Олимпиадные задания с решениями

Астрономия 8-9 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1 (викторина)

Задания  а,  б  и  в  –  это  игра «Четвёртый –  лишний».  Что  в  каждом  случае лишнее с точки зрения астрономии? Почему?

а) Лев, Телец, Козерог, Дракон.

Ответ: Дракон – незодиакальное созвездие среди зодиакальных.

б) Нептун, Уран, Плутон, Юпитер.

Ответ: Плутон – карликовая планета среди планет-гигантов.

 в) Чёрное море, Белое море, Восточное море, Северное море.

Ответ: Восточное море – лунное море среди земных.

 г) Заменив одну букву, превратите планету в государство.

Ответ: Уран – Иран.

 д) Название  какого из месяцев  года переводится  как «десятый»? Какой  он по счёту в нашем календаре и почему?

Ответ:  декабрь,  двенадцатый  месяц;  название  пришло  из  латинского  языка; в римском календаре первым месяцем года был март.

Критерии оценивания: в пунктах а, б, в по 1 баллу за каждый правильный ответ и  по  1 баллу  за  его  обоснование;  в  пункте  г  за  правильный  ответ –  1  балл; в пункте д, в зависимости от полноты ответа, – до 3 баллов.

Максимум за задание – 10 баллов.

 Задание 2 (словарик)

Объясните значение астрономических терминов:

  • а) гномон;
  • б) радиант;
  • в) рефрактор;
  • г) созвездие;
  • д) солнцестояние.

Ответы:

  • а)  гномон –  вертикальный  шест  или  колонна,  позволяющая (по  тени) определить  высоту  Солнца  над  горизонтом,  момент  истинного  полудня  и направление меридиана;
  • б) радиант –  точка  на  небесной  сфере,  кажущаяся,  вследствие  перспективы, источником метеоров (откуда как бы вылетают «падающие звёзды»);
  • в) рефрактор – тип телескопа с линзовым объективом;
  • г) созвездие – участок небесной сферы в пределах установленных границ

Ответ типа «группа звёзд» или «рисунок из звёзд» является неверным.

  • д) солнцестояние (летнее  или  зимнее) –  момент  времени,  когда  Солнце достигает самого северного или самого южного положения на эклиптике.

Критерии  оценивания:  по  1  баллу  за  правильное (хотя  бы  своими  словами) объяснение значения каждого термина.

Максимум за задание – 5 баллов.

 Задание 3 (галерея)

Какие космические тела изображены на фотографиях?

Рисунок 3.1

Рисунок 3.2

Рисунок 3.3

Рисунок 3.4

Ответы:

  1. карликовая планета Плутон;
  2. галактика Туманность Андромеды (М31);
  3. планета Меркурий;
  4. Луна в растущей фазе, виден пепельный свет.

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый правильный ответ; в пункте г за упоминание пепельного света – дополнительно 1 балл.

Максимум за задание – 5 баллов.

Задание 4

Предположим, что сегодня высота Солнца в полдень в Кейптауне (33о 55′ ю. ш., 18о 29′ в. д.)  наибольшая  из  возможных  в  течение  года.  В  каком  из перечисленных пунктов Солнце сегодня не восходит?

  • Анадырь (64⁰ 44′ с. ш., 177⁰ 31′ в. д.);
  • Мирный (66⁰ 33′ ю. ш., 93⁰ 00′ в. д.);
  • Мурманск (68⁰ 58′ с. ш., 33⁰ 05′ в. д.);
  • Рейкьявик (64⁰ 09′ с. ш., 21⁰ 53′ з. д.);
  • Стокгольм (59⁰ 20′ с. ш., 18⁰ 04′ в. д.);
  • Тикси (71⁰ 38′ с. ш., 128⁰ 52′ в.д.).

Ответ:  Кейптаун  находится  в  Южном  полушарии,  южнее  тропика.  Самая большая полуденная высота Солнца там бывает в день зимнего солнцестояния  (21–22  декабря). В  эту  дату  полярная  ночь  бывает  в  пунктах,  расположенных севернее Северного полярного круга (66⁰ 34′ с. ш.). Таких пунктов в списке два: Мурманск и Тикси.

Критерии  оценивания:  за  правильный  ответ  с  полным  обоснованием – 4 балла;  в  случае,  если ответ обоснован, но правильно указан  только один из пунктов –  3 балла;  за  определение  даты,  в  которую  происходит  действие задачи, – 1 балл; за упоминание полярного круга и полярной ночи – 1 балл.

Максимум за задание – 4 балла.

Задание 5

Из  какого  созвездия  летят  к  нам инопланетные гости? Обоснуйте свой ответ.

Рисунок 5.1

Ответ: инопланетные  гости летят из  созвездия Тельца.  Правее  и выше «космического  корабля» видна  часть  этого  созвездия – звёздное  скопление  Плеяды.

Космический  корабль  пришельцев закрыл главную звезду созвездия – Альдебаран.

Критерии оценивания:  за  правильный  ответ  с полным  обоснованием –  4  балла;  за  упоминание Альдебарана и Плеяд – по 1 баллу; за правильный ответ с обоснованием типа «нашёл на карте» – 2 балла; за  правильный ответ без обоснования – 1 балл.

В справочных материалах есть звёздная карта и таблица ярких звёзд. Задание проверяет,  таким  образом,  умение  ученика  работать  с источниками информации.

Максимум за задание – 4 балла.

Задание 6

Найдите  астрономические  ошибки  в  картине  советского  художника  Андрея Соколова «Луна. Следы космонавтов в лунной пыли».

Картина Андрея Соколова «Луна. Следы космонавтов в лунной пыли»

Ответ: в картине допущено несколько астрономических ошибок.

  1. Во-первых, у  Земли  не  показана фаза. Судя  по  теням  от  скал  и  космонавтов, Солнце  светит  с  правой  стороны  и  расположено  довольно  высоко  над горизонтом. Поэтому  земной шар  тоже должен быть освещён справа сверху и иметь вид серпа или полудиска.
  2. Во-вторых, видимый  диаметр  Земли  существенно  преувеличен.  Земля  больше Луны по диаметру примерно в три с половиной раза, поэтому Земля в лунном небе должна быть всего в три с половиной раза крупнее Луны в земном небе.
  3. В-третьих, у Луны нет атмосферы, поэтому внутри теней, куда не попадает свет Солнца, должно быть совершенно темно, не видно никаких деталей.

Критерии оценивания: по 1 баллу за обнаружение каждой из ошибок; 1 балл за правильное обоснование ответа (хотя бы одного из трёх пунктов).

Максимум за задание – 4 балла.

Задание 7

Беседуют  будущие  конструкторы  космических  кораблей.  Петя  мечтает: «Я построю корабль, который  за секунду долетит до Луны». Коля: «А я построю корабль, который за час долетит до Марса». Вася: «А я – корабль, который за год  долетит  до  альфы  Центавра».  Как  Вы  думаете,  какой  их  этих  проектов удастся осуществить? Обоснуйте свой ответ.

Решение:  наибольшая  скорость,  возможная  в  природе, –  это  скорость  света в вакууме,  которая  составляет 300  тыс.  км/с.  Расстояние  до  Луны –  около 400 тыс.  км –  свет  преодолевает  за 4/3  с.  Расстояние  до  альфы  Центавра – примерно за 4 года. Поэтому проекты Пети и Васи заведомо неосуществимы.

Расстояние между Марсом  и  Землёй  в  среднем  противостоянии – 0,5  а. е. (из справочной  таблицы).  Чтобы  преодолеть  такое  расстояние  за  час,  корабль должен  пролетать  примерно 1,25 млн  км  в минуту  или 21  тыс.  км  в  секунду.

Это  гораздо  меньше  скорости  света,  поэтому  проект  Коли,  возможно,  будет осуществлён.

Участник может воспользоваться известным ему расстоянием между Землёй и Марсом  в  великом противостоянии – 57 млн км. В  этом  случае получается примерно 1 млн км в минуту, или 16 тыс. км в секунду.

Критерии оценивания: за правильный ответ без обоснования или с неверным обоснованием –  1  балл;  за  указание  на  скорость  света  как  на  предельную – 1 балл;  за  правильный  расчёт  времени,  за  которое  свет  распространяется  от Земли до Луны и до альфы Центавра – 1 балл; за правильный расчёт времени, за  которое  свет  распространяется  от  Земли  до  Марса,  с  учётом  его конфигурации – 2 балла.

Максимум за задание – 4 балла.

Всего за работу – 36 баллов.

Справочные материалы

Рекомендуем ознакомиться: