Содержание
- Задание № 1 (7 баллов)
- Задание № 2 (3 балла)
- Задание № 3 (4 балла)
- Задание № 4 (8 баллов)
- Задание № 5 (7 баллов)
- Задание № 6 (10 баллов)
- Задание № 7 (6 баллов)
- Задание № 8 (5 баллов)
- Задание № 9 (3 балла)
- Задание № 10 (5 баллов)
Задание № 1 (7 баллов)
Известно, что в русском языке реализация фонемы <j> отличается большой вариативностью и зависит от её фонетической позиции. <j> может быть реализована звуками [j] , [й] (и неслоговое) и даже нулем звука [ø ]. Найдите её возможные реализации и опишите эти позиции, основываясь на следующих транскрипциях:
в яме – [вjáм’ь], ёлка – [jолкъ];
золотой – [зълатóй], мой – [мой];
майка – [мáйкъ], зайка – [зайкъ];
знает – [знáьт], лает – [лаьт].
Ответ занесите в таблицу (в таблице можно использовать данные примеры):
Позиция | Примеры | Реализация |
j | ||
ø (нуль) | ||
й (и неслоговое) |
Модель ответа и критерии
Позиция | Примеры | Реализация |
Перед ударным гласным, на месте букв е, ё, ю, я (1 балл). | в яме – [вjáм’ь], ёлка – [jолкъ] | j |
Между двумя гласными (1 балл). | знает – [знáьт], лает – [лаьт] | ø (нуль) |
Все остальные позиции, в том числе перед согласными, на конце слова (2 балла). | Золотой – [зълатóй], мой – [мой], майка – [мáйкъ], зайка – [зайкъ] | й (и неслоговое) |
За правильное указание примеров (можно 1 пример) – по 1 баллу.
Всего 7 баллов.
Задание № 2 (3 балла)
Прочитайте текст. Определите значение выделенных слов.
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, куёт булат.
(Полтава. А.С. Пушкин)
Модель ответа и критерии
Паладин – храбрый рыцарь, здесь перен.: шведский воин, из войска Карла, либосам Карл – король шведский (2 балла: определение значения и указание напереносное значение).
Млат – молот (славянизм с неполногласием) (1 балл, по 0,5 балла за определение и указание на неполногласие).
Всего 3 балла.
Задание № 3 (4 балла)
Многие имена у разных народов восходят к общему имени-предку. Обычно этодревнегреческое или древнееврейское имя. Так, английское «Джон»,итальянское «Джованни» и русское «Иван» восходят к древнееврейскомуимени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает».
Укажите русское имя, которое этимологически родственно именииностранному.
По-армянски Оганес, а по-русски …
По-испански Хакобо, а по-русски …
По-французски Жорж, а по-русски …
По-английски Юджин, а по-русски …
Модель ответа и критерии
По-армянски Оганес, а по-русски Иван.
По-испански Хакобо, а по-русски Яков, Яша.
По-французски Жорж, а по-русски Георгий, Юрий, Егор.
По-английски Юджин, а по-русски Евгений.
За каждое верно указанное имя – 1 балл.
Всего 4 балла.
Задание № 4 (8 баллов)
Предположим, что слово пустослов – это существительное, стоящее в форме родительного падежа множественного числа. Как бы выглядели возможные формы именительного падежа единственного числа от этого существительного?
Приведите аналогичные примеры из русского языка.
Пример выполнения задания: от слова здоров первая возможная форма – здор (1 балл), по аналогии с двор (дворов – двор) (1 балл). Вторая возможная форма – здоро среднего рода (1 балл), но родительный падеж множественного числа от неё просторечный (1 балл), по аналогии с дело – делов (1 балл). Третья возможная форма – здорова (1 балл), по аналогии с корова (коров – корова) (1 балл).
Модель ответа и критерии
От слова пустослов первая возможная форма – пустосол (1 балл), по аналогии с посол (послов – посол) (1 балл). Вторая возможная форма – пустосёл (1 балл), по аналогии с осёл (ослов – осёл) (1 балл). Третья возможная форма – пустосло по аналогии с сусло (1 балл), но родительный падеж множественного числа от неё просторечный (1 балл). Четвёртая возможная форма – пустослова (1 балл), по аналогии с корова (коров – корова) (1 балл).
Всего 8 баллов.
Задание № 5 (7 баллов)
Вставьте, где это необходимо, пропущенные в словах буквы.
ко..ридор
дра..матический
криста..льный
о..купация
а..люминий
ка..рикатура
а..патия
Модель ответа и критерии
коридор
драматический
кристальный
оккупация
алюминий
карикатура
апатия
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Всего 7 баллов.
Задание № 6 (10 баллов)
Даны следующие предложения.
- Учёные исследуют вулканы на Камчатке.
- Подарки от моей подруги из Пскова я не получал.
Найдите в каждом из этих предложений слова (словоформы), к которым можно задать разные вопросы. Укажите, какими членами предложения они могут являться.
Примечание. Не забудьте указать слово, от которого Вы задаёте вопрос, чтобы определить член предложения.
Модель ответа и критерии
В предложении 1 это слово с предлогом (словоформа) на Камчатке (1 балл).
К на Камчатке можно задать вопрос какие? от слова вулканы (1 балл). В этом случае на Камчатке – определение (1 балл). К на Камчатке можно задать вопрос где? от слова исследуют (1 балл). В этом случае на Камчатке – обстоятельство (1 балл).
В предложении 2 это слово с предлогом (словоформа) из Пскова (1 балл). К из Пскова можно задать вопрос какой? от слова подруги (1 балл). В этом случае из Пскова – определение (1 балл). К из Пскова можно задать вопрос откуда? от слова (не) получал (1 балл). В этом случае из Пскова – обстоятельство (1 балл).
Всего 10 баллов.
Задание № 7 (6 баллов)
Дана таблица со словами русского, польского, македонского и словенского языков, восходящими к одному и тому же общеславянскому корню.
русский | польский | македонский | словенский |
закуток зуб муж д ? б дар стар брат путник | kąt ząb m ? ż dąb dar stary brat pątnik | кат заб маж даб дар стар бр ? т патник | kot z ? b mož dob dar star brat potnik |
Вставьте нужные буквы в слова с пропущенной гласной. Обоснуйте ответ.
Модель ответа и критерии
Русский язык: дуб (1 балл). Польский язык: mąż (1 балл). Македонский язык: брат (1 балл). Словенский язык: zob (1 балл). В таблице может быть двоякое соотношение гласных букв корня: 1) во всех языках а (отсюда брат в македонском) (1 балл); 2) русская у – польская ą – македонская a – словенская o (отсюда дуб, mąż, zob) (1 балл).
Всего 6 баллов.
Задание № 8 (5 баллов)
Прочитайте отрывок из стихотворения А. Блока «Осенняя воля»:
Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнёт упругие кусты,
Битый камень лёг по косогорам,
Жёлтой глины скудные пласты.
В этом стихотворении есть слово, употреблённое с точки зрения современного русского языка необычно: в современном русском языке это значение вида глагола стало устаревшим.
Найдите это слово и прокомментируйте особенности его употребления.
Модель ответа и критерии
Это слово лёг (3 балла). Здесь оно употреблено в значении несовершенного вида лежит (1 балл), тогда как в современном русском языке лёг может иметь значение только совершенного вида (1 балл).
Всего 5 баллов.
Задание № 9 (3 балла)
Что обозначают подчёркнутые слова?
Говорит тысячами, а тьма в глазах.
Говорит «тьма», а думает о легионе.
Модель ответа и критерии
Тьма – 10 000 (2 балла, по 1 баллу за каждое слово).
Легион – 100 000 – 1 балл.
Всего 3 балла.
Задание № 10 (5 баллов)
Прочитайте отрывок из текста XV века «Хожение за три моря Афанасия Никитина».
Индѣѧне ж не ѣдѧт никоторого ж мѧса… А ѣдѧт все рѫкою правою, а лѣвою не примет сѧ ни за что, а ножа не дрьжат, а лжицы не знают.
- Что такое лжица? Какие хотя бы два однокоренных ему слова в современном языке Вы можете привести?
- Употребляется ли слово лжица в современном языке? Если да, что оно значит?
Модель ответа и критерии
- Лжица – это то же, что современное ложка (1 балл). Однокоренные слова: ложечка, полагать, возложить (в качестве ответа принимаются любые два слова с корнем -лаг-/-лож-) (по 1 баллу за каждый пример).
- В современном языке слово лжица употребляется в значении «прибор для причащения в православной церкви» (2 балла).
Всего 5 баллов.
Максимальный балл за все выполненные задания – 58.