Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 6 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание № 1 (7 баллов)
  2. Задание № 2 (3 балла)
  3. Задание № 3 (4 балла)
  4. Задание № 4 (8 баллов)
  5. Задание № 5 (7 баллов)
  6. Задание № 6 (10 баллов)
  7. Задание № 7 (6 баллов)
  8. Задание № 8 (5 баллов)
  9. Задание № 9 (3 балла)
  10. Задание № 10 (5 баллов)

Задание № 1 (7 баллов)

Содержание ↑

Известно, что в русском языке реализация фонемы <j> отличается большой вариативностью и зависит от её фонетической позиции. <j> может быть реализована звуками [j] , [й] (и неслоговое) и даже нулем звука [ø ]. Найдите её возможные реализации и опишите эти позиции, основываясь на следующих транскрипциях:

в яме – [вjáм’ь], ёлка – [jолкъ];

золотой – [зълатóй], мой – [мой];

майка – [мáйкъ], зайка – [зайкъ];

знает – [знáьт], лает – [лаьт].

Ответ занесите в таблицу (в таблице можно использовать данные примеры):

ПозицияПримерыРеализация
j
ø (нуль)
й (и неслоговое)

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

ПозицияПримерыРеализация
Перед ударным гласным, на месте букв е, ё, ю, я (1 балл).в яме – [вjáм’ь], ёлка – [jолкъ]j
Между двумя гласными (1 балл).знает – [знáьт], лает – [лаьт]ø (нуль)
Все остальные позиции, в том числе перед согласными, на конце слова (2 балла).Золотой – [зълатóй], мой – [мой], майка – [мáйкъ], зайка – [зайкъ]й (и неслоговое)

За правильное указание примеров (можно 1 пример) – по 1 баллу.

Всего 7 баллов.

Задание № 2 (3 балла)

Содержание ↑

Прочитайте текст. Определите значение выделенных слов.

Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, куёт булат.

(Полтава. А.С. Пушкин)

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Паладин – храбрый рыцарь, здесь перен.: шведский воин, из войска Карла, либосам Карл – король шведский (2 балла: определение значения и указание напереносное значение).

Млат – молот (славянизм с неполногласием) (1 балл, по 0,5 балла за определение и указание на неполногласие).

Всего 3 балла.

Задание № 3 (4 балла)

Содержание ↑

Многие имена у разных народов восходят к общему имени-предку. Обычно этодревнегреческое или древнееврейское имя. Так, английское «Джон»,итальянское «Джованни» и русское «Иван» восходят к древнееврейскомуимени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает».

Укажите русское имя, которое этимологически родственно именииностранному.

По-армянски Оганес, а по-русски …

По-испански Хакобо, а по-русски …

По-французски Жорж, а по-русски …

По-английски Юджин, а по-русски …

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

По-армянски Оганес, а по-русски Иван.

По-испански Хакобо, а по-русски Яков, Яша.

По-французски Жорж, а по-русски Георгий, Юрий, Егор.

По-английски Юджин, а по-русски Евгений.

За каждое верно указанное имя – 1 балл.

Всего 4 балла.

Задание № 4 (8 баллов)

Содержание ↑

Предположим, что слово пустослов – это существительное, стоящее в форме родительного падежа множественного числа. Как бы выглядели возможные формы именительного падежа единственного числа от этого существительного?

Приведите аналогичные примеры из русского языка.

Пример выполнения задания: от слова здоров первая возможная форма – здор (1 балл), по аналогии с двор (дворов – двор) (1 балл). Вторая возможная форма – здоро среднего рода (1 балл), но родительный падеж множественного числа от неё просторечный (1 балл), по аналогии с дело – делов (1 балл). Третья возможная форма – здорова (1 балл), по аналогии с корова (коров – корова) (1 балл).

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

От слова пустослов первая возможная форма – пустосол (1 балл), по аналогии с посол (послов – посол) (1 балл). Вторая возможная форма – пустосёл (1 балл), по аналогии с осёл (ослов – осёл) (1 балл). Третья возможная форма – пустосло по аналогии с сусло (1 балл), но родительный падеж множественного числа от неё просторечный (1 балл). Четвёртая возможная форма – пустослова (1 балл), по аналогии с корова (коров – корова) (1 балл).

Всего 8 баллов.

Задание № 5 (7 баллов)

Содержание ↑

Вставьте, где это необходимо, пропущенные в словах буквы.

ко..ридор
дра..матический
криста..льный
о..купация
а..люминий
ка..рикатура
а..патия

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

коридор
драматический
кристальный
оккупация
алюминий
карикатура
апатия

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Всего 7 баллов.

Задание № 6 (10 баллов)

Содержание ↑

Даны следующие предложения.

  1. Учёные исследуют вулканы на Камчатке.
  2. Подарки от моей подруги из Пскова я не получал.

Найдите в каждом из этих предложений слова (словоформы), к которым можно задать разные вопросы. Укажите, какими членами предложения они могут являться.

Примечание. Не забудьте указать слово, от которого Вы задаёте вопрос, чтобы определить член предложения.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

В предложении 1 это слово с предлогом (словоформа) на Камчатке (1 балл).

К на Камчатке можно задать вопрос какие? от слова вулканы (1 балл). В этом случае на Камчатке – определение (1 балл). К на Камчатке можно задать вопрос где? от слова исследуют (1 балл). В этом случае на Камчатке – обстоятельство (1 балл).

В предложении 2 это слово с предлогом (словоформа) из Пскова (1 балл). К из Пскова можно задать вопрос какой? от слова подруги (1 балл). В этом случае из Пскова – определение (1 балл). К из Пскова можно задать вопрос откуда? от слова (не) получал (1 балл). В этом случае из Пскова – обстоятельство (1 балл).

Всего 10 баллов.

Задание № 7 (6 баллов)

Содержание ↑

Дана таблица со словами русского, польского, македонского и словенского языков, восходящими к одному и тому же общеславянскому корню.

русскийпольскиймакедонскийсловенский
закуток

зуб

муж

д ? б

дар

стар

брат

путник

kąt

ząb

m ? ż

dąb

dar

stary

brat

pątnik

кат

заб

маж

даб

дар

стар

бр ? т

патник

kot

z ? b

mož

dob

dar

star

brat

potnik

Вставьте нужные буквы в слова с пропущенной гласной. Обоснуйте ответ.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Русский язык: дуб (1 балл). Польский язык: mąż (1 балл). Македонский язык: брат (1 балл). Словенский язык: zob (1 балл). В таблице может быть двоякое соотношение гласных букв корня: 1) во всех языках а (отсюда брат в македонском) (1 балл); 2) русская у – польская ą – македонская a – словенская o (отсюда дуб, mąż, zob) (1 балл).

Всего 6 баллов.

Задание № 8 (5 баллов)

Содержание ↑

Прочитайте отрывок из стихотворения А. Блока «Осенняя воля»:

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнёт упругие кусты,
Битый камень лёг по косогорам,
Жёлтой глины скудные пласты.

В этом стихотворении есть слово, употреблённое с точки зрения современного русского языка необычно: в современном русском языке это значение вида глагола стало устаревшим.

Найдите это слово и прокомментируйте особенности его употребления.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Это слово лёг (3 балла). Здесь оно употреблено в значении несовершенного вида лежит (1 балл), тогда как в современном русском языке лёг может иметь значение только совершенного вида (1 балл).

Всего 5 баллов.

Задание № 9 (3 балла)

Содержание ↑

Что обозначают подчёркнутые слова?

Говорит тысячами, а тьма в глазах.

Говорит «тьма», а думает о легионе.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Тьма – 10 000 (2 балла, по 1 баллу за каждое слово).

Легион – 100 000 – 1 балл.

Всего 3 балла.

Задание № 10 (5 баллов)

Содержание ↑

Прочитайте отрывок из текста XV века «Хожение за три моря Афанасия Никитина».

Индѣѧне ж не ѣдѧт никоторого ж мѧса… А ѣдѧт все рѫкою правою, а лѣвою не примет сѧ ни за что, а ножа не дрьжат, а лжицы не знают.

  1. Что такое лжица? Какие хотя бы два однокоренных ему слова в современном языке Вы можете привести?
  2. Употребляется ли слово лжица в современном языке? Если да, что оно значит?

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

  1. Лжица – это то же, что современное ложка (1 балл). Однокоренные слова: ложечка, полагать, возложить (в качестве ответа принимаются любые два слова с корнем -лаг-/-лож-) (по 1 баллу за каждый пример).
  2. В современном языке слово лжица употребляется в значении «прибор для причащения в православной церкви» (2 балла).

Всего 5 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 58.

Рекомендуем ознакомиться: