Содержание
Задание 1. (11 баллов)
Фонетика разговорной речи существенно отличается от фонетики кодифицированного литературного языка. В частности, для разговорной речи характерно явление эллипсиса. Рассмотрев примеры, дайте определение фонетического эллипсиса.
- хо[лд]но
- пожа[лс]та
- в сорок[аó]м году
В результате эллипсиса появляются сочетания, как будто бы нарушающие фонетические законы языка. Рассмотрите с этой точки зрения возможное произнесение слова логика.
Критерии и ответы
Согласно «Словарю лингвистических терминов», эллипсис (эллипс) (греч. ellipsis – выпадение, опущение) – это пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации (1 балл). В качестве первопричины эллипсиса признаётся наличие универсальной тенденции к упрощению речи (так называемый «принцип экономии усилий»).
В данном случае речь идёт именно о фонетическом эллипсисе, то есть «выпадении» звуков (1 балл).
В слове логика может выпадать гласный между [г’] и [к] (1 балл). Таким образом, эти два звука оказываются рядом [г’к], что как будто нарушает законы ассимиляции по глухости/звонкости (1 балл) и по твёрдости/мягкости (2 балла). Можно засчитывать и описательные объяснения: например, «звонкий соглас- ный оказывается в позиции перед глухим, мягкий согласный – в позиции перед твёрдым». Не происходит и диссимиляция по способу образования (1 балл), как в словах вроде мягкий (1 балл). Кроме того, [г’] может становиться слоговым (3 балла), что для русских шумных согласных крайне нехарактерно. Всего 11 баллов.
Задание 2. (2 балла)
Прочитайте следующий отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
- Ждала Татьяна с нетерпеньем,
- Чтоб трепет сердца в ней затих,
- Чтобы прошло ланит пыланье.
- Но в персях то же трепетанье,
- И не проходит жар ланит,
- Но ярче, ярче лишь горит…
- Так бедный мотылёк и блещет
- И бьётся радужным крылом,
- Пленённый школьным шалуном;
- Так зайчик в озиме трепещет,
- Увидя вдруг издалека
- В кусты припадшего стрелка.
Дайте толкование слова озимь в строке 10.
Критерии и ответы
Озимь – поле, занятое посевами озимых культур (ржи, пшеницы, ячменя и т. д.).
Озимые – высеваемые «под зиму», то есть осенью.
Всего 2 балла.
Задание 3. (6 баллов)
В левой колонке таблицы даны слова, образованные сложением двух греческих корней, а в правой – их буквальные переводы в перепутанном порядке.
Слова с греческими корнями | Буквальные русские переводы |
ларингоскоп, риноскоп, стетоскоп, офтальмоскоп, стоматоскоп, отоскоп | нососмотр, ротосмотр, глазосмотр, гортанесмотр, ухосмотр, грудесмотр |
- Установите правильный буквальный перевод для каждого слова.
- Вспомните и напишите для каждого слова левой колонки ещё какое-нибудь слово русского языка, восходящее к тому же первому греческому корню.
Критерии и ответы
Правильные переводы следующие:
ларингоскоп – гортанесмотр (0,5 балла), ларингит (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);
риноскоп – нососмотр (0,5 балла), ринопластика (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);
стетоскоп – грудесмотр (0,5 балла), стетография (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);
офтальмоскоп – глазосмотр (0,5 балла), офтальмолог (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);
стоматоскоп – ротосмотр (0,5 балла), стоматолог (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);
отоскоп – ухосмотр (0,5 балла), отит (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла).
Всего 6 баллов.
Задание 4. (5 баллов)
Дано предложение, в котором обыгрываются пять фразеологических оборотов.
Вася подложил свинью в холодильник и, понимая, что с ней каши не сваришь, стал есть поедом мокрую курицу, облизывая её до мозга костей.
Напишите обыгрываемые фразеологические обороты и дайте каждому из них толкование.
Критерии и ответы
- Подложить свинью (кому-либо) (0,5 балла) – исподтишка совершить по отношению к кому-либо низкий, подлый поступок, причинить неприятности, подстроить каверзы (0,5 балла).
- Каши не сваришь (с кем-либо) (0,5 балла) – с кем-либо нельзя иметь дела, договориться (0,5 балла).
- Есть поедом (кого-либо) (0,5 балла) – постоянно бранить, ругать кого-либо без особых причин, попрекать (0,5 балла).
- Мокрая курица (0,5 балла) – человек, имеющий жалкий, неприглядный вид; трусливый человек (0,5 балла).
- До мозга костей (0,5 балла) – целиком, полностью, совершенно, до крайней степени (0,5 балла).
Всего 5 баллов.
Задание 5. (5 баллов)
Даны пары глаголов, различающихся по признаку вида.
- гулять – погулять
- ездить – поездить
- мыть – помыть
- беседовать – побеседовать
- печатать – попечатать
Для какой из приведённых пар возможен контекст Мы N-ли, N-ли и наконец ПО-N-ли? Почему он невозможен для других пар? Обоснуйте свой ответ.
Критерии и ответы
Данный контекст возможен для пары мыть – помыть (Мы его мыли, мыли и наконец помыли) (1 балл), потому что глагол мыть обозначает постепенное приближение к результату (который может и не быть достигнут) (1 балл), а глагол помыть – достижение данного результата (1 балл). Для других пар данный контекст (Мы ездили, ездили и наконец поездили и т. п.) невозможен, потому что глаголы гулять, ездить, беседовать, печатать обозначают не постепенное приближение к результату, а такие действия, для которых в несовершенном виде не мыслится предел (1 балл); их совершенный вид (погулять, поездить, побеседовать, попечатать) обозначает, что действие длилось некоторое не очень большое количество времени (1 балл).
Всего 5 баллов.
Задание 6. (8 баллов)
В лингвистике принято обозначать типы простых предложений с помощью символов. Вот несколько примеров подобных обозначений.
Предложения типа «Начинается дождь» обозначаются так: N1 – Vf.
Предложения типа «Глаза у неё красивые» обозначаются так: N1 – Adj1.
Предложения типа «Спать на концерте невежливо» обозначаются так: Inf – Adv-о.
- Объясните значение использованных символов.
- Обозначьте с помощью символов предложения следующего типа:
- «Мой дом – моя крепость»;
- «Курить – здоровью вредить».
Критерии и ответы
1. N1 обозначает существительное в первом (то есть в именительном) падеже.
Vf обозначает глагол в спрягаемой форме.
Inf обозначает глагол в неопределённой форме (в форме инфинитива).
Adj1 обозначает прилагательное в первом (то есть в именительном) падеже.
Adv-о обозначает наречие с суффиксом —О.
Тире между символами означает то, что первый символ в данном предложении обозначает подлежащее, а второй– сказуемое.
2.
«Мой дом – моя крепость» – N1 – N1.
«Курить – здоровью вредить» – Inf – Inf / Inf (cop) Inf.
За каждый верно объяснённый символ в структурной схеме по 1 баллу.
За каждое верное предложение по 1 баллу.
Всего 8 баллов.
Задание 7. (4 балла)
«Современные Пушкину критики неоднократно обвиняли его в том, что он “неудачно соединяет слова простонародные с славянскими”. Сегодняшний читатель, как правило, не ощущает этого, поскольку он находится в русле созданной Пушкиным традиции». Б.А. Успенский. Действительно, поэт нередко намеренно объединяет русизмы и славянизмы в рамках одной фразы. Встречаются уникальные случаи: Пушкин объединяет особенности родственных языков в рамках одного слова. Мы встречаемся с этим в поэме «Руслан и Людмила», в эпизоде, где описывается встреча Руслана с головой богатыря-великана.
В недоуменье хочет он
Таинственный разрушить сон.
Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит ноздри копием.
