Содержание
Задание 1 (9 баллов)
Даны фразы.
- (1) Это не обезьяна, а человек.
- (2) На лекции было всего человек пятнадцать.
В этих двух примерах слово человек чаще всего произносится по-разному. Укажите различия между ними (как фонетические, так и морфологические). Сделайте транскрипцию этого слова для каждой фразы. Чем похоже произношение слова человек во 2-ом случае и слова значит [нъч’]?
Критерии и ответы
Эти формы различаются морфологически: в случае (1) это именительный падеж ед. ч., а в случае (2) это родительный падеж мн.ч. (по 1 баллу).
Эти формы различаются и фонетически: в первом случае это будет [ч’ьлав’éк]\[ч’илав’éк], а в случае (2) [ч’éк], допустимо [ч’лаéк]\ [ч’илаэк] (по 1 баллу за правильные транскрипции). Склонность слова человек к фонетическому стяжению (как и значит [нъч’] – ср. «[нъч’] так…» и «[знáч’ьт] ли это, что…».) в разговорной речи обусловлена его высокой частотностью (2 балла). В данном случае произношение зависит от фразовой позиции (1 балл), падает ли акцент (2 балла) на слово в данном контексте.
Всего 9 баллов.
Задание 2 (2 балла)
Прочитайте следующий отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
(1) Гремят отдвинутые стулья,
(2) Толпа в гостиную валит:
(3) Так пчёл из лакомого улья
(4) На ниву шумный рой летит.
(5) Довольный праздничным обедом,
(6) Сосед сопит перед соседом;
(7) Подсели дамы к камельку;
(8) Девицы шепчут в уголку;
(9) Столы зелёные раскрыты:
(10) Зовут задорных игроков.
Дайте толкование слова камелёк в строке 7.
Критерии и ответы
Камелёк – то же, что камин, то есть особый род печки с открытым устьем.
Всего 2 балла.
Задание 3 (6 баллов)
В левой колонке таблицы даны слова, образованные сложением двух латинских корней, а в правой – их буквальные переводы в перепутанном порядке.
Слова с латинскими корнями | Буквальные русские переводы |
идентификация, стратификация, фортификация, версификация, фальсификация, персонификация | слоеделание, лицеделание, тождество-делание, крепкоделание, стиходелание, обманоделание |
- Установите правильный буквальный перевод для каждого слова.
- Вспомните и напишите для каждого слова левой колонки ещё какое-нибудь слово русского языка, восходящее к тому же первому латинскому корню.
Критерии и ответы
Правильные переводы следующие: идентификация – тождестводелание (0,5 балла), идентичный (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);
стратификация – слоеделание (0,5 балла), стратосфера (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);
фортификация – крепкоделание (0,5 балла), форт (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);
версификация – стиходелание (0,5 балла), версификатор (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);
фальсификация – обманоделание (0,5 балла), фальшивый (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);
персонификация – лицеделание (0,5 балла), персональный (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла).
Всего 6 баллов.
Задание 4 (5 баллов)
Даны предложения, в которых обыгрываются пять фразеологических оборотов.
Крестьянин услышал доносящийся из конюшни бред сивой кобылы. Затем заржала тёмная лошадка, которой вожжа под хвост попала, а потом в хлеву замычала дойная корова, которая давно языком слизала всю пищу.
Напишите обыгрываемые фразеологические обороты и дайте каждому из них толкование.
Критерии и ответы
- Бред сивой кобылы (0,5 балла) – бессмыслица, чушь, ерунда (0,5 балла).
- Тёмная лошадка (0,5 балла) – непонятный с точки зрения своих свойств, качеств, намерений человек (0,5 балла).
- Вожжа под хвост попала (кому-либо) (0,5 балла) – кто-либо теряет самообладание, выдержку, перестаёт себя контролировать, начинает самодурствовать (0,5 балла).
- Дойная корова (0,5 балла) – человек или предприятие, используемые в личных целях как обильный и безотказный источник дохода (0,5 балла).
- Как корова языком слизала (0,5 балла) – что-либо пропало, исчезло бесследно, нигде нельзя найти (0,5 балла).
Всего 5 баллов.
Задание 5 (9 баллов)
У некоторых глаголов русского языка затруднено нормативное образование страдательных причастий настоящего времени и деепричастий несовершенного вида. Как бы были образованы эти формы от следующих глаголов: драть, вязать, пахать? Обоснуйте ответ.
Критерии и ответы
Деромый, деря (по 0,5 балла за форму, всего 1 балл), вяжемый (или: вяжёмый/вяжомый), вяжа (по 0,5 балла за форму, всего 1 балл), пашемый (или: пашёмый/пашомый), паша (по 0,5 балла за форму, всего 1 балл).
Данные причастия образуются от основы настоящего времени глагола (1 балл), которую надо узнавать, поставив глагол в 3-е лицо множественного числа (1 балл), чтобы увидеть основу без чередований (1 балл). Причастия будут иметь суффикс -ом-/-ем-, так как они образуются от глаголов 1-го спряжения (1 балл). Данные деепричастия также образуются от основы настоящего времени глагола (1 балл) с помощью суффикса -я (в варианте -а после шипящих) (1 балл).
Всего 9 баллов.
Задание 6 (8 баллов)
В лингвистике принято обозначать типы простых предложений с помощью символов, образующих так называемые структурные схемы предложений. Вот несколько примеров подобных структурных схем.
Предложения типа «Начинается дождь» обозначаются так: N1 – Vf.
Предложения типа «Глаза у неё красивые» обозначаются так: N1 – Adj1.
Предложения типа «Спать на концерте – это невежливо» обозначаются так: Inf – Adv-о.
- Объясните значение использованных символов.
