Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 5 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационнуюзадачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен бытькратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведитечётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 85.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Содержание ↑

Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1.1. Гражданин России получает паспорт по достижении 14 лет.

1.2. Президент России является главой Правительства РФ.

1.3. Россия – многонациональное государство.

1.4. Угроза атомной войны возникла в XIX веке.

Ответ:

1.1 1.2 1.3 1.4
да нет да нет

 

По 2 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

Установите соответствие между примерами жизненных ситуаций и правами гражданина, к которым они относятся. Свой ответ внесите в таблицу.

Под буквой впишите соответствующую цифру.

Примеры жизненных ситуаций Права гражданина
А) Иван воплотил в жизнь свою мечту стать машинистом поезда.

Б) Ученики 4 класса «А» получили учебные пособия из школьной библиотеки.

В) Семья Ивановых решила переехать в другой город.

Г) В 20 лет Женя совершила первое самостоятельное путешествие.

Д) Пётр Иванович уже 20 лет пишет картины на исторические темы.

Е) Катя с мамой посетили поликлинику, чтобы сделать прививку.

Ж) Екатерина Петровна 20 лет работала на фабрике швеёй, но затем решила поменять профессию и заняться росписью тканей.

З) Первоклассники впервые пришли в школу 1 сентября и узнали, какие предметы будут изучать в этом году.

И) Композитор Иванов решил попробовать себя в новом музыкальном стиле.

К) Маша заболела, и мама вызвала доктора на дом.

1) право на образование

2) право на охрану здоровья

3) право выбирать род

деятельности и профессию

4) право на свободу передвижения

5) свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
3 1 4 4 5 2 3 1 5 2

 

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 3

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование рядов (что объединяет перечисленные элементы), укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию, и объясните почему.

3.1. Христианство, ислам, буддизм, храм, иудаизм.

3.2. Философия, биология, социология, экономика, психология, политология.

3.3. Труд, пища, общение, управление, дружба.

Ответ:

3.1 Это религии, лишнее – храм, это здание для проведения религиозных обрядов.
3.2 Это науки об обществе, лишнее – биология, это естественная наука.
3.3 Это социальные потребности, лишнее – пища, это биологическая потребность.

По 2 балла за каждое верное объяснение, что объединяет элементы ряда.

1 балл за указание лишнего элемента, 1 балл за объяснение, почему указанный элемент является лишним.

Максимум за задание 12 баллов.

Задание 4

Содержание ↑

Назовите обязанности человека и гражданина, которые отражены на представленных ниже картинках. Свои ответы запишите в таблицу.

Ответ:

А Б В Г
Защита Отечества Сохранять природу и окружающую среду Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия Соблюдать законы и Конституцию РФ

По 2 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 5

Содержание ↑

Прочитайте внимательно стихотворение О. Григорьева «Гостеприимство», выполните задания.

Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру –
Вы протрёте в нём дыру.
И не трогайте кровать –
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый коготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?

5.1. Почему название стихотворения звучит иронично?

Ответ:

Гостеприимный хозяин не будет делать замечания гостям относительно их поведения, запрещать смотреть книги и сидеть на диване. (Ответ может быть дан в иной формулировке.)

2 балла за верное объяснение.

5.2. Выберите одну из приведённых ниже пословиц о гостеприимстве и объясните её смысл. Ваше объяснение должно содержать четыре связанных между собой по смыслу предложения.

а) «Хоть небогат, а гостям рад».

б) «Не спрашивают: чей, да кто и откуда, а садись обедать».

в) «Гостю в переднем углу место».

Критерии оценивания:

Учащийся должен продемонстрировать понимание им смысла выбранной пословицы.

За каждое предложение, содержащее развёрнутое высказывание, ставится 2 балла. Дополнительно 2 балла ставится в случае, если предложения не разрозненные, а представляют связный текст. Если смысл высказывания не раскрыт, то за задание ставится 0 баллов. Предложение, не связанное по смыслу с выбранным высказыванием, оценивается нулём баллов.

Всего 10 баллов.

Максимум за задание 12 баллов.

Задание 6

Содержание ↑

Внимательно рассмотрите рисунок, на котором в образной форме представлена одна из проблем современного мира. Напишите сочинениерассуждение от лица главы государства, выступающего на саммите глав европейских стран, посвящённом этой проблеме. В своём сочинении придерживайтесь следующего плана.

6.1. Назовите эту проблему.

6.2. Приведите два примера проявления данной проблемы.

6.3. Укажите три последствия возникновения проблемы.

6.4. Сформулируйте два возможных пути решения данной проблемы.

Ответ:

6.1. Проблема глобального потепления.

1 балл за названную проблему.

6.2. Повышение средней глобальной температуры, таяние льдов.

Могут быть приведены другие примеры.

По 2 балла за каждый названный пример.

Всего 4 балла.

6.3. Таяние мерзлоты, расширение торфяных болот приведёт к повышенному выбросу в атмосферу таких опасных газов, как метан. Меняются условия обитания животных, рыб, что приводит к гибели некоторых видов. Изменение климата, увеличение пустынь, увеличение частоты экстремальных погодных явлений, включая волны жары, засухи и ливни; потеря мест обитания людей изза повышения уровня моря

Могут быть названы иные последствия.

По 2 балла за каждое названное последствие.

Всего 6 баллов.

6.4. Необходимо сократить выбросы в атмосферу. Необходимо бороться с лесными пожарами, способствовать восстановлению лесов.

Могут быть названы иные пути решения.

По 3 балла за каждый названный путь решения проблемы. Всего 6 баллов.

Дополнительно 2 балла ставится в случае, если предложения не разрозненные, а представляют связный текст.

Максимум за задание 19 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

Решите обществоведческий кроссворд.

По горизонтали:

  1. Форма врождённого поведения животных и человека.
  2. Вооружённые силы страны.
  3. Охота или рыбная ловля в запрещённых местах.

По вертикали:

  1. Устоявшийся исторически сложившийся обычай.
  2. Официально зарегистрированный союз мужчины и женщины с целью создания семьи.
  3. Народная культура – песни, танцы, сказки.
  4. Глава государства Российской Федерации.
  5. Основной закон государства.

 

Ответ:

По горизонтали:

  1. инстинкт
  2. армия
  3. браконьерство

По вертикали:

  1. традиция
  2. брак
  3. фольклор
  4. президент
  5. конституция

По 2 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 16 баллов.

Содержание ↑

Максимум за работу 85 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: