Содержание
Задание 1
(4 балла) Прочитайте определение формулы Потебни (из материалов образовательного портала МГУ).
Лингвисты-фонетисты всегда стремились получить числовые выражения соотношений длительности и интенсивности гласных звуков, составляющих ритмические модели русского языка. Наиболее известна модель ритмического строения слова в русском языке, которая получила название формула Потебни (впервые её предложил выдающийся русский и украинский филолог А.А. Потебня). Формула Потебни выглядит следующим образом: …12311… С её помощью можно описать особенности ритмической организации любого фонетического слова русского языка. Цифра 3 в формуле Потебни обозначает ударный гласный звук; цифра 2 обозначает гласный звук в первом предударном слоге или в начальном неприкрытом безударном слоге, а также гласный звук конечного безударного открытого слога; цифрой 1 обозначаются гласные звуки во всех других безударных слогах. Многоточием обозначаются слоги в много- сложных словах (таким образом, эти слова могут быть любой размерности). Как показали статистические исследования ритмических моделей слов в русс- кой речи, их число ограничено (Л.В. Златоустова установила всего 16 моделей, из которых 12 моделей покрывают до 90 % любого текста на русском языке). – Итак, инструкция по составлению формулы Потебни будет такой (заполните пропуски).
- Посчитайте количество слогов в слове и проставьте соответствующее количество точек.
- Определите, какой слог ударный. На месте точки под этим номером поставьте цифру ____.
- Слог перед ним обозначьте цифрой _____.
- Посмотрите, не начинается ли первый слог с гласной. Если да, то также обозначьте его цифрой ____.
- Все остальные слоги пометьте цифрой ___.
– Пользуясь определением формулы Потебни, запишите формулы слов в моно-стихе Максимилиана Волошина: В шафранных сумерках лиловые холмы.
Критерии и ответы
231 311 2311 23 (по 1 баллу за каждую верно написанную форму).
Всего 4 балла.
Задание 2
(2 балла) Прочитайте следующий отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.
(1) И царица над ребёнком,
(2) Как орлица над орлёнком;
(3) Шлёт с письмом она гонца,
(4) Чтоб обрадовать отца.
(5) А ткачиха с поварихой,
(6) С сватьей бабой Бабарихой
(7) Извести её хотят,
(8) Перенять гонца велят;
(9) Сами шлют гонца другого…
Дайте толкование слова перенять в строке 8.
Критерии и ответы
Перенять – поймать, перехватить.
Всего 2 балла.
Задание 3
(4 балла) Даны следующие слова: пузатый, носатый, косматый, горбатый, крылатый (жук), волосатый.
Все эти слова образованы по одной формальной модели, но по значению отчётливо делятся на две группы.
- Укажите способ словообразования данных слов.
- Укажите слова искомых двух групп, опишите их значение.
Критерии и ответы
- Способ образования – суффиксальный: прибавление к основе существительного пуз-, нос-, косм-, горб-, крыл-, волос- суффикса -ат- (1 балл).
- Первую группу составляют слова горбатый, крылатый (0,5 балла). Их значение – «имеющий крылья», «имеющий горб» (вариант толкования: «тот, кто с крыльями», «тот, кто с горбом») (1 балл). Вторую группу составляют слова пузатый, носатый, косматый, волосатый (0,5 балла). Их значение – «с большим (больше нормы) пузом, носом, космами, волосами» (вариант толкования: «имеющий размер носа/пуза, густоту волос, длину/густоту косм больше нормы») (1 балл).
Всего 4 балла.
Задание 4
(4 балла) Дано предложение, в котором обыгрываются четыре фразеологических оборота.
Когда рак на горе свистнул, биологам наконец удалось узнать, где раки зимуют, но исследователям пора было возвращаться к своим баранам, а также узнать, куда Макар гонял телят.
Выпишите фразеологические обороты и дайте каждому из них толкование.
Критерии и ответы
- Когда рак на горе свистнет (0,5 балла) – никогда (0,5 балла).
- (Показать кому-либо), где раки зимуют (0,5 балла) – задать кому-либо трёпку, сильно наказать (0,5 балла).
- Вернёмся к нашим баранам (0,5 балла) – говорится, когда кто-либо возвращается к оставленному было предмету разговора (0,5 балла).
- Куда Макар телят не гонял (0,5 балла) – чрезвычайно далеко, недоступно (0,5 балла).
Всего 4 балла.
Задание 5
(6 баллов) Дан следующий ряд существительных: сумерки, пальто, робот, кочка, зверьё, сын, мышь.
Выпишите из этого ряда существительное (существительные), которое (которые) невозможно охарактеризовать с точки зрения грамматики ни как одушевлённое (одушевлённые), ни как неодушевлённое (неодушевлённые). Обоснуйте ответ.
Критерии и ответы
Это существительное зверьё (2 балла). У одушевлённых существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного (1 балл). Но в единственном числе одушевлённость или неодушевлённость показывают только существительные мужского рода 2-го склонения (вижу кота – вижу стол) (1 балл), а для слов, не принадлежащих к мужскому роду и/или ко 2-му склонению, одушевлённость или неодушевлённость можно обнаружить только во множественном числе (1 балл). Так как слово зверьё не имеет множественного числа и не является словом мужского рода, хотя и принадлежит ко 2-му склонению, то у него не выражается ни одушевлённость, ни неодушевлённость (1 балл).