- Составьте предложение по следующей структурной схеме: N1 – Adv-о.
Критерии и ответы
1. N1 обозначает существительное в первом (то есть в именительном) падеже.
Vf обозначает глагол в спрягаемой форме.
Inf обозначает глагол в неопределённой форме (в форме инфинитива).
Adj1 обозначает прилагательное в первом (то есть в именительном) падеже.
Adv-о обозначает наречие с суффиксом -О
Тире между символами означает то, что первый символ в данном предложении обозначает подлежащее, а второй – сказуемое.
2. «Ложь – это непростительно» (или любое предложение этой структуры).
За каждый верно объяснённый символ в структурной схеме по 1 баллу.
За верно составленное предложение – 2 балла.
Всего 8 баллов.
Задание 7 (8 баллов)
В поэме «Братья разбойники» А.С. Пушкина герой рассказывает свою историю, начиная её так:
Нас было двое: брат и я.
Росли мы вместе; нашу младость
Вскормила чуждая семья…
Характеризуя язык поэмы, отечественный учёный Б.А. Успенский замечает следующее: «современная Пушкину критика упрекала поэта в том, что рассказывающий разбойник не везде говорит свойственным ему языком, употребляет слова, “разрушающие правдоподобие”. Критики не понимали стилистических принципов Пушкина: то, что они воспринимали как отступление от правил, являлось сознательным литературным приемом: так поэт передавал уместную с его точки зрения окраску речи разбойника».
Какие слова из представленного отрывка, по мнению критики, «нарушают правдоподобие»?
Почему, по мнению критики, они его нарушают?
Для какой стилистической цели А.С. Пушкин намеренно употребил эти слова в речи разбойника?
Критерии и ответы
- Эти слова – славянизмы: «младость», «чуждая», «вскормила».
- Разбойник, по мнению критиков, не должен употреблять в речи средства «высокого штиля».
- Пушкин в тексте использует славянизмы не в соответствии с теорией трёх штилей, а как маркеры «романтического», взволнованного рассказа.
- За верное указание славянизмов в отрывке – по 1 баллу за каждое слово.
- За верное указание на позицию критиков по данному вопросу – 1 балл.
- За указание на теорию «трёх штилей» – 2 балла.
- За верное указание на особую стилистическую функцию славянизмов в отрывке – 2 балла.
Всего 8 баллов.
Задание 8 (5 баллов)
Прочитайте следующие предложения:
Мы жили небогато (русск.).
Мы жылі небагата (бел.).
Ми жили незаможно (укр.).
Какой информации недостаёт для того, чтобы на основе графического оформления этих фраз указать, какие принципы орфографии являются ведущими в русском, в белорусском и украинском языках?
Критерии и ответы
Не хватает транскрипции этих фраз.
Допустимые варианты ответов:
- необходима информация о том, как звучат слова;
- необходима информация о звуковом составе слов;
- не хватает фонетической транскрипции.
Всего 5 баллов.
Задание 9 (1 балл)
В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: железное репари.
Критерии и ответы
Переразложение.
Всего 1 балл.
Задание 10 (12 баллов)
Прочитайте фрагменты текстов и переведите их на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте; укажите, какой частью речи является слово).
1. Приставися Иванко Гюргевичь… приѣхаста брата два Борисъ и Глѣбъ и створиста плачь великъ, и тако съпрятавше тѣло его, идоша с нимъ Суждалю къ отьцю с ж а л о с т ь ю (Ипатьевская летопись).
2. В лѣто 6611: И поидоша полци Половецьстии аки борове, и не бѣ перезрити ихъ, и Русь поидоша противу имъ. И великии Богъ вложивъ ж а л о с т ь велику у Половцѣ, и страхъ нападе на ня и трепетъ от лица Русьскыхъ вои, и дрѣмаху самѣ, и конемъ ихъ не бяше спѣха у ногахъ. Русь же с весельемь на конихъ и пѣши потекоша к нимъ. Половци же, видивше устремленье руское на ся, не доступивше, побѣгоша передъ рускыми князи («Повесть временных лет»).
3. Спала князю умь похоти, и ж а л о с т ь ему знаменіе заступи искусити Дону Великаго. «Хощу бо, рече, копіе приломити конець поля Половецкаго, съ вами, Русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону».
Критерии и ответы
1) Умер Иван Юрьевич (Иванко Гюргевич)… приехали два брата, Борис и Глеб, и стали горевать (формы «приехаста» и «створиста» однородные (формы двойственного числа), значит, субъект этих действий один и тот же – братья Борис и Глеб, поэтому перевести следует как «приехали два брата, Борис и Глеб, и стали горевать»), спрятали (укрыли) тело его и пошли с ним, горюя, к отцу в Суздаль – 2 балла. За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
С жалостью – начальная форма «жалость» – горе, печаль (1 балл). Имя существительное в форме ед. ч., твор. п. (1 балл).
2) В год 1103. И пошли полки половецкие, словно лес, и не окинуть их было взором, и Русь пошла против них. И великий Бог вложил растерянность великую в половцев, и страх напал на них и трепет перед лицом русских воинов, и оцепенели сами, у коней их не было быстроты в ногах. Наши (лучше «русские») же с весельем на конях и пешие двинулись на них. Половцы же, увидев, как устремились на них русские, не дойдя до них, побежали перед русскими князьями (2 балла). За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
Жалость – смятение, растерянность (1 балл). Имя существительное в форме ед. ч, вин. п. (1 балл)
3) Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование. «Хочу, – сказал, – копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона». (Перевод Д.С. Лихачёва) (2 балла). За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
Жалость – страстное желание. (1 балл). Имя существительное в форме ед. ч., им. п. (1 балл).
Всего 12 баллов.
Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 65.