Выпишите слово, в котором поэт «объединяет особенности двух родственных языков».
Объясните, каковы эти особенности.
Критерии и ответы
- «КопиЁм» (см. рифму «кругом» – «копиём») (2 балла).
- В этом слове налицо признаки славянизма (копИем) и русизма (переход Е в О после мягкого согластного под ударением) (2 балла).
Всего 4 балла.
Задание 8. (9 баллов)
- Вставьте пропущенные буквы:
- С А.С. Иванов..м
- С Чарльзом Дарвин..м
- С Бернгардтом фон Бюлов..м
- С Рудольфом Вирхов..м
- С Б.П. Птицын..м
- Сформулируйте орфографическое правило, на основании которого Вы производили выбор нужной буквы.
- Вставьте имя вместо ˂…˃ и пропущенную букву в окончании фамилии. Объясните ваш выбор.
С ˂…˃ Чаплин…м
Критерии и ответы
1. Вставьте пропущенные буквы:
- С А.С. ИвановЫм
- С Чарльзом ДарвинОм
- С Бернгардтом фон БюловОм
- С Рудольфом ВирховОм
- С Б.П. ПтицынЫм
0,5 балла за каждое окончание. Итого 2,5 балла.
2. Русские фамилии на -ОВ (-ЁВ), -ЕВ, -ИН, -ЫН имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ЫМ (склоняются по типу притяжательных прилагательных «отцов», «папин»).
Иностранные фамилии с соответствующими финалями имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ОМ (склоняются по типу существительных 2-го склонения).
Формулировка правила – 5 баллов.
3. Здесь возможно двоякое решение:
С Чарльзом Чаплином, но с Всеволодом (или любое русское имя) Чаплиным – 1,5 балла.
Всего 9 баллов.
Задание 9. (1 балл)
В придуманном «квазислове» посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: диспенктировать.
Критерии и ответы
Предикативность.
Всего 1 балл.
Задание 10. (12 баллов)
Прочитайте фрагменты текстов и переведите их на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте; укажите, какой частью речи является слово).
- И судя въспросилъ князя Ивана Константиновича: а у тебя если знахори на ту землю, на Зеленево селищо, и скол ты на то селищо давно пашеш, если у тебя какая крѣпость отца твоего на ту землю, на Зеленево селищо, почему ся та земля отцу твоему и тебѣ достала. Судный список 1496–1498 гг.
- Стоаше бо князь Юрьи Всеволодичь… въ крѣпости, бяше бо плотомъ обито, и плетени оплетено, и кольемъ осажено.
- И начаша татарове оступати его с оба полы и со всѣ стороны, князь же Андреи, поостривъ крѣпость свою и не убояся грозы ихъ.
Критерии и ответы
Фрагмент 1
И судья выспрашивал (спросил) князя Ивана Константиновича: а у тебя есть ли свидетели (старожилы; те, кто хорошо помнят, что раньше было) на ту землю, на Зеленево селище, и как долго ты на том селище пашешь, если (есть ли) у тебя какое-нибудь право на владение твоим отцом той землей, Зеленевым селищем, (и) почему та земля твоему отцу и тебе досталась (2 балла). За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
Крепость – право на собственность, право на владение чем-либо (1 балл). Имя существительное в форме ед. ч., им. п. (1 балл).
Фрагмент 2
Стоял князь Юрий Всеволодович в крепости, которая была брёвнами обита, плетнём оплетена, кольями осажена (огорожена) (2 балла). За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
Крепость – укреплённое место (1 балл). Имя существительное в форме ед. ч, предл. п. (1 балл).
Фрагмент 3
И начали татары окружать его с обоих боков и со всех сторон, князь же Андрей, собрав (укрепив) своё мужество, не испугался (не убоялся) их угроз (2 балла). За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
Крепость – мужество, доблесть (1 балл). Имя существительное в форме ед. ч., вин. п. (1 балл).
Всего 12 баллов.
Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 63.