Всего 6 баллов.
Задание 6
(6,5 баллов) Прочитайте предложение.
Вряд ли участники научной конференции будут досматривать до конца даже самые увлекательные киноленты.
Укажите, сколько словосочетаний содержит данное предложение. Перечислите их. Обоснуйте свою точку зрения. Укажите, есть ли в предложении слова (сочетания слов), которые не являются словосочетаниями. Объясните свою точку зрения.
Критерии и ответы
В данном предложении есть несколько аналитических форм слова, которые не являются словосочетаниями. Это форма будущего времени глагола «будут досматривать» и форма превосходной степени прилагательного «самые увлекательные» – 2 балла.
Кроме того, предложение содержит две частицы, которые не являются членами предложения и не способны быть компонентами словосочетания. Это «вряд ли» и «даже». – 1 балл.
Грамматической основой предложения является «участники будут досматривать» – 1 балл.
Таким образом, предложение содержит следующие словосочетания:
участники конференции
конференция научная
будут досматривать до конца
будут досматривать киноленты
киноленты самые увлекательные
Всего в предложении 5 словосочетаний – 2,5 балла (по 0,5 балла за каждое словосочетание).
Всего 6,5 баллов.
Задание 7
(5 баллов) Прочитайте отрывок из лингвистического текста.
Русский язык входит в большую семью ˂….˃ языков (от исландского до пушту). В этой семье он принадлежит к обширной группе славянских языков, которую составляют три подгруппы: восточная, южная и западная. К восточно-славянским языкам относятся украинский, ˂….˃ и белорусский, к южно-славянским – ˂….˃, македонский, ˂….˃ и словенский, к западнославянским – чешский, польский, ˂….˃, верхнелужицкий и нижнелужицкий. Родство славянских языков проявляется в близости их лексики, морфемики, способов словообразования, синтаксических систем, регулярных фонетических соответствиях и т. д.
Восстановите текст, заполнив пробелы.
Критерии и ответы
Русский язык входит в большую семью ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ языков (от исландского до пушту). В этой семье он принадлежит к обширной группе славянских языков, которую составляют три подгруппы: восточная, южная и западная. К восточнославянским языкам относятся украинский, РУССКИЙ и белорусский, к южнославянским – БОЛГАРСКИЙ, македонский, СЕРБСКО-ХОРВАТСКИЙ (допустимо: СЕРБОХОРВАТСКИЙ\ СЕРБО-ХОРВАТСКИЙ; или только СЕРБСКИЙ, или только ХОРВАТСКИЙ, или СЕРБСКИЙ И ХОРВАТСКИЙ) и словенский, к западнославянским – чешский, польский, СЛОВАЦКИЙ, верхнелужицкий и нижнелужицкий. Родство славянских языков проявляется в близости их лексики, морфемики, способов словообразования, синтаксических систем, регулярных фонетических соответствиях и т. д.
За каждое верно вставленное слово по 1 баллу.
Всего 5 баллов.
Задание 8
(10 баллов) Прочитайте список слов.
избегнуть
свистнуть
блеснуть
беспочвенный
ткацкий
дощатый
колонный
Выпишите из списка те слова, в написании которых нарушен морфологический принцип орфографии. «Исправьте» написание этих слов, чтобы морфологический принцип орфографии был соблюден.
Критерии и ответы
Блеснуть – блескнуть
Беспочвенный – безпочвенный
Ткацкий – ткаческий (ткачский)
Дощатый – доскчатый
Колонный – колоннный
За «верное» написание каждого слова – по 2 балла.
Всего 10 баллов.
Задание 9
(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Я Тицианно.
Критерии и ответы
Интонация.
Всего 1 балл.
Задание 10
(11 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и переведите их на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте; укажите, какой частью речи является слово, а также назовите особенности формы, в которой стоит слово).
- Начать княжити Володимеръ единъ въ Киевѣ, и постави б о л в а н ъ на холмѣ внѣ двора теремнаго: Перуна древянаго… бы л и и другыя кумиры: Хорса, Дажба, Стриба… Ник. Лет.
- Два б о л в а н а серебряны золочены чеканы съ кровлями и съ рукоятьми на пузѣхъ по личинѣ съ крылами…
Критерии и ответы
1) Начав княжить единолично в Киеве, Владимир поставил изваяние на холме, вне теремного двора, деревянного Перуна, были и другие идолы: Хорс, Даждьбог, Стрибог (2 балла). За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
Болван – идол, изваяние, которому поклоняются как божеству (1 балл); имя существительное, употреблено в форме единственного числа, вин. п. (1 балл).
Кумир – идол, имя существительное, употреблено в форме мн. ч., им. п. (1 балл).
2) Два сосуда в виде изваяния, серебряные, золочёные, чеканные, с крышками и рукоятями (ручками) на брюхе (чреве, пузе), с крыльями по передней части фигуры (2 балла). За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.
Болван – сосуд в виде изваяния, фигуры (1 балл); имя существительное(1 балл).
Личина – здесь: передняя часть тела (1 балл). Имя существительное в форме ед. ч., дат. п. (1 балл).
Всего 11 баллов.
Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 53,5.