статуса ненадёжного заёмщика.

Могут быть приведены иные примеры.

По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 4 балла.

Максимум за задание 24 балла.

Максимум за работу 90 